Скачать 4.18 Mb.
|
Jay HaleyLearningand TeachingTHERAPYTHE GU1LFORD PRESS New York LondonДжеи ХейлиЧто такоеПСИХОТЕРАПИЯСанкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2002 Джей Хейли Что такое психотерапия Серия «Золотой фонд психотерапии» Перевела с английского М. Миронова Главный редактор Е. Строганова Заведующий психологической редакцией Л. Винокуров Зам. заведующего психологической редакцией И. Карпова Ведущий редактор Л. Борин Литературный редактор И Римицан Художественный редактор В. Шимкевич Художник обложки К. Ридзевич Корректоры М- Рошаль, Н. Баталова Верстка Е. Кузьменок ББК 53.57 УДК 615.851 Хейли Дж. 35 Что такое психотерапия. — СПб.: Питер, 2002. — 224 с. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»). ISBN 5-318-00576-4 В книге рассматриваются новые аспекты понимания психотерапии и возможности их творческой гализации на практике; она знакомит опытных профессионалов с современными средствами ведения грапии, а начинающих специалистов с уже имеющейся практической базой. В издании представлены педующие темы: элементы эффективной терапии; работа с разными клиентами; извлечение максималь-ой пользы из обучающих программ; модифицирование клинических подходов в конкретных ситуациях; люсы и минусы «живой» супервизии; распознавание и формирование уникальных умений терапевта; ыбор супервизора. Написанная ясно и лаконично, расцвеченная фирменным юмором Д. Хейли, книга одна примерами и выдержками из реальных интервью. Предлагая современный взгляд на подготовку ерапевтов, равно как и на само ведение терапии, издание несомненно будет полезно клиницистам, психи-трам, психологам и социальным работникам, а также студентам соответствующих специальностей как еликолелное обучающее пособие. i 1996 The Guilford Press i Перевод на русский язык, М. Р. Миронова, 2002 г) Издательский дом «Питер», 2002 Права на издание получены по соглашению с А & W Visual Library Зсе права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. SBN 5-318-00576-4 SBN 1-57230-035-3 (англ.) ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры. Подписано в печать 18.02.02.Формат 70х1007|( Уел п.л. 18,06 Тираж 5000 экз. Заказ № 2840. Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. A.M. Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. Оглавление Предисловие.............................................................................................................................................8 Как учили терапии?........................................................................................................................8 Обучение сегодня.............................................................................................................................9 Благодарности..........................................................................................................................................9 Глава 1. Обучение терапии ........................................................................12 Два крайних взгляда на терапию....................................................................................................15 Краткосрочная терапия......................................................................................................................15 ■ Способы обучения терапии...............................................................................................................16 Как проводится супервизия?...........................................................................................................16 «Разговорная супервизия».........................................................................................................17 Супервизия с помощью видеозаписей: наблюдение того, что случилось когда-то.......................................................................................................................................21 Почему бы не поступить разумно и не делать «живую» суиервизию?....................23 Всели нужно рассказывать клиенту?...........................................................................................26 Различные трактовки понятия «супервизия»...........................................................................27 Глава 2. Супервизор..................................................................................29 Выбор супервизора...............................................................................................................................29 Цели обучения.......................................................................................................................................30 О чем говорить с группой обучающихся.....................................................................................33 Кто определит метод лечения?........................................................................................................34 За супервизией следует интервенция...........................................................................................35 Психодинамика обучения: прошлое и настоящее....................................................................36 Новые способы обучения...................................................................................................................39 Эриксон как супервизор.....................................................................................................................39 Типы гипноза..........................................................................................................................................42 Глава 3. Обучающийся..............................................................................45 Критерии отбора...................................................................................................................................46 Типы студентов......................................................................................................................................47 Новички.............................................................................................................................................47 «Групповой».....................................................................................................................................48 Идеолог..............................................................................................................................................52 Влияние академической подготовки.............................................................................................54 Подготовка социальных работников......................................................................................54 Подготовка психологов...............................................................................................................56 Подготовка психиатров...............................................................................................................57 Заключение.............................................................................................................................................57 Глава 4. Клиент.........................................................................................59 Кто должен проходить терапию?....................................................................................................60 Иерархия...........................................................................................................................................60 Социально-экономические различия............................................................................................61 Что такое этническая принадлежность и национальность?.................................................62 - Подготовка терапевтов к работе с клиентами из других культур...............................63 Пример конкретного случая......................................................................................................67 Возраст клиента.....................................................................................................................................68 Работа с детьми...............................................................................................................................68 Работа с пожилыми.......................................................................................................................69 Психопатология клиента...................................................................................................................70 Терапия в домашних условиях........................................................................................................72 А что, если люди идут на терапию не по своей воле?.............................................................73 Итоги.........................................................................................................................................................73 лава 5. Чему учиться, чему учить..............................................................74 Следует ли преподавать любую терапию или только свою собственную?....................74 А хочет ли еще кто-то использовать метод?...............................................................................75 Какой теории следует учить?...........................................................................................................78 Как насчет теории нормального поведения?.......................................................................78 Теория о том, почему люди делают то, что они делают..................................................80 лава 6. Самая лучшая теория....................................................................89 Что есть истина?.....................................................................................................................................89 Теория для терапевтов........................................................................................................................90 Переменные в психотерапии.....................................................................................................91 Должен ли терапевт сосредоточиваться на проблеме?...........................................................96 Важность последовательности..........................................................................................................97 Важность иерархии...............................................................................................................................98 Важность мотивации.........................................................................................................................101 Ясна ли самая лучшая теория?......................................................................................................102 Иллюстрации........................................................................................................................................103 'лава 7. Спорные вопросы........................................................................105 Является ли терапия обучающим процессом?........................................................................106 Должен ли психотерапевт обучать клиента?...........................................................................107 Модель показательного случая 1............................................................................................108 Модель показательного случая 2...........................................................................................109 Модель показательного случая 3...........................................................................................НО Выводы.............................................................................................................................................111 Действительно ли прошлое определяет настоящее?.............................................................112 А как насчет ложных воспоминаний?.........................................................................................114 Идеология и ложные воспоминания....................................................................................116 Социальные функции симптомов................................................................................................117 Следует ли психиатру заниматься психотерапией или выступать в качестве супервизора?..................................................................................................................................118 Кто должен заниматься семейной психотерапией?...............................................................121 Как насчет выбора пола?..................................................................................................................122 Имеет ли значение религия?..........................................................................................................123 Двойная иерархия...............................................................................................................................124 Оберегающий супервизор................................................................................................................127 Защита членов семьи..................................................................................................................127 Защита обучающихся.................................................................................................................128 Насилие в психотерапевтическом кабинете......................................................................128 Угроза суицида.............................................................................................................................129 Сотрудничество с коллегами..........................................................................................................130 Бесконечная терапия.........................................................................................................................131 Другие спорные вопросы.................................................................................................................131 Глава 8. «Живая» супервизия..................................................................132 Обучающаяся группа.........................................................................................................................135 Вы слышали об Эмиле Дюркгейме?.....................................................................................136 А как насчет И Цзин?.................................................................................................................137 «Живая» супервизия. Пример 1: несправедливость.............................................................138 Вмешательство супервизора....................................................................................................142 Терапевтическая интервенция................................................................................................144 «Живая» супервизия. Пример 2: развал коалиции................................................................148 «Живая» супервизия. Пример 3: Как извиниться перед своим пациентом за то, что вы вызвали у него необратимые повреждения головного мозга........................152 |
John F. Chizmar and Mark S. Walbert “Web Based Learning Environments:... Использование технологий интернета при обучении, руководствуясь принципами успешного преподавания | Курсы по подготовке к кембриджскому экзамену «ткт» ( “the teaching knowledge test”) Коиро прошли Курсы по подготовке к Кембриджскому экзамену ткт (The Teaching Knowledge Test) по теории и методике преподавания английского... | ||
Teaching practice handbook | Teaching English as a Foreign Language Vocabulary | ||
Конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:... План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | Справочник разработан в рамках конкурса «Педагогические инициативы... Данный справочник разработан в рамках конкурса «Педагогические инициативы – 2012» средствами Learning Content Development System... | ||
Модель курса естественнонаучной дисциплины и средства реализации... | Технология разноуровневой дифференциации в учебно-воспитательном процессе в средней школе План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | ||
Развлекательно-занимательный урок по английскому языку Цель:- закрепить лексико-грамматический материал Unit 3 “Learning more about each other”;прививать учащимся интерес к изучению английского... | Тема: Сталинградская битва Урок разработан в рамках Интернет- фестиваля с использованием новых сервисов Веб- 0: Learning Apps org ( упражнения «Собери пазлы»,... | ||
Применение тестовых форм в e- learning Вадим Аванесов Проблемы разработки и использования электронных средств обучения актуальны на протяжении всего периода внедрения информационных технологий... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Видеокурс английского языка «Learning English». «Marketing» (elementary level, уроки 3-4, 60 мин., 12+). 1 – 30 апреля | ||
Объем работы студента по изучению английского языка включает в себя Назначением процедуры оценивания (assessment) является определение степени овладения студентом ожидаемыми результатами обучения (learning... | E-learning Потенциал дистанционного обучения в развитии информационного общества Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | ||
Unit learning more about london урок 55. Столица великобритании Цели урока: активизация навыков аудирования; совершенствование навыков грамматики и диалогической речи; тренировка навыков чтения... | Конспект урока по истории. Тема: Куликовская битва Урок разработан в рамках Интернет- фестиваля с использованием новых сервисов Веб- 0: Learning Apps org ( упражнения «Собери пазлы»,... |