Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева





Скачать 81.92 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева
Дата публикации14.09.2013
Размер81.92 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования

Московского городского психолого-педагогического университета

Инклюзивное образование

Выпуск 5



Аверина И.Е.
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп


Ответственный редактор Т.Н. Гусева



Центр «Школьная книга»

Москва

2010



Аверина Ирина Евгеньевна - научный сотрудник ГРЦ, руководитель структурного подразделения ЦППРиК "Тверской", психолог, учитель-дефектолог.
Материалы, включенные в рекомендации, были разработаны и на протяжении последних 7 лет и апробировались в рамках Городской экспериментальной площадки «Апробация модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса в образовательном учреждении» на базе ЦППРиК «Тверской» Центрального окружного управления образования. За эти годы в службе сопровождения детей раннего возраста получили помощь и поддержку более восьмиста семей с детьми раннего возраста, не менее трети, из которых имели детей с тяжелыми нарушениями развития.
Консультант:

Семаго Наталья Яковлевна – канд.псих.наук, доцент, старший научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО (МГППУ)


Создание служб сопровождения семей с детьми с раннего возраста, в том числе с детьми с ОВЗ в контексте перехода к новому этапу общественного развития, следует рассматривать как один из основополагающих аспектов развития инклюзивного образования и образования в целом. Включение особого ребенка и его семьи в социальное взаимодействие именно на начальном этапе, фактически, определяет всю дальнейшую траекторию - либо по пути гуманистических и «включающих» отношений между людьми, либо маргинализации и социальной изоляции семьи «особого» ребенка. В связи с этим данное методическое пособие приобретает высокую актуальность и практическую значимость и его можно рассматривать как фактически универсальное средство подготовки будущей толерантной социальной среды, как в дошкольном, так школьном образовательном учреждении. Заложенные в раннем возрасте гуманистическое отношение к «инаковости» отзываются в зрелости толерантностью и социальным принятием.

Для широкого круга специалистов: психологов, специальных педагогов, социальных педагогов служб ранней помощи и детских садов и других специалистов, включенных в сопровождение детей раннего возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

1.Деятельность Службы сопровождения семей с детьми раннего возраста, как структурного подразделения Окружного ресурсного центра.

1.1. Основные цели и задачи службы.

1.2.Основные формы и направления работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста.

2. Содержание работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста.

2.1. Индивидуальные консультации и занятия.

2.2. Детско-родительские группы.

2.3. Технология включения семьи в групповую работу.

2.4. Технология включения детей с ОВЗ в групповую работу по программе «Я-САМ»

Рекомендуемая литература

Приложение 1. Примерные конспекты организованной части занятий интегративной детско-родительской группы «Я САМ».

Приложение 2. Примерный перечень материалов, распределенных по зонам. Диагностическая карта. приложения в конце

Приложение 3. Примерная программа проведения родительских групп «Школа для родителей»

Приложение 4. Формы организации индивидуальной работы.

Приложение 5. Локальный акт ЦППРиК «Тверской»: положение о подразделении службы сопровождения семей с детьми раннего возраста

Предисловие

Обращение к раннему возрасту как к первой ступени инклюзивного образования не случайно. Существует множество исследований и работ, в которых говорится о критическом значении первых лет жизни ребенка для всего его последующего развития. Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период, это истоки развития, закладка фундамента личности.

В современных исследованиях ребнок раннего возраста в этих исследованиях рассматривается как активное, требующее взаимодействия с матерью и в процессе данного взаимодействия развивающееся существо. Дети не просто подвержены одностороннему влиянию со стороны взрослых, но уже с рождения организованы и участвуют в процессе собственного развития.

В сложной позиции находятся родители, имеющие детей с ОВЗ. Именно в раннем возрасте в таких семьях часто формируется феномен инвалидизации, когда семья замыкается и теряет большинство социальных контактов. В России работу с детьми раннего и младенческого возраста в основном ведут медицинские работники, а ранняя психолого-педагогическая диагностика отклонений в психическом развитии фактически отсутствует. В тоже время максимальная эффективность коррекционных и развивающих мероприятий приходится именно на ранний возраст. Ни в какой другой период добиться такой эффективности оказывается практически невозможно.

В последнее время в Москве создаются службы ранней помощи, направленные на работу с семьями, имеющими детей с нарушениями развития. Создание данных структур, безусловно, необходимо в сложившихся условиях российского образования и медицины, но не менее важным является работа с семьями, имеющими детей с условно нормативным развитием. Как уже отмечалось по данным статистики, более 85% детей уже на момент рождения попадают в «зону риска». Дети этой группы относятся к условной норме, и зачастую не получают должного внимания со стороны специалистов, что в свою очередь приводит к формированию различных вторичных нарушений (трудности поведения, проблемы обучения, проблемы социальной адаптации). Поэтому нам видится очень важным комплексная работа с семьями, имеющих нормативных детей младенческого и раннего возраста. Особое место в этой работе должны занимать ее групповые формы. Дело в том, что групповая работа зачастую становится эффективным средством понимания, как маленького ребенка, так и родителей самих себя. Групповые занятия позволяют снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей в воспитании малыша, получить обратную связь о своих действиях со стороны специалиста и других родителей. Создают возможность взглянуть «глазами других» на свой опыт воспитания ребенка, проанализировать и другие точки зрения, понять свои стереотипы, избавиться от заблуждений, навязанных ближайшим окружением, средствами массовой коммуникации и информации, и, конечно же, обрести некоторый круг общения. Служба сопровождения семей с детьми раннего возраста была создана как альтернатива службам ранней помощи на базе центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской». Служба организована в ответ на многочисленные запросы родителей детей раннего возраста как с условно нормативным так и с проблемами в развитии.

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской», на базе которого реализуется программа, является ресурсным центром по развитию инклюзивного образования в центральном административном округе г. Москвы. Именно на базе этого Центра была создана и проходит научно-практическую апробацию (в рамках экспериментальной площадки под руководством к.пс.н. Семаго Н.Я.) модель инклюзивной системы сопровождения детей в различных государственных образовательных учреждениях ЦАО г. Москвы. В рамках этой модели создается непрерывная вертикаль сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в среде условно нормативных сверстников, начиная от раннего возраста, включая дошкольный возраст и школьное образование. В течении года службе на сопровождении находятся в среднем 120-150 семей в год. Из них 25-30 % детей имеют ОВЗ - выраженные нарушения в развитии. При этом в основном групповые занятия со всеми детьми в возрасте от 1 года до 3-4 лет в центре проводятся в интегрированных группах с соотношением 2-3 ребенка с ОВЗ к 5-9 детям с условно-нормативным развитием. Общее количество участников таких групп от 7 до 12 семей, в зависимости от возможностей группового помещения. На базе подразделения службы сопровождения семей с детьми раннего возраста действует «Школа для родителей». Актуальность создания подобных служб сопровождения семей с детьми раннего возраста (ССДВР) велика. Программ работы с детьми раннего возраста не много. А интегративных программ работы в России с детско-родительскими группами практически вообще не существует. Данная программа показала свою высокую эффективность и практическую значимость

Наиболее благоприятное время для начала процесса включения семей с детьми с ОВЗ именно ранний возраст. Существуют определенные преимущества использования интегративной системы воспитания в раннем возрасте:

  • Каждого ребенка в интегративной среде принимают независимо от его нарушений. Для большинства семей это становится первым опытом позитивного отношения к своему ребенку, имеющему нарушения развития, помогает семье разрушить формирующийся стереотип инвалидизации. Это также уменьшает риск отказа от ребенка. Позволяет семье «принять» своего малыша таким, какой он есть.

  • Общаясь с «обычными» детьми и их родителями, ребенок с особенностями развития лучше усваивает нормы и правила жизни в обществе, развивается «ближе к норме», чем в специализированных учреждениях. Это также поддерживает семью в ее желании воспитывать ребенка дома.

  • 3а счет вовлечения в проблемы семей имеющих детей с отклонениями в развитии большого количества «обычных» семей происходит заметное воздействие на общественное мнение. Включать детей с ОВЗ в систему школьного образования поздно. Толерантную среду необходимо готовить заранее.

  • Возможность получить квалифицированную помощь по вопросам здоровья ребенка, его воспитания, адаптации в обществе, дает родителям определенную уверенность и спокойствие. При этом то, что специалисты постоянно подчеркивают значение семейного воспитания, роль родителей, советуются с ними по всем вопросам развития и жизни ребенка, повышает самооценку и уровень компетентности семьи.

  • Создаются условия для общения родителей, взаимодействия семей. Это позволяет семье, воспитывающей особенного ребенка, преодолеть тенденцию к социальной изоляции, вызванную отличиями ребенка от сверстников.

  • В раннем возрасте, как правило, отставание в развитии не так выражено как в более старшем дошкольном и школьном возрастах, в связи с чем родителям легче принять особенности своего проблемного ребенка.

  • Формируется активная жизненная позиция у семьи в целом.

  • Работа с детско-родительскими группами в раннем возрасте повышает адаптационные возможности детской психики. Адаптационный стресс, испытываемый при вхождении в последующем в новую среду (в ДОУ) проходит значительно мягче у всех категорий детей прошедших курс групповых занятий.

Несмотря на постоянный интерес к проблеме интегрированного образования, существуют определенные противоречия между объективной значимостью проблемы и отсутствием материальной, правовой и научно - методической базы, позволяющих успешно осуществлять процесс включения семей имеющих детей раннего возраста с ОВЗ в социальную жизнь, а также между потребностью в грамотном психолого-педагогическом сопровождении семей с детьми раннего возраста и ограниченной возможностью ее реализации при существующих условиях. Названные противоречия, разобщенность и отсутствие взаимосвязанной работы участников интеграционного процесса (медицинских работников, специалистов СРП, работающих с детьми с ОВЗ, специалистов ЦИПРов, работающих с нормативно развивающимися детьми) могут быть решены в рамках психолого-педагогического сопровождения семей, что и определяет актуальность проблемы создания модели службы сопровождения семей с детьми раннего возраста.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева iconМетодические рекомендации по работе с детьми раннего возраста (Стр. 36)
Психолого-педагогическая работа с дошкольниками по освоению образовательных областей
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены...
«Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические...
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены...
«Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические...
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены...
«Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические...
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева iconРеферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической...
Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева iconМетодические рекомендации «Развитие мелкой моторики в работе с детьми раннего возраста»
Тонкая моторика – это различные по сложности движения, целенаправленно осуществляемые кистями рук
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество групп: 12 ( 2 группы раннего возраста, 10 групп дошкольного возраста, из них 2 логопедические, 1 с воспитанием и обучением...
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Списочный состав детей в детском саду на начало года составлял 220 человек, на конец года 218. Функционировало 11 групп, из них 3...
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева iconТематический план работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Грант средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой...
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева iconПрограмма кружка для работы с детьми дошкольного возраста
Программа содержит теоретические и практические материалы по организации работы кружка по хатха – йоге с детьми дошкольного возраста...
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева iconИнструкция для проведения учебных занятий с детьми-инвалидами
Дистанционные занятия отличаются по многим параметрам и задачам от очных занятий с детьми, а также необходим особый подход в работе...
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева iconКонспект досуга для детей раннего возраста «Развлечение с увлечением»
По итогам проведения областного конкурса методических разработок по организации работы с детьми по безопасности дорожного движения...
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева iconМетодические указания по комплексному государственному экзамену по...
Ответственный редактор – доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Е. Н. Бизяркина (сф башГУ)
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева iconПлан работы городского методического объединения проблемная группа...
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева iconКалендарь как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста
Календаря как средстве образовательной деятельности, позволяющей решать задачи психолого – педагогической работы с детьми, как организационной...
Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп Ответственный редактор Т. Н. Гусева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«мдк теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста» Теоретические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск