ОД Н. И. ШЕВАНДРИН СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Часть 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологииМосква "ВЛАДОС" 199 5Раздел 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
"Человек в группе не является самим собой: он — одна из клеточек организма, столь же отличающаяся от него, как клеточка вашего тела отличается от вас".
Джон Стейнбек
1.1. Социально-психологические феномены
Обычно термин "феномен" (от греч. phainomenon — являющееся) обозначает исключительное явление, данное человеку в его непосредственном опыте и постигаемое им при помощи чувств. Феномен — это то, что мы в своем восприятии выделяем как целое на фоне потока разнообразной информации, воздействующей на наши органы чувств. Короче говоря, феномен, непосредственно воспринимаемый индивидом как целое, — фрагмент реального мира. Примерами феноменов могут быть: воспринимаемая книга, которая лежит на столе; сходство целей, к которым стремятся участники группы; и т.п.
Любое познание начинается с, чувственно воспринимаемых форм (ощущений и восприятий), поэтому, приступая к изучению чего-либо, мы, как правило, ориентируемся на уже знакомое нам. Такой узнаваемой опорой являются известные каждому феномены обыденной жизни. Любая наука (или ее раздел) имеет свой круг феноменов, который она изучает. Не составляет исключения и социальная психология. Она также опирается на свой специфический круг феноменов, который является фундаментом при изучении объектов данного раздела психологии.
Изучение социальной психологии следует начинать с рассмотрения ее феноменов, которые могут быть структурированы (упорядочены) по различным основаниям.
Мы часто замечаем, что:
испытываем на себе влияние других людей, изменяем свое поведение, подражая им;
находимся под воздействием средств массовой информации;
изменяем свои вкусы и желания под влиянием моды;
учитываем мнение окружающих, принимая решения.
Обобщая, можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в конкретной группе в соответствии с принятыми требованиями: изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо эмоции, чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Иначе говоря, социальная среда влияет на нас как на отдельную личность.
Мы нередко обращает внимание на то, что:
часто с интересом воспринимаем различные слухи;
обмениваемся переживаниями со своими знакомыми и случайно встреченными людьми;
относим вновь увиденных людей к определенному типу.
Обмениваясь информацией и переживаниями с другими
людьми, лучше узнавая их, каждый из нас так или иначе участвует в общении.
Взаимодействуя с другими людьми, мы отмечаем, что:
воспринимаем и оцениваем их;
к одним испытываем постоянную симпатию, к другим — неприязнь:
играем определенные социальные роли: студента, сына или дочери, влюбленного и т.п.
Резюмируя, можно сказать, что, находясь в социальной среде и общаясь с другими людьми, мы принимаем участие в межличностных отношениях.
Часто, оказываясь в той или иной общности людей (учебной группе, компании друзей), мы замечаем, что в одних группах нормальные взаимоотношения. Как говорят психологи, — "хороший психологический климат". Такими группами легко управлять. "Неблагополучные" же требуют огромных усилий для организации их совместной деятельности.
Поскольку любой из нас принадлежит к определенной социальной общности, нам часто приходится участвовать в групповом взаимодействии (а людям, чья профессия связана с таким взаимодействием, необходимы еще и навыки его организации).
Мы замечаем, что:
наша внутренняя и внешняя активность часто изменяется в присутствии других людей:
с одними нам легко й продуктивно работается, с другими возникают трения;
в одиночку нам часто скучно работать, а в хорошей группе мы трудимся более эффективно.
Приведенные примеры показывают, что характер взаимодействия людей влияет на эффективность их деятельности.
Группа может способствовать развитию личности. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: "Скажи, кто твоя малая контактная группа, и я скажу, кто ты".
Рассмотренные нами явления относятся к социально-психологическим явлениям или феноменам, а науку, изучающую такие явления, причины, условия, закономерности и механизмы их проявления, называют социальной психологией.
Социальная психология исследует такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; подражание, внушение, убеждение; сплоченность и конфликтность; совместная деятельность и межличностные отношения. При этом такое исследование может проводиться на разных уровнях.-Например, в случае сплоченности такими уровнями могут быть: эмоциональный, ценностный или предметный.
В центре внимания социальной психологии находятся: цели, организационные структуры и динамика групп (групповое давление, исключение участников, формирование ролей), особенности оценочных суждений участников группы, процессы лидерства и руководства и т.д. Существенное место занимают проблемы, связанные с личностью: ее социальные установки, межличностные связи (отношения), ценностные ориентации, роли. Особое значение придается изучению массовидных явлений: классовых и национальных психологических особенностей; нравов, обычаев, привычек; психологических особенностей массы, толпы [12].
При всем разнообразии социально-психологических феноменов и явлений основным источником их возникновения выступает сфера общения между людьми. Указанные феномены проявляются как отражение (познание, переживание и освоение) различных форм общения, зависящих от многих факторов. В тоже время каждый из нас приобретает основные социально- психологические черты через свой личный опыт общения, через непосредственные контакты в микросреде (в семье, в школе, наулице, на производстве). Через микросреду, через непосредствен- Н ное общение и контакты каждый из нас познает социальный мири общается со всем миром, т.е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда — это общество со своей наукой, культурой, идеологией, общественными нормами и т.д. Грань, на которой взаимодействуют микро- и макросреда, и есть малые группы, где протекает жизнь каждого из нас (рис. 1).. Через микросреду и ее особенности каждый из нас осваивает | своеобразно и специфически проявления макросреды: опыт и зна-I ния предшествующих и современных поколений. Личность взаимодействует с обществом не напрямую, а опосредованно, через свой круг общения.Психика и поведение человека существенно зависят от социальной среды, которая представляет собой сложно организованное общество. Люди в нем объединены друг с другом в более или менее устойчивые общности — группы, которые бывают большими и малыми. Большие группы составляют макросреду. Она представлена государствами, нациями, партиями, классами, социальными общностями, выделяемыми по различным основаниям (экономическим, профессиональным, культурным и т.д.). Эта среда воздействует на поведение и психику человека посредством политики, идеологии, культуры на уровне малых групп.
Рис. 1. Соотношения макросреды, микросреды и малой группы Многие из перечисленных феноменов социальной психологии принадлежат к различным уровням феноменологии, которые, в свою очередь, образуют некоторую иерархию по сложности или степени опосредованности. Так, например, феномен привлекательности более непосредствен (мы "здесь и теперь" можем непосредственно чувствовать симпатию к конкретному человеку), чем сходство ролевых ожиданий или ценностных ориентаций. Выявление последних (из указанных феноменов) может потребовать достаточно сложного теоретического анализа и экспериментирования. 1.2. Предмет, структура и взаимосвязи социальной психологии/ "...так называемые социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей".П. СорокинСоциальная психология, как область исследования, появилась в конце прошлого века, но начала оформляться как самостоятельная наука, определяющая свой понятийный аппарат и методы, заявившая о себе, как серьезной научной дисциплине, лишь в середине XX в.Интерес к феноменам, связанным с общением, взаимодействием людей, появился задолго до возникновения науки, призванной их изучать. С тех пор, когда у человека зарождается самосознание, "Я" и способность воспринимать другого как подобного себе, возникают и вопросы: как я выгляжу в глазах другого человека? Что он обо мне думает? Как оценивает? Далее, в ходе попыток научно или средствами искусства исследовать или описать социальные феномены, порожденные встречей двух или более людей, возникают и вопросы о том, что же приносит каждому собеседнику общение, как они изменяются (развиваются или деградируют) под влиянием друг друга? Возникает интерес к тому, как и по какой причине проявляется стеснительность или, наоборот, "вдохновение" у человека под влиянием внимания к нему других людей, почему один человек "теряется" в большой аудитории, не способен выполнить то, что обычно легко ему удавалось (спеть, прочитать лекцию), другой ,напротив, способен показать все, на что способен, лишь в большой компании, когда стоит в кругу незнакомых людей.
Эти вопросы настолько древни, насколько древен и сам человек, ведь он развивается, формируется (как человек, в отличие от Маугли, который лишь своей природной стороной является человеком) в социальных взаимодействиях, общении.
Очертив поле и отметив иерархию социально-психологиче- ских феноменов, попытаемся выделить системное ядро этого многообразия, которое, собственно, и Должно составлять предмет социальной психологии (т.е. то, на исследование чего направлен этот раздел психологии). Определить предмет исследования — значит ответить на вопрос: что исследуется? Указать объект изучения — значит ответить на вопрос: на ком (или на нем) изучается?
Предмет научного исследования — это сторона, аспект либо объект. Для характеристики науки недостаточно указания на объект исследования (т.е. некоторую часть реальности), поскольку один и тот же объект (допустим, человек) изучается многими науками (например, философией, физиологией, психологией). Специфику науки, возможность ее отделения от других наук определяет ее предмет и методы взаимодействия с этим предметом.
Нет общепринятого представления о предмете социальной психологии. Это обусловлено высокой сложностью, системной и интегральной (в смысле — стремящейся к предельным проявлениям) природой социально-психологических феноменов, фактов и закономерностей. Поэтому каждое психологическое направление производит сечение (или проекцию) указанной феноменологии "под углом" доминирующих для данного направления проблем и, соответственно, решает вопрос о содержании предмета социальной психологии. Так, например, одни исследователи в качестве такого предмета видят изменение поведения людей, другие — взаимодействие, третьи — содержание сознания и т.п.
Приведем наиболее типичные определения социальной психологии и попытаемся выделить то общее, что угадывается за ними (составляет их содержание). Эта общая, пересекающаяся часть определений и может, на наш взгляд, представлять основной предмет социальной психологии.
Социальная психология:
изучает "механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, а также
• социальную детерминированность и роль этих механизмов в различных сферах общества и разных ситуациях" [14. С. 26];
"эта область психологии призвана изучать те психологические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом" [12. С. 65];
"это научное исследование поведения человека под влиянием присутствия, поведения и продуктов деятельности других людей, одного или группы, в прошлом, настоящем и будущем" [196. С. 9).
"Социальные психологи интересуются не всем, что делают люди: их внимание сосредоточивается лишь на тех закономерностях человеческого поведения, которые обусловлены фактором участия людей в социальных группах" [15. С. 23].
Обобщая данные определения, можно сказать следующее. Социальная психология — это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих обиуюстей.
Опираясь на это определение, .можно утверждать, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.
В концептуальном плане центральной составляющей социальной психологии является ее понятийный аппарат (система основных понятий), определяющий структуру личности, малых групп и психологические состояния массовидных явлений [12. С. 48].
Основными разделами социальной психологии являются следующие:
Психология совместной деятельности и общения. Она изучает психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности. В данном случае совместная деятельность понимается как организованная система совместной активности индивидов, направленная на производство материальных и духовных объектов.
Социальная психология личности. Изучает проявление и формирование особенностей личности в различных общностях
людей. Личность при этом рассматривается как системное качество, которое приобретает индивид, взаимодействуя с социальным окружением.
Психология межличностных отношений. Рассматривает разнообразные психологические взаимосвязи (типа симпатии, совместимости, срабатываемости), которые устанавливаются между отдельными индивидами в процессе их взаимодействия.
Психология социальных групп. Исследует психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей.
Социальная психология тесно связана с другими отраслями психологии, такими, как общая психология, возрастная психология, педагогическая психология и т.п. Наиболее близкими (по своим предметам) науками к социальной психологии являются психология и социология. Социальная психология стала независимой отраслью психологической науки отчасти потому, что специалисты различных отраслей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы, связанные с описанными выше феноменами.
Являясь пограничной между общей психологией и социологией (рис. 2), социальная психология изучает такие психологические образования, как социальные потребности и интересы, сознание и самосознание, социально-психологический климат, общественное мнение, умонастроения, а также такие групповые феномены, как идентификация, адаптация, внушение, подражание, эмоциональное взаимозаражение и т.д. [12. С. 78].
|