Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании





НазваниеН. И. Шевандрин социальная психология в образовании
страница1/66
Дата публикации02.09.2013
Размер8.81 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   66


ОД
Н. И. ШЕВАНДРИН

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ




Часть 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии

Москва "ВЛАДОС" 199

5Раздел 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

"Человек в группе не является са­мим собой: он — одна из клеточек организма, столь же отличающаяся от него, как клеточка вашего тела отличается от вас".

Джон Стейнбек

1.1. Социально-психологические феномены

Обычно термин "феномен" (от греч. phainomenon — являю­щееся) обозначает исключительное явление, данное человеку в его непосредственном опыте и постигаемое им при помощи чувств. Феномен — это то, что мы в своем восприятии выделя­ем как целое на фоне потока разнообразной информации, воз­действующей на наши органы чувств. Короче говоря, феномен, непосредственно воспринимаемый индивидом как целое, — фрагмент реального мира. Примерами феноменов могут быть: воспринимаемая книга, которая лежит на столе; сходство целей, к которым стремятся участники группы; и т.п.

Любое познание начинается с, чувственно воспринимае­мых форм (ощущений и восприятий), поэтому, приступая к изучению чего-либо, мы, как правило, ориентируемся на уже знакомое нам. Такой узнаваемой опорой являются известные каждому феномены обыденной жизни. Любая наука (или ее раздел) имеет свой круг феноменов, который она изучает. Не составляет исключения и социальная психология. Она также опирается на свой специфический круг феноменов, который является фундаментом при изучении объектов данного разде­ла психологии.

Изучение социальной психологии следует начинать с рас­смотрения ее феноменов, которые могут быть структурированы (упорядочены) по различным основаниям.

  1. Мы часто замечаем, что:

  • испытываем на себе влияние других людей, изменяем свое поведение, подражая им;

  • находимся под воздействием средств массовой информации;

  • изменяем свои вкусы и желания под влиянием моды;

  • учитываем мнение окружающих, принимая решения.

Обобщая, можно сказать, что человек существует и развива­ется в обществе, в конкретной группе в соответствии с приня­тыми требованиями: изменяет свои мысли и поведение, пере­живает какие-либо эмоции, чувства под влиянием взаимодейст­вия с другими участниками группы. Иначе говоря, социальная среда влияет на нас как на отдельную личность.

    1. Мы нередко обращает внимание на то, что:

  • часто с интересом воспринимаем различные слухи;

  • обмениваемся переживаниями со своими знакомыми и случайно встреченными людьми;

  • относим вновь увиденных людей к определенному типу.

Обмениваясь информацией и переживаниями с другими

людьми, лучше узнавая их, каждый из нас так или иначе участ­вует в общении.

  1. Взаимодействуя с другими людьми, мы отмечаем, что:

  • воспринимаем и оцениваем их;

  • к одним испытываем постоянную симпатию, к другим — неприязнь:

  • играем определенные социальные роли: студента, сына или дочери, влюбленного и т.п.

Резюмируя, можно сказать, что, находясь в социальной среде и общаясь с другими людьми, мы принимаем участие в меж­личностных отношениях.

  1. Часто, оказываясь в той или иной общности людей (учеб­ной группе, компании друзей), мы замечаем, что в одних груп­пах нормальные взаимоотношения. Как говорят психологи, — "хороший психологический климат". Такими группами легко управлять. "Неблагополучные" же требуют огромных усилий для организации их совместной деятельности.

Поскольку любой из нас принадлежит к определенной соци­альной общности, нам часто приходится участвовать в группо­вом взаимодействии (а людям, чья профессия связана с таким взаимодействием, необходимы еще и навыки его организации).

  1. Мы замечаем, что:

  • наша внутренняя и внешняя активность часто изменяется в присутствии других людей:

  • с одними нам легко й продуктивно работается, с другими возникают трения;

  • в одиночку нам часто скучно работать, а в хорошей группе мы трудимся более эффективно.

Приведенные примеры показывают, что характер взаимодей­ствия людей влияет на эффективность их деятельности.

Группа может способствовать развитию личности. Перефра­зируя известное выражение, можно утверждать: "Скажи, кто твоя малая контактная группа, и я скажу, кто ты".

Рассмотренные нами явления относятся к социально-психо­логическим явлениям или феноменам, а науку, изучающую та­кие явления, причины, условия, закономерности и механизмы их проявления, называют социальной психологией.

Социальная психология исследует такие феномены, как вос­приятие и понимание людьми друг друга; подражание, внуше­ние, убеждение; сплоченность и конфликтность; совместная деятельность и межличностные отношения. При этом такое ис­следование может проводиться на разных уровнях.-Например, в случае сплоченности такими уровнями могут быть: эмоциональ­ный, ценностный или предметный.

В центре внимания социальной психологии находятся: цели, организационные структуры и динамика групп (групповое давле­ние, исключение участников, формирование ролей), особенности оценочных суждений участников группы, процессы лидерства и руководства и т.д. Существенное место занимают проблемы, свя­занные с личностью: ее социальные установки, межличностные связи (отношения), ценностные ориентации, роли. Особое значе­ние придается изучению массовидных явлений: классовых и на­циональных психологических особенностей; нравов, обычаев, при­вычек; психологических особенностей массы, толпы [12].

При всем разнообразии социально-психологических феноме­нов и явлений основным источником их возникновения высту­пает сфера общения между людьми. Указанные феномены про­являются как отражение (познание, переживание и освоение) различных форм общения, зависящих от многих факторов. В тоже время каждый из нас приобретает основные социально- психологические черты через свой личный опыт общения, через непосредственные контакты в микросреде (в семье, в школе, наулице, на производстве). Через микросреду, через непосредствен- Н ное общение и контакты каждый из нас познает социальный мир

и общается со всем миром, т.е. испытывает воздействие макро­среды. Макросреда — это общество со своей наукой, культурой, идеологией, общественными нормами и т.д. Грань, на которой взаимодействуют микро- и макросреда, и есть малые группы, где протекает жизнь каждого из нас (рис. 1).

. Через микросреду и ее особенности каждый из нас осваивает | своеобразно и специфически проявления макросреды: опыт и зна-

I ния предшествующих и современных поколений. Личность взаи­

модействует с обществом не напрямую, а опосредованно, через свой круг общения.

Психика и поведение человека существенно зависят от социаль­ной среды, которая представляет собой сложно организованное об­щество. Люди в нем объединены друг с другом в более или менее устойчивые общности — группы, которые бывают большими и ма­лыми. Большие группы составляют макросреду. Она представлена государствами, нациями, партиями, классами, социальными общ­ностями, выделяемыми по различным основаниям (экономическим, профессиональным, культурным и т.д.). Эта среда воздействует на поведение и психику человека посредством политики, идеологии, культуры на уровне малых групп.




Рис. 1. Соотношения макросреды, микросреды и малой группы



Многие из перечисленных феноменов социальной психоло­гии принадлежат к различным уровням феноменологии, кото­рые, в свою очередь, образуют некоторую иерархию по сложно­сти или степени опосредованности. Так, например, феномен привлекательности более непосредствен (мы "здесь и теперь" можем непосредственно чувствовать симпатию к конкретному человеку), чем сходство ролевых ожиданий или ценностных ориентаций. Выявление последних (из указанных феноменов) может потребовать достаточно сложного теоретического анализа и экспериментирования.

1.2. Предмет, структура и взаимосвязи

социальной психологии

/

"...так называемые социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей".

П. Сорокин

Социальная психология, как область исследования, появи­лась в конце прошлого века, но начала оформляться как само­стоятельная наука, определяющая свой понятийный аппарат и методы, заявившая о себе, как серьезной научной дисциплине, лишь в середине XX в.

Интерес к феноменам, связанным с общением, взаимодейст­вием людей, появился задолго до возникновения науки, при­званной их изучать. С тех пор, когда у человека зарождается са­мосознание, "Я" и способность воспринимать другого как по­добного себе, возникают и вопросы: как я выгляжу в глазах дру­гого человека? Что он обо мне думает? Как оценивает? Далее, в ходе попыток научно или средствами искусства исследовать или описать социальные феномены, порожденные встречей двух или более людей, возникают и вопросы о том, что же при­носит каждому собеседнику общение, как они изменяются (раз­виваются или деградируют) под влиянием друг друга? Возника­ет интерес к тому, как и по какой причине проявляется стесни­тельность или, наоборот, "вдохновение" у человека под влияни­ем внимания к нему других людей, почему один человек "теря­ется" в большой аудитории, не способен выполнить то, что обычно легко ему удавалось (спеть, прочитать лекцию), другой

,напротив, способен показать все, на что способен, лишь в боль­шой компании, когда стоит в кругу незнакомых людей.

Эти вопросы настолько древни, насколько древен и сам человек, ведь он развивается, формируется (как человек, в отличие от Маугли, который лишь своей природной сторо­ной является человеком) в социальных взаимодействиях, об­щении.

Очертив поле и отметив иерархию социально-психологиче- ских феноменов, попытаемся выделить системное ядро этого многообразия, которое, собственно, и Должно составлять пред­мет социальной психологии (т.е. то, на исследование чего на­правлен этот раздел психологии). Определить предмет исследо­вания — значит ответить на вопрос: что исследуется? Указать объект изучения — значит ответить на вопрос: на ком (или на нем) изучается?

Предмет научного исследования — это сторона, аспект либо объект. Для характеристики науки недостаточно указания на объект исследования (т.е. некоторую часть реальности), по­скольку один и тот же объект (допустим, человек) изучается многими науками (например, философией, физиологией, пси­хологией). Специфику науки, возможность ее отделения от дру­гих наук определяет ее предмет и методы взаимодействия с этим предметом.

Нет общепринятого представления о предмете социальной психологии. Это обусловлено высокой сложностью, системной и интегральной (в смысле — стремящейся к предельным прояв­лениям) природой социально-психологических феноменов, фактов и закономерностей. Поэтому каждое психологическое направление производит сечение (или проекцию) указанной феноменологии "под углом" доминирующих для данного на­правления проблем и, соответственно, решает вопрос о содер­жании предмета социальной психологии. Так, например, одни исследователи в качестве такого предмета видят изменение по­ведения людей, другие — взаимодействие, третьи — содержание сознания и т.п.

Приведем наиболее типичные определения социальной пси­хологии и попытаемся выделить то общее, что угадывается за ними (составляет их содержание). Эта общая, пересекающаяся часть определений и может, на наш взгляд, представлять основ­ной предмет социальной психологии.

Социальная психология:

  • изучает "механизмы сознания и поведения социальных общ­ностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, а также

социальную детерминированность и роль этих механизмов в раз­личных сферах общества и разных ситуациях" [14. С. 26];

  • "эта область психологии призвана изучать те психологиче­ские явления и законы, которые возникают как результат обще­ния людей друг с другом" [12. С. 65];

  • "это научное исследование поведения человека под влия­нием присутствия, поведения и продуктов деятельности других людей, одного или группы, в прошлом, настоящем и будущем" [196. С. 9).

"Социальные психологи интересуются не всем, что делают люди: их внимание сосредоточивается лишь на тех закономер­ностях человеческого поведения, которые обусловлены факто­ром участия людей в социальных группах" [15. С. 23].

Обобщая данные определения, можно сказать следующее. Соци­альная психология — это отрасль психологической науки, которая изуча­ет факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятель­ности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общно­сти, а также психологические особенности этих обиуюстей.

Опираясь на это определение, .можно утверждать, что предме­том социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социаль­ные общности.

В концептуальном плане центральной составляющей социаль­ной психологии является ее понятийный аппарат (система основ­ных понятий), определяющий структуру личности, малых групп и психологические состояния массовидных явлений [12. С. 48].

Основными разделами социальной психологии являются сле­дующие:

    1. Психология совместной деятельности и общения. Она изу­чает психологические факты, закономерности и механизмы об­щения и взаимодействия людей при совместной деятельности. В данном случае совместная деятельность понимается как орга­низованная система совместной активности индивидов, направ­ленная на производство материальных и духовных объектов.

    2. Социальная психология личности. Изучает проявление и формирование особенностей личности в различных общностях

людей. Личность при этом рассматривается как системное каче­ство, которое приобретает индивид, взаимодействуя с социаль­ным окружением.

    1. Психология межличностных отношений. Рассматривает раз­нообразные психологические взаимосвязи (типа симпатии, со­вместимости, срабатываемости), которые устанавливаются между отдельными индивидами в процессе их взаимодействия.

    2. Психология социальных групп. Исследует психологические процессы возникновения, функционирования и развития различ­ных общностей людей.

Социальная психология тесно связана с другими отраслями психологии, такими, как общая психология, возрастная психоло­гия, педагогическая психология и т.п. Наиболее близкими (по своим предметам) науками к социальной психологии являются психология и социология. Социальная психология стала незави­симой отраслью психологической науки отчасти потому, что спе­циалисты различных отраслей знания не в состоянии были ре­шить некоторые свои проблемы, связанные с описанными выше феноменами.

Являясь пограничной между общей психологией и социоло­гией (рис. 2), социальная психология изучает такие психологиче­ские образования, как социальные потребности и интересы, соз­нание и самосознание, социально-психологический климат, об­щественное мнение, умонастроения, а также такие групповые фе­номены, как идентификация, адаптация, внушение, подражание, эмоциональное взаимозаражение и т.д. [12. С. 78].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   66

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании iconКурса «Социальная психология»
«Социальная психология». Данный курс реализуется в рамках подготовки по специальности 020400 «Психология», относится к разделу общепрофессиональных...
Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании iconСоциальная психология конспект лекций
Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного...
Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании iconУчебный курс «Социальная психология»
Специализации: организационная психология, психология менеджмента, психологическое консультирование, клиническая психология, юридическая...
Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании iconУчебно-методический комплекс по курсу «Социальная психология» для...
Содержание требований государственного образовательного стандарта по курсу «социальная психология»
Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании iconАндреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп
Тематический план и сетка часов по курсу «Социальная психология для школьников» с. 8 13
Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании iconЕжемесячная независимая школьная газета
Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,...
Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании iconПригово р именем российской федерации
Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,...
Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика...
Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании iconРабочая программа дисциплины Социально-психологические аспекты управления....
Дисциплина «Социальная психология» входит в вариативную часть профессионального цикла
Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании iconАндреева Г. М. Социальная психология
Социальная психология: предмет, разделы, задачи. Понятие группы, ее основные характеристики. Классификация социальных групп. Методики...
Н. И. Шевандрин социальная психология в образовании iconГендерные различия в эффективности гипотензивной терапии лозартаном...
Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск