Скачать 0.53 Mb.
|
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ IV - V КУРСОВ Авторы: С.Г. Орлова, В.В. Дранишников, М.В. Игнатенко Педагогическая практика - важное звено в системе подготовки сту- дентов к профессиональной деятельности в образовательных учреждениях. Ее цели, задачи, содержание, формы работы определены в соответствии с требованиями Государственного стандарта содержания педагогического образования в высшей школе, законами и нормативно-правовыми доку- ментами по образованию: Законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», «Концептуальными основами содержания деятельности классного руководителя (воспитателя)», письмом Министерства образова- ния РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции РФ», госу- дарственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 2005 годы», «Национальной доктриной образования в РФ», «Кон- цепцией модернизации российского образования на период до 2010 года». Сроки проведения практики: на IV курсе в течение 6 недель в феврале - марте, на V курсе в течение 7 недель в октябре - ноябре. Цель педагогической практики - подготовить студентов к профес- сиональной деятельности в образовательных учреждениях (СШ, гимнази- ях, лицеях, школах-интернатах, учреждениях дополнительного образова- ния) в качестве классных руководителей, воспитателей; помочь им адаптироваться в условиях многовариативности содержания образования и рыночных отношений. Задачи педагогической практики: 1. Научить студентов выполнять функции классного руководителя в СШ, гимназиях, лицеях. 2. Ознакомить с учебно-воспитательным процессом современных образо- вательных учреждений в условиях Кольского Севера. 3. В практической деятельности с детьми усвоить на новом качественном уровне теоретические знания предметов психолого-педагогического цикла. 4. Способствовать самоопределению студентов в многообразии педагоги- ческой культуры, выработать у них систему педагогических ценностей. 5. Развить элементы педагогического мастерства и педагогической этики. 6. Ознакомить с массовым и передовым педагогическим опытом работы образовательных учреждений г. Мурманска и Мурманской области. 7. Способствовать формированию у студентов интереса к практической педагогической деятельности, желания в будущем работать в образова- тельных учреждениях. На V курсе дополнительно решаются следующие задачи:
Содержание и характер деятельности студентов На IV курсе студенты выполняют функции помощника классного руководителя в 5 - 8 классах, на V курсе - стажерская практика, на которой студенты выполняют функции учителя-предметника и классного руково- дителя в 9 - 11 классах. Практика проходит в образовательных учреждениях г. Мурманска и Мурманской области. Программой практики предусматриваются следующие основные на- правления в работе студента-практиканта. 1. Учебная работа - планирование, подготовка, проведение и анализ уроков; подготовка и проведение индивидуальных и групповых внекласс- ных занятий с учащимися; изготовление наглядных пособий и дидактиче- ских материалов; проверка тетрадей и т.п. 2. Воспитательная работа в качестве помощника классного руково- дителя - изучение документации; проверка дневников учащихся; органи- зация различных видов деятельности школьников (трудовой, спортивной, художественно-эстетической, познавательной); ознакомление с методикой работы с родителями и ученическими организациями и т.п. 3. Учебно-исследовательская работа по психологии и педагогике - применение комплекса методов психолого-педагогического исследования при изучении личности учащегося и ученической группы (класса). Содержание воспитательной работы представлено следующими на- правлениями:
Организация деятельности студентов Практика в школе начинается с наблюдательно-аналитической неде- ли. Ее содержание: 1. Установочная конференция в школе: знакомство с представите- лем администрации (директор, завуч по воспитательной работе), который знакомит студентов с особенностями школьного коллектива, уровнем учебно-воспитательной работы ОУ, проблемами, традициями, материаль- но-технической базой, правилами внутреннего трудового распорядка; рас- крывает содержание ближайших общешкольных мероприятий. Беседа с классным руководителем об особенностях классного кол- лектива: уровне познавательной активности, сплоченности коллектива, иерархии духовно-нравственных ценностей. Классный руководитель зна- комит с активом класса, дает характеристику отдельных учащихся, расска- зывает о задачах и проблемах класса. Представление студентов учащимся «подшефных» классов. 2. Изучение коллектива класса в процессе посещения уроков, воспи- тательных мероприятий, общения с учениками, знакомства с документацией (классным журналом, журналом посещения факультативов, кружков, спортивных секций). Изучение класса ведется по схеме: класс; состав класса по возрасту; состав класса по полу (мальчики, девочки); учащиеся с ослабленным здо- ровьем; структура класса (микрогруппы, включающие только мальчиков, только девочек, тех и других); характер отношений между группами; тра- диции класса; характеристика деятельности класса (какие виды деятельно- сти предпочитают в классе); место класса в школе; цели и задачи работы с классом. 3. Анализ плана воспитательной работы заколы и класса. 4. Составление индивидуального плана воспитательной работы студентом по схеме: номер недели, воспитательное мероприятие (его тема и направленность), место и время проведения, кто организует, кто участву- ет, отметка или оценка о его выполнении. Существуют разные формы планирования воспитательной работы в классе: I. Традиционная форма планирования:
II. Планирование по приоритетным направлениям «Базовой культуры»:
III. Планирование по целевым программам: «Здоровье», «Обще- ние», «Учение (НОТ)», «Досуг», «Образ жизни (семья, класс, болезни, мо- да)». IV. Планирование «Ключевых дел»: туристический слет; юбилей школы, города; месячник военно-патриотического воспитания и т.д. План воспитательной работы, составленный студентом, после согласования с классным руководителем, в конце наблюдательно- аналитической недели заверяет методист кафедры педагогики, согласовы- вая день и время проведения зачетного мероприятия. Независимо от формы планирования содержание плана воспитатель- ной работы студента должно включать: 1) мероприятия по гражданскому воспитанию школьников; 2) краеведческие мероприятия; 3) организацию экскурсий (например, в Областной краеведческий музей (пр. Ленина, 90), в музей Краснознаменного Северного флота (Роста, ул. Торцева, 15), в Художественный музей (ул. Коминтерна, 6), в Музей ПИНРО океанографический (ул. Книповича, 6), в Музей полярных олимпиад (ул. Книповича, 23а), в музей «Истории народного образова- ния Кольского края» (МГПУ, ул. Егорова, 16), в Городской выставочный зал (ул. Коммуны, 18}, в Центр народных ремесел (ул. С. Перовской, 3), в Воскресную школу Областной детско-юношеской библиотеки (ул. Буркова, 30), на Пожарно-техническую выставку (ул. Шевченко, 32), в Центр образовательных услуг и творчества молодежи (ул. Подста- ницкого, 1), в Мурманскую Областную Универсальную библиотеку (ул. С. Перовской, 21а), в Областной Центр медицинской профилактики (пр. Ленина, 55), в Океанариум (пр. Героев-Североморцев, 21) и т.д.); 4) внеклассную работу по предмету: проведение учебных встреч, олимпи- ад, предметных недель, КВН, игр по станциям, оформление кабинета, выпуск газет и т.д.; 5) профориентационную работу: проведение тестирования по теме «Как выбрать профессию?»; беседы о профессиях нашего региона; организа- ция встреч со специалистами различных отраслей знаний; знакомство с учебными заведениями г. Мурманск; посещение МГПУ, МГТУ, МПК и т.д.; 6) работу с родителями (беседы, родительские собрания, посещение семей); 7) текущую работу классного руководителя (в течение всей практики): ве- дение классной документации; организацию самообслуживания, дежур- ства; индивидуальную работу со школьниками; проверку дневников; оформление класса и т.д. Для удобства фиксирования процесса прохождения воспитательной и стажерской практики целесообразно сделать из общей тетради дневник. Он оформляется следующим образом: 1 страница: Титульный лист МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДНЕВНИК педагогической практики студента ____ курса Фамилия, имя, отчество ___________________________________________________________________________ Факультет ______________________________________________________________________________________ Группа _________________________________________________________________________________________ Специальность __________________________________________________________________________________ Групповой руководитель __________________________________________________________________________ 2 страница СВЕДЕНИЯ О ШКОЛЕ Школа __________________________________________________________________________________________ Научно-методическая проблема школы ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Директор школы _________________________________________________________________________________ Завуч школы ____________________________________________________________________________________ Организатор внеклассной и внешкольной работы _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Класс __________________________________________________________________________________________ Классный руководитель ___________________________________________________________________________ Учитель по специальности ________________________________________________________________________ РАСПИСАНИЕЗВОНКОВ
РАСПИСАНИЕ УРОКОВ В ПРИКРЕПЛЕННОМ КЛАССЕ
3 страница СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ КЛАССА (ГРУППЫ)
Обязательный минимум содержания педагогической практики (вос- питательной работы):
Беседа по профориентации - ориентация на педагогическую профес- сию (рассказ об университете, своем факультете; экскурсия в музей МГПУ; выявление профессиональных интересов учащихся; исследова- тельские методики, тестирование, экскурсии и т.д.). Проведение внешкольного мероприятия (экскурсии, посещение му- зеев, выставок, кино, театра и т.д.). Работа с родителями (участие в подготовке тематического или ито- гового собрания, посещение семьи ученика, беседа для родителей, состав- ление библиографии для классного руководителя и т.д.). Заключительная анкета для школьников «Студент-практикант глазами школьников (воспитанников)»: 1. Что Вам больше всего запомнилось (понравилось) за период нашего об- щения во время практики? 2. Что, по Вашему мнению, практиканту удавалось лучше всего? 3. Что, на Ваш взгляд, удалось меньше и, как Вы думаете, почему? 4. Ваши пожелания студенту-практиканту. Ожидаемые результаты Умения, которыми должен овладеть студент в процессе воспита- тельной практики:
- умения определять и формулировать цель и задачи воспитательной ра- боты в классе и каждого воспитательного мероприятия; - умения планировать и конструировать процесс воспитательной деятель- ности, корректируя его содержание в соответствии с общешкольным планом работы, желаниями детей, советами классного руководителя и своими желаниями, которыми основываются на своем социальном и пе- дагогическом опыте, личностных интересах и умениях;
Отчетная документации По окончании воспитательной практики студент сдает следующую документацию: 1. Правильно оформленную личную учетную карту. В ней должен быть отражен минимум содержания воспитательной работы. После каждо- го проведенного мероприятия должна стоять отметка и роспись классного руководителя, учителя или администратора школы. В учетной карте дается характеристика воспитательной деятельности студента, которая пишется по схеме:
Учетная карта подписывается директором школы и заверяется печа- тью учебного заведения. 2. Творческий отчет по схеме: 1) как встретили в школе (с точки зрения организации, отношения адми- нистрации, учителей школы, сразу ли приступили к работе или были сложности; Ваши пожелания по организации установочной конферен- ции в школе и др.); 2) насколько успешно прошла практика по воспитательной работе в пер- вую неделю:
3) с какими трудностями Вы встретились в общении с детьми:
4) по каким вопросам Вам чаще всего приходилось общаться со школь- никами (дисциплина, отношение к учебе, жалобы учителей, организа- ция мероприятий, проведение дежурства, внешний вид, культура взаи- моотношений, просьба ученика дать совет и т.д.); 5) насколько удовлетворяли Вас взаимоотношения с классным руководителем и учителями (полностью; не совсем — почему?; совершенно не удовлетворяли - почему?); 6) какие из проведенных Вами мероприятий охотно воспринимались детьми:
7) в какой мере Вы владеете экспрессивно-перцептивной функцией и элементами педагогической техники (умение снять собственное на- пряжение, быстро актуализировать себя в конфликтной ситуации, спо- собность распределять внимание, умение сдержать свое раздражение, владение голосом и т.д.). В чем Вы испытывали наибольшие трудно- сти? Как Вы думаете, почему? 8) с какими трудностями Вы столкнулись в работе с родителями учащих- ся:
Что при этом удавалось лучше и, как Вы считаете, почему? 9) Ваши общие замечания и предложения по организации и проведению педагогической практики. 3. Разработка (конфликт) зачетного воспитательного мероприя- тия, оформленного по схеме: 1) тема, указание возраста детей, обоснование выбора темы мероприя- тия; 2) воспитательные задачи; 3) место и время проведения; 4) оборудование: использование ТСО, оформление аудитории, использо- вание наглядных пособий и т.д.; 5) описание подготовительного этапа; 6) ход проведения мероприятия (конспект-сценарий); 7) отражение в содержании конспекта приемов установления контактов с аудиторией учащихся (опора на социальный опыт детей: примеры из жизни классного коллектива, использование риторических вопросов и т.д.); 8) анализ проведенного мероприятия; 9) список использованной литературы. 4. Задание по психологии (IV курс - составление характеристики на ученика, V курс - составление характеристики классного коллектива). 5. Материалы для итоговой факультетской конференции (фото- графии, результаты анкетирования школьников, классные газеты, нагляд- ные материалы проведенных воспитательных мероприятий). Литература (в помощь студентам и методистам) 1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996. 2. Артеменко З.В. Азбука форм воспитательной работы. - Минск, 2001. 3. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современ- ной школе. - Ярославль, 1997. 4. Воронов В.В. Технология воспитания. - М., 2000. 5. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1998. 6. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Сте- панова. - М., 2001. 7. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2003. 8. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. - М., 2002. 9. Гуткина Л.Д., Завельский Ю.В., Пикалова Г.В. Организация воспита- тельной работы в школе. - М., 1996. 10. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления дея- тельности. - М., 2001. 11. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (5 - 11 класс). - М., 2004. 12. Дранишников В.В. Теория и методика воспитательной работы в школе. - Мурманск, 2002. 13. Ильина Т.В. Педагогическое планирование s образовательных учреж- дениях. - Ярославль, 1995. 14. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991. 15. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос- питание... Воспитание! - М., 1996. 16. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожнова. - М., 1999. 17. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. E.Н. Степанова. - М., 2000. 18. Козак О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников. - СПб, 2003. 19. Коч Л.Д. Креативная этика: психология освоения подростками этиче- ских норм и понятий. - М., 2000. 20. Ксенова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М., 2000. 21. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современ- ной школе. - М.; Ростов н/Д, 2000. 22. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подро- стками. Взрослые игры для детей. - М., 2001. 23. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. - М., 1999. 24. Настольная книга классного руководителя 5, 6, 7, 8 классов / Авт.-сост. Е.И. Лунина, Н.С. Щепурева. - Ростов н/Д, 2001. 25. Организация внешкольного досуга: Сценарии, программы игр и пред- ставлений. - Ростов н/Д, 2002. 26. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М., 1996. 27. Поляков С.Д. Технологии воспитания. - М., 2002. 28. Рожков М.И., Байбородов Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000. 29. Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. - М., 2000. 30. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. - М., 2001. 31. Суворов О.М. Сценарии школьных праздников. - М., 2003. 32. Хузиахметов А.Н. Воспитание личности школьника. - Казань, 2000. 33.Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М., 2000. 34. Щуркова Н.Е. Классное руководство: настольная книга учителя. - М., 1999. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА. V КУРС ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕР ИСТИКА ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ Автор: K.М. Зубрицкая Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем чтобы воспитывать и обучать изу- чая их, - таков путь единственно полно- ценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей. С.Л. Рубинштейн Принцип индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения и воспитания является ведущим в личностно ориентированной концепции образования. Выполнение этого принципа подразумевает «наиболее пол- ное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личностью» (Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубро- виной. - М., 1997. - С. 109). В практической деятельности педагога осуще- ствление принципа индивидуального подхода начинается с изучения ин- дивидуально-психологических особенностей учащихся. По мнению большинства ведущих отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.И. Щербаков, К.К. Платонов), изуче- ние личности школьника следует проводить в естественных условиях обу- чения и воспитания. Основой такого изучения должны быть материалы психологического наблюдения за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы. Воз- можность регулярно осуществлять такое наблюдение имеется только у учителя (в отличие от психолога), Поэтому необходимым компонентом педагогического мастерства учителя является умение разбираться в инди- видуальных особенностях учеников, «видеть» психологическую подоплеку их поступков. Настоящее задание имеет цель научить студентов отслеживать индивидуально-психологические особенности учащихся, грамотно их ин- терпретировать и учитывать при проведении учебной и воспитательной работы. Структура задания 1. В течение всего периода практики студент проводит наблюдение за одним из учеников класса с целью изучения личности последнего (см. Программа наблюдения. Прил. 1). Результаты наблюдения фиксиру- ются в «Психологическом дневнике» (Прил. 2). 2. На основании материалов наблюдения студент заполняет «Карту- схему психологической характеристики ученика» (Прил. 3). Для получения более объективных данных студент предлагает заполнить «Карту-схему...» на данного ученика классному руководителю или учителю-предметнику. 3. Материалы наблюдения и сведения из «Карты-схемы...» студент обобщает и представляет в психологической характеристике учащегося (схему характеристики см. Прил. 4). 4. Задание по психологии практикант оформляет в отдельной тетра- ди. Готовая работа должна включать: - Психологический дневник наблюдений за учащимся. - Заполненные «Карты-схемы психологической характеристики личности ученика» (2 экз.). - Психологическую характеристику учащегося, заверенную подписью классного руководителя. Приложение 1 Примерная программа изучения ученика в процессе учебной деятельности Характеристика отношения школьника к своей учебной деятельно- сти. Мотивы этого отношения. Отношение к различным учебным предме- там и причины различного отношения. Влияние этого отношения на ре- зультаты учебной деятельности. Особенности восприятия, памяти, мышления и речи школьника, про- являющиеся в процессе учебной деятельности. Роль воображения школь- ника в процессе усвоения и использования знаний. Особенности внимания школьника. Степень самостоятельности школьника в учебной деятельности. Проявления творческого характера использования знаний. Проявление во- левых качеств школьника в учебной деятельности. Мера владения школь- ником учебными навыками. Общие или специальные способности, характерные для данного школьника, конкретные примеры их проявления и возможные пути даль- нейшего развития. Характеристика взаимоотношений школьника с товарищами в про- цессе учебной деятельности. Значение для данного ученика оценки его учебной работы со стороны учителя, классного коллектива, отдельных учеников. Приложение 2 Схема оформления психологического дневника наблюдений за поведением учащегося
В «Психологическом дневнике» студент отмечает предмет, дату и тему посещенного урока. В графе "Поведение ученика" наблюдатель фик- сирует все замеченные поступки, эмоциональные проявления, высказыва- ния учащегося. В графе «Возможные причины поступков учащегося» сту- дент указывает наиболее вероятные, на его взгляд, причины замеченного поведения ученика. Для получения объективных данных практикант дол- жен посетить не менее 10 уроков. Приложение 3 Психологическая характеристика ученика (карта-схема) Цель: наиболее точно и наглядно определить индивидуальные осо- бенности ученика, которые должны учитываться при организации воспи- тательного процесса. Предварительная подготовка: заготовить два бланка «Карты-схемы...». Инструкция: Вам предстоит заполнить «Карту-схему психологиче- ской характеристики ученика (Ф.И.). Внимательно прочитайте текст. При заполнении Раздела 1 внесите необходимые данные в соответствующие строки схемы. Отвечая на вопросы Раздела 2 и Раздела 3, выберите наибо- лее подходящее, на ваш взгляд, высказывание из пяти представленных в схеме и отметьте его любым символом. Приложение 4 Схема оформления психологической характеристики ученика ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ …….. КЛАССА …….. ШКОЛЫ г. МУРМАНСКА ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО (в родительном падеже) В характеристике делается вывод об индивидуальных особенностях личности ученика на основании материалов наблюдения и сведений из «Карты-схемы...». Психологическая характеристика завершается выводами, в которых необходимо указать: 1) ведущие качества личности, которые определяют характер учебной деятельности ученика, его поведения и отношения к окружающим и самому себе; 2) возможные причины отмеченных качеств личности школьника; 3) особенности деятельности, поведения и отношений ученика, которые желательно преодолеть или изменить; 4) меры педагогического воздействия, которые могут оказаться наибо- лее эффективными в дальнейшем обучении и воспитании данного ученика; 5) вероятные перспективы развития личности данного школьника и возможные направления эффективной его профориентации (для старших классов). Дата Подпись студента-практиканта Подпись классного руководителя БЛАНК «КАРТЫ-СХЕМЫ...» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА |