Скачать 463.05 Kb.
|
4. Цели освоения дисциплины - формирование представления о теоретических, прикладных и инструментальных аспектах психологической диагностике и консультирования лиц с ограниченными возможностями здоровья; - становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостного представления об индивидуальных особенностях лиц с ограниченными возможностями здоровья; - сформировать представления об основных подходах, направлениях и концепциях, сферах применения и использования психодиагностических методик; - обеспечить усвоение профессионально-этических норм психодиагноста и консультанта. 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Педагогическая диагностика и консультирование лиц с ОВЗ» относится к профессиональному циклу (Б3). Дисциплина определяется интегрированным характером и включенностью в систему дисциплин направления специализированной подготовки, а так же в систему специальных дисциплин подготовки бакалавров. Теоретические основы психологической диагностики и консультирования лиц с ОВЗ определяются следующими областями психологической науки: общая психология, возрастная психология, специальная психология, физиология. Направления теоретической и методической работы в области психодиагностики и консультирования определяются запросами психологической практики. В соответствие с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами практической и исследовательской работы. Психодиагностические методы находят своё применение во всех психологических дисциплинах. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) * ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - научные основы психодиагностики и консультирования лиц с ОВЗ; - принципы построения диагностических методик для лиц с ОВЗ; - закономерности процесса психодиагностики и консультирования лиц с ОВЗ; - области использования и применения психодиагностических методик для лиц с ОВЗ. уметь: - организовывать процесс психологического тестирования и консультирования лиц с ОВЗ; - выбирать методы и технологии консультирования в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями лиц с ОВЗ; - работать с компьютеризированными психодиагностическими методиками; - прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования психики лиц с ОВЗ; - профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы лиц с ОВЗ с целью гармонизации психического функционирования; - составлять психологическую характеристику лиц с ОВЗ. владеть: - приёмами и методами психологического обследования лиц с ОВЗ на основе учёта принципа онтогенетического развития; - критериями выбора психодиагностических методик; - навыками проведения квалифицированного психологического консультирования лиц с ОВЗ; - навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности. 10. Темы для самостоятельного изучения
12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тема 1. Введение в психодиагностику План 1.Выделение психодиагностики в самостоятельную науку. 2. Психодиагностика лиц с ОВЗ в системе психологических наук. 3.Теоретические источники и основные этапы развития психодиагностики. 4.История развития психодиагностики лиц с ОВЗ. Вопросы для коллективного обсуждения 1.Назовите теоретические источники возникновения психодиагностики. 2.В чем теоретическое и практическое значение исследований А.Бине? 3.Теоретические проблемы проективных методов. 4.Развитие психодиагностики в рамках психотехники. Задания для самостоятельной работы 1.Подготовить рефератов «История развития отечественной и зарубежной психодиагностики» Литература Основная 1.Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина; пер. с англ. и общ. науч. ред. проф. А. А. Алексеева. – 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2009. 2.Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов [Текст] / Л. Ф. Бурлачук – СПб.: Издательство «Питер», 2006. – 351 с. 3.Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : Учеб.для студ.вузов,обуч.по направл.и спец."Психология" / В. Н. Дружинин. - 2.изд.,доп. - СПб. : Питер, 2003. - 320 с. : ил. 4.Общая психодиагностика [Текст] / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина – М.: Издательство МГУ, 2000. – 440 с. 5.Психологическая диагностика [Текст] / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича.— СПб: Питер, 2003. 6.Рабочая книга практического психолога [Текст] / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Издательство Института психотерапии, 2002. – 640 с. 7.Шмелев, А. Г. Основы психодиагностики: учебное пособие для студентов. [Текст] /А. Г. Шмелев. – М., 2002. Дополнительная 1.Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов – СПб.: Издательство «Питер», 2008. – 528 с. 2.Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н. Н. Ежова. –Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с. 3.Психологическая диагностика [Текст] / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой.— Воронеж: «МОДЕК», 2001. 4.Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие для студ. вузов [Текст] / Е. С. Романова. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. 5. Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины XX в. [Текст] / М. Г. Ярошевский. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 772 c. Тема 2. Характеристика и классификация основных психодиагностических методов План 1.Малоформализированная и строгоформализированная психодиагностика. 2.Наблюдение как психодиагностический метод. 3.Интервью в психодиагностике. 4.Психофизиологические методы. Вопросы для коллективного обсуждения 1.Преимущества и недостатки наблюдения, беседы, интервью. 2.Критерии классификации тестов. 3.Особенности применения опросников и анкет. 4.Проективные методики в работе психодиагноста. Задания для самостоятельной работы 1.Составить таблицу «Основные психодиагностические методы». 2.Подготовить презентацию метода психологического исследования. Литература Основная 1.Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина; пер. с англ. и общ. науч. ред. проф. А. А. Алексеева. – 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2009. 2.Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов [Текст] / Л. Ф. Бурлачук – СПб.: Издательство «Питер», 2006. – 351 с. 3.Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : Учеб.для студ.вузов,обуч.по направл.и спец."Психология" / В. Н. Дружинин. - 2.изд.,доп. - СПб. : Питер, 2003. - 320 с. : ил. 4.Общая психодиагностика [Текст] / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина – М.: Издательство МГУ, 2000. – 440 с. 5.Психологическая диагностика [Текст] / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича.— СПб: Питер, 2003. 6.Рабочая книга практического психолога [Текст] / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Издательство Института психотерапии, 2002. – 640 с. 7.Шмелев, А. Г. Основы психодиагностики: учебное пособие для студентов. [Текст] /А. Г. Шмелев. – М., 2002. Дополнительная 1.Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов – СПб.: Издательство «Питер», 2008. – 528 с. 2.Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н. Н. Ежова. –Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с. 3.Психологическая диагностика [Текст] / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой.— Воронеж: «МОДЕК», 2001. 4.Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие для студ. вузов [Текст] / Е. С. Романова. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. 5. Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины XX в. [Текст] / М. Г. Ярошевский. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 772 c. Тема 3. Этические проблемы в работе психодиагноста и психолога-консультанта при работе с лицами с ОВЗ План 1.Этические нормы работы психодиагноста с лицами с ОВЗ. 2.Правила распространения использования диагностических методик при работе с лицами с ОВЗ. 3.Система морально-этических требований к психологическому консультированию лиц с ОВЗ. Вопросы для коллективного обсуждения 1.Конфиденциальность в работе психодиагноста и психологического консультанта. 2.Кодекс профессиональной этики психолога-консультанта. 3.Синдром профессионального выгорания психолога-консультанта. Задания для самостоятельной работы 1.Проанализировать профессиональные кодексы психологов, принятые в разных странах. Литература Основная 1.Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина; пер. с англ. и общ. науч. ред. проф. А. А. Алексеева. – 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2009. 2.Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов [Текст] / Л. Ф. Бурлачук – СПб.: Издательство «Питер», 2006. – 351 с. 3.Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : Учеб.для студ.вузов,обуч.по направл.и спец."Психология" / В. Н. Дружинин. - 2.изд.,доп. - СПб. : Питер, 2003. - 320 с. : ил. 4.Общая психодиагностика [Текст] / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина – М.: Издательство МГУ, 2000. – 440 с. 5.Психологическая диагностика [Текст] / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича.— СПб: Питер, 2003. 6.Рабочая книга практического психолога [Текст] / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Издательство Института психотерапии, 2002. – 640 с. 7.Шмелев, А. Г. Основы психодиагностики: учебное пособие для студентов. [Текст] /А. Г. Шмелев. – М., 2002. Дополнительная 1.Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов – СПб.: Издательство «Питер», 2008. – 528 с. 2.Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н. Н. Ежова. –Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с. 3.Психологическая диагностика [Текст] / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой.— Воронеж: «МОДЕК», 2001. 4.Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие для студ. вузов [Текст] / Е. С. Романова. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. 5. Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины XX в. [Текст] / М. Г. Ярошевский. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 772 c. |