Программа практики пробных занятий (уроков)





Скачать 127.18 Kb.
НазваниеПрограмма практики пробных занятий (уроков)
Дата публикации15.09.2013
Размер127.18 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПРОБНЫХ ЗАНЯТИЙ (УРОКОВ)
Основной целью практики пробных занятий является формирование у студентов профессиональных умений планирования, организации и проведения занятии и внеурочной деятельности, развитие у практикантов творческого отношения к педагогическому труду.

Задачи практики пробных занятий:

- реализовать в реальных условиях знания по дисциплинам "Организация и методика профессионального обучения", "Организация и методика воспитательной работы";

  • сформировать у студентов систему базовых умений и навыков, необходимых для осуществления учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях начального профессионального образования: умения планировать, организовывать, проводить учебные занятия и внеклассные мероприятия, а также объективно оценивать знания, умения и навыки обучаемых; работать с учебно-методической литературой, использовать опыт работы мастеров и преподавателей;

  • подготовить студентов к восприятию знаний по дисциплине "Основы педагогического мастерства" и к этапу самостоятельной работы в качестве мастера профессионального обучения и классного руководителя.

  • В результате выполнения программы практики студент должен уметь:

  • составлять планы-конспекты (сценарии) уроков (занятий) и внеклассных мероприятий;

  • логически последовательно реализовывать их содержание;

  • отбирать необходимые дидактические материалы и соответствующие средства обучения;

  • разрабатывать и изготавливать наглядные пособия, дидактический материал к урокам и внеклассным мероприятиям;

  • обосновывать выставляемые учащимся оценки;

  • самостоятельно анализировать пробные уроки и внеклассные мероприятия других студентов-практикантов;

  • осуществлять самоанализ проведенных занятий (мероприятий) и самооценку собственной деятельности и на этой основе проектировать работу по углублению своих знаний и умений.

Отчетной документацией по практике пробных занятий являются:

дневник студента-практиканта с анализом посещенных и проведенных уроков и занятий; конспекты пробных уроков и внеклассных мероприятий и разработанные наглядные пособия и дидактические материалы к ним.

Каждый урок и мероприятие, проведенные студентом, оцениваются. На основании этих оценок и характеристики с базы практики выводится общая оценка по практике пробных занятий.

Примерные критерии оценки пробных занятий

Оценка "5" (отлично) ставится, если:

  • занятие имеет четкую, последовательно реализованную дидактическую цель, логически выдержано;

  • все методические, дидактические и другие требования, предъявляемые к занятию практического (теоретического) обучения, соблюдены; достигнуто организационное и педагогическое единство;

  • применяются разнообразные методы и приемы обучения;

  • сочетаются коллективная и индивидуальная работа обучаемых, осуществляется дифференцированный подход к обучаемым;

  • соблюдена педагогическая этика;

  • студент-практикант обладает грамотной речью, умеет правильно распределить время занятия, владеет методикой использования ТСО.

Оценка "4" (хорошо) ставится, если:

  • занятие отвечает основным требованиям, предъявляемым к отличному занятию, но имеются отдельные недостатки:

  • студент не проявил необходимого умения в управлении обучающимися, стимулировать и использовать активность обучаемых;

  • допущена несоразмерность основных элементов занятия;

  • занятие недостаточно обеспечено наглядными и другими дидактическими пособиями; наблюдалось неэффективное их использование;

  • оценки обучающимся за занятие выставлены необъективно;

  • студент показал в ходе занятия средний уровень профессиональной квалификации.

Оценка "3" (удовлетворительно) ставится, если:

  • студент затрудняется самостоятельно провести занятие, но основные дидактические цели и план занятия реализованы;

  • в процессе занятия недостаточно сочетаются индивидуальная и коллективная работа учащихся;

  • студент не совсем свободно владеет используемыми на занятии техническими и наглядными средствами обучения;

  • рабочее место мастера и (или) учащегося недостаточно организовано (для урока производственного обучения);

  • практикант испытывает затруднения при показе трудовых приемов, не проявляет методической инициативы и не может выйти за рамки конспекта занятия;

  • материал вводного инструктажа усвоен обучаемыми слабо: не используются индивидуальные формы работы; обходы проводятся не в соответствии с поставленными целями (для урока производственного обучения).

Оценка "2" (неудовлетворительно) ставится, если:

  • практикант допускает серьезные ошибки в изложении учебного материала;

  • намеченная дидактическая цель не достигнута; не решаются воспитательные задачи;

  • студент не управляет группой, не может поддерживать рабочую атмосферу, дисциплину и порядок;

  • рабочие места мастера и учащихся не организованы; показ практических приемов проводится с нарушением алгоритма; материал вводного инструктажа обучающимися не усвоен (для урока производственного обучения);

  • нарушена техника безопасности при проведении урока производственного обучения;

  • практикант к уроку не подготовлен.


Практику пробных занятий целесообразно организовывать и проводить в конце восьмого семестра концентрировано продолжительностью три недели.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ ПРОБНЫХ ЗАНЯТИЙ (УРОКОВ)

№ темы

Наименование тем

Количество недель (дней)

1.


Ознакомление с содержанием программы практики


До начала практики

2.


Ознакомление с организацией образовательного процесса в учебном заведении. Изучение методической работы учебного заведения

1-2 дня


3.


Изучение уровня развития и профессиональной подготовленности учащихся

В первую неделю практики

4.


Методика подготовки и проведения урока производственного обучения в учебной мастерской

В течение практики

5.


Организация учебно-воспитательной работы мастера профессионального обучения на предприятии в период производственной практики учащихся

1 неделя

6.


Методика подготовки и проведения урока теоретического обучения

1 неделя


7.


Организация и проведение различных форм воспитательной работы в учебной группе

В течение практики

8.


Подведение итогов практики

1 день



Всего:


3 недели


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема I. Ознакомление с содержанием программы практики


Опорные знания. Цель и задачи педагогической практики; особенности образовательного процесса и организации производственного обучения в учебных заведениях начального профессионального образования.

Формируемые умения:

  • анализировать содержание практики;

  • составлять программу деятельности на педагогической практике.

Распределение студентов на практику в учебные заведения, закрепление руководителей за группами студентов-практикантов.

Ознакомление студентов с программой практики. Беседа руководителя практики со студентами-практикантами закрепленной группы об организации, планировании, проведении практики пробных занятий, ведении документации и критериях оценивания работы студентов на практике.

Примерные виды работ:

Задание 1. Ознакомиться с программой практики, дневником студента-практиканта и методическими рекомендациями по выполнению заданий.
Тема 2. Ознакомление с организацией образовательного процесса в учебном заведении. Изучение методической работы учебного заведения

Опорные знания. Содержание методической работы мастера профессионального обучения, преподавателя спецдисциплин.

Беседа с представителями администрации учебного заведения об истории, традициях и особенностях организации образовательного процесса и перспективах развития учебного заведения. В случае направления студентов-практикантов на те же базы практики, на которых они вели наблюдение за организацией работы на предыдущем этапе педагогической практики, беседы об истории, традициях, особенностях организации образовательного процесса не обязательны.

Закрепление студентов за мастерами профессионального обучения и учебными группами.

Беседа с заместителем директора, методистом учебного заведения о задачах и системе методической работы. Ознакомление с планом методической работы, материалами методического кабинета. Изучение документально и наглядно оформленных материалов о передовом педагогическом опыте.

Ознакомление с индивидуальной методической работой опытного мастера профессионального обучения. Изучение материалов педсоветов, открытых уроков, семинаров.

Примерные виды работ:

Задание 2. Составить краткую характеристику организации образовательного процесса а учебном заведении. Занести в дневник сведения о режиме работы образовательного учреждения.

Задание 3. Заполнить схему "Организация методической работы в учебном заведении".

Задание 4. Познакомиться с планами методической работы учебного заведения, методической комиссии. Привести тематику педагогических советов.

Задание 5. На основании беседы с прикрепленным мастером профессионального обучения и классным руководителем учебной группы составить индивидуальный план работы на практике.
Тема 3. Изучение уровня развития и профессиональной подготовленности учащихся
Опорные знания. Определение учебной группы и коллектива; теория личности: основные методики ее изучения; психологические особенности подросткового возраста.

Опорные умения. Проводить анкетирование (опрос), наблюдение, социометрическое исследование; анализировать полученные данные; составлять психолого-педагогическую характеристику учебной группы: проводить психологические (социологические) исследования с использованием различных методов и обрабатывать результаты.

Формируемые умения:

  • определять особенности познавательно-эмоциональной сферы учащегося и на их основе моделировать гибкую структуру урока производственного обучения и теоретического занятия, внеурочных мероприятий с учетом психологических особенностей отдельных учащихся.

  • исследование психологических особенностей учащихся, уровня сформированности профессиональных знаний, умений, навыков в ходе беседы с мастером профессионального обучения, наблюдения, посещения занятий.

Примерные виды работ:

Задание 6. Ознакомиться со списочным составом учебной группы, закрепленной за студентом-практикантом, и занести его в дневник. Составить характеристику учебной группы, в которой отразить уровень профессиональной подготовки и психологические особенности учащихся.
Тема 4. Методика подготовки и проведения урока производственного обучения в учебной мастерской
Опорные знания. Урок - основная форма производственного обучения:

типы, элементы, современные требования. Методы производственного обучения, их классификация.

Назначение, оснащение и требования к организации рабочих мест учащихся и мастера профессионального обучения.

Значение и содержание учебно-методического обеспечения учебных мастерских.

Структура (схема) плана урока производственного обучения.

Опорные умения. Разрабатывать инструкционные и инструкционно-технологические карты, другие виды дидактических средств. Проводить отдельные элементы урока производственного обучения, проектировать методику урока. Анализировать урок производственного обучения. Составлять перечень оснащения рабочих мест учащихся и мастера профессионального обучения и план урока.

Формируемые умения:

  • планировать урок производственного обучения: определять тип урока, его цели, отбирать методы его проведения, составлять план урока;

  • подготавливать у уроку материально-техническую базу и методическое обеспечение;

  • подбирать учебно-производственные работы, определять ученические нормы времени;

  • проводить урок производственного обучения и его отдельные

  • элементы;

  • вести учетную документацию;

  • осуществлять самоанализ урока;

  • самостоятельно анализировать уроки других студентов-практикантов.

Определение места урока в системе уроков по теме, его целей, типа, структуры и содержания. Составление плана урока. Подготовка учебно-производственных работ и учебно-технической документации. Подготовка материально-технической базы для проведения урока. Психологическая подготовка перед началом урока.

Проведение уроков производственного обучения. Ведение учетной документации. Посещение уроков других студентов-практикантов. Анализ и самоанализ урока производственного обучения.

Примерные виды работ:

Задание 7. Подготовить и провести не менее 5 пробных уроков (занятий) производственного обучения, два из которых - зачетные (в присутствии руководителя практики, с оформлением протокола анализа). Занести в дневник студента-практиканта планы проведения пробных уроков (занятий) и подробный конспект зачетного занятия (с приложением всех дидактических средств).

Задание 8. Посетить 2-3 пробных урока других студентов и занести в дневник анализ этих уроков.
Тема 5. Организация учебно-воспитательной работы мастера производственного обучения на предприятии в период производственной практики учащихся
Опорные знания. Цели обучения в условиях производства. Формы организации производственного обучения на предприятии и особенности руководства группой при организации обучения на производстве. Виды воспитательной работы с учащимися в период обучения на предприятии. Цели и задачи предвыпускной производственной практики, особенности ее содержания.

Опорные умения. Составлять графики перемещения учащихся по рабочим местам или объектам работ; анализировать программу производственной практики, составлять производственную характеристику на учащегося.

Формируемые умения:

  • заполнять формы дневника производственной практики, отчетных документов мастера;

  • разрабатывать программу производственной практики (фрагменты);

  • подбирать объекты для обучения на предприятии в соответствии с программой производственного обучения.

Изучение документации производственной практики: договора учебного заведения с предприятием, положения о производственной практике, дневников учащихся, отчетов мастеров и ведомостей на оплату труда.

Наблюдение и анализ работы мастера профессионального обучения в период производственной практики.

Изучение технологического процесса, составление технологической последовательности изготовления изделий.

Примерные виды работ:

Задание 9. Изучить основную документацию производственной практики. Составить перечень документов по производственной практике, имеющихся в учебном заведении. Проанализировать дневники и отчеты учащихся о производственной практике, привести их форму и структуру.

Задание 10. Разработать фрагмент программы производственной практики.

Задание 11. Составить производственную характеристику на учащегося.
Тема 6. Методика подготовки и проведения урока теоретического обучения
Опорные знания. Место и роль теоретического обучения в подготовке квалифицированного рабочего; урок - основная форма теоретического обучения; типы уроков и их структурные элементы; основные требования к уроку; методы теоретического обучения, правила их отбора; дидактические средства обучения; структура плана урока теоретического обучения.

Опорные умения. Определять тип урока и методы обучения; составлять конспект теоретического занятия; анализировать урок теоретического обучения.

Формируемые умения:

  • планировать теоретическое занятие: определять цели, содержание, тип, составлять план-конспект;

  • отбирать методы теоретического обучения;

  • разрабатывать дидактические средства;

  • проводить урок теоретического обучения и составлять анализ на проведенный урок.

Ознакомление с программой учебного предмета и тематическим планированием, определение места урока в системе теоретической подготовки. Планирование урока, его подготовка и проведение.

Самоанализ и анализ урока.

Примерные виды работ:

Задание 12. Подготовить и провести 2 теоретических занятия по спецдисциплине, одно из них - зачетное (с приложением анализа занятия руко-

водителем практики).

В дневнике изложить подробный план-конспект зачетного занятия. Дать самоанализ занятия (письменно).
Тема 7. Организация и проведение различных форм воспитательной работы в учебной группе
Опорные знания. Основные закономерности роста и развития организма; сущность коллектива и личности; процесс воспитания и его сущность; методы воспитания, их характеристика; воспитательные функции мастера профессионального обучения; должностные обязанности классного руководителя; формы и виды планирования воспитательной работы.

Опорные умения. Устанавливать психологический контакт с обучающимися; составлять план подготовки и проведения внеурочного мероприятия; анализировать внеурочное мероприятие.

Формируемые умения:

  • управлять процессом межличностного взаимодействия;

  • организовывать коллективную творческую деятельность;

  • проводить индивидуальную воспитательную работу с обучающимися;

  • планировать и организовывать воспитательную работу в различных формах;

  • обосновывать выбор форм и методов воспитательного процесса.

Ознакомление с планом воспитательной работы классного руководителя учебной группы. Планирование внеурочной работы на период практики. Разработка плана (сценария) внеурочного мероприятия; подготовка и проведение мероприятия с последующим обсуждением и самоанализом. Проведение с обучающимися выпускных групп профориентационной беседы о специальностях колледжа.

Ознакомление с работой кружков и спортивных секций учебного заведения.

Работа с родителями учащихся.

Примерные виды работ:

Задание 13. Сделать выборку из плана воспитательной работы классного руководителя и составить график внеурочной работы на период практики.

Задание 14. Подготовить и провести воспитательное мероприятие с последующим обсуждением. Сделать самоанализ. Представить в план подготовки и проведения мероприятия его сценарий, материалы анализа и самоанализа.

Тема 8. Подведение итогов практики


Окончательное оформление дневника, комплектование материалов к отчету. Представление материалов по практике групповому руководителю для оценивания деятельности студента-практиканта. Выставление оценок по практике пробных занятий.

Организация и проведение выставки методических материалов практики.

Примерные виды работ:

Задание 15. Проанализировать результаты педагогической деятельности в дневнике.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа практики пробных занятий (уроков) iconМетодические рекомендации для студентов специальности 050709 Преподавание в начальных классах
В процессе практики пробных уроков и занятий студенты выполняют следующие виды деятельности
Программа практики пробных занятий (уроков) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вид практики: производственная, наблюдение и анализ уроков ия учителя, проведение 2 пробных уроков и 6 уроков на оценку
Программа практики пробных занятий (уроков) iconОтчеты студентов
Здесь студенты должны показать все свои знания, умения и навыки, которые они получили за время учебы и прохождения всех других различных...
Программа практики пробных занятий (уроков) iconПрограмма практики пробных уроков
Борьба Руси с западными завоевателями. Пятый урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в»
Программа практики пробных занятий (уроков) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Преподавание в начальных классах». Рекомендации студентам» адресованы в помощь студентам при реализации программы «Практики пробных...
Программа практики пробных занятий (уроков) iconН. Д. Старостенков специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Директор педколледжа расписание пробных уроков и внеклассных занятий для студентов 31 группы
Программа практики пробных занятий (уроков) iconСреднего профессионального образования
Практика пробных уроков и занятий специальности 050202 Информатика проводится с целью выработки у студентов профессиональных умений...
Программа практики пробных занятий (уроков) iconМетодические рекомендации по педагогической практике по «Практике...
Методические рекомендации представляют собой первый раздел методической разработки по педагогической практике по дополнительной подготовке...
Программа практики пробных занятий (уроков) iconМетодическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника»
В методических рекомендациях раскрывается содержание блока «Познавательное развитие», даны рекомендации по составлению конспектов...
Программа практики пробных занятий (уроков) iconТематический план на период практики, который помогает на первоначальном...
Организация планирования и анализа уроков в деятельностном подходе в процессе прохождения практики
Программа практики пробных занятий (уроков) iconПоложение о режиме учебных занятий (уроков) (Утверждено на заседании...
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 №189 (ред от 29. 06. 2011)) и регламентирует режим...
Программа практики пробных занятий (уроков) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Последующие 5 недели считаются неделями активной педагогической практики, в течение которых студент должен вести все уроки русского...
Программа практики пробных занятий (уроков) iconРасписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий...
Начальник Красноармейского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда
Программа практики пробных занятий (уроков) iconРабочая программа 1-ой производственной практики направление подготовки...
Ооп бакалавриата. Раздел ооп «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий,...
Программа практики пробных занятий (уроков) iconПрограмма производственной практики для направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр». Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная...
Программа практики пробных занятий (уроков) iconОтчет о проведении Декады открытых уроков в период с 28. 11. 2013 по 10. 12. 2013г
Декада открытых уроков. В этот период каждый родитель и педагог имел возможность посещения учебных занятий. Предварительно был составлен...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск