I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины





НазваниеI. цель и задачи дисциплины цель дисциплины
страница1/5
Дата публикации24.11.2017
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины:

Целью изучения дисциплины «Конфликтология» является формирование у студентов теоретических и практических знаний о причинах, формах, способах предупреждения и разрешения социально-психологических конфликтов в различных сферах жизнедеятельности человека.
Задачи дисциплины:

Курс предусматривает решение следующих задач:
- выработать у студентов теоретические навыки по анализу конфликтных ситуаций, определению роли и значения конфликтов в профессиональной деятельности;
- формирование профессиональных навыков по профилактике конфликтных ситуаций на макроуровне, среднем и микроуровнях;
- обучение студентов самостоятельному анализу причин, способов разрешения и возможных последствий конфликтов;
- формирование у студентов практических знаний по предупреждению и прогнозированию конфликтных взаимоотношений между субъектами профессиональной деятельности.


II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Конфликтология» относится профессиональному циклу, входит в его базовую часть. Требования к выходным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе следующих дисциплин: социология, экономика, психология.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  • способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

  • способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

  • владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).



  • Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

  • способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

  • способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- предмет, методы изучения и историю формирования конфликтологии как науки;

- основные теории механизмов возникновения конфликтов;

- функции, периоды и этапы конфликта;

- динамику развития различных видов конфликта;

- характеристику внутриличностных, межличностных, внутригрупповых, межгрупповых конфликтов, конфликтов между личностью и группой;

- основные стадии и способы управления конфликтным процессом;

- причины возникновения конфликтных ситуаций;

- особенности профилактики конфликтов в трудовой и учебной деятельности;

- методы психологической защиты в конфликтных ситуациях;

- способы и стили разрешения различных конфликтных ситуаций;

- стратегии и тактики поведения в конфликте;

- современные методы управления конфликтами и стрессами в современной организации.


Уметь:
- анализировать конфликтные ситуации в межличностном общении;

- диагностировать психологический климат и конфликтные ситуации в организации;
- разрабатывать мероприятия по предупреждению и разрешению конфликтов в профессиональной деятельности;

- разрабатывать управленческие решения, направленные на разрешение конфликтов;

- организовывать профилактические мероприятия по предупреждению конфликтных ситуаций в организациях;

- применять техники и приемы, направленные на преодоление психологического нападения и манипуляции в процессе межличностного общения.


Владеть:

- методами диагностики конфликтных ситуаций;

- современными технологиями управления конфликтами;

- навыками регулирования конфликтных ситуаций в межличностном общении, возникающих в различных сферах жизнедеятельности человека;

- методами психологической защиты в конфликтных ситуациях;

- навыками самостоятельной работы с литературой по учебному курсу.

IV. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего

часов

Аудиторные занятия (всего)

90/20

В том числе:




Лекции

30/8

Практические занятия (ПЗ)

54/12

Семинары (С)

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

Самостоятельная работа (всего)

86/151

В том числе:




Курсовой проект (работа)

-

Расчетно-графические работы

-

КСР

6/-

Другие виды самостоятельной работы




Вид промежуточной аттестации (экзамен)

4/9

Общая трудоемкость/ час. Зач.ед.

180/180

5/5



Примечание:

Распределение часов для очной, очно-заочной и заочной форм обучения в тематическом плане представлено чрез дробь (18/6).

V. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел, тема программы учебной дисциплины


Трудоемкость (час)

В том числе по видам учебных занятий

Всего

Лекции

Семинары, практические занятия

КСР

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

Модуль 1. Место и роль конфликтов в системе отношений.
















Тема 1. Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания


14/15

2/1

5/1

-/-

7/13

Тема 2. Анализ структурных элементов конфликта

14/15

2/1

5/1

-/-

7/13

Тема 3. Источники, объект и причины конфликта

15/15

2/1

5/1

-/-

8/13

Модуль 2. Закономерности развития конфликта
















Тема 4. Классификации конфликтов. Характеристика основных видов конфликта.

15/16

2/1

5/1

-/-

8/14

Тема 5. Динамика конфликта

15/16

2/1

5/1

-/-

8/14

Тема 6. Социально-психологические закономерности развития конфликта

17/16

2/1

5/1

2/-

8/14

Модуль 3. Практические сферы применения конфликтологии
















Тема 7. Психодиагностика и предупреждение конфликтов

15/16

2/1

5/1

-/-

8/14

Тема 8. Экономические, политические и трудовые конфликты

17/16

4/1

5/1

-/-

8/14

Модуль 4-5. Управление конфликтами.
















Тема 9. Профилактика конфликтов

19/15

4/-

5/1

2/-

8/14

Тема 10. Способы разрешения конфликтов

17/15

4/-

5/1

-/-

8/14

Тема 11. Регламентация конфликтов в организации.

18/16

4/-

4/2

2/-

8/14

Итого часов

180/180

30/8

54/12

6/-

86/151

Форма итогового контроля

знаний бакалавров:

Экзамен 4/9


VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания
Анализ категории «противоречие» в трудах мыслителей Древнего мира и философов Средневековья. Конфликтологическое направление социологии. Г.Спенсер - основоположник конфликтологической концепции. Социал-дарвинистское понимание социальных конфликтов (Л. Гумплович, Ф. Теннис, У. Самнер, А. Смол). Интерпретация национальных и классовых конфликтов (Х. Чемберлен, Ж. Габино, Ж.В. де Лапуж, Л. Вольтман, О. Аммон и др.). Диалектические концепции конфликта, их общие черты и основные варианты (К.Маркс, Р. Дарендорф). Конфликтный функционализм (Г.Зиммель, Л.Козер). Конфликтологические идеи дореволюционных российских социологов (П.А. Сорокин, В.М. Бехтерев, А.С. Звоницкая). Природа социального конфликта. Источники и причины его возникновения. Позитивные и конструктивные функции. Структурные элементы конфликта. Предмет изучения конфликтологии. Задачи конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания. Современные концепции конфликта в работах социологов (К.Боулдинг) и психологов (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, Э.Берн и др.). Рассмотрение конфликта как одного из состояний, присущих любому обществу. Структурно-функциональный, процессуально-динамический, типологизационный, прогностический и разрешительный методы исследований в конфликтологии. Методы сбора и анализа конфликтологических данных. Системный подход в конфликтологии. Социально-философские, социологические, социально-психологические, историко-статистические методы исследования конфликтов. Методы математического моделирования конфликтов.
Тема 2. Анализ структурных элементов конфликта
Сущность конфликта, определение понятия «конфликт» с точки зрения социологической и психологической науки. Объект, участники и среда как объективные элементы конфликта. Характер, направленность и ценности личности как основные субъективные элементы конфликта. Причины возникновения конфликта (потребность, дефицит, противоречие). Функции конфликта. Явные и скрытые функции. Деструктивные и конструктивные функции конфликта. Цели сторон в конфликте. Различия субъектов конфликта в зависимости от уровня возникновения конфликта. Изменение интересов и поведения субъектов конфликта. Формы социальных конфликтов по сфере возникновения. Экономические, политические, этнические, нравственные и правовые конфликты. Классификация причин возникновения конфликта. Эмоциональные и деловые факторы конфликтных ситуаций. Скрытые и открытые конфликты. Уровни проявления конфликта. Спор и конфликт. Основные правила поведения в споре. Приемы, ведущие к иррациональному спору.

Способы ведения конфликта. Борьба и согласие. Принципиальный подход. Типы поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу. Точка бифуркации и порог терпимости в конфликте. Эмоциональный аспект конфликта. Транзактный анализ конфликта. Изменение социально-психологической напряженности в конфликте в течении противостояния интересов сторон. Субъекты экономического и трудового конфликтов. Стороны конфликта на макро-, среднем и микроуровнях.

Трудность типологизации конфликтов. Различные основания для классификации конфликтов, их цель. Классификация конфликтов на основании выделения сторон конфликта. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Проблема эмоций и психологической несовместимости. Типы конфликтных личностей. Типичное поведение в конфликтной ситуации (тест К. Килменна). Характеристика основных стилей: конфронтация, избежание, приспособление, компромисс, сотрудничество. Причины и типология конфликтов. Стадии конфликта. Функции и последствия конфликтов. Конфликт между личностью и группой. Социальный характер межгруппового и межгосударственного конфликтов. Малая, средняя и большая социальные группы.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины Цель и задачи дисциплины, ее место в...
Цель дисциплины: рассмотреть образ и место молодежи в социальном развитии общества, во всех сферах жизнедеятельности, пути включения...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины
Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины – изучение студентами основ и современного состояния генетики и биометрии и их использование...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке...
Цель дисциплины "Физико-химические методы исследования" — формирование у студентов системных теоретических знаний, умений и навыков...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке...
Цель дисциплины "Методы оценки качества товаров" — формирование у студентов системных теоретических знаний, умений и навыков в области...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке...
Цель дисциплины "Методы исследования отдельных категорий продовольственных товаров в таможенных целях" — формирование у студентов...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины iconI. цель и задачи дисциплины цель дисциплины
Данная дисциплина (модуль) входит в профессиональный цикл (б в. 12) дисциплин бакалавриата
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины iconЦель изучения дисциплины «Международный контракт» состоит в
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. В. 00 Проблемы духовного развития личности...
Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности» состоит в формировании у студентов целостного представления об основных...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Аналитическая химия цели и задачи...
Цель дисциплины «Аналитическая химия»: научить студентов основам количественного анализа
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1 Цель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос)
Цель дисциплины – сформировать теоретические знания и прикладные навыки в области формирования источников финансирования бизнеса...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины iconЦель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос)
Цель дисциплины: раскрыть теоретические основы, принципы и методический инструментарий формирования и реализации финансовой стратегии...
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины iconЦели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск