Скачать 92.04 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Шапша Доклад «Воспитание экологической культуры в процессе обучения». Подготовила: Плотникова Ольга Анатольевна, учитель химии и биологии 2009г Доклад «Воспитание экологической культуры в процессе обучения». Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя… Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют: - природа и родной язык; - общение в семье, в школе, окружающая среда; - его деятельность; - средства массовой информации, искусство, литература; - образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора: 1.непосредственное познание природы; 2. школьное экологическое воспитание; 3. средства массовой информации. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Форма поощрения оказывали бесконечно разнообразными: от детских стихов «Мы были за речкой, на том берегу, На большом, душистом заливном лугу. Бабочек ловили и венки плели На колхозном сене отдохнут легли…. Стрекозу поймали, крылья хороши! За кувшинкой лезли через камыши….» До безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов. Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живет. Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить по крайней мере три задачи: 1). Доказать детям, что в природе все взаимосвязано; 2). Помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно; 3). Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе). В детском саду «Светлячок» д. Шапша стараются воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы. Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека. Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение. В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Как актуальная социально – педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся. Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств. Дети кружка «Муравей» в количестве 15 учащихся активно посещают кружок, участвуют во всех экологических мероприятиях школы, района, округа и России: 1. Достижения в 8 открытом окружном слете детских экологических объединений и школьных лесничеств Ханты- Мансийского автономного округа-Югры: Свидетельство участника и диплом ученику 9 класса Коневу Андрею на 8 открытом окружном слете детских экологических объединений и школьных лесничеств Ханты- Мансийского автономного округа-Югры под девизом «Сохраним цветущий мир Югры» (номинация: конкурс- Презентация отчетов по программе «Кедровые леса Югры). 2. Участие ребят в операции «Ель» охрана кедровника от вырубки ели. Участники были награждены подарками Самаровского лесничества. 3. Была представлена учебно- исследовательская работа по теме «Флора окресностей д.Шапша» под номинацией «Системная биология и биотехнология» ученицей 11 класса Лепшиной Еленой на 13 окружной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в г. Сургуте 25-28 ноября 2008года получено свидетельство. 4.Выполнена работа учебно-исследовательская по теме «Видовой состав тутовые грибов в Шапшинских кедровниках» учеником 9 класса Коневым Андреем под руководством учителя биологии Плотниковой О. А. Заочный тур районного этапа лесного конкурса «Подрост» под девизом: «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам Югры» в г.Ханты- Мансийск 23.12.2008г. Конев Андрей занял 1 место - получил диплом 1 степени 5. Конев Андрей также получил 1место на Всероссийском юниорском конкурсе по Ханты-Мансийскому округу и 4 место на Всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост» в номинации: «Экология лесных растений» 6.Команда «Юный эколог» в составе учащихся 9класса участвовали в дистанционной эколого- биологической викторине г. Ярославля, получили сертификат участника. 7. Начата работа учебно- исследовательская по теме «Шапшинский кедровник» с учеником 7класса Вторушин Степаном. На практические занятия в программе школьного лесничества приходится большая часть времени: 1)научить изготовлять поделки из природного материала. Были проведены выставки в школе; 2)научить к самостоятельной работе. Оформление рефератов, тематических газет, гербарий; 3)приобщение к труду: участие в акциях « Чистый лес», уборка территории экологической тропы, уборка мусора в лесу, на мысу; 4)посадка деревьев в поселке, около памятника, на школьной территории; 5)охрана и привлечение птиц, изготовление скворечников, участие в празднике «Птиц». Школьная команда «Муравей» приняла активное участие в акции «Спасти и сохранить». Члены кружка присутствовали на торжественном открытии акции. Ребята вручили губернатору округа А.В.Филипенко свиток творческих работ о природе. Кружок и все учащиеся школы приняли участие в городском празднике «День рождение медведя Степана»-4 апреля 2009года. Приняли участие в номинации: рисунки, поделки, поздравления и получили призы. Школьный кружок «Муравей» сотрудничает и взаимодействует с Территориальным управлением-Самаровского лесничества. Составлен совместный план мероприятий, который выполняется в течении учебного года. Это участие в окружном слете школьных лесничеств, в операции «Ель», изготовление скворечников, участие в природоохранной акции «День птиц», устройство и ремонт мест отдыха на территории Шапшинского кедровника, уборка захломленности памятника природы « Шапшинский кедровник», уход питомника на территории школы, ограждение муравейников, высадка саженцев на территории школы, детского сада, проведение научно- исследовательских работ. Все знания, умения и навыки приобретенные в кружке «Муравей» подводятся на окружном слете лесничеств каждый год в сентябре. Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы. Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих питомцев, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. В 2008-2009 учебном году в рамках экологического месячника в школе были организованы школьным библиотекарем Семенищевой З.Г. выставка литературы «Любите природу и читайте книги о ней», оформлен стенд «Наша чистая Земля, выставка поделок из нетрадиционных материалов «Вторая жизнь утиля». А также проведены операции «Чистый двор», «Чистый лес» Работа по экологическому воспитанию ведется и за пределами школьного учреждения. Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии и прогулки по экологической тропе. Экологическая тропа - это разновидность “учебных троп природы”, которые стали активно создаваться в последние годы. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. 2 апреля 2009 года в рамках месячника экологии «Чистая планета» на экологической тропе проводился день здоровья – поход «В здоровом теле- здоровый дух».Дети учились разжигать костер, приготавливать еду в походных условиях. Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека. Таким образом правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами. Так шаг за шагом нужно стремиться прививать детям бережное, любовное отношение к окружающему миру. . Для какой бы деятельности ни готовился специалист, он должен обладать экологической этикой и экологической культурой. Критериями высокой экологической культуры студентов, на наш взгляд, могут служить:
Высокая экологическая культура должна в недалеком будущем стать важным квалификационным критерием преподавателя вуза. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ей сегодняшнего дня является формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры. В этой деятельности библиотекам... | ||
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» Воспитание экологической культуры, в ходе изучения значения мхов и влияния хозяйственной деятельности человека на мохообразных; воспитание... | «Формирование экологической культуры школьников» Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей... | ||
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной... | Программа формирования экологической культуры, культуры здорового... Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих... | ||
Экологические здоровьесберегающие технологии Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной... | Теоретические основы формирования экологической культуры младших... Формирования экологической культуры посредством дидактической игры | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тва, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи,... | Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни Программа обеспечивает: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения... | ||
Пояснительная записка воспитание экологической культуры актуальнейшая... Охватывает собой весь период существования человеческого общества от первобытной эпохи до современности | «Использование элементов музейной педагогики в образовательном процессе доу» «организация работы по формированию экологической культуры,здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников в образовательных... | ||
Литература: С. Н. Николаева “Воспитание экологической культуры в... Представьте себе, что мы оделись тепло и пойдём в зимний лес, посмотрим, кто там живёт. Но мы возьмём с собой в лес угощение. Звери... | Конспект урока "Равнины суши" Воспитательные задачи Воспитательные задачи урока: воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край; формирование экологической культуры | ||
Методическая разработка урока географии по теме «sos ! «Озоновый слой» Цель урока: формирование экологической культуры личности и экологической ответственности на основе ноосферного мышления | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся... |