Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы





Скачать 279.07 Kb.
НазваниеПроблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы
страница1/3
Дата публикации02.07.2013
Размер279.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Саракташская СОШ №1»


Обобщение опыта работы учителя начальных классов

Купцовой Татьяны Геннадьевны

Обобщение опыта проходило на уровне общеобразовательного учреждения по проблеме: «Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине».

Проблема:

Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине.
Условия возникновения проблемы.

Современной методической наукой достигнуты большие успехи в разработке системы обучения связной речи как в средней, так и в начальной школе. Усилия ученых направлены на разработку теоретических (лингвистических и психологических) основ системы, на определение содержания обучения (знаний и речевых умений) на разных его этапах, на совершенствование методики обучения.

Сегодня в школах особое внимание уделяется развитию мышления детей. Одним из способов развития мышления - это развитие речи. Признаки сформированного и гибкого мышления - умение анализировать, обобщать, логически правильно, четко, а также эмоционально строить свою речь.

«Если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них» (Л.Успенский).

Языковые особенности устной и письменной речи объясняются и психолого- ситуативными различиями, которые существуют между ними. Л.С.Выготский характеризует письменную речь как речь-монолог: «Эта речь - монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий со стороны ребенка, есть ситуация разговорная».

Для школьников развитие речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами.

Несмотря на то, что в теории образования проблема написания сочинения по картине развивается достаточно активно на психологическом уровне ( Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Земская, И.Е. Синицина, Р.М. Линов и др.), также находятся в центре внимания методической науки. Проблемой развития речи учащихся занимались Т.Г. Рамзаева, А.А. Леонтьев, М.Р. Львов, Г.В.
Пархоменко, Т.А. Ладыженская, П.А. Лекант, В.И. Капинос, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин.

Методика работы над сочинением на уроках русского языка разрабатывалась: в методических рекомендациях Л.Д. Мали «Речевое развитие младших школьников», в сборнике методических задач М.С. Соловейчик «Русский язык в начальных классах», Т.А. Ладыженской «Речевые уроки», М.Л. Закожурниковой «Сочинение и изложение в начальных классах», Т.Г. Рамзаевой «Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников» и многими другими педагогами и методистами.

Объект исследования: Учебный процесс на уроках русского языка.

Предмет исследования: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине.

Цель: выявить особенности работы над сочинением по картине на уроках русского языка в начальной школе.

Гипотеза: Сочинения по картине в начальной школе будет более эффективным, если на уроках русского языка будут использоваться такие упражнения системы речевого развития как:

- упражнения в развитии связанной речи;

- построение текста;

- конкурсы на лучшие рассказы, сочинения.

Задачи:

  1. Формировать сложные речевые умения.

  2. Вырабатывать умения пользоваться словом в правильной грамматической форме, приобщение к нормам литературного языка.

3. Учить строить устные и письменные высказывания по картине, иллюстрациям.

4. Вести систематическую работу над текстом: наблюдать, анализировать лексические и грамматические явления в органической взаимосвязи.

5. Развивать эмоциональную, выразительную и грамотную связанную речь.

Технология опыта:

Учим детей писать сочинение.
С первых дней обучения в школе стараюсь привить любовь учащимся к рассказыванию. Дети делятся впечатлениями о том, как провели лето, что видели, пересказывают и сочиняют сказки, сами участвуют в их инсценировках. Позже эти устные сообщения перерастают в сочинения, которые развивают в учащихся воображение, формируют речевые навыки и умения. Я тщательно планирую и направляю эту работу, чтобы сделать ее эффективным средством воспитания и развития.

Я считаю, что развитие речи в начальных классах не может ограничиваться простым пересказом текста, ответами на вопросы, а требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной творческой работой над текстом, с формированием сложных речевых умений. Написание сочинений – одно из сложных упражнений по развитию речи в начальной школе. Поэтому уже с первого класса мною проводится немалая подготовительная работа, но все же большинство детей с опаской и нежеланием приступают к написанию сочинения. Научить ребят видеть красоту окружающего мира, пробудить в их сердцах любовь к родной природе, а затем передать это при помощи сочинения – это задача, которую я ставлю перед собой. Конечно, у каждого имеется свой опыт работы по обучению написания сочинений. Но вначале хотелось бы привести примеры детских работ по классам (типы текста – повествование, описание, рассуждение).

Повествование:

Собака лает на прохожих. (1 класс)
Пришла весна. Дети выбежали на улицу. Они рады ручейкам. Малыши пускают кораблики и ходят по лужам. (2 класс)
Тихо в лесу зимой. Все животные попрятались. Изредка пробежит заяц. На белом снегу его не увидит лиса. Подул ветер, и посыпался снег с веток елей и сосен. Зима в лесу. Настоящая зима! (3 класс)
Однажды я гулял во дворе. Ко мне подбежала маленькая, грязная собачонка и жалобно заскулила. Она хромала на переднюю лапку. Начинался дождь. Мне было жалко собачку, и я взял ее домой. Мама не разрешила оставить песика. Я покормил его и оставил на улице перед подъездом. Мне было грустно. (4 класс)
Описание:

У кошки мягкие лапки и пушистый хвост. (1 класс)
В лесу живет дятел. У него красная шапочка и черные крылья. Он любит доставать жучков из дерева. (2 класс)
И.И. Шишкин любит изображать сосны на своих картинах. Наверное, сосна – его любимое дерево. Могучие стволы и ветви, поваленное дерево и семья медведей. Это картина – «Утро в сосновом бору». Проснулись медвежата и весело резвятся. Медведица следит за медвежатами, а медведь прислушался к чему–то. Вот появились первые лучи солнца и осветили лес. Скоро исчезнет туман, и лес проснется. (3 класс)
Легка и загадочна Царевна-лебедь. Ее необыкновенное лицо нежно и печально, глаза мерцают и манят к себе. Ажурная корона венчает голову царевны. Легкая, прозрачная фата закрывает черную длинную косу. Ее белый убор и лебединая шея делают ее грациозной. Скоро она превратится в птицу и будет ждать Гвидона, чтобы снова стать красавицей-царевной. (4 класс)

Рассуждение:

Я люблю свою маму, потому что она любит меня. (1 класс)
У меня есть котенок. Я люблю его, потому что он ласковый и все время играет. Кошки – очень полезные животные. Если к ним плохо относиться, они могут обозлиться и убежать из дома. (2 класс)
Если гром в сентябре. То он предвещает теплую осень. Мы должны знать приметы. Наши предки пользовались ими, потому что, чтобы посадить семена, они наблюдали за природой. Сейчас ученые хорошо предсказывают погоду. Но я думаю, наблюдать за природой надо обязательно. Это поможет людям помнить, что человек – часть природы. (3 класс)
Что я представляю, когда думаю о Родине? Древнюю белую Русь с былинными богатырями, белоствольные березки, легкий ветерок и широкие необъятные поля. Когда покидаешь родные края, то чувствуешь неуверенность и пустоту. Ведь не случайно люди, живущие в других странах, так тоскуют о Родине. (4 класс)
Итак, начиная с первого класса, осуществляю целенаправленную работу по развитию речи учащихся. Вырабатываю умения пользоваться словом в правильной грамматической форме, приобщаю к нормам литературного языка. Совершенствую речевые умения, полученные детьми до школы. Уже в первом классе провожу работу по составлению предложений на определенную тему( по вопросам учителя), составлению небольшого рассказа по картинке или серии картинок, по личным наблюдениям детей (под руководством учителя), рисования с помощью учителя словесной картинки по прочитанному, дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих за ними.

Эта же работа продолжается во втором классе. На этом этапе знакомлю детей с понятием «текст», «темой» , «основной мыслью текста», композицией текста, а также пересказом текстов по вопросам и по картинному плану. Они должны знать о признаках текста (тема, основная мысль, заголовок), о строении текста (начало, основная часть, концовка). А также уметь: отличать текст от набора предложений, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать тексты, выделять начало, основную часть, концовку текстов, строить связное устное высказывание по картине, по серии сюжетных картинок.

В третьем классе учащиеся уже должны знать: об основной мысли текста, способах ее выражения, о плане текста, о текстах повествовательных и описательных. Они должны уметь: определять тему, основную мысль текстов, составлять (коллективно) план текста, составлять текст по заданной ситуации, по картине (устно), пересказывать текст-повествование и текст- описание по заданному или коллективно составленному плану, строить диалоги с учетом речевой ситуации.

В четвертом классе учащиеся самостоятельно выделяют: основные признаки текста, умеют делить текст на части и составляют план текста, умеют определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение), а так же учащиеся самостоятельно составляют: текст-повествование и текст-описание по впечатлениям, по наблюдениям, по картине (устно), элементарные тексты-рассуждения (устно), тексты поздравлений.

Таким образом, учу ребят строить устные и письменные высказывания по картине, иллюстрациям, по содержанию прочитанного, по собственным наблюдениям и т. д. Систематическая работа над текстом дает учащимся возможность наблюдать, всесторонне анализировать изучаемые лексические и грамматические явления в их органической взаимосвязи.

Как же научить ребенка писать сочинения, с чего следует начать?

Первым шагом в работе над сочинением учу выбирать тему, определяющей круг вопросов, которые должны быть освещены в тексте. Поэтому стараюсь так формулировать заглавие, чтобы оно было доступнее, помогало бы детям правильно понять и раскрыть тему. Например, тему сочинения о зиме можно сформулировать так: «Встреча зимы», «Здравствуй, гостья-зима!», « Зимние забавы». Если же учащимся предложить общую, широкую тему, то они не в состоянии раскрыть ее глубоко, отдельные детали ее будут слабо связаны между собой.

Начиная с третьего класса, мною осуществляется планомерная работа с учащимися по определению типов текстов: повествование, описание (ознакомление на практическом уровне). В этот период предлагаю детям написать небольшое сочинение-описание, в первом предложении которого определялась бы тема с использованием словосочетаний на выбор: «молодые елочки», «лесной герой», «Иван Царевич». Конечно, это очень сложный вид работы над сочинением, так как он предполагает выбор темы и самостоятельное ее раскрытие. Но не каждый ребенок понял тему так, как было задумано учителем. Для сравнения приведу примеры из сочинений:

Осенью все деревья сбросили листву, только молодые елочки остались зелеными. Они привлекают и радуют глаз. Каждая веточка покрыта пушистыми иголочками и крохотными шишками. Как тихо в лесу после первой снежной пороши! Она посеребрила ветви деревьев. Первые солнечные лучи тронули золотом верхушки. Разлился по лесу запах смолы и хвои. Так хорошо кругом, что чувствуешь себя счастливой!

Ученица хорошо справилась с заданием. Все сочинение проникнуто чувством восхищения. Видно, что ребенок наблюдал нечто подобное, и это оставило глубокий след в ее душе.

Во второй работе тема тоже раскрыта, но описание здесь переплетается с повествованием и рассуждением. Сведения о елочке носят, скорее, научный характер.

В лесу часто можно встретить молодые елочки. Они отличаются от лиственных деревьев. Вместо листьев у них зеленые иголки. Даже зимой их ставят на пол и украшают. Когда посмотришь на елочку в лесу, ты увидишь шишки. В них есть семена, и если белка их не съест, и шишка упадет в хорошую землю, то вырастет еще одна прекрасная елочка. Эти деревья встречаются довольно часто, так что их может увидеть каждый.

А следующее сочинение носит повествовательно-сжатый характер, и тема не раскрыта. Она прозвучала в самом начале и оборвалась. Ученик не смог охватить материал, предусмотренный темой. В работе переданы отдельные факты, много второстепенных, но не главных признаков. Вместо того чтобы учиться выражать свои мысли, ребенок пишет общими фразами, не опираясь на собственный опыт.

Я пришел в лес и увидел там молодые елочки. Они стояли, покрытые снегом. Ясное солнце освещало деревья. Было холодно. Птиц нигде не слышно. Снег глубокий и легкий. Тишина кругом. Вечером я вернулся домой.

С такими детьми планирую индивидуальную работу, но проводить ее нужно постепенно, от простого к сложному, с нарастанием трудностей.

Таким образом, уже с первого класса заранее готовлю детей писать сочинения: учу рисовать иллюстрации к рассказу в последовательности, делим текст на части, выделяем главное, учу задавать вопросы, составляем план и т. д. Показывая картинку, слышу от первоклассника его первое сочинение: «Лето» или «Школа». Постепенно задания усложняются.

Например:

- Что изображено на картинке? (Лес)

- Отгадай загадку: «Я желтый, красный, черный, синий, с начинкой твердой в древесине, я с острым ножиком дружу и, что хочу, изображу». (Карандаш)

- Добавь к каждому слову слог впереди и запиши получившиеся слова. (Пух –лопух, род – народ, жар – пожар)

- Допиши подходящие по смыслу слова ( Задиристый, как … Трусливый, как…)

- Какое слово лишнее, почему? (Зимний, веселый, осенний, весенний, летний)

- Вставь подходящие по смыслу предлоги и слова, запиши предложение. (Нет … пустыне вкусных блюд, ест колючки наш …)

- Прочитай слова: картинка, стена, тропинка, лес, избушка, окно, огонек, дымок, трубы. Вместо точек вставь слова, обозначающие предмет, сохраняя рифму:

На … висит …:

…, … и ….

… в … горит,

Из … … валит.

- Составь четыре предложения, используя данные словосочетания. (В зимнем лесу, сильный ветер, прячутся в норках, под старой большой елкой)

Ответь на вопрос: «Кто где живет?». Запиши предложения:

Лебедь в дупле старого дерева

Утка в скворечнике

Скворец на озере в камышах

Сова в гнезде

Грач в домике

- Запиши предложения по сюжетным картинкам в правильной последовательности. ( Папа моет посуду. Дети убирают квартиру. С днем рождения, мама!)

- Расставь правильно знаки препинания и запиши текст. (Дружно шагает весна по земле каждый день приносит что-то новое открыла золотые глазки мать-и-мачеха вылетела первая бабочка хорошо весной)

- Составь из отдельных слов предложения:

лесной, в, зимой, чаще, тихо

спит, в, медведь, берлоге, бурый, сладко
Постоянно провожу подобные подготовительные упражнения на уроках чтения и русского языка в течение недели накануне запланированного сочинения. Так, если предстоит написание сочинения по картине И. Левитана «Золотая осень» ( см. Приложение 1), то на уроках чтения необходимо проводить беседы об экскурсии в лес, на уроках изобразительного искусства рассматриваются и пишутся акварелью листья клена, дуба и т. д. На уроках музыки прослушиваются и анализируются произведения известных композиторов по теме «Осень». На уроках русского языка полезно проработать тематические слова в следующей форме:

- Два оттенка темно-красного цвета, в который окрашиваются листья осенью. (Багровый или багряный)

- Синоним к словам «изображение», «иллюстрация». (Картина)

- Старинное название ярко-голубого цвета. (Лазурь)

- десятый по счету месяц. (Октябрь)

- Дерево с вечно дрожащими листьями. (Осина)

- Картина, изображающая природу. (Пейзаж)

- Синоним к слову «шелест». (Шорох)

Затем составляем с этими словами предложения, небольшие тексты, краткие описания – зарисовки отдельных предметов. Возможно выразительное чтение стихотворений, инсценировка рассказов, сопоставление с другими произведениями, работа по иллюстрациям. Вопросы и задания – все это повышает культуру речи детей, способствует улучшению качества сочинения.

Затем еще раз внимательно рассматривается картина Левитана, под музыку Чайковского прослушивается отрывок из рассказа Паустовского «Осенью». Прочитываю лучшие сочинения по картине, написанные учениками прошлых лет.

Далее следует задание: найти в тексте рассказа «Осенью» предложения, описывающие речку, лес, небо. Прочитать выразительно.

Следующий этап – знакомство с биографией художника. Для этого можно привлечь различные статьи в энциклопедиях и других изданиях с последующим обсуждением:

- Почему знаменитый собиратель картин П.И. Третьяков решил купить для своей прославленной галереи картину И. Левитана?

- Перечитай отрывок о жизни Левитана в годы учебы. Чем он тебя трогает? О чем заставляет задуматься?

- Расскажи, почему Левитана называют «певцом русской природы»? В чем необычность, своеобразие его картин?

При определении жанра картины можно использовать отрывок из известного детского стихотворения:

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

То подобная картина называется пейзаж.

Необходимо дать все значения этого слова «пейзаж» из толкового словаря:

  1. Вид местности.

  2. Рисунок, картина, изображающая природу.

  3. Описание природы в литературном произведении.


Затем можно предложить детям составить по памяти небольшой рассказ о золотой осени.

Формы подготовительной работы к написанию сочинения могут быть разнообразными. Это и отгадывание загадок, и работа с деформированным текстом, и устное описание картины и т. д.

И только перед самим написанием сочинения можно еще раз предложить ученикам внимательно рассмотреть картину и описать ее устно.

Например:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы icon2. Условия возникновения, формирования и становления опыта
Проблема: «Формирование речевой культуры младших школьников в процессе проведения нестандартных уроков литературного чтения и русского...
Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы iconКонспект урока по развитию речи в 6 классе по теме: «Подготовка к...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии
Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы iconТема урока : «подготовка к сочинению-описанию по картине и. Бродского...
Тема сегодняшнего урока подготовка к сочинению-описанию по картине И. Бродского «Летний сад осенью». Будьте внимательны, так как...
Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы icon«Развитие связной речи учащихся с овз в 7 классе при изучении темы «Причастие»
Использование информационных технологий в процессе развития связной речи учащихся
Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы iconСочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». 5 класс....
«Лексика. Культура речи», «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», «Орфография». В ходе работы над описанием картины можно использовать...
Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы iconУрок развития речи. 4 класс. Тема : Подготовка к сочинению описанию о весне
Цель: Развитие речи, подчёркивание роли прилагательных в описании, бережное отношение к слову
Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы iconУрок презентация. Тема: Подготовка к сочинению отзыву о картине И. Тихого «Аисты» Цели
...
Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы icon«Воспитание экологической культуры в процессе обучения»
Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения...
Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы iconТема: Подготовка к сочинению по картине А. И. Куинджи "Березовая роща" в 5 классе Цель урока
А. И. Куинджи, вызвать интерес к произведениям живописи, пробудить желание высказать свое отношение к картине, обосновать, мотивировать...
Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы iconСовременные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах
Речь с использованием сложных предложений уже свидетельствует о более глубоком мыслительном процессе. Развитие связной речи учащихся...
Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы iconУрок развития речи «Описание внешности»
Учитель: сегодня на уроке мы с вами подготовимся к сочинению-описанию человека по вашим личным наблюдениям. До этого вы писали изложение,...
Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы iconАлександровича Пластова «Сенокос»
Тема урока: Подготовка к сочинению по картине фио: Каразбаева Расиля Шарифьяновна
Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблема «Кейс-метод в процессе обучения (контроля) компетентностей учащихся по географии»
Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы iconГласный звук [э], буквы Э, э
Создать условия для закрепления у учащихся знаний о гласном звуке [э], навыков чтения с буквами Э, э, развитие речи, памяти, логического...
Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблема активности учащихся в процессе обучения – одна из самых актуальных в современной образовательной практике
Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по картине. Условия возникновения проблемы iconУрока по русскому языку на тему Подготовка к сочинению-рассуждению...
Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск