Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии»





Скачать 84.58 Kb.
НазваниеПрограмма предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии»
Дата публикации20.10.2013
Размер84.58 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
Программа предпрофильной подготовки.

«ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

От автора

«Психология и выбор профессии» — моя седьмая книга о профессиональном самоопределении молодежи. Первая — «Я и моя профессия», вышла в 2000 году.

За пять лет выпускниками стали дети, родившиеся после «перестройки». Они уже — другие, но еще — не «чужие». Да и страна, в которой мы живем, уже другая. Поэтому не срабатывают традиционные программы, приемы и методы. Если мы надеемся хотя бы на внимание и понимание, не говоря уже о передаче какого-то опыта, мы должны, прежде всего, сами верить в то, чему учим. Беда многих программ в том, что дети безошибочно чувствуют их фальшь. Особенно это касается программ профессионального самоопределения, которые транслируют социально одобряемые, но оторванные от жизни установки и ценности. Это — все равно, что учить детей соблюдать правила дорожного движения там, где их не соблюдают водители.

Что делать? Не выходить из дома или самим не соблюдать никакие правила? Ни то, ни другое. Просто смотреть, думать и принимать решения. Современная программа профессионального самоопределения должна честно рассказывать не только о «технологии выбора», но и той ответственности, которую каждый человек несет за свой выбор, дополняя этический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных и целеустремленных людей.

На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» в ходе самодиагностики школьники изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.

Занятия могут быть полноценными в том случае, если у всех учащихся будут рабочие тетради с бланками, текстами опросников и заданиями, которые они должны выполнять на уроках и дома. Пособие для учителя содержит примерный конспект всех уроков с необходимыми пояснениями и комментариями, а также ответами на вопросы (правильные ответы выделены жирным шрифтом). При подборе материала к урокам я следовала принципу избыточности информации, поэтому ничего страшного не произойдет, если ребята не успеют выполнить за урок все задания.

Говорить, что в ходе этих занятий у всех учеников произойдет коррекция самооценки и резко поменяются приоритеты и ценности, сформированные и поддерживаемые личным опытом, было бы преждевременно. Очень многое зависит от личности преподавателя, стиля семейного воспитания, атмосферы образовательного учреждения. Убеждена, что учителя и психологи, которые будут работать по этой программе, увидят и разовьют ее возможности.

Галина Резапкина

Пояснительная записка к программе «Психология и выбор профессии»

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.

Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков, в состав которых входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Большинство методик дано в авторской модификации. Все они адаптированы с учетом психофизиологических особенностей современных подростков и прошли апробацию в образовательных учреждениях Москвы и Московской области.

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модулей) по принципу один модуль — одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.

Основная идея курса: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность позволяет удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Наша цель — формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Вести занятия могут школьные психологи, преподаватели образовательной области «Технология», классные руководители девятых классов, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования.

План занятий по программе «Психология и выбор профессии»

I четверть. Что я знаю о своих возможностях

  • 1 урок. Самооценка и уровень притязаний.

  • 2 урок. Темперамент и профессия. Определение темперамента.

  • 3 урок. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

  • 4 урок. Что такое стресс.

  • 5 урок. Определение типа мышления.

  • 6 урок. Внимание и память.

  • 7 урок. Уровень внутренней свободы.

  • 8 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».

II четверть. Что я знаю о профессиях

  • 9 урок. Классификации профессий. Признаки профессии.

  • 10 урок. Формула профессии. Профессия, специальность, должность

  • 11 урок. Определение типа будущей профессии

  • 12 урок. Интересы и склонности в выборе профессии.

  • 13 урок. Определение профессионального типа личности.

  • 14 урок. Профессионально важные качества.

  • 15 урок. Профессия и здоровье.

  • 16 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».

III четверть. Способности и профессиональная пригодность

  • 17 урок. Способности общие и специальные. Практические способности.

  • 18 урок. Способности к интеллектуальным видам деятельности.

  • 19 урок. Способности к профессиям социального типа.

  • 20 урок. Способности к офисным видам видам деятельности

  • 21 урок. Способность к предпринимательской деятельности.

  • 22 урок. Эстетические способности.

  • 23 урок. Уровни профессиональной пригодности.

  • 24 урок. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность».

IV четверть. Планирование профессиональной карьеры

  • 25 урок. Мотивы и потребности.

  • 26 урок. Ошибки в выборе профессии.

  • 27 урок. Современный рынок труда.

  • 28 урок. Пути получения профессии.

  • 29 урок. Навыки самопрезентации.

  • 30 урок. Стратегия выбора профессии.

  • 31 урок. Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры».

  • 32 урок. Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия».






«Утверждаю»




Директор МОУ «СОШ №4»




Лапина Г. А.

Рабочая программа

по специальному курсу

«Психология и выбор профессии »

для 9 «Б» класса
Составитель: педагог-психолог Ныркова Л.Б.

МОУ «СОШ№4» с. Сотниковское

2011-2012 учебный год
Пояснительная записка

Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.

Содержание элективного курса предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также должно помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.

Программа элективного курса разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы (утв. Правительством РФ распор. №1756-р от 29.10.01), Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (утв. Приказом МО РФ от 18.07.02 №2783 с использованием авторской разработки «Выбор профессии» Г.Резапкиной

Характеристика класса: в 9 «Б» классе 18 учеников. Класс сложен в отношении взаимодействия с родителями и учителями. Успеваемость средняя. Интересы разносторонние: история, спорт, компьютер, моделирование, творчество. Коллектив образован из групп по симпатиям, которые взаимодействуют друг с другом. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Ребятам легко преодолевать трудности в учебе, правильно и рационально расходовать учебное время. Но не у всех ребят привито бережное отношение к труду. Не все относятся добросовестно к порученному делу. Во время проведения классных дел бросается в глаза слабый уровень культуры поведения отдельных учащихся в общественных местах.

Целью программы является знакомство с миром профессий, оказание психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, развитие навыков психологической подготовки к ГИА.

Структура: Программа курса, кроме пояснительной записки, содержит календарно-тематический план, полное изложение содержания занятий.

Задачи реализации элективного курса состоят в том, чтобы учащиеся:

- составили целостное представление о мире профессий, освоили понятия, характеризующие профессиональную деятельность;

- исследовали собственные познавательные интересы, склонности, способности;

- определили пути и способы развития своих познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовки.

Методы ведения занятий выбирались, исходя из их выраженной практической направленности. Перечень методов учебной работы на занятиях включает, кроме информирования, применение диагностических методик, групповую дискуссию, ролевое проигрывание, беседу, психотехнические приемы.

Ожидаемым результатом проведения учебного курса для старшеклассников станет формулировка индивидуальной задачи по выбору профессий. Этот выбор будет произведен с учетом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессиональным планом.

Объем программы составляет 34 урока из расчета 1 ч в неделю. Выполнение нагрузки по программе занимает один год обучения.

Учащиеся должны уметь:ориентироваться в мире профессий, определять и соотносить с требованиями будущей профессии: тип темперамента, тип мышления, способности, учитывать особенности внимания и памяти при выборе направления .

Знать: что такое профпригодность, ПВК будущей профессии, ошибки при выборе профессии, цели, условия, предмет и средства труда, какие типы профессий существуют, какие есть ограничения выбора с позиции здоровья
Литература:

1. «Психология» Программа и метод.пособие. Г.М. Бахаева, Казань,2006г

2.сайт:www.psychologia.edu.ru/article.php

3. «Я и профессия» метод.пособие Г.В.Резапкина Казань, 2008г

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии» iconДиректор школы мбоу оош с. Оремиф Н. А. Отраднова
Планирование составлено на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Резапкиной Г. В., Генезис, М:...
Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии» iconРабочая программа по элективному курсу «Психология и выбор профессии» для 9а класса Составитель
Для учащихся девятых классов выбор профессии главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности...
Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии» iconПоложение о конкурсе проектов по предпрофильной подготовке “Мой выбор” 1
Цель: ориентация учащихся 9-ых классов на осознанный выбор профиля дальнейшего обучения с учетом своих индивидуально-психологических...
Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира». Автор составитель: Черткова...
Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии» iconВведение в курс «психология. Уроки выбора профессии» Как хорошо,...
Вильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии...
Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии» iconОшибки, совершаемые при выборе профессии
Правильный выбор профессии очень важный шаг, от него зависит Ваша будущая жизнь. В мире существует несколько тысяч профессий. Выбор...
Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии» iconВлияние личностных характеристик на выбор профессии
Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии. 5
Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии» iconВлияние личностных характеристик на выбор профессии
Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии. 5
Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии» iconОбоснование проекта (актуальность и значимость)
В широком смысле слова профориентация система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному...
Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии» iconПсихология и выбор профессии
«пробы сил» и т п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего...
Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии» iconПоложение об элективных курсах предпрофильной подготовки обучающихся моау сош№28
Настоящее положение определяет цели и задачи элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки
Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире...
Предлагаемый курс помогает обогатить речь учащихся, сделать её богаче, выразительнее, развить их творческие способности
Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии» iconВыбор профессии
Тесты по профессиям, описание профессий, статьи (типичные ошибки при выборе профессии), игры по профориентации, цели жизни, как выбрать...
Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии» iconТема: Выбор профессии
Развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий: формула «Хочу Могу Надо», мотивы выбора профессии, способности, необходимые...
Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии» iconПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки автор программы
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Содержание программы включает...
Программа предпрофильной подготовки. «Психология и выбор профессии» iconРабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки в 9-ом...
К элективному курсу предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса «В бесконечном мире задач»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск