Алфимова Светлана Михайловна
педагогический колледж № 18 «Митино», г. Москва Актуальные вопросы обучения методике преподавания
иностранного языка в начальной школе
Иностранный язык как учебный предмет реально востребован временем, родителями, школой. Раннее начало обучения иностранным языкам стало одним из перспективных направлений организации учебного процесса. Работа с детьми младшего школьного возраста по обучению их иностранному языку является важным фактором, обеспечивающим практическое овладение языком.
В этой связи возникла необходимость подготовки учителя нового типа, обладающего высоким профессиональным уровнем, владеющего в совершенстве языком, хорошо знающего психолого-педагогические особенности, содержание и технологии процесса обучения иностранным языкам в детском саду и в начальной школе.
Подготовка специалистов такого уровня осуществляется как в ВУЗах, так и в средних специальных педагогических учебных заведениях. Одним из таких учебных заведений является педагогический колледж № 18 «Митино» города Москвы (далее – педагогический колледж). За 17 лет существования в этом учебном заведении накоплен значительный опыт по подготовке специалистов для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Основными элементами процесса подготовки будущих специалистов являются: собственно обучение иностранному языку; обучение методике преподавания иностранного языка детям младшего школьного возраста; преподавание курса страноведения; знакомство с литературой стран изучаемого языка. Эти элементы составляют содержание соответствующих циклов учебного процесса, изложенных в рабочих программах, отвечающих требованиям Государственного стандарта и нормативов, выработанных Департаментом образования г. Москвы.
Указанные рабочие программы рецензированы ведущими специалистами профильных ВУЗов и рекомендованы к внедрению. В процессе обучения за основу взяты учебные пособия отечественных и зарубежных авторов, а также печатные учебные пособия методического объединения преподавателей иностранных языков педагогического колледжа.
Ведущая роль в процессе обучения принадлежит методике преподавания. В процессе изучения курса студенты должны научиться применять приобретенные ими знания теоретических и практических основ педагогической деятельности еще до выхода на педагогическую практику в школу. Преподавание дисциплины проводится во взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами: лингвистикой, педагогикой, психологией. Использование междисциплинарных связей обеспечивает преемственность изучения материала и исключает дублирование.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений дисциплины в педагогическом колледже предусмотрена максимальная учебная нагрузка, составляющая 177 часов, из них 69 часов отводится на лекционные занятия, 68 часов – на практические занятия и на самостоятельную работу студентов отводится 40 часов.
Теоретический курс обучения включает в себя следующие вопросы: методика обучения иностранному языку и ее связь со смежными науками; определение начального этапа обучения; цели, содержание, принципы, методы и приемы, средства обучения на начальном этапе; теоретические основы планирования; организационные формы обучения: урок, самостоятельная работа, внеаудиторная работа; примерный план-конспект урока; формирование фонетических, лексических и грамматических навыков речи; обучение письму, говорению, аудированию, чтению как виду речевой деятельности; контроль в обучении иностранному языку; основные этапы развития отечественной методики обучения иностранному языку в России.
Проверка знаний, умений и навыков осуществляется с помощью различных видов контроля: текущего, рубежного и итогового.
Текущий контроль позволяет отслеживать процесс становления теоретических и практических знаний и умений. В основе текущего контроля 17 семинарских занятий, предусматривающих отработку практических задач.
Целью рубежного контроля является проверка остаточных знаний студентов по пройденному материалу. Рубежный контроль включает в себя контрольные срезы знаний по материалам теоретического курса методики, состоящий, как правило, из 14 вопросов с пятью вариантами ответов, один из которых правильный.
Итоговый контроль предназначен для проверки знаний студентов, прошедших полный курс обучения в педагогическом колледже по дисциплине «Методика обучения иностранному языку на начальном этапе» и проходит в форме экзамена, предусматривающего ответ на теоретический вопрос и выполнение практического задания. При этом типовой пример практического задания представляется следующим образом:
«Просмотрите приведенные ниже подтемы и скажите, какие из них вам кажутся наиболее важными. Раскройте кратко основные положения каждой из подтем и скажите:
1. Какие из них, по вашему мнению, можно безболезненно опустить в начальной школе?
2. Все ли из приведенных подтем реализуются в отечественных учебных пособиях по изучению иностранных языков и почему?
3. Какие из них надо рассматривать в школе, в каком классе, в каком объеме и почему? На конкретных примерах проиллюстрируйте возможность/невозможность формирования всех целей обучения иностранным языкам в рамках изучения данной темы. Определите условия успешности/неуспешности достижения цели. Подтемы темы «Семья»:
типы современных семей в Западной Европе, в мире;
индустриализация и изменения в жизни семьи;
функции семьи в обществе;
равные права и проблемы взаимоотношений мужчины и женщины;
проблемы «отцов и детей»;
бюджет современной семьи;
проблема пожилых людей;
культура женитьбы/замужества, развода;
проблемы насилия в семье;
социальная защита;
движение женщин за свои права».
В процессе изучения дисциплины «Методика обучения иностранному языку на начальном этапе» студенты пишут курсовые и выпускные квалификационные работы, результаты которых отражаются в их итоговой аттестации.
Практика показала, что в результате реализации предлагаемого подхода к организации изучения рассматриваемой дисциплины студенты не только осваивают теоретические основы обучения иностранному языку, но и умеют использовать в этих целях современные технологии обучения.
Литература
1. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2003.
2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2002.
3. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Практическая методика обучения иностранным языкам. – М., Академия, 2001. |