Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю





Скачать 121.85 Kb.
НазваниеКонспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю
Дата публикации16.10.2013
Размер121.85 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Психология > Конспект
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Конспект лекций


Старший преподаватель каф. Психологии

Тавакалова Е.Ю.

Тема 1 Понятие личности. На вопрос, что такое личность психологи отвечают по разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождии мнений на этот счет проявляется сложность самомго феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности че6ловека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе.В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, что такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Тема 2 История исследования личности. Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретическое исследование в области психологии личности велись задолго до этого времени и в истории исследований можно выделить три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Первый – берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала 19 века.

Второй – первые десятилетия 19 века – основными проблемами психологии личности явились вопросы о нравственности и социальной природе человека, о его поступках и поведении.

Третий – начало 20 века – психологией личности заинтересовались вричи – психиатры.они начали вести наблюдения за личн6остью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались общенаучные выводы о природе человеческой личности.
Тема 3 Вклад исследователей в разработку проблем личности. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттелом. А.Ф, Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а так же процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было бы получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опроса и аналаза документов, собранных о личности из разных источников.

Г.Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теории черт», а Р.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айзенка, придал исследованиям личности, проводимых в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих фактоорв или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названных его именем. Из всех определений личности наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г.Оллпортом: личность есть рпижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.
Тема 4 Современные теории личности (история). В конце 30 – х годов нашего века началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности.

Если подходить к определению теорий личности формально, то существует, по меньшей мере 48 вариантов.

Психодинамические теории описывают личность и объясняют ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик.

Социодинамические теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности.

Интеракционисткими теориями называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Экспериментальными теориями называют теории, построенными на на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов.

Неэкспериментальными теориями называют те, которые опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Структурные теории это те, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Динамические теории это те, которые преобразуют изменение в развитии личности – динамика.
Тема 5 Типы теорий личности. Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности – от рождения до окончания средней школы. Есть теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Есть теории которые свое внимание концентрируют на изучении внутренних свойств, черт и качествах личности.

Типы теорий личности

Основание для классификации

Теория личности

Теория личности

Теория личности

1 способ объяснения поведения

Психодинамические

социодинамические

интеракционистические

2 способ получения данных о личности

Экспериментальные неэкспериментальные

неэкспериментальные Экспериментальные

Экспериментальные, неэкспериментальные

3 угол зрения на личность

структурные динамические

динамические структурные

Структурные динамические

4 возрастной диапазон

Дошкольный и школьный период жизни, Вся жизнь

Вся жизнь от рождения до последних дней, Дошкольный и школьный период

Дошкольный и школьный период жизни, вся жизнь

5 понятия, в которых описывается личность

Черты, качества и свойства, Формы поведения

Формы поведения, Черты, качества и свойства,

Черты, качества и свойства, Формы поведения



Тема 6 Теоретические разработки психологических проблем личности. Г. Оллпорт и Р.Кеттел начали разработку теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного , непример, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов – понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Оллпорт к построению методики изучения личностных черт. Второй способ оценки черт личности предпологает использование факторного анализа – сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых фактоорв, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различиных личностных черт. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил 16-факторный личностный опросник. Теория черт имеет свои недостатки.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Она относиться к числу социодинамических, экспериментальных, структурно – динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории - это поступок или серия поступков. Примером интеракционистской теории личности является концеция, разработанная американсим ученым У.Майшелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

  1. Способности человека

  2. Когнитивные стратегии

  3. Ожидания

  4. Ценности

  5. Планы поведения

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментильных, структурно – динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Структура личности по З. Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я», «Сверх – Я». Стремясь избавиться от неприятных эмоциональныхсостояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы:

  1. Отрицание

  2. Подавление

  3. Рационализация

  4. Формирование реакции

  5. Проекция

  6. Рационализация

  7. Замещение

Теория личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергалась критики в нашей стране и за рубежом.

Гуманистическая психология предложила свои теоретические подходы к психологии личности. Эту теорию личности можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских , неэспериментальных, структурно – динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа сосредоточенно на опсисании стороения и развития внутренненго опыта человека том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении. Наиболее известные представители этого подхода к личности являются американские психологи А.Маслоу, К.Роджерс. По своим позициям, в плане понимания смысла жизни гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взлядам наших психологов.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими разработками представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблем личности внесли А,Н, Леонтьев, Л.И. Божович.Теорию, предложенную Л.И. Божович можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно – динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личностипонятия, характеризующие внутреннее свойства и особенности человека.

А.Н. Леонтьев праедставил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельность. Теорию А,Н, Леонтьева можно оценить как психодинамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических и поведенческих терминах.
Тема 7 Формирование и развитие личности. С каждым типом теории личности связано свое особенное представление о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх – Я» способов удовлетворения потребносьей.

Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам.

Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного взаимодействия людей.

Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».
Тема 8 Личностное развитие. Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в свеем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения и до конца своих дней.

Э. Фромм определял развитие личности как признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям – важнейшая задача воспитания. Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.

Тема 9 Устойчивость личности. В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально – психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.

Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого – важное условие внутреннего благополучия и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми.

Во многих исследованиях было обнаружено, что поведение человека довольно вариативно. В этой связи возникает вопрос: насколько и в чем личность и ее поведение действительно устойчивы? В ходе различных лонгетюдных исследований было установлено что весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны но и самооценка. Было так же установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые со временем обнаруживают довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубокие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее существенные изменения такого рода млгут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например в диапазоне от 20 до 40 45 лет.

Помимо этого имеются значительные индивидуальные различия в том периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У одних это личность становиться устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость психологических особенностей личностного характера, напротив, обнаруживается довольно поздно от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом возрасте и юношестве характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами. Менее всего личностно изменяются люди которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, не вступали в конфликт со взрослыми, сверстниками, социальными ценностями и нормами.
Тема 10 Социальные моменты устойчивости. Сторонники теории социального научения полагают, что мнение о наличии устойчивых черт личности недостаточно обоснованно и обычно связано следующими умозаключениями:

  1. Многие индивидуальные особенности людей (манера говорить, физический облик, мимика, жесты) достаточно устойчивы.

  2. Наш опыт общения с людьми формирует у нас достаточно устойчивое представление о них, которое накладывает отпечаток на последующее восприятие и оценку этих людей.

  3. Само наше присутствие в определенной ситуации уже заставляет другого человека вести себя последовательно, так как он вел себя раньше.

Таким образом, ответ на вопрос об устойчивости личности неоднозначен и неопределен. В одих свойствах, как правило тех, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет, в других личностных качествах, чаще всего базисных и приобретенных в ранние годы она есть. Реальное же поведение личности, как устойчивое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых мы наблюдаем за человеком.

В специальных исследованиях, проведенных на одних и тех же людях в течении длительного времени с целью установить степень изменчивости или постоянства их личности, показано, что более половины личностных качеств, обладая которыми ребенок поступает в школу, сохраняются в течении всего периода обучения вплоть до окончания школы.

Зачастую не меньшую ценность и жизненную значимость, чем постоянство поведения человека, имеет его изменчивость, адаптивность. Она свидетельствует о другой ценной способности человека – его умении приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость. Поэтому изменчивость при определенных обстоятельствах необходимо рассматривать как положительное личностное свойство человека. Если человека сегодня иной, чем вчера, значит, он развивается.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю iconКонспект лекций Составитель: старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю
...
Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю iconМетодические указания и задания к выполнению контрольных работ для...
Авторы: доцент Зефиров И. В., старший преподаватель Шевкопляс Л. А., старший преподаватель Ножнин С. Р., старший преподаватель Бирюков...
Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект лекций составила Романенко Т. В. старший преподаватель кафедры «Бухгалтерского учета и аудита» вгуэиС
Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю icon«Справедливость»
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю iconУрок №7
Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипкипкро
Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю iconУрок №12
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю iconУрок №12
Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю iconУрок №9
Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. В 2 «Зоопсихология»
Автор-составитель программы – Плужникова Н. И., старший преподаватель кафедры психологии мгпу
Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю iconЛабораторная работа по курсу «Механизация и автоматизация технологических...
Левин А. М., старший преподаватель, Садов В. В. старший преподаватель кафедры «Механизация животноводства»
Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю iconАнглийский язык Преподаватель Гулиашвили Галина Александровна Конспекты...
Рецензенты: Старший преподаватель английского языка кафедры общенаучных дисциплин бф пгту е. Б. Кучина, Старший преподаватель английского...
Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составитель: Домнина Марина Александровна, старший преподаватель кафедры психологии
Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю iconУрок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош»
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск