Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии
страница1/9
Дата публикации09.03.2016
Размер0.96 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний


УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры:

«13» июня 2013 г.

Протокол № 1

Зав. кафедрой _______ Е.С. Гладкая
Учебно-методический комплекс по дисциплине

БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ
Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль: Физика. Математика

Физика. Английский язык
Составители:

Тюмасева З.И.
Орехова И.Л.

Челябинск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ


1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

2.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ



7

3.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

9

4.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


9

5.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

9

6.

РАБОЧАЯ (МОДУЛЬНАЯ) ПРОГРАММА

13

6.1.

6.2.

Тематическое планирование дисциплины

Модуль 1. Теоретические основы биологии

с основами экологии

13
14

6.3.
6.4.

Модуль 2. От экологии организмов до экологии

живых систем

Модуль 3. Экология человека и рациональное

природопользование


16
34

7.
7.1.

7.2.

7.3.

7.4.

7.5.


ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ

АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Оценочные средства формируемых компетенций

Критерии выставления оценок на зачете

Перечень вопросов для зачета

Матрица соответствия составных частей ООП

и оценочных средств для проведения текущего

контроля знаний, промежуточной и итоговой

аттестации


41

41

43

43


45

8

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

46

8.1.

8.2.

8.3.

8.4.

Творческие задания

Перечень тем рефератов

Рекомендации и указания по написанию рефератов

Словарь основных понятий учебного курса

46

46

46

47


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная дисциплина «Биология с основами экологии» носит интегрированный характер и обобщает основы биологии и экологии. Она включает сведения об основных закономерностях жизненных явлений на всех уровнях организации живого организменном, популяционно-видовом, экосистемном.

Целью является формирование биолого-экологической готовности студентов к пониманию значения жизни как наивысшей ценности, умению строить свои отношения с природой на основе взаимоотношений.

Эта цель определяет задачи, стоящие перед современной учебной дисциплиной «Биология с основами экологии».

  1. Сформировать экологическое мышление.

  2. Овладеть элементарными знаниями о природных объектах и явлениях, о человеке, о законах природы, о социальных процессах.

  3. Изучить зависимость здоровья человека от состояния окружающей природной и социальной среды.

  4. Развивать стремление оздоравливать окружающую среду, внося посильный вклад в пропагандистскую деятельность природоохранительного характера.

Таким образом, основой для реализации дисциплины «Биология с основами экологии» и сопряженных с ним общепрофессиональных дисциплин должно быть биологическое знание, в рамках которого человек рассматривается в его комплексности и целостности. А это, в свою очередь, служит основанием для изучения биологии с основами экологии в виде науки о единстве живых организмов и среды их обитания. У этой дисциплины четко выраженная эколого-валеологическая направленность.

Она отвечает общим принципам образования, призванного быть природосообразным, здровьесберегающим и адаптивным. Особенностью ее является широкое использование регионального материала и привлечение студентов к активному деятельностному участию в образовательном процессе.

Содержание включает:

  • Признаки живой системы. Уровни организации живых систем.

  • Адаптация и коадаптация живых организмов и среды их обитания. Среды жизни.

  • Популяционный уровень жизни. Причины, нарушающие стабильность популяций.

  • Природные и искусственные экосистемы. Экологическое равновесие и сукцессии природных экосистем.

  • Биосфера – глобальная экосиситема. Круговорот веществ и энергии.

  • Биологическое разнообразие.

  • Биологическая индикация.

  • Экологические основы рационального природопользования.

  • Человек как биосоциальное существо. Здоровье человека. Факторы риска и факторы устойчивости.

  • Коэволюция человека и природы.

  • Концептуальные основы эколого-валеологического образования.

Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО: Б.2.в.1.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050100 Педагогическое образование предъявляет следующие требования к результатам образования студентов:
МАТРИЦА СООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

ПО МОДУЛЯМ ДИСЦИПЛИНЫ


Компетенции

Модули дисциплины

Теоретические основы биологии с основами экологии

От экологии организмов до экологии живых систем

Экология человека и рациональное природопользование

ОК – 3

+

+

+

ОК – 4




+

+

ОПК – 1

+

+

+


СООТВЕТСТВИЕ ЦЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


п/п

Компетенция

(содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП)

Зная, умения, навыки, обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции

1

ОК – 3. Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

Должен знать:

– основные закономерности взаимодействия человека и общества.

Должен уметь:

– анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

Должен владеть:

– навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля

Должен знать:

– закономерности формирования экологической культуры.

Должен уметь:

– применять экологические знания для эффективного формирования экологической культуры учащихся.

Должен владеть:

– способами диагностики субъективного отношения к природе

1

ОК–4. Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования

Должен знать:

– основные характеристики естественнонаучной картины мира, место человека в природе.

Должен уметь:

– применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности.

Должен владеть:

– способами проектной и инновационной деятельности в образовании

Должен знать:

– современные представления об экологии человека;

– место человека в природе, экологическое разнообразие человека;

– экологические факторы (абиотические, биотические и антропогенные) и их влияние на человека;

– правовые и организационные основы охраны природы и рационального природопользования;

– экологические факторы, обусловливающие формирование благополучной и безопасной образовательной среды.

Должен уметь:

– системно анализировать глобальные экологические проблемы;

– выстраивать гармоничные отношения с природой;

– применять знания экологии и биологии для создания здоровьесберегающей образовательной среды;

– использовать нормативно-правовые документы в организации экологического обучения и воспитания, просветительской экологической деятельности.

Должен владеть:

– прогнозировать изменения окружающей среды в результате антропогенного воздействия и рекомендовать предупредительные меры;

– экологическими методами оценки состояния образовательной среды, обеспечивающей формирование, сохранение и укрепление здоровья подрастающего человека

3

ОПК–1. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

Должен знать:

– основы просветительской деятельности.

Должен уметь:

– применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности.

Должен владеть:

– способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды

Должен знать:

– функции педагога в аспекте формирования культуры природолюбия.

Должен уметь:

– учитывать в учебной и профессиональной деятельности требования формирования экологической культуры.

Должен владеть:

– формами, способами и методами эколого-просветительской деятельности



Учебная дисциплина рассчитана на 72 часа: 18 часов лекций, 18 часов лабораторных занятий и 36 часов самостоятельной работы студентов.

На лабораторном практикуме студенты проявляют умения планировать и осуществлять мысленные и реальные эксперименты, объяснять их результаты; проводить мыслительные операции, необходимые для усвоения теоретических понятий; ставить и решать проблемы охраны видов и экосистем; обосновывать правила безопасного и здорового образа жизни; оценивать практические рекомендации с позиции экологической этики; применять биологические понятия для объяснения сущности процессов и явлений; обосновывать практические рекомендации.

Реализация активных форм и методов обучения, а также здоровьесберегающих образовательных технологий существенно повышает эффективность лабораторного практикума.

Система контроля за уровнем подготовки студентов включает: текущий контроль; этапный контроль (тестирование по окончании изучения содержания модуля); рубежный (итоговый по окончании курса) контроль в виде зачета. По наиболее трудным разделам курса целесообразно проведение коллоквиумов.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература

  1. Лысов, П.К. Биология с основами экологии. / П.К. Лысов, А.П. Акифьев, Н.А. Добротина. М.: Высшая школа 2010.

  2. Ручин, А.Б. Биология с основами экологии. / А.Б. Ручин, А.С. Лукаткин, Т.Б. Силаева. М.: Академия, 2011.

Дополнительная литература

  1. Биология с основами экологии : учебник для вузов / Под ред. А.С. Лукаткина. – М.: Академия,2008.

  2. Брем, З. Биология. Справочник школьника и студента / З. Брем, И. Мейнк. – М.: Дрофа, 2009.

  3. Бродский, А.К. Общая экология: учеб. для вузов / А.К. Бродский. – М.: Академия, 2007.

  4. Вахненко, Д.В. Биология с основами экологии. Учебник для вузов / Д.В. Вахненко, Т.С. Гарнизоненко, С.И. Колесников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

  5. Горелов, А.А. Экология: учеб. пособие для вузов / А.А. Горелов. – М.: Академия, 2006.

  6. Грин, Н. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор – М.: Мир, 2008. – Т. 1–3.

  7. Николайкин, Н.И. Экология: учеб. для вузов / Н.И. Николайкин. – М.: Дрофа, 2006.

  8. Передельский, Л.В. Экология: учеб. для вузов / Л.В. Передельский. – М.: Проспект, 2006.

  9. Пономарева И.Н. Экологическое образование в Российской школе. История. Теория. Методика / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

  10. Прохоров, Б.Б. Экология человека: учебник для вузов / Б.Б. Прохоров. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007

  11. Розанов, С.И. Общая экология: учеб. для вузов / С.И. Розанов. – 6-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2005.

  12. Тюмасева З.И. На пути к природолюбию / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова. – Челябинск: ЧГПУ, 2006.

  13. Тюмасева, З.И. Организация и руководство самостоятельной работой студентов по курсу «Биология с основами экологии»: учебное пособие / З.И. Тюмасева, Е.В. Гуськова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008.

  14. Чернова, Н.М. Общая экология: учеб. для вузов / Н.М. Чернова. – 2-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2007.

Вспомогательные информационные источники

  1. http://www.glossary.ru

  2. http://www.ecolife.ru

  3. http://www.ecoguild.ru




  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ




  1. Технология эвристического обучения.

  2. Компьютерные технологии.

  3. Проектная деятельность.

  4. Технология «Портфолио студента».

  5. Здоровьесберегающие технологии.

  6. Технологии группового взаимодействия.




  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Гербарии лекарственных растений, растений леса, луга, степи, энтомофильных растений.

  2. Комнатные растения.

  3. Набор дидактических таблиц по экологии.

  4. Коллекции беспозвоночных Челябинской области.

  5. Коллекция «Биоиндикация водных экосистем».

  6. Микроскопы, ручные лупы, чашки Петри, стеклянные палочки, пнцеты.

  7. Фиксированный материал (личинки майского жука, низшие ракообразные, брюхоногие моллюски, дождевые черви и др.).

  8. Видеоматериалы по экосистемам, адаптации животных и растений, биоиндикации наземных и водных экосистем, охраняемым территориям Южного Урала, экологическому образованию.




  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Модуль 1. Теоретические основы биологии с основами

экологии (14 часов)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология
Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «биология с основами экологии»
Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Боев В. А общая биология с основами экологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для направления 020500. 62 География...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии iconРабочая программа ординарного курса «биология с основами экологии»...
«биология с основами экологии» для для студентов биологического факультета Кубанского гос университета, специализирующихся на кафедре...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии iconПрограмма по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский...
Составители: Таршис Галина Ильинична, профессор кафедры экологии и экологического образования Ургпу
Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ен ф 05 Биология с экологией...
Дзуев Руслан Исмагилович, д б н., профессор, зав кафедрой общей биологии, экологии и природопользования
Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 4 Закономерности...
Дзуев Руслан Исмагилович, д б н., профессор, зав кафедрой общей биологии, экологии и природопользования
Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Зоология с основами экологии»
Характеристика таксонов дается в филогенетическом плане и в неразрывной связи животных со средой их обитания, подчеркивая приспособительный...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии»
Дисциплина «Психиатрия с основами наркологии» относится к циклу дисциплин специализации
Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии iconТемы к выполнению контрольной работы по дисциплине «Биология с основами...
Строение хромосом; строение ДНК и всех видов рнк; понятие о гене, генетическом коде; биосинтезе белка и его этапах
Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд ф. 06 Экология и рациональное...
Барагунова Елена Ахмедовна, к б н., доцент, преподаватель кафедры общей биологии, экологии и природопользования
Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики «25» 04 2011 г. № протокола 12
Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии iconТест по дисциплине «Биология с основами экологии»
Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр в учебнике): «Школа России». Окружающий мир, 3 класс. Плешаков А. А., стр....
Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название)
Цырендоржиева Ольга Жундуевна, к б н., доцент кафедры экологии и природопользования
Учебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международное сотрудничество...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Международное сотрудничество в области экологии»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск