I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины





НазваниеI. цель и задачи дисциплины цель дисциплины
страница1/5
Дата публикации02.03.2016
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины:

ознакомление студентов с основными закономерностями становления и проявления семейных отношений, влияния семьи на развитие личности ребенка, влияния семейных отношений, брачных, супружеских и родительских ролей на развитие личности взрослого, роли семьи в формировании патологических ролей и черт характера, влияния специфики семьи на личность.

Задачи дисциплины:

- ознакомление с основными психологическими теориями семейных отношений;

-формирование знаний об этапах развития семьи и семейных кризисах,

- обучение навыкам оказания психологической поддержки семье в ситуациях переживания нормативных и ненормативных семейных кризисов,

- ознакомление с методами диагностики детстко-родительских и супружеских отношений.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Данная дисциплина (модуль) входит в профессиональный цикл (Б.3.В.12) дисциплин бакалавриата.

Интегральность данного курса обусловлена множественностью междисциплинарных связей семейной психологии с другими науками, такими как возрастная и детская психология, социальная психология, сексология, психология развития, учение о личности (персонология), психотерапия, философия; и обеспечивается объединением данных, получаемых в различных науках, где объектом изучения являются отдельные сферы жизни человека, науках о человеке социального и биологического циклов, где рассматриваются возрастные аспекты и социальные проблемы, таких как возрастная физиология, анатомия, физиология, медицина, педагогика и др.

Содержание курса «Семейная психология» является углублением знания, полученного в результате овладения дисциплинами «Общая психология», «Возрастная психология, психология развития», «Физиология ЦНС», «Психофизиология», «История психологии». Сравниваются различные концептуальные подходы к изучению семейного взаимодействия личностей.

Таким образом, для успешного овладения материалом данного курса необходимы знание основных понятий общей психологии и физиологии, касающихся становления психики в онтогенезе, социальной психологии, касающихся формирования общественных

взаимоотношений.

Изучение данного курса позволит выявить специфику проблем семьи, определить основные линии работы и психологической помощи семьям разных профессиональных, этнических и социальных групп.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Способность и готовность к:

- Способность и готовность к реализации стандартных программ направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности. В рамках психологической работы с семьей различной возрастных, образовательных, культурных специфики (ПК-1).

- Способность и готовность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности. В рамках разработки программ психологического сопровождения семьи в различные периоды жизненногоцикла семьи (ПК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные теоретические, методологические модели работы с семьей в современной семейной психологии,

- специфику работы психолога в рамках психологической службы помощи семье; закономерности становления и проявления семейных отношений, влияние семьи на развитие личности ребенка,

- влияние семейных отношений, брачных, супружеских и родительских ролей на развитие личности взрослого, роль семьи в формировании патологических ролей и черт характера, влияние специфики семьи на личность.

Уметь:

- ориентироваться в условиях развития науки с целью определения собственной позиции; - осуществлять научное прогнозирование и работу с семьей и понимать роли ранних периодов формирования личности для последующего развертывания психических ресурсов человека;

- дифференцировать различные варианты семейных отношений.

Владеть:

- навыками работы с психодиагностическим методиками, используемыми в

обследовании семьи;

- навыками анализа конфликтных ситуаций в семье, связанных с детско-родительскими и супружескими отношениями.
IV. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единицы, 216 часов.

Вид учебной работы

Всего часов







Общая трудоемкость дисциплины

216

Аудиторные занятия (всего)

60/36/24

В том числе:




Лекции


22/10/10

Практические занятия (ПЗ)

32/20/14

Лабораторные работы (ЛР)




Самостоятельная работа (всего)

120/180/183

В том числе:




Курсовой проект (работа)




Расчетно-графические работы




Реферат

2

И (или) другие виды самостоятельной работы

100

Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

Экзамен 36/36/9


Примечание:

Распределение часов для очной, очно-заочной и заочной форм обучения в тематическом плане представлено чрез дробь (18/8/6).

V. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 6 зачетные единицы 216 часов.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел, тема программы учебной дисциплины


Трудоемкость (час)




В том числе по видам учебных занятий

Всего

лекции

Семинары, практические занятия

КСР

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

Модуль 1

30/52/49

8/4/4

2/7/2




20/41/43

Тема 1.

Современные социально-психологические тенденции и перспективы

семьи как социального института.

7/11/11

2/1/1

0/1/0




5/9/10

Тема 2. Модели семьи и семейных отношений

8/13/12

2/1/1

1/3/1




5/9/10

Тема 3. Жизненный цикл семьи

7/11/11

2/1/1

0/0/0




5/10/10

Тема 4. Влияние психологического климата семьи на развитие личности

супругов и детей.

8/17/15

2/1/1

1/3/1




5/13/13

Модуль 2

72/80/79

7/3/3

15/7/6




50/70/70

Тема 5. Психологическая совместимость в семье.

18/24/23

3/1/1

5/3/2




10/20/20

Тема 6. Родительство и родительские позиции

27/28/28

2/1/1

5/2/2




20/25/25

Тема 7. Влияние родителей на развитие личности

27/28/28

2/1/1

5/2/2




20/25/25

Модуль 3

72/78/79

7/13/3

15/6/6




50/69/70

Тема 8. Проблемная семья

29/34/34

2/1/1

7/3/3




20/30/30

Тема 9. Психологическая помощь семье

43/45/44

5/2/2

8/3/3




30/39/40

Итого часов

216

22/10/10

32/20/14

6/0

120/180/183

Форма итогового контроля

знаний бакалавров:


Экзамен 36/9/36


VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема1. Современные социально-психологические тенденции и перспективы
семьи как социального института Предмет и задачи семейной психологии. Понятие семьи. Структура семьи. Функции семьи. История семьи. Политические детерминанты семьи. Современные социально-психологические тенденции и перспективы семьи как социального института. Научные подходы к изучению семьи. Психодинамический, бихевиоральный, когнитивный подходы.
Тема 2. Модели семьи и семейных отношений

Ролевая структура семьи. Основные параметры оценки семейные отношений в циркулярной модели Д. Олсона. Основные положения теории семейных систем. Сбалансированные, несбалансированные и среднесбалансированные типы семейных систем с точки зрения гибкости, сплоченности и развития коммуникативных навыков. Соотношение изменения параметров семейной системы в циркулярной модели Д. Олсона со стадиями жизненного цикла развития семьи. Особенности, преимущества и актуальность системного подхода к анализу семейных отношений. Модели общения. Детерминанты брака, взятые из родительской семьи.

Уровни эмоционально-личностного общения в семье.
Тема 3. Жизненный цикл семьи
Понятие жизненного цикла семьи. Стадии жизненного цикла семьи. Модель Е. Дюваль; стадии жизненного цикла семьи Э.Картер и М.Макголдрик; стадии жизненного цикла семьи В.А. Сысенко; стадии жизненного цикла семьи Г. Навайтис; модель жизненного цикла семьи Э. Г. Эйдемиллер; стадии жизненного цикла семьи Э. К. Васильевой.

Семейные кризисы. Возрастная специфика семьи.
Тема 4. Влияние психологического климата семьи на развитие личности супругов и детей
Вопросы возникновения влюбленности, любви. Модели любви Р.Стернберг Э.Фромм, В.Соловьев. Стили люби. Теории выбора брачного партнера. Теория дополняющих потребностей (Р.Уинча); инструментальная теория подбора супругов (Р.Сентерса); теория «стимул – ценность – роль» (Б. Мурстейн).

Добрачные отношения и их влияние на устойчивость брака. Детерминанты устойчивости семьи. Структура брачного потенциала. (Г.С. Васильченко, Ю.А. Решетняк). Факторы стабильности брака. Удовлетворенность браком супругов (В.Сатир). Устойчивость брака, стабильность брака (В. А.Сысенко, В. В. Бойко).
Тема 5. Психологическая совместимость в семье
Психологическая совместимость супругов. Сексуальная совместимость. Совместимость характеров. Совместимость темпераментов.
Тема 6. Родительство и родительские позиции
Филогенетические предпосылки родительства. Историческая и социокультурная специфика родительства. Современная картина родительства. Отцовство. Материнство. Специфика отличий мужской и женской модели родительства.

Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений. Девиантное родительство.

Тема 7. Влияние родителей на развитие личности ребенка
Влияние сиблинговой позиции на развитие личности ребенка. Неполная семья. Влияние малодетной семьи на развитие личности ребенка. Влияние многодетной семьи на развитие личности ребенка. Стили семейного воспитания. Родительские ожидания Общественные установки по отношению к детям (Э. Голдфранк). Родительские позиции (Р.В.Овчарова, О.Коннер, Т.В.Брагина, Т.В. Архиреева, А.А.Чекалина, М.О. Ермихина). Родительскте установки. Типы родительских установок. (А.С.Спиваковская, Е. Шеффер и Р.Белл, А. Болдуин, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер, Е.С. Иванов). Роль родителей в личностном, интеллектуальном, нравственном и полоролевом становлении ребенка.

Роль семьи в формировании отклоняющегося поведения личности и его преодолении. Развитие ребенка в неблагополучных семьях. Аутистическое поведение и детские неврозы.
Тема 8. Проблемная семья
Супружеские конфликты. Нарушения представлений друг о друге. Нарушение межличностной коммуникации в семье. Семейный сценарий. История семьи: трансгенерационные связи. Семейный конфликт, его источники и преодоление.

Благополучные и неблагополучные семьи. Семьи без детей. Алкоголическая семья. Семейная психотерапия при алкоголизме Проблемы взаимозависимости в семье.

Незаметные оскорбления во взаимозависимых и химически зависимых семьях.

Развод как социально–психологический феномен. Предразводная ситуация. Диалектическая модель процесса развода (А. Маслоу). Развод как критическое событие жизни. Проблемы и трудности с родственниками. Повторный брак.

Раздел 9. Психологическая помощь семье
Проблема психологической помощи семье. Содержание психологического консультирования. Проблема диагностики и

коррекции семейных проблем. Детско-родительские отношения: материнство и детство; отец и ребенок.

Супружеские отношения. Организация и методы тренинговой работы с семьей.


VII. ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие 1.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины Цель и задачи дисциплины, ее место в...
Цель дисциплины: рассмотреть образ и место молодежи в социальном развитии общества, во всех сферах жизнедеятельности, пути включения...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины
Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины – изучение студентами основ и современного состояния генетики и биометрии и их использование...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке...
Цель дисциплины "Физико-химические методы исследования" — формирование у студентов системных теоретических знаний, умений и навыков...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке...
Цель дисциплины "Методы оценки качества товаров" — формирование у студентов системных теоретических знаний, умений и навыков в области...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины iconI. цель и задачи дисциплины цель дисциплины
Целью изучения дисциплины «Конфликтология» является формирование у студентов теоретических и практических знаний о причинах, формах,...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке...
Цель дисциплины "Методы исследования отдельных категорий продовольственных товаров в таможенных целях" — формирование у студентов...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины iconЦель изучения дисциплины «Международный контракт» состоит в
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. В. 00 Проблемы духовного развития личности...
Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности» состоит в формировании у студентов целостного представления об основных...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Аналитическая химия цели и задачи...
Цель дисциплины «Аналитическая химия»: научить студентов основам количественного анализа
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1 Цель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос)
Цель дисциплины – сформировать теоретические знания и прикладные навыки в области формирования источников финансирования бизнеса...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины iconЦель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос)
Цель дисциплины: раскрыть теоретические основы, принципы и методический инструментарий формирования и реализации финансовой стратегии...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины iconЦели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск