Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области





Скачать 259.4 Kb.
НазваниеМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области
Дата публикации14.09.2013
Размер259.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области

Проект “Волшебный песочек” по обеспечению успешной социальной адаптации дошкольников через внедрение элементов песочной игротерапии в практику работы ДОУ


Автор: Барсукова Наталья Владимировна



Паспорт представляемого на конкурс педагогического проекта
1.1. Тема проекта: Педагогический проект “Волшебный песочек” по обеспечение успешной социальной адаптации дошкольников через внедрение элементов песочной игротерапии в практику работы ДОУ.

1.2.Автор: Барсукова Наталья Владимировна, заведующая

1.3. Место работы: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Гербаевский детский сад

Адрес: Россия, Новосибирская область, Краснозерский район, с.Гербаево , ул.

1.4. Номинация: “Давайте познакомимся”
Характеристика проекта

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница может помочь освоить любые темы и разнообразные понятия («Фрукты», «Овощи», «Звери», «Насекомые»). Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Началом работы над опытом стал анализ анкет родителей детей, поступивших в детский сад, наблюдения за деятельностью педагогов и детей в период адаптации, а также результаты диагностики адаптированности младших дошкольников и речевого развития старших дошкольников. В детском саду функционируют всего 2 группы, и ежегодно они заполняются вновь прибывшими детьми 2-3 и 4- 7 лет. Поэтому проблема привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада и проблема речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста, не посещающего дошкольное учреждение длительный возрастной период, в настоящее время стоит особенно остро.  Детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.  Наш анализ результатов анкетирования и диагностики и показал необходимость разработки и применения наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми. Из все анкетированных родителей 40% оказались недостаточно удовлетворены организацией процесса адаптации. Наблюдались и низкие результаты адаптированности наших воспитанников в 2010 - 2011 г., снижение таких параметров как взаимоотношения со взрослыми, с детьми.

Изучив педагогическую, психологическую, методическую литературу и практический опыт, мы поняли, что педагогам предлагается решение проблемы только в виде отдельных рекомендаций общего характера перед поступлением ребенка в детский сад. Практика же работы ДОУ показывает, что в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни дошкольника в ДОУ, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию стрессового состояния. 
К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок более старшего возраста, входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения адаптационных возможностей детей через использование метода песочной терапии и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения. Поэтому нами и был разработан данный проект “Волшебный песочек”.

Воспитателям нашего детского сада приходится работать с разными детьми, и они в своих группах используют песок круглый год. Дети очень любят игры в песке. В течение всех летних месяцев они неустанно «трудятся» в песочнице: строят башни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству разных по возрасту детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи. С наступлением зимы, мы не прощаемся с играми в песке до весны. Мы у себя в группах изготовили «мини песочницы». Это деревянный ящик, длина и ширина которого, составляет приблизительно 70 или 80 сантиметров, а высота около 20. Наши песочницы помещаются в специально отведённом для них месте, но, при необходимости, возможно их перемещение в другое место. «Мини песочницы» имеют широкий объём применения. Мы их используем как на занятиях и в совместной деятельности с детьми, так и для самостоятельных игр и деятельности детей.27102010084

Содержание проектной деятельности мы построили таким образом, чтобы используя игры и упражнения с песком на занятиях и в свободной деятельности, можно было добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определённого действия, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх в песке. Всё это способствует гармоничному развитию личности ребёнка, а это очень важно и ценно, как для самого ребёнка, так и для общества в целом. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ. Ведущей психолого-педагогической идеей проекта стало создание условий в дошкольном образовательном учреждении для повышения адаптационных возможностей детей возраста через использование метода песочной игротерапии. 12

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. Развитие коммуникативных навыков, т.е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Содержание


  1. Актуальность темы проекта………………..………….....стр.5-6

  2. Цель и задачи тип и адресная направленность проекта………………………………….……………….…….стр.6-8

  3. Принципы, условия, предполагаемые результаты

реализации проекта…………………………………………..стр.8-9

  1. Этапы реализации и содержание проекта……………..стр.9-16

  2. Результаты реализации проекта…………………….…..стр16-17.

  3. Трансляция опыта работы по проекту………………….стр.17

  4. Приложение (игры с песком)..………………………..…стр.18-19

  5. Литература……………………………………………..…...стр.20



  1. Актуальность темы

Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувствовал себя комфортно и защищено, где мог бы проявлять творческую активность. Строя свою работу с детьми , мы используем различные методы и приемы, согласно специально разработанному перспективному плану на время адаптации. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка и воды, ребенок освобождается от напряжения. В период адаптации главным является их успокаивающее, умиротворяющее и расслабляющее действие.

Игра в песок, особенно для малышей является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. С детьми младших групп можно использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период их адаптации к жизни в детском саду. В дошкольных группах педагог через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем может осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

Понимая важность и значение использования игр с песком, в целях решения возникшей в результате анализа проблемы в дошкольном учреждении, мы и разработали свой проект “Волшебный песочек”.

Что нужно для игры в песок
Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмём в игру… Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

(Т. Грабенко)

  1. Цель, задачи, тип и адресная направленность проекта

Цель: Обеспечение успешности социальной адаптации детей через внедрение элементов песочной игротерапии в практику работы ДОУ.

Под адаптационными возможностями ребенка мы понимаем саму сущность его существования - процесс его развития.

Задачи:

  • Организовать работу с “педагогической песочницей”;

  • Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы и комплекс мероприятий по использованию методов и приемов песочной игротерапии;

  • Создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;

  • Развитие детской самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и общению в социуме;

  • Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.

Адресная направленность

Данный проект рассчитан на воспитанников всех возрастных групп детского сада, родителей, педагогов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ. В основе проекта лежит также опыт работы ДОУ и практические исследования в области дошкольного воспитания.

Срок реализации: июль 2011г. – июль 2012 г.

Тип проекта:

– По доминирующей деятельности информационно-практико-ориентированный; 
– По числу участников групповой, ориентированный на детей всех возрастных групп, родителей, педагогов;
– По времени проведения долгосрочный; 
– По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.

Новизна проекта

Новизна состоит в усовершенствовании организации процесса адаптации, в оптимальном комбинировании различных методов и в использовании элементов песочной игротерапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью повышения их адаптационных возможностей.

3. Принципы, условия, предполагаемые результаты реализации проекта

Принципы реализации проекта:

  • Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.

  • Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.

  • "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

  • сочетание научности и доступности материала;

  • наглядность;

  • характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  • профессиональная компетентность педагога;

  • принцип от близкого к далекому;

  • принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;

  • принцип учета региональных условий.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Предполагаемый результат:

  • Стабилизация эмоционального состояния детей ;

  • Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

  • Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

  • Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

  • Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

  • Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих детей;

  • Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

Условия реализации

Условиями реализации предложенного нами педагогического проектирования по внедрению элементов песочной игротерапии в практику работы ДОУ являются следующие:

  • организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

  • осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;

  • создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;

  • включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

4.Этапы реализации и содержание проектной деятельности

Первый этап – июль - август 2011г. (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.

Второй этап – сентябрь 2011г. диагностическо-методический.

  • Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;

  • Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

  • Создание банка идей и предложений;

  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;

  • Определение задач воспитательно-образовательного процесса;

  • Планирование деятельности педагогов.

Третий этап – октябрь 2011г. – апрель 2012г. реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.

Четвертый этап – май – июнь 2012г. (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта – Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов, оформление материалов). Презентация опыта работы на РМО педагогов ДОУ района, районной выставке «Воспитатель – творец».

Обследование на 1-м этапе  мы проводили одновременно в двух направлениях: первое – характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (Приложение № 1); второе – оценка педагогами состояния детей в период адаптации к условиям детского сада, в результате наблюдение за детьми (Приложение № 2). Для наблюдения выбраны следующие параметры, которые отслеживаются каждый день: общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимодействие со взрослыми, взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации, сон и аппетит. Оценка уровня развития адаптационных способностей позволяет определить, насколько ребенок адаптирован к той среде, в которой находится и над какими вопросами адаптации ему предстоит еще работать. По результатам беседы с родителями, анкетирования и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной адаптации и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию. 
На 2 этапе начинали работу с оборудования “педагогической песочницы” , а работу с детьми со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.

Оборудование «педагогической песочницы» 27102010084


1. Для игр с песком прежде всего необходима «песочница» -это водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдаётся квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки, она должна располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к ней со всех четырёх сторон.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы), песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

Песочница является привлекательной средой для осуществления сказко-терапевтического подхода, поэтому мы собрали набор мелких предметов. d:\p1000385.jpg

. Набор игрового материала

(хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;p1000062

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

  • набор игрушечной посуды

  • различные здания и постройки;

  • бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

  • человеческие персонажи и сказочные герои, животные, растения, машины, геометрические фигуры – словом, все, что встречается в окружающем мире.

Принципы работы с детьми:

  • системность подачи материала,

  • наглядность обучения,

  • цикличность построения работы,

  • доступность,

  • проблемность,

  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Условия работы с детьми:

  1. Согласие и желание ребенка.

  2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

  3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Психолого-педагогическое сопровождение представлено:

  • Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей;

  • Создание системы педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель для отслеживания результатов работы;

  • Система игр по адаптации детей к ДОУ.песочная терапия

Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий

  • Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

  • При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

  • Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.

  • Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

  • Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки. Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10–15 см, она должна хорошо обрабатываться), но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.

Структура используемых в работе игр - занятий подбиралась с учетом возрастных особенностей детей, исходя из целей и задач, и рассчитана она на детей разного возраста. В ходе работы задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем и успехов детей.

Структура:

- Введение в тему (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);

- Знакомство с правилами игр на песке;

- Формулировка темы, инструкции к играм;

- Содержание игры - занятия;

- Итог, ритуал выхода.

Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.

Когда ребенок приходит в детский сад, то предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным. Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например: "Заборчики". (Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход. Мы применяли и такие формы работы с детьми, как: 

1. Сюжетные игры – «Построим дорожку серому волку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
2. Игры-забавы – , «Откопай сюрприз для колобка», «Спрячь ты, а Машенька будет искать», «Необыкновенные следы».
3. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
5. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки».
6. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
7. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
8. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»; тематические праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т.д. 


Воспитатель является активным участником процесса повышения адаптационных возможностей дошкольников: организует детей, помогает справиться с играми и упражнениями в песке, выполняет определенные роли, отмечает и анализирует проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка. Во время прогулок педагоги старались привлекать к песочным играм и родителей, вновь прибывших детей, чтобы они не только наблюдали, но и сами участвовали в процессе занятий и игр. В присутствии близкого человека дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.

Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:

  • Анкетирование, тестирование родителей;

  • Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов;

  • Привлечение родителей к изготовлению игрового материала для работы с песком;

  • Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).

  • Деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги ДОУ детского сада, родители);

  • Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;

  • Индивидуальная консультативная работа;

  • Родительское собрание с показом практической работы с детьми.

Основные средства:

  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

  • Подготовка оборудования, материалов и инструментов;

  • Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

5. Результаты реализации проекта

Определение уровня организованности процесса адаптации, оценки эмоционального благополучия детей, адаптировавшихся к детскому саду проводилась через:
- сравнение результатов по индивидуальным листам наблюдений за детьми в начале адаптационного периода и через месяц посещения ими детского сада (сентябрь 2011г.) и на конец проектной деятельности (май 2012г.);
- сравнение результатов анкетирования родителей.


В результате использования песочной игротерапии мы наблюдали положительные изменения.

У детей:


- значительно повысился общий эмоциональный фон;
- снизился уровень тревожности;
- повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 
http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/561/560773/560773_html_2197c5ce.gif

У родителей:


- проявляют интерес к вопросам воспитания и развития детей;
- активно применяют практические умения и навыки, помогающие ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ;
- повышается психолого-педагогическая культура;
Результаты анкетирования в 2012 году показали, что организация процесса адаптации устраивает большинство родителей (78%). Все они заинтересованы в успешной адаптации своих детей, в поддержании эмоционального благополучия, и понимают важность, значимость проблемы. По мнению 84% родителей, главный путь успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, уважительное отношение к каждому ребенку.

У педагогов

В результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями и родителями воспитанников.

6. Трансляция опыта работы по проекту:

  • самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту на Педагогическом совете;

  • панорама педагогических достижений на РМО руководителей дошкольных учреждений и воспитателей ДОУ: «Возможности песочной игротерапии»;

  • оформление фотовыставки и выставки детских работ в ДОУ на общем родительском собрании;

  • оформление стенда: «Педагогическая песочница»

  • презентация проекта на районной выставке – панораме «Воспитатель – творец».

Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
7. Приложение

Игры с песком оборудование для игр с песком и водой

(рекомендации родителям)




"Топчем дорожки" 
Взрослый вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: "Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!" Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

"Норки для мышки"
Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

"Я пеку, пеку"
Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

"Угадай на ощупь"
Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.

"Заборчики"
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. "Волшебные отпечатки на песке" Взрослый и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.

“Наведи в песочнице порядок”

Перед ребенком в песочнице лежат буквы в перевернутом и правильном положении. Предлагаем назвать только те буквы, которые лежат правильно, затем перевернуть те буквы, которые лежали неправильно, и назвать их.
Угадай, какая буква тебе попалась в руки”

Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти букву и, не доставая ее из песка, определить, какая буква ему попалась в руки.
Что спряталось в песке?”

Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Затем педагог просит назвать все предметы, которые были найдены в песке. Можно поиграть в игру «Чего не стало?»: ребенок закрывает глаза, и в это время педагог убирает один или несколько предметов. Можно поменять предметы местами и попросить ребенка «навести порядок».




8. Литература

1.Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г.

2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: «Речь», 2010

3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998

4.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005

5.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб.: «Детство-Пресс», 2010

6.Заводчикова О.Г. Адаптация в деском саду: взаимодействие ДОУ и семьи: пособие для воспитателей . -М.: Просвещение, 2004

7.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб.: Речь, 2008.

8.Ульянова Э. Расти, репка на песке//Дошкольное образование №12 июнь 2006

9.Шиманович Ю. Тайна песочницы// Обруч №4 2008

10.Кичура В.В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008

11.Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 1998.- №4

12.Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ - М.: Айрис Пресс, 2005

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области iconМуниципальное дошкольное образовательное казённое учреждение «Детский...
Охватывает собой весь период существования человеческого общества от первобытной эпохи до современности
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» управления образования администрации Куйбышевского района...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение новоусманского муниципального района воронежской области «центр развития...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области iconПояснительная записка > Информационная справка Муниципальное бюджетное...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дубъязский детский сад «Гульчачак» Высокогорского муниципального района...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Сузунского района «Сузунский детский сад№5»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Сузунского района «Сузунский детский сад №5»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области icon«А ну-ка, парни!»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области iconСчастливывмест е
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «сказка»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области iconАналитическая справка воспитательно-образовательной деятельности...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 "Радуга"п г т. Кукмор» Кукморского...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области iconПротокол № Р. Н. Бакирова
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области iconПедагогический проект
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «детский сад «солнышко»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «медвежонок» комбинированного вида города искитима...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области icon«Умножение многочлена на многочлен»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области iconОбщая характеристика учреждения
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18» с. Глубинное
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гербаевский детский сад Краснозерского района Новосибирской области iconКонспект непосредственно образовательная деятельность
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск