Скачать 397.49 Kb.
|
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОПОЗНАНИЮ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У ДЕТЕЙ 10-13 ЛЕТ 1999г. «Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-13 лет», разработанная А.М.Прихожан, помогает выработать необходимые коммуникативные навыки, развить партнерские и лидерские способности, решить многие педагогические проблемы. В настоящее время эту программу использует педагогический отряд «Истоки» областного Совета Союза пионерских, детских организаций для подготовки лидеров детских организаций на областных лагерных сборах. Калужский областной комитет Российского Союза Молодежи Настоящая программа предназначена для работы учителя, воспитателя или школьного психолога с детьми 10-13 лет (V-VII классы) и имеет своей целью помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению. Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой - с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений. Организация занятий, необходимые материалы. Предлагаемый вариант курса рассчитан, прежде всего, на проведение его педагогом, не имеющим специальной подготовки в области групповой психологической работы. Поэтому использованы в основном такие психолого-педагогические методы, в которых педагог, как специалист по работе с детьми, оказывается наиболее сильным. По этой же причине в программу почти не включены такие моменты, как создание групповой атмосферы, работы с позитивной и негативной обратной связью, релаксационные методы и т.п. В случае проведения этого курса школьным психологом все указанные моменты, конечно, следует включить, соответственно увеличив число занятий. Предлагаемый вариант рассчитан на 44 часа, включение указанных выше компонентов требует увеличения, как минимум, до 54 часов. Занятия целесообразно проводить раз в неделю в течение 90 мин. (или 2 раза в неделю по 45 мин.). Желательно, чтобы группа не превышала 12-14 человек. Для занятий необходимы папка для черчения или рисования, куда, помимо обычных листов, надо вложить также листы бумаги для письма. В этой папке ученик будет хранить выполненные задания, это его личный дневник, который никто, в том числе и педагог, ведущий занятия, не имеет права смотреть без специального «приглашения» со стороны школьника. Это обеспечивается и особой формой хранения дневника: после каждого занятия он запечатывается «сургучной» печатью из пластилина, на которую подросток ставит свой «личный оттиск» (чаще всего отпечаток большого пальца или сделанную из ластика печать). Между занятиями дневники остаются у педагога, ученик может взять лишь листы, необходимые для выполнения «домашнего задания». Сохранность печатей демонстрируется в начале каждого занятия, особенно на первом этапе. Подобное ведение личного дневника имеет большое значение: оно создает ощущение безопасности, а, следовательно, обеспечивает почву для самораскрытия и подчеркивает суверенность внутреннего мира человека, воспитывает уважение к собственному внутреннему миру и внутреннему миру другого человека. Для занятий также понадобятся карандаши (фломастеры), ножницы, клей, легкий воздушный мяч или шар, хорошо иметь также несколько перчаточных кукол, «волшебный ящик», наборы «карт Проппа» (см. ниже). Желательно выбрать такое помещение для занятий, которое может обеспечить и аудиторную работу (т.е. работу за партами), и работу «в кругу», и двигательные упражнения, возможность работы в удобных позах (в том числе лежа на полу) и т.п. Можно использовать актовый зал, проводить часть занятия в «комнате отдыха», а другую часть - во дворе. Задачи и структура программы. Программа направлена на решение следующих задач: обеспечение школьника средствами самопознания; повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства; развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении; формирование мотивации самовоспитания и саморазвития и обеспечение необходимыми психологическими средствами; развитие фантазии, воображения. Программа включает три этапа: I. Ориентировочный (3-4 занятия). II. Развивающий (8-9 занятий). III. Проективный (3-5 занятий). Каждый этап предполагает работу по 4-м основным блокам: 1. Вербальные и невербальные формы уверенного поведения. 2. Способы преодоления трудностей и решения проблем. 3. Средства и формы самопознания. 4. Поддержка и повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности. Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов, а также методов «репетиции поведения» и элементов психогимнастики. Предварительные замечания для педагога, проводящего занятия Данная программа основана на представлении о том, что каждый человек стремится как можно лучше узнать себя и как можно более полно реализовать себя, добиться успеха (конечно, очень по-разному понимаемого) в жизни. Помочь в этом призвана, естественно, вся система обучения и воспитания. Специфика указанного курса в том, что в нем эта задача выступает в «чистом» виде, вне содержания того или иного учебного предмета, усвоенных ранее умений и навыков и т.п. Он направлен не на развитие умения правильно, реалистично оценивать свои результаты и возможности в той или иной сфере деятельности, а на повышение уровня принятия себя, поддержки благоприятного представления о себе, своих потенциях, своей способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому Вы как педагог, ведущий работу по программе, оказываетесь одновременно в достаточно выигрышном и, вместе с тем - сложном положении. Выигрышность Вашего положения в том, что Вы имеете возможность воздействовать на «Я-концепцию» ученика, его представление о себе и отношение к себе не только во время осуществления этой программы, но и в реальной, повседневной жизни. В этом случае занятия по программе будут являться лишь частью более сложной и полноценной воспитательной системы, предусматривающей, естественно, развитие реалистичной самооценки в конкретных видах деятельности и т.п. Известно, что именно сочетание общего положительного представления о себе, принятия себя и реалистичной оценки своих результатов и возможностей в конкретных видах деятельности наиболее благоприятно для личностного развития. Сложности Вашей позиции связаны с рядом обстоятельств. Во-первых, Вы должны обладать достаточно большим репертуаром уверенных форм поведения и демонстрировать их не только в процессе прохождения предлагаемого курса, но и в остальных занятиях с детьми. Во-вторых, таким же образом должна проявляться общая позитивная оценка учащегося во время повседневного общения с ним, вне зависимости от его реальной успешности. В-третьих, должен быть обеспечен достаточно высокий уровень доверия между Вами и школьником еще до проведения занятий по курсу. В случае конфликтов, трудностей, непонимания с классом в целом или отдельными учащимися занятия по курсу проводить нецелесообразно. До начала проведения курса Вам целесообразно познакомиться с литературой по вопросам самосознания, Я-концепции (см., в частности - 2)1 и по проблемам развития личности в младшем подростковом возрасте. Обратите внимание на особые периоды «закрытости», когда школьник активно не хочет (а точнее сказать, не может) говорить о себе. Причем следует отличать их от таких случаев, когда подросток хочет что-то сказать, но не имеет средств и способов выражения, стесняется и т.п. На занятиях важно обеспечить возможность проявиться всем, «вытаскивать» молчунов (это можно, например, делать во время групповой дискуссии, когда каждый должен сказать хотя бы несколько слов) и в то же время - дать подростку возможность не говорить о себе, если он этого не хочет. С этой целью можно использовать прием «запрещающий знак». Суть его состоит в том, что ведущий и участники группы заранее договариваются о возможности пользоваться в особых, строго оговоренных случаях знаком, свидетельствующим, что к данному участнику (а возможно, и ведущему) обращаться нельзя. Эти знаки могут быть общими для всей группы или, что более ценно в диагностическом смысле, - придуманы каждым самостоятельно2. Знак должен быть достаточно заметным, его ставят на парту или прикалывают к одежде. Следует обращать особое внимание на детей, часто использующих подобные знаки, поскольку они нуждаются в специальной индивидуальной работе. Как правило, это дети с низкой самооценкой, неуверенные в себе, застенчивые. Таких школьников целесообразно выявить заранее, для того чтобы во время занятий оказывать им психологическую поддержку в особенно яркой и акцентированной форме. Все подростки нуждаются в психологической поддержке, но для неуверенных в себе детей она особенно значима. Поскольку многие проблемы школьников как коренятся, так и проявляются в неловкости, мышечной зажатости, скованности, целесообразно перед началом занятий по программе посетить уроки физкультуры и труда с тем, чтобы скорректировать примерную программу предлагаемого курса по результатам наблюдений. Очень хорошо, если удастся провести с помощью преподавателей физкультуры и труда специальные занятия по развитию крупной и мелкой моторики, снятию зажимов и т.п. Несколько слов о Вашем поведении. Как уже отмечалось, Вы должны быть своего рода моделью человека, уверенного в себе, обладающего чувством собственного достоинства и умеющего выражать это в формах, способствующих повышению межличностной надежности и собственной значимости у других людей. Вы должны уметь демонстрировать отдельные элементы и формы этого поведения. Совершенно исключена какая-либо оценка высказываний подростков с точки зрения правильности-неправильности, возможна, и то в очень ограниченных случаях и в скупой форме, оценка с точки зрения большей или меньшей информативности высказывания. Целесообразно предварительно ознакомиться с правилами проведения групповой социально-психологической работы, в частности, оказания психологической поддержки (см., например: 2,с. 366-369;7,с. 164-198;11,с.132-133;14). Во время занятий необходимо поощрять естественность, изобретательность в самовыражении, отношение к себе с юмором, стремление к самостоятельности, независимым суждениям, подчеркивать и хвалить выразительные мимику и речь, жестикуляцию, гибкость в поведении, частое употребление местоимения «Я». Не следует обращать внимание на покраснение, оговорки, даже иногда слезы, запинки, демонстративное упрямство. Возможно только косвенное проявление невербальной эмоциональной поддержки в особо серьезных случаях (доброжелательно посмотреть в глаза, слегка дотронуться до плеча и т.п.). Безусловно, прерывается (о чем должно быть сказано в начале) демонстративное поведение, стремление «тянуть одеяло на себя», стремление оценить другого или рассказать что-либо про него, склонность к резонерствованию. В целом Ваше поведение должно обеспечивать всем без исключения участникам ощущение безопасности и надежности, а также предоставлять им необходимые модели поведения, в том числе и модели преодоления трудностей. В этой связи очень важно, чтобы Вы не играли роль «бога», «супермена», а показывали, какие трудности испытываете во время проведения занятий, как их преодолеваете. В отличие от работы с учащимися старшего подросткового возраста здесь, однако, важно не «саморазоблачаться», сохранить притягательность модели поведения. Это обусловлено присущим детям этого возраста, так называемым, «моральным реализмом», когда по какой-то одной (понравившейся или не понравившейся) черте подростки судят о человеке или явлении в целом. В заключение вводного раздела еще раз подчеркнем, что предлагаемые занятия «...направлены на поддержку в учениках следующих проявлений: более позитивных мыслей и чувств о самом себе; симпатии к себе; способности относиться к себе с юмором; выражения гордости собой как человеком; описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков» (2, с.393). Игры и упражнения, использованные в программе, лишь в небольшой их части являются оригинальными. В основном это хорошо известные психологам, разработанные в различных направлениях психологического тренинга, других видах активной психологической работы, методы и приемы, несколько измененные в зависимости от целей работы. Не имея возможности каждый раз дать указание на источник, мы приводим в конце список книг, где Вы найдете не только эти упражнения, но и многие другие, которыми можете дополнить предлагаемую программу. Кроме того, список рекомендуемой литературы включает некоторые вышедшие в последние годы работы по методам психотерапии, психологической самопомощи и др., предназначенные как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся указанными проблемами. Представляется, что знакомство с указанной литературой позволит Вам более интересно, творчески провести предлагаемый курс занятий. |