Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач школы является формирование жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Профессиональное самоопределение - это процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, что в перспективе поможет человеку адаптироваться к жизни.
Основной целью педагогического класса является актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, т.е. своих способностях, умениях, интересах, ограничениях и преимуществах (самопознание), о профессии, в том числе требованиях, которые она предъявляет к человеку.
Знания о профессии педагога, и что не менее важно отношение к ней, у учащихся формируются в процессе изучения курса "Введение в педагогическую профессию", где они знакомятся с основами педагогической деятельности, жизнью и деятельностью выдающихся педагогов. При этом ребята видят, что самый большой вклад учителя - это его собственная жизнь, его дело, а главным делом для большинства из педагогов было служение Отечеству.
Знания о себе учащиеся педкласса получают на занятиях по психологии, где наряду с теоретическим материалом обязательно проводится работа, направленная на самопознание. Использование тестов, опросных методик позволяет ребятам соотнести самонаблюдение с данными исследований и наметить пути развития необходимых психологических качеств.
На занятиях по психологии рассматриваются требования, которые профессия учителя предъявляет к человеку осваивающему ее. Так изучая тему "Способности" ребята обсуждают вопрос о специальных способностях необходимых для профессии педагога. Темы, посвященные познавательным способностям, особенностям темперамента, характера дают не только теоретический материал, но и позволяют глубже познать себя, сопоставить требования профессии со своими индивидуальными особенностями. Индивидуальная работа с учащимися позволяет намечать пути роста и развития личности, в том числе профессионального.
Цель: ввести старшеклассников в мир учительской профессии, способствовать самоопределению, помочь осознать соответствие профессионального выбора личным особенностям
Задачи:
1) Дать учащимся представление о значении, характере и специфических особенностях педагогической профессии;
На основе знакомства с историей российской педагогики, лучшими русскими педагогами развивать у старшеклассников интерес к профессии учителя, уважение к учителю;
Развивать представления о собственном "Я"; обучать элементам практической педагогики и психологии;
Создавать условия для формирования представления о себе как будущем профессионале.
Данная программа является профориентационным курсом и рассчитана на 2 года обучения. Программа предназначена для школьников 10 – 11 класса и построена с учетом возрастных и психологических особенностей данного возраста.
Основными принципами обучения по данной программе можно считать следующие:
гуманистическая ориентация программы (учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, создание условий для максимального раскрытия возможностей, способностей ребенка, диологизация процесса обучения)
общественная направленность обучения (программа рассчитана на подготовку старшеклассников к жизни в обществе)
творческий характер деятельности
систематичность и последовательность обучения
сотрудничество в процессе обучения
Основной организационной формой обучения является урок, на котором происходит объяснение нового материала, осмысление и закрепление, выполняются практические задания учащимися.
На уроках используются фронтальные, групповые, парные и индивидуальные формы работы, коллективная деятельность учащихся. Курс педагогики и психологии предусматривает самостоятельную работу школьников: написание докладов рефератов, творческих работ, выполнение самостоятельных практических, исследовательских работ по психологии.
Для наиболее успешного усвоения школьниками программы используются следующие методы образовательной деятельности:
обяснительно-иллюстративные методы
интерактивные методы
методы проблемного обучения
учебный диалог
метод проектов
игровые методы
В ходе изучения курса контролируется усвоение школьниками основных научных понятий: таких как человек, личность, индивид, индивидуальность, обучение, воспитание, развитие, социализация, познание, деятельность, сознание, способности, самосознание, самореализация и т.д. Кроме того, контролируется участие старшеклассников в профессиональных пробах, практике.
Результатом обучения в педагогическом классе можно считать осознанный выбор профессионального учебного заведения, профессии. Учебно-тематический план. 10 класс
Учебно - тематическое планирование по курсу психологии.
№п/п
| Дата
| Тема урока
| Количество часов
| I
группа
| II
группа
| Лекции
| Практич
|
|
| Введение в психологию. Психология как наука
| 2
|
|
|
| Основные понятия психологии
| 2
|
|
|
| Общая характеристика познавательных процессов
| 1
| 1
|
|
| Познавательные процессы. Ощущение
| 1
| 1
|
|
| Познавательные процессы. Восприятие
| 1
| 1
|
|
| Познавательные процессы. Внимание
| 1
| 1
|
|
| Познавательные процессы. Память
| 1
| 1
|
|
| Познавательные процессы. Мышление
| 1
| 1
|
|
| Познавательные процессы. Воображение
| 1
| 1
|
|
| Психологические свойства личности. Способности
| 1
| 1
|
|
| Характер
| 1
| 1
|
|
| Темперамент
| 1
| 1
|
|
| Эмоции и чувства человека.
| 1
| 1
|
|
| Потребности и мотивы
| 1
| 1
|
|
| Понятия «человек», «индивид», «личность». Формирование и развитие личности.
| 2
|
|
|
| Деятельность. Виды деятельности
| 1
| 1
|
|
| Повторительно-обобщающие уроки (зачет)
| 1
| 1
|
| ИТОГО:
| 20час.
| 14час.
|
| Всего по дисциплине 34час.
|
Учебно - тематическое планирование по курсу педагогики.
№п/п
| Дата
| Наименование темы
| Количество часов
| 1гр.
| 2гр.
| Лек
ции
| Практич.
| 1.
|
| Зарождение педагогики и педагогических знаний. Путешествие с страну «Педагогика»
| 2
|
| 2.
|
| Основы педагогической деятельности. Особенности педагогической деятельности.
| 2
|
| 3.
|
| Основные категории педагогики. Обучение, образование, воспитание.
| 2
|
| 4.
|
| Основные педагогические открытия прошлого
Выдающиеся педагоги прошлого
| 2
|
| 5.
|
| Принципы воспитания.
Основные категории педагогики
| 4
|
| 6.
|
| Сущность воспитания, его социальная обусловленность. Методы воспитания, классификация, основы для выбора.
| 2
|
| 7.
|
| Личность учителя. Педагогические способности
| 2
|
| 8.
|
| Механизмы коллективообразования
| 2
|
| 9.
|
| Тренинг эффективного общения
Педагогическое общение. Этика педагога
| 1
| 1
| 10.
|
| Учитель как герой нашего времени.
| 1
| 1
| 11.
|
| Мой идеал учителя.
| 1
| 1
| 12.
|
| Мои знания о педагогической профессии Обсуждаем педагогические ситуации
| 1
| 1
| 13.
|
| Семейное воспитание. Роль учителя в семейном воспитании
| 2
|
| 14.
|
| Семья как институт социализации
| 2
|
| 15.
|
|
| 2
|
| 16.
|
| Повторительно-обобщающие уроки
| 2
|
|
|
| ИТОГО
| 30ч.
| 4ч
|
11 класс
Учебно - тематическое планирование по курсу психологии.
№
| Дата
группа
| Наименование темы
| Количество часов
|
|
| Лекции
| Практич
| I
| II
|
|
| Общение. Виды. Функции. Особенности межличностного общения
| 2
|
|
|
| Взаимное влияние людей в процессе межличностного общения. Виды психологического влияния.
| 2
|
|
|
| Тренинг межличностного общения
|
| 2
|
|
| Особенности публичного выступления. Самопрезентация
| 1
| 1
|
|
| Барьеры общения. Конфликт. Как разрешать конфликтные ситуации
| 1
|
|
|
| Что изучает социальная психология. Особенности малых групп. Уровни развития малых групп
| 1
| 1
|
|
| Положение человека в группе. Лидерство
| 1
| 1
|
|
| Взаимодействие в группе
| 1
| 1
|
|
| Что изучает возрастная психология. Основные понятия возрастной психологии
| 1
| 1
|
|
| Характеристика раннего детства дошкольника
| 2
|
|
|
| Характеристика младшего школьника
| 2
|
|
|
| Характеристика подростка
| 2
|
|
|
| Характеристика старшеклассника
| 2
|
|
|
| Характеристика юности
| 2
|
|
|
| Характеристика взрослости
| 2
|
|
|
| Повторительно-обобщающий урок.
| 2
|
|
|
| Повторительно-обобщающий урок. защита работ.
| 2
|
|
|
|
| 27
| 7
|
|
| итого
| 34 часов
| Учебно - тематическое планирование по курсу педагогики.
№
| Дата
| Наименование темы
| Количество часов
| 1гр.
| 2гр.
| Лекции
| Практ.
| 1.
|
| Образование как общечеловеческая ценность
| 2
|
| 2
|
| История педагогики
| 2
|
| 3
|
| Структура педагогической науки. Функции педагогической науки
| 2
|
| 4.
|
| Педагогический процесс.
| 2
|
| 5.
|
| Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения в современной школе.
| 2
|
| 6.
|
| Личность как предмет воспитания. Понятие о социальной сущности личности. Структура личности.(Личность, ее развитие, формирование, становление)
| 1
| 1
| 7.
|
| Педагогический процесс. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса (Обучение, образование, воспитание)
| 1
| 1
| 8.
|
| Цели, содержание, методы, формы образования. Иерархия целей воспитания и образования
| 2
|
| 10
|
| Законы и принципы педагогики
| 1
| 1
| 11.
|
| Педагогические технологии обучения, воспитания.
| 2
|
| 12.
|
| Как поставить цель обучения, воспитания
| 2
|
| 13.
|
| Теория воспитания – составная часть педагогики
| 2
|
| 14.
|
| Соотношение содержания форм и методов воспитания.
| 2
|
| 15
|
| Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
| 2
|
| 16.
|
| Личная профессиональная перспектива
|
| 4
| 17.
|
| Психологический контакт между родителями и детьми
| 2
|
|
|
| ИТОГО
| 27ч
| 7
| Темы рефератов.
Педагогика.
Биография выдающегося педагога и его труды. Я. А. Каменский
Жизнь и деятельность И. Г. Песталоцци
Биография выдающегося педагога и его труды. Н. И. Пирогов
Биография выдающегося педагога и его труды. В. А. Сухомлинский
Биография выдающегося педагога и его труды. К. Д. Ушинский
Биография выдающегося педагога и его труды. Л. Н. Выгодский
Методы воспитания и перевоспитания
Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек
Проблема нравственного воспитания в русской педагогической мысли 19 в.
Средства обучения
Педагогика сотрудничества
Воспитательная функция религии
Эффективность и проблема методов поощрения и наказания на разных возрастных этапах.
История развития института семьи в России.
Коучинг, как метод обучения
Основы развивающего обучения
Закономерности действия интереса в обучении
Анализ реформы образования в России
Сравнительная характеристика методов воспитания
Педагогическая система М. Монтессори
Активизация самостоятельной познавательной деятельности
Воспитание и развитие двигательных способностей
Заслуги Ломоносов перед русской школой
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Формирование общих приемов познавательной деятельности
Педагогические конфликты и способы их разрешения
Психология.
Ассоцианизм- первая психологическая школа
Общая характеристика бихевиоризма
Общая характеристика гештальтпсихологии
Общая характеристика глубинной психологии
Общая характеристика гуманистической психологии
Общая характеристика генетической психологии
Общая характеристика когнитивной психологии
Роль теории рефлекса в развитии психологических концепций воспитания и обучения
Понятие эгоцентризма и его проявление в мышлении и речи
Связь эмоций с соматическими изменениями и деятельностью нервной системы
Конформизм, его достоинства и недостатки
Иллюзия восприятия: причины возникновения и практическое значение.
Психология судьбы человека
Автобиографическая память: что мы помним о своей жизни?
Мнемотехники как средство совершенствования памяти
Загадки первобытного мышления
Одаренность, талант, гениальность и психология способностей
Психология любви
Психология дружбы
Психология лени
Измененные состояния сознания
Механизмы влияния СМИ на психику человека
Мышление и интуиция
Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений.
Способность- секрет гениальности
Возрастные особенности становления личности
Возрастные кризисы в жизни человека
Мой путь к успеху
Способы саморегуляции эмоционального состояния
Социальный интеллект
Проблема взаимоотношения родителей и детей
Уровни проявления эмоций
Роль самооценки и самовоспитания старших школьников
Семейные отношения и формирование личности ребенка
Лидерство. Характеристика лидера.
Виды конфликтов в организации
Стресс и стрессовые состояния
Стресс и способы снятия стресса
Стресс в жизни человека
Способы психологической защиты
Общение
Общение в младшем школьном возрасте
Влияние одиночества на здоровье человека
Социализация личности
Роль эмоций в жизни человека
Общение в подростковом возрасте
Общение его содержание, цели и приемы
Дивиантное поведение
Психология агрессивного поведения
Тренинг, как метод развития личности
Психосоматика- связь между психикой и физиологией человека
Интернет- зависимость как психологический феномен
Литература для учащихся:
Игра как педагогическое средство. Методические рекомендации. - Вологда, 1998.
Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка, под ред. Дубровиной И.В. - Н. Новгород , 1995.
Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я». - Донецк 1998.
Коломинский Я.Л. Человек – психология. - М. 1980.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М. 1978.
Лушников А. М. История педагогии. - Екатеринбург, 1995.
Немов Р.С. Психология. - М. 2008.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. - М., 2001.
Профессия – учитель под ред. Роботовой А.С. - М., 2005.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М. 1991.
Реан А.А. Психология личности. – М., 2007.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника. – М., 2005.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков. – М., 2000.
Рогов Е.И. Психология человека.- М., 1999.
Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов средней школы / под ред. В.Н. Журкова, С.А. Маничева. – М., 2008.
Технология профессионального успеха под ред. Чистяковой С.Н.. - М., 2003.
Титова Е.В. Если знать как действовать. - М., 1993.
Рогов Е.И. Психология группы. – М., 2005.
Рогов Е.И. Психология познания. - М., 1998.
Рогов Е.И. Психология человека. - М., 1999.
Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 1986
Литература для учителя:
Воспитательная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковай. – М., 2006.
Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982.
Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002.
Мудрик А.В. «Общение в процессе воспитания». - М., 2001.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников Пособие для педагога в 2-х частях. - М., 2001.
Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. - М.,2000.
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М., 2002.
Радугина А.А. Психология и педагогика. - М., 1999.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения подростков. - М., 2000.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитательной работы. - М., 2004.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2008.
Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. - М.-К., 1995.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать, в 4-х частях. - М., 1998.
|