Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска «Детский сад № 135 комбинированного вида «Речецветик».
Утверждаю:
заведующий ДОУ
Е.В. Савельева
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Принято: на заседании
установочного педсовета
31.08.2010 г., протокол №1
Внесены изменения
28.08.2012 г., протокол № 1
Согласовано: ЦФГЦРО 2012 г.
Содержание
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
|
| I. Пояснительная записка
| 4
| 1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
| 4
| 1.2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
| 6
| 1.3. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
| 8
| 1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
| 9
| 1.5. Особенности осуществления образовательного процесса
| 10
| II. Организация режима пребывания детей в ДОУ
| 13
| 2.1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей
| 13
| 2.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса.
| 14
| III. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
| 34
| 3.1. Содержание психолого-педагогической работы по направлению «Физическое развитие»
| 34
| 3.1.1. Образовательная область «Здоровье»
| 34
| 3.1.2. Освоение образовательной области «Физическая культура»
| 37
| 3.2. Содержание психолого-педагогической работы по направлению «Социально-личностное развитие»
| 41
| 3.2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»
| 41
| 3.2.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация»
| 48
| 3.2.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд»
| 52
| 3.3 Содержание психолого-педагогической работы по направлению «Познавательно-речевое развитие»
| 56
| 3.3.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание»
| 56
| 3.3.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация»
| 61
| 3.3.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы»
| 66
| 3.4 Содержание психолого-педагогической работы по направлению «Художественно-эстетическое развитие»
| 69
| 3.4.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество»
| 69
| 3.4.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка»
| 75
| IV. Содержание коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
| 80
| V. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки)
| 84
| VI. Система мониторинга
| 86
| ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
| 91
| 1. Особенности организации образовательного процесса в общеразвивающей группе младшего возраста
| 91
| 2. Особенности организации образовательного процесса по приоритетным направлениям деятельности ДОУ
| 110
| 2.1. Особенности организации образовательного процесса в логопедических группах.
| 110
| 2.2. Особенности организации образовательного процесса в структурных подразделениях (кружок).
| 115
| 3. Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
| 116
| 3.1. Управление реализацией программы
| 116
| 3.2. Создание и обновление предметно-развивающей среды
| 116
| 3.3. Стратегия работы ДОУ с семьёй
| 117
| 3.5. Взаимодействие с другими учреждениями
| 119
| Приложения
|
| Приложение 1
| 120
| Приложение 2
| 139
|
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ I. Пояснительная записка
Образовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 135 комбинированного вида «Речецветик» (далее – Программа) разработана в соответствии с:
- «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660 – 10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2010, №58);
- «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562);
- «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ);
- «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 г.).
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
ДОУ рассчитано на 90 воспитанников, в нем функционирует 4 группы, из них:
Одна группа младшего возраста от 3 до 4 лет;
Одна группа среднего возраста от 4 да 5 лет;
Одна группа старшего возраста от 5 до 6 лет;
Одна подготовительная к школе группа от 6 до 7 лет;
Из них – 3 логопедические группы.
В дошкольном учреждении функционируют группы общеразвивающей и логопедической направленности. Группы логопедической направленности (для детей имеющих общее недоразвитие речи 1-3 уровня).
Логопедическую группу посещают дети от 4 – х до 7 – ми лет, прошедшие диагностику у логопеда из поликлиники, невролога, отоларинголога, психиатра, ортодонта, окулиста и имеющие следующие логопедические заключения: ОНР, ФФНР, обусловленные дизартрией, алалией.
Задачей детского сада является проведение в отношении этих детей комплекса специфических, профилактических, коррекционных мероприятий по индивидуальному плану, составленному учителем-логопедом.
Мероприятия, проводимые в группах:
организация закаливания, сна, питания, ухода за детьми;
артикуляционная гимнастика;
дыхательная гимнастика;
точечный массаж;
подгрупповые занятия по коррекции и развитию речи;
логоритмика;
фитолечение, витаминотерапия;
В логопедическую группу зачисляются дети от 4 до 7 лет, имеющие разные уровни общего недоразвития речи
Задачей детского сада в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является проведение комплекса коррекционных, развивающих и воспитательных мероприятий по плану, составленному в тесной взаимосвязи всеми специалистами, работающими в логопедической группе (учитель - логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра)
Работа по коррекции и развитию речи детей в логопедических группах ведется в следующих направлениях:
создание комплекса коррекционно-развивающей работы с учётом особенностей психофизического развития детей с ОНР;
реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей, т.е. соблюдение принципа природосообразности;
соблюдение принципа систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждом из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивается поступательное развитие;
воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профиля.
Дети, посещающие детский сад имеют следующие группы здоровья:
1 группа здоровья – 7,7%
2 группа здоровья – 96, 6 %
3 группа здоровья – 5,5 %
4 группа здоровья – 1,1 %
1.2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Содержание образовательного процесса в ДОУ выстроено в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы » / Под ред. Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Спецификой МБДОУ детского сада № 135 является ориентация на работу с детьми, имеющими нарушения речи,
так как в учреждении функционирует три логопедические группы. Поэтому в логопедических группах наряду с базовой «От рождения до школы » / Под ред. Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010,
используются Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет./ Н.В. Нищева, - СПб., «Детство-Пресс», 2012.
Основными приоритетными направлениями работы учреждения в соответствии с Уставом, лицензией и свидетельством об являются: 1. Познавательно-речевое развитие дошкольников.
Задачи:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, общих представлений ребенка о себе, о других людях на основе освоения ближайшего природного и социокультурного пространства.
Формирование всех компонентов речи ребенка, речевой и знаковой культуры, в том числе национальной, как средства эффективного взаимодействия и необходимого условия познания окружающего мира.
Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы и стимулирование возникновения потребности в самостоятельном овладении чтением и письмом.
Формирование у детей стремления к освоению нового (информации, игр, способов действия с современными техническими системами).
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Формирование элементарных математических представлений, конструктивных умений.
2. Социально-личностное развитие дошкольников.
Задачи:
Создание благоприятных условий для социального развития детей на основе создания единой взаимодействия администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей.
Совершенствование стиля общения педагогов с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей.
Формирование у детей основ личности будущего гражданина.
Профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.
3. Художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Задачи:
Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
4. Физическое развитие и здоровье детей дошкольного возраста;
Задачи:
Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада.
Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками.
Воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
|