Скачать 0.55 Mb.
|
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины: Целью изучения дисциплины «Конфликтология» является формирование у студентов теоретических и практических знаний о причинах, формах, способах предупреждения и разрешения социально-психологических конфликтов в различных сферах жизнедеятельности человека. Задачи дисциплины: Курс предусматривает решение следующих задач: - выработать у студентов теоретические навыки по анализу конфликтных ситуаций, определению роли и значения конфликтов в профессиональной деятельности; - формирование профессиональных навыков по профилактике конфликтных ситуаций на макроуровне, среднем и микроуровнях; - обучение студентов самостоятельному анализу причин, способов разрешения и возможных последствий конфликтов; - формирование у студентов практических знаний по предупреждению и прогнозированию конфликтных взаимоотношений между субъектами профессиональной деятельности. II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина «Конфликтология» относится профессиональному циклу, входит в его базовую часть. Требования к выходным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе следующих дисциплин: социология, экономика, психология. III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - предмет, методы изучения и историю формирования конфликтологии как науки; - основные теории механизмов возникновения конфликтов; - функции, периоды и этапы конфликта; - динамику развития различных видов конфликта; - характеристику внутриличностных, межличностных, внутригрупповых, межгрупповых конфликтов, конфликтов между личностью и группой; - основные стадии и способы управления конфликтным процессом; - причины возникновения конфликтных ситуаций; - особенности профилактики конфликтов в трудовой и учебной деятельности; - методы психологической защиты в конфликтных ситуациях; - способы и стили разрешения различных конфликтных ситуаций; - стратегии и тактики поведения в конфликте; - современные методы управления конфликтами и стрессами в современной организации. Уметь: - анализировать конфликтные ситуации в межличностном общении; - диагностировать психологический климат и конфликтные ситуации в организации; - разрабатывать мероприятия по предупреждению и разрешению конфликтов в профессиональной деятельности; - разрабатывать управленческие решения, направленные на разрешение конфликтов; - организовывать профилактические мероприятия по предупреждению конфликтных ситуаций в организациях; - применять техники и приемы, направленные на преодоление психологического нападения и манипуляции в процессе межличностного общения. Владеть: - методами диагностики конфликтных ситуаций; - современными технологиями управления конфликтами; - навыками регулирования конфликтных ситуаций в межличностном общении, возникающих в различных сферах жизнедеятельности человека; - методами психологической защиты в конфликтных ситуациях; - навыками самостоятельной работы с литературой по учебному курсу. IV. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Примечание: Распределение часов для очной, очно-заочной и заочной форм обучения в тематическом плане представлено чрез дробь (18/6). V. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания Анализ категории «противоречие» в трудах мыслителей Древнего мира и философов Средневековья. Конфликтологическое направление социологии. Г.Спенсер - основоположник конфликтологической концепции. Социал-дарвинистское понимание социальных конфликтов (Л. Гумплович, Ф. Теннис, У. Самнер, А. Смол). Интерпретация национальных и классовых конфликтов (Х. Чемберлен, Ж. Габино, Ж.В. де Лапуж, Л. Вольтман, О. Аммон и др.). Диалектические концепции конфликта, их общие черты и основные варианты (К.Маркс, Р. Дарендорф). Конфликтный функционализм (Г.Зиммель, Л.Козер). Конфликтологические идеи дореволюционных российских социологов (П.А. Сорокин, В.М. Бехтерев, А.С. Звоницкая). Природа социального конфликта. Источники и причины его возникновения. Позитивные и конструктивные функции. Структурные элементы конфликта. Предмет изучения конфликтологии. Задачи конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания. Современные концепции конфликта в работах социологов (К.Боулдинг) и психологов (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, Э.Берн и др.). Рассмотрение конфликта как одного из состояний, присущих любому обществу. Структурно-функциональный, процессуально-динамический, типологизационный, прогностический и разрешительный методы исследований в конфликтологии. Методы сбора и анализа конфликтологических данных. Системный подход в конфликтологии. Социально-философские, социологические, социально-психологические, историко-статистические методы исследования конфликтов. Методы математического моделирования конфликтов. Тема 2. Анализ структурных элементов конфликта Сущность конфликта, определение понятия «конфликт» с точки зрения социологической и психологической науки. Объект, участники и среда как объективные элементы конфликта. Характер, направленность и ценности личности как основные субъективные элементы конфликта. Причины возникновения конфликта (потребность, дефицит, противоречие). Функции конфликта. Явные и скрытые функции. Деструктивные и конструктивные функции конфликта. Цели сторон в конфликте. Различия субъектов конфликта в зависимости от уровня возникновения конфликта. Изменение интересов и поведения субъектов конфликта. Формы социальных конфликтов по сфере возникновения. Экономические, политические, этнические, нравственные и правовые конфликты. Классификация причин возникновения конфликта. Эмоциональные и деловые факторы конфликтных ситуаций. Скрытые и открытые конфликты. Уровни проявления конфликта. Спор и конфликт. Основные правила поведения в споре. Приемы, ведущие к иррациональному спору. Способы ведения конфликта. Борьба и согласие. Принципиальный подход. Типы поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу. Точка бифуркации и порог терпимости в конфликте. Эмоциональный аспект конфликта. Транзактный анализ конфликта. Изменение социально-психологической напряженности в конфликте в течении противостояния интересов сторон. Субъекты экономического и трудового конфликтов. Стороны конфликта на макро-, среднем и микроуровнях. Трудность типологизации конфликтов. Различные основания для классификации конфликтов, их цель. Классификация конфликтов на основании выделения сторон конфликта. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Проблема эмоций и психологической несовместимости. Типы конфликтных личностей. Типичное поведение в конфликтной ситуации (тест К. Килменна). Характеристика основных стилей: конфронтация, избежание, приспособление, компромисс, сотрудничество. Причины и типология конфликтов. Стадии конфликта. Функции и последствия конфликтов. Конфликт между личностью и группой. Социальный характер межгруппового и межгосударственного конфликтов. Малая, средняя и большая социальные группы. |
1. Цели и задачи дисциплины Цель и задачи дисциплины, ее место в... Цель дисциплины: рассмотреть образ и место молодежи в социальном развитии общества, во всех сферах жизнедеятельности, пути включения... | 1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Примерная программа наименование дисциплины Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины – изучение студентами основ и современного состояния генетики и биометрии и их использование... | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке... Цель дисциплины "Физико-химические методы исследования" — формирование у студентов системных теоретических знаний, умений и навыков... | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке... Цель дисциплины "Методы оценки качества товаров" — формирование у студентов системных теоретических знаний, умений и навыков в области... | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке... Цель дисциплины "Методы исследования отдельных категорий продовольственных товаров в таможенных целях" — формирование у студентов... | ||
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины Данная дисциплина (модуль) входит в профессиональный цикл (б в. 12) дисциплин бакалавриата | Цель изучения дисциплины «Международный контракт» состоит в Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос) | ||
Программа дисциплины дпп. В. 00 Проблемы духовного развития личности... Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности» состоит в формировании у студентов целостного представления об основных... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Аналитическая химия цели и задачи... Цель дисциплины «Аналитическая химия»: научить студентов основам количественного анализа | ||
1 Цель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос) Цель дисциплины – сформировать теоретические знания и прикладные навыки в области формирования источников финансирования бизнеса... | Цель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос) Цель дисциплины: раскрыть теоретические основы, принципы и методический инструментарий формирования и реализации финансовой стратегии... | ||
Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) |