Скачать 81.92 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета Инклюзивное образованиеВыпуск 5Аверина И.Е. Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т.Н. ГусеваЦентр «Школьная книга»Москва2010Аверина Ирина Евгеньевна - научный сотрудник ГРЦ, руководитель структурного подразделения ЦППРиК "Тверской", психолог, учитель-дефектолог. Материалы, включенные в рекомендации, были разработаны и на протяжении последних 7 лет и апробировались в рамках Городской экспериментальной площадки «Апробация модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса в образовательном учреждении» на базе ЦППРиК «Тверской» Центрального окружного управления образования. За эти годы в службе сопровождения детей раннего возраста получили помощь и поддержку более восьмиста семей с детьми раннего возраста, не менее трети, из которых имели детей с тяжелыми нарушениями развития. Консультант: Семаго Наталья Яковлевна – канд.псих.наук, доцент, старший научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО (МГППУ) Создание служб сопровождения семей с детьми с раннего возраста, в том числе с детьми с ОВЗ в контексте перехода к новому этапу общественного развития, следует рассматривать как один из основополагающих аспектов развития инклюзивного образования и образования в целом. Включение особого ребенка и его семьи в социальное взаимодействие именно на начальном этапе, фактически, определяет всю дальнейшую траекторию - либо по пути гуманистических и «включающих» отношений между людьми, либо маргинализации и социальной изоляции семьи «особого» ребенка. В связи с этим данное методическое пособие приобретает высокую актуальность и практическую значимость и его можно рассматривать как фактически универсальное средство подготовки будущей толерантной социальной среды, как в дошкольном, так школьном образовательном учреждении. Заложенные в раннем возрасте гуманистическое отношение к «инаковости» отзываются в зрелости толерантностью и социальным принятием. Для широкого круга специалистов: психологов, специальных педагогов, социальных педагогов служб ранней помощи и детских садов и других специалистов, включенных в сопровождение детей раннего возраста. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 1.Деятельность Службы сопровождения семей с детьми раннего возраста, как структурного подразделения Окружного ресурсного центра. 1.1. Основные цели и задачи службы. 1.2.Основные формы и направления работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. 2. Содержание работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. 2.1. Индивидуальные консультации и занятия. 2.2. Детско-родительские группы. 2.3. Технология включения семьи в групповую работу. 2.4. Технология включения детей с ОВЗ в групповую работу по программе «Я-САМ» Рекомендуемая литература Приложение 1. Примерные конспекты организованной части занятий интегративной детско-родительской группы «Я САМ». Приложение 2. Примерный перечень материалов, распределенных по зонам. Диагностическая карта. приложения в конце Приложение 3. Примерная программа проведения родительских групп «Школа для родителей» Приложение 4. Формы организации индивидуальной работы. Приложение 5. Локальный акт ЦППРиК «Тверской»: положение о подразделении службы сопровождения семей с детьми раннего возраста Предисловие Обращение к раннему возрасту как к первой ступени инклюзивного образования не случайно. Существует множество исследований и работ, в которых говорится о критическом значении первых лет жизни ребенка для всего его последующего развития. Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период, это истоки развития, закладка фундамента личности. В современных исследованиях ребнок раннего возраста в этих исследованиях рассматривается как активное, требующее взаимодействия с матерью и в процессе данного взаимодействия развивающееся существо. Дети не просто подвержены одностороннему влиянию со стороны взрослых, но уже с рождения организованы и участвуют в процессе собственного развития. В сложной позиции находятся родители, имеющие детей с ОВЗ. Именно в раннем возрасте в таких семьях часто формируется феномен инвалидизации, когда семья замыкается и теряет большинство социальных контактов. В России работу с детьми раннего и младенческого возраста в основном ведут медицинские работники, а ранняя психолого-педагогическая диагностика отклонений в психическом развитии фактически отсутствует. В тоже время максимальная эффективность коррекционных и развивающих мероприятий приходится именно на ранний возраст. Ни в какой другой период добиться такой эффективности оказывается практически невозможно. В последнее время в Москве создаются службы ранней помощи, направленные на работу с семьями, имеющими детей с нарушениями развития. Создание данных структур, безусловно, необходимо в сложившихся условиях российского образования и медицины, но не менее важным является работа с семьями, имеющими детей с условно нормативным развитием. Как уже отмечалось по данным статистики, более 85% детей уже на момент рождения попадают в «зону риска». Дети этой группы относятся к условной норме, и зачастую не получают должного внимания со стороны специалистов, что в свою очередь приводит к формированию различных вторичных нарушений (трудности поведения, проблемы обучения, проблемы социальной адаптации). Поэтому нам видится очень важным комплексная работа с семьями, имеющих нормативных детей младенческого и раннего возраста. Особое место в этой работе должны занимать ее групповые формы. Дело в том, что групповая работа зачастую становится эффективным средством понимания, как маленького ребенка, так и родителей самих себя. Групповые занятия позволяют снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей в воспитании малыша, получить обратную связь о своих действиях со стороны специалиста и других родителей. Создают возможность взглянуть «глазами других» на свой опыт воспитания ребенка, проанализировать и другие точки зрения, понять свои стереотипы, избавиться от заблуждений, навязанных ближайшим окружением, средствами массовой коммуникации и информации, и, конечно же, обрести некоторый круг общения. Служба сопровождения семей с детьми раннего возраста была создана как альтернатива службам ранней помощи на базе центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской». Служба организована в ответ на многочисленные запросы родителей детей раннего возраста как с условно нормативным так и с проблемами в развитии. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской», на базе которого реализуется программа, является ресурсным центром по развитию инклюзивного образования в центральном административном округе г. Москвы. Именно на базе этого Центра была создана и проходит научно-практическую апробацию (в рамках экспериментальной площадки под руководством к.пс.н. Семаго Н.Я.) модель инклюзивной системы сопровождения детей в различных государственных образовательных учреждениях ЦАО г. Москвы. В рамках этой модели создается непрерывная вертикаль сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в среде условно нормативных сверстников, начиная от раннего возраста, включая дошкольный возраст и школьное образование. В течении года службе на сопровождении находятся в среднем 120-150 семей в год. Из них 25-30 % детей имеют ОВЗ - выраженные нарушения в развитии. При этом в основном групповые занятия со всеми детьми в возрасте от 1 года до 3-4 лет в центре проводятся в интегрированных группах с соотношением 2-3 ребенка с ОВЗ к 5-9 детям с условно-нормативным развитием. Общее количество участников таких групп от 7 до 12 семей, в зависимости от возможностей группового помещения. На базе подразделения службы сопровождения семей с детьми раннего возраста действует «Школа для родителей». Актуальность создания подобных служб сопровождения семей с детьми раннего возраста (ССДВР) велика. Программ работы с детьми раннего возраста не много. А интегративных программ работы в России с детско-родительскими группами практически вообще не существует. Данная программа показала свою высокую эффективность и практическую значимость Наиболее благоприятное время для начала процесса включения семей с детьми с ОВЗ именно ранний возраст. Существуют определенные преимущества использования интегративной системы воспитания в раннем возрасте:
Несмотря на постоянный интерес к проблеме интегрированного образования, существуют определенные противоречия между объективной значимостью проблемы и отсутствием материальной, правовой и научно - методической базы, позволяющих успешно осуществлять процесс включения семей имеющих детей раннего возраста с ОВЗ в социальную жизнь, а также между потребностью в грамотном психолого-педагогическом сопровождении семей с детьми раннего возраста и ограниченной возможностью ее реализации при существующих условиях. Названные противоречия, разобщенность и отсутствие взаимосвязанной работы участников интеграционного процесса (медицинских работников, специалистов СРП, работающих с детьми с ОВЗ, специалистов ЦИПРов, работающих с нормативно развивающимися детьми) могут быть решены в рамках психолого-педагогического сопровождения семей, что и определяет актуальность проблемы создания модели службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. |
Методические рекомендации по работе с детьми раннего возраста (Стр. 36) Психолого-педагогическая работа с дошкольниками по освоению образовательных областей | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены... «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены... «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены... «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические... | ||
Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической... Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период | Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики в работе с детьми раннего возраста» Тонкая моторика – это различные по сложности движения, целенаправленно осуществляемые кистями рук | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество групп: 12 ( 2 группы раннего возраста, 10 групп дошкольного возраста, из них 2 логопедические, 1 с воспитанием и обучением... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Списочный состав детей в детском саду на начало года составлял 220 человек, на конец года 218. Функционировало 11 групп, из них 3... | ||
Тематический план работы с детьми раннего и дошкольного возраста Грант средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой... | Программа кружка для работы с детьми дошкольного возраста Программа содержит теоретические и практические материалы по организации работы кружка по хатха – йоге с детьми дошкольного возраста... | ||
Инструкция для проведения учебных занятий с детьми-инвалидами Дистанционные занятия отличаются по многим параметрам и задачам от очных занятий с детьми, а также необходим особый подход в работе... | Конспект досуга для детей раннего возраста «Развлечение с увлечением» По итогам проведения областного конкурса методических разработок по организации работы с детьми по безопасности дорожного движения... | ||
Методические указания по комплексному государственному экзамену по... Ответственный редактор – доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Е. Н. Бизяркина (сф башГУ) | План работы городского методического объединения проблемная группа... Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста | ||
Календарь как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста Календаря как средстве образовательной деятельности, позволяющей решать задачи психолого – педагогической работы с детьми, как организационной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «мдк теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста» Теоретические... |