Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области
Проект “Волшебный песочек” по обеспечению успешной социальной адаптации дошкольников через внедрение элементов песочной игротерапии в практику работы ДОУ
Автор: Барсукова Наталья Владимировна
Паспорт представляемого на конкурс педагогического проекта 1.1. Тема проекта: Педагогический проект “Волшебный песочек” по обеспечение успешной социальной адаптации дошкольников через внедрение элементов песочной игротерапии в практику работы ДОУ.
1.2.Автор: Барсукова Наталья Владимировна, заведующая
1.3. Место работы: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Гербаевский детский сад
Адрес: Россия, Новосибирская область, Краснозерский район, с.Гербаево , ул.
1.4. Номинация: “Давайте познакомимся” Характеристика проекта
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница может помочь освоить любые темы и разнообразные понятия («Фрукты», «Овощи», «Звери», «Насекомые»). Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Началом работы над опытом стал анализ анкет родителей детей, поступивших в детский сад, наблюдения за деятельностью педагогов и детей в период адаптации, а также результаты диагностики адаптированности младших дошкольников и речевого развития старших дошкольников. В детском саду функционируют всего 2 группы, и ежегодно они заполняются вновь прибывшими детьми 2-3 и 4- 7 лет. Поэтому проблема привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада и проблема речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста, не посещающего дошкольное учреждение длительный возрастной период, в настоящее время стоит особенно остро. Детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Наш анализ результатов анкетирования и диагностики и показал необходимость разработки и применения наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми. Из все анкетированных родителей 40% оказались недостаточно удовлетворены организацией процесса адаптации. Наблюдались и низкие результаты адаптированности наших воспитанников в 2010 - 2011 г., снижение таких параметров как взаимоотношения со взрослыми, с детьми.
Изучив педагогическую, психологическую, методическую литературу и практический опыт, мы поняли, что педагогам предлагается решение проблемы только в виде отдельных рекомендаций общего характера перед поступлением ребенка в детский сад. Практика же работы ДОУ показывает, что в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни дошкольника в ДОУ, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию стрессового состояния. К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок более старшего возраста, входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения адаптационных возможностей детей через использование метода песочной терапии и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения. Поэтому нами и был разработан данный проект “Волшебный песочек”.
Воспитателям нашего детского сада приходится работать с разными детьми, и они в своих группах используют песок круглый год. Дети очень любят игры в песке. В течение всех летних месяцев они неустанно «трудятся» в песочнице: строят башни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству разных по возрасту детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи. С наступлением зимы, мы не прощаемся с играми в песке до весны. Мы у себя в группах изготовили «мини песочницы». Это деревянный ящик, длина и ширина которого, составляет приблизительно 70 или 80 сантиметров, а высота около 20. Наши песочницы помещаются в специально отведённом для них месте, но, при необходимости, возможно их перемещение в другое место. «Мини песочницы» имеют широкий объём применения. Мы их используем как на занятиях и в совместной деятельности с детьми, так и для самостоятельных игр и деятельности детей.
Содержание проектной деятельности мы построили таким образом, чтобы используя игры и упражнения с песком на занятиях и в свободной деятельности, можно было добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определённого действия, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх в песке. Всё это способствует гармоничному развитию личности ребёнка, а это очень важно и ценно, как для самого ребёнка, так и для общества в целом. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ. Ведущей психолого-педагогической идеей проекта стало создание условий в дошкольном образовательном учреждении для повышения адаптационных возможностей детей возраста через использование метода песочной игротерапии.
Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. Развитие коммуникативных навыков, т.е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Содержание
Актуальность темы проекта………………..………….....стр.5-6
Цель и задачи тип и адресная направленность проекта………………………………….……………….…….стр.6-8
Принципы, условия, предполагаемые результаты
реализации проекта…………………………………………..стр.8-9
Этапы реализации и содержание проекта……………..стр.9-16
Результаты реализации проекта…………………….…..стр16-17.
Трансляция опыта работы по проекту………………….стр.17
Приложение (игры с песком)..………………………..…стр.18-19
Литература……………………………………………..…...стр.20
Актуальность темы
Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувствовал себя комфортно и защищено, где мог бы проявлять творческую активность. Строя свою работу с детьми , мы используем различные методы и приемы, согласно специально разработанному перспективному плану на время адаптации. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка и воды, ребенок освобождается от напряжения. В период адаптации главным является их успокаивающее, умиротворяющее и расслабляющее действие.
Игра в песок, особенно для малышей является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. С детьми младших групп можно использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период их адаптации к жизни в детском саду. В дошкольных группах педагог через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем может осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.
Понимая важность и значение использования игр с песком, в целях решения возникшей в результате анализа проблемы в дошкольном учреждении, мы и разработали свой проект “Волшебный песочек”.
Что нужно для игры в песок Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой
Игрушек маленький набор
Возьмём в игру… Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
(Т. Грабенко)
Цель, задачи, тип и адресная направленность проекта
Цель: Обеспечение успешности социальной адаптации детей через внедрение элементов песочной игротерапии в практику работы ДОУ.
Под адаптационными возможностями ребенка мы понимаем саму сущность его существования - процесс его развития.
Задачи:
Организовать работу с “педагогической песочницей”;
Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы и комплекс мероприятий по использованию методов и приемов песочной игротерапии;
Создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
Развитие детской самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и общению в социуме;
Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.
Адресная направленность
Данный проект рассчитан на воспитанников всех возрастных групп детского сада, родителей, педагогов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ. В основе проекта лежит также опыт работы ДОУ и практические исследования в области дошкольного воспитания.
Срок реализации: июль 2011г. – июль 2012 г.
Тип проекта:
– По доминирующей деятельности информационно-практико-ориентированный; – По числу участников групповой, ориентированный на детей всех возрастных групп, родителей, педагогов; – По времени проведения долгосрочный; – По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.
Новизна проекта
Новизна состоит в усовершенствовании организации процесса адаптации, в оптимальном комбинировании различных методов и в использовании элементов песочной игротерапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью повышения их адаптационных возможностей.
3. Принципы, условия, предполагаемые результаты реализации проекта
Принципы реализации проекта:
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
"Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
сочетание научности и доступности материала;
наглядность;
характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
профессиональная компетентность педагога;
принцип от близкого к далекому;
принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
принцип учета региональных условий.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Предполагаемый результат:
Стабилизация эмоционального состояния детей ;
Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих детей;
Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
Условия реализации
Условиями реализации предложенного нами педагогического проектирования по внедрению элементов песочной игротерапии в практику работы ДОУ являются следующие:
организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.
4.Этапы реализации и содержание проектной деятельности
Первый этап – июль - август 2011г. (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.
Второй этап – сентябрь 2011г. диагностическо-методический.
Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;
Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
Создание банка идей и предложений;
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
Определение задач воспитательно-образовательного процесса;
Планирование деятельности педагогов.
Третий этап – октябрь 2011г. – апрель 2012г. реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.
Четвертый этап – май – июнь 2012г. (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта – Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов, оформление материалов). Презентация опыта работы на РМО педагогов ДОУ района, районной выставке «Воспитатель – творец».
Обследование на 1-м этапе мы проводили одновременно в двух направлениях: первое – характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (Приложение № 1); второе – оценка педагогами состояния детей в период адаптации к условиям детского сада, в результате наблюдение за детьми (Приложение № 2). Для наблюдения выбраны следующие параметры, которые отслеживаются каждый день: общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимодействие со взрослыми, взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации, сон и аппетит. Оценка уровня развития адаптационных способностей позволяет определить, насколько ребенок адаптирован к той среде, в которой находится и над какими вопросами адаптации ему предстоит еще работать. По результатам беседы с родителями, анкетирования и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной адаптации и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию. На 2 этапе начинали работу с оборудования “педагогической песочницы” , а работу с детьми со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.
Оборудование «педагогической песочницы» 1. Для игр с песком прежде всего необходима «песочница» -это водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдаётся квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки, она должна располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к ней со всех четырёх сторон.
2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы), песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.
Песочница является привлекательной средой для осуществления сказко-терапевтического подхода, поэтому мы собрали набор мелких предметов.
. Набор игрового материала
(хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
набор игрушечной посуды
различные здания и постройки;
бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
человеческие персонажи и сказочные герои, животные, растения, машины, геометрические фигуры – словом, все, что встречается в окружающем мире.
Принципы работы с детьми:
системность подачи материала,
наглядность обучения,
цикличность построения работы,
доступность,
проблемность,
развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Условия работы с детьми:
Согласие и желание ребенка.
Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Психолого-педагогическое сопровождение представлено:
Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей;
Создание системы педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель для отслеживания результатов работы;
Система игр по адаптации детей к ДОУ.
Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий
Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.
При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.
Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)
На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки. Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10–15 см, она должна хорошо обрабатываться), но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.
Структура используемых в работе игр - занятий подбиралась с учетом возрастных особенностей детей, исходя из целей и задач, и рассчитана она на детей разного возраста. В ходе работы задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем и успехов детей.
Структура:
- Введение в тему (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);
- Знакомство с правилами игр на песке;
- Формулировка темы, инструкции к играм;
- Содержание игры - занятия;
- Итог, ритуал выхода.
Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.
Когда ребенок приходит в детский сад, то предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным. Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например: "Заборчики". (Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход. Мы применяли и такие формы работы с детьми, как:
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку серому волку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.). 2. Игры-забавы – , «Откопай сюрприз для колобка», «Спрячь ты, а Машенька будет искать», «Необыкновенные следы». 3. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки». 4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом. 5. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки». 6. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку. 7. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»). 8. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»; тематические праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т.д.
Воспитатель является активным участником процесса повышения адаптационных возможностей дошкольников: организует детей, помогает справиться с играми и упражнениями в песке, выполняет определенные роли, отмечает и анализирует проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка. Во время прогулок педагоги старались привлекать к песочным играм и родителей, вновь прибывших детей, чтобы они не только наблюдали, но и сами участвовали в процессе занятий и игр. В присутствии близкого человека дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.
Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:
Анкетирование, тестирование родителей;
Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов;
Привлечение родителей к изготовлению игрового материала для работы с песком;
Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).
Деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги ДОУ детского сада, родители);
Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;
Индивидуальная консультативная работа;
Родительское собрание с показом практической работы с детьми.
Основные средства:
Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
Обогащение предметно-развивающей среды.
Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.
5. Результаты реализации проекта
Определение уровня организованности процесса адаптации, оценки эмоционального благополучия детей, адаптировавшихся к детскому саду проводилась через: - сравнение результатов по индивидуальным листам наблюдений за детьми в начале адаптационного периода и через месяц посещения ими детского сада (сентябрь 2011г.) и на конец проектной деятельности (май 2012г.); - сравнение результатов анкетирования родителей.
В результате использования песочной игротерапии мы наблюдали положительные изменения.
У детей:
- значительно повысился общий эмоциональный фон; - снизился уровень тревожности; - повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
У родителей:
- проявляют интерес к вопросам воспитания и развития детей; - активно применяют практические умения и навыки, помогающие ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ; - повышается психолого-педагогическая культура; Результаты анкетирования в 2012 году показали, что организация процесса адаптации устраивает большинство родителей (78%). Все они заинтересованы в успешной адаптации своих детей, в поддержании эмоционального благополучия, и понимают важность, значимость проблемы. По мнению 84% родителей, главный путь успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, уважительное отношение к каждому ребенку.
У педагогов
В результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями и родителями воспитанников.
6. Трансляция опыта работы по проекту:
самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту на Педагогическом совете;
панорама педагогических достижений на РМО руководителей дошкольных учреждений и воспитателей ДОУ: «Возможности песочной игротерапии»;
оформление фотовыставки и выставки детских работ в ДОУ на общем родительском собрании;
оформление стенда: «Педагогическая песочница»
презентация проекта на районной выставке – панораме «Воспитатель – творец».
Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития. 7. Приложение
Игры с песком (рекомендации родителям)
"Топчем дорожки" Взрослый вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: "Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!" Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
"Норки для мышки" Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.
"Я пеку, пеку" Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.
"Угадай на ощупь" Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.
"Заборчики" Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. "Волшебные отпечатки на песке" Взрослый и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.
“Наведи в песочнице порядок”
Перед ребенком в песочнице лежат буквы в перевернутом и правильном положении. Предлагаем назвать только те буквы, которые лежат правильно, затем перевернуть те буквы, которые лежали неправильно, и назвать их. “Угадай, какая буква тебе попалась в руки”
Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти букву и, не доставая ее из песка, определить, какая буква ему попалась в руки. “Что спряталось в песке?”
Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Затем педагог просит назвать все предметы, которые были найдены в песке. Можно поиграть в игру «Чего не стало?»: ребенок закрывает глаза, и в это время педагог убирает один или несколько предметов. Можно поменять предметы местами и попросить ребенка «навести порядок».
8. Литература
1.Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г.
2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: «Речь», 2010
3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998
4.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005
5.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб.: «Детство-Пресс», 2010
6.Заводчикова О.Г. Адаптация в деском саду: взаимодействие ДОУ и семьи: пособие для воспитателей . -М.: Просвещение, 2004
7.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб.: Речь, 2008.
8.Ульянова Э. Расти, репка на песке//Дошкольное образование №12 июнь 2006
9.Шиманович Ю. Тайна песочницы// Обруч №4 2008
10.Кичура В.В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008
11.Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 1998.- №4
12.Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ - М.: Айрис Пресс, 2005 |