Скачать 172.85 Kb.
|
Программа развития одаренных детей (Для учителей начальных классов) Составила: учитель высшей категории Клепикова Надежда Павловна Пояснительная записка Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативности; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”. Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Цели и задачи работы с одаренными детьми. 1. Выявление одарённых детей. 2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей. Задачи: - знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; - проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности; - предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу. Отличительные особенности одаренных детей 1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления. 2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность. 3.Испытывают радость от умственного труда. Категории одаренных детей 1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. 2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства. 3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами. Принципы работы с одаренными детьми 1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка). 2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. 3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. 4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ. 5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися. 6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя. Стратегия работы с одаренными детьми Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др. Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах. Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Условия успешной работы с одаренными учащимися. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми. Учитель должен быть: - увлечен своим делом; - способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; - профессионально грамотным; - интеллектуальным, нравственным и эрудированным; - проводником передовых педагогических технологий; - психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; - знатоком во всех областях человеческой жизни. Формы работы с одаренными учащимися. - творческие мастерские; - групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; - кружки по интересам; - конкурсы; - интеллектуальный марафон; - участие в олимпиадах; - работа по индивидуальным планам; - научно-исследовательские конференции. Работа с одарёнными детьми. Карта одарённого учащегося 1.Фамилия, имя, отчество учащегося: ХХХ 2.Состав семьи, ее структура: полная, единственный ребёнок в семье. 3. Жилищно-бытовые условия: 2-х комнатная квартира с удобствами. 4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые. Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались. 5.Культурный уровень семьи: высокий, оба родителя имеют высшее образование. 6.Воспитательный потенциал семьи : высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома. 7. Характер ребенка: лидер. Качества личности (положительные, отрицательные): положительные: веселый, готов помочь другу отрицательные: высокая самооценка 8. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом 9.Учебная деятельность: успеваемость: имеет положительные отметки по всем предмет мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины способности к обучению: хорошие познавательный интерес: высокий 10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков предпочитаемые виды труда: умственный участие в трудовых делах: самое активное О талантах ребёнка: как их узнать? Ваш ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из семи областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важном деле может тест-анкета, разработанная учёными в области детской психологии А. Де Хана и Г. Кафа. Ребёнок имеет музыкальный талант, если: 1 - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; 2 - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает; 3 - сочиняет свои собственные мелодии; 4 - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте; 5 - если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение. У ребёнка незаурядный интеллект, если он: 1 - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей; 2 - обладает хорошей памятью; 3 - легко и быстро схватывает новый школьный материал; 4 - задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов; 5 - любит читать книги, причём по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную; 6 - обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно; 7 - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно; 8 - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив; 9 - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, и не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни. У ребёнка литературное дарование, если: 1 - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; 2 - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное; 3 - выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета; 4 - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными; 5 - любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни. Художественные способности ребёнка могут проявиться в том, что он: 1 - не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения; 2 - в своих рисунках и картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося; 3 - серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж; 4 - когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; 5 - стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное; 6 - не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы. У ребёнка спортивный талант, если: 1 - он энергичен и всё время хочет двигаться; 2 - он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек; 3 - он почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре; 4 - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; 5 - лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно; 6 - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню; 7 - кажется, что он никогда всерьёз не устаёт; 8 - неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает. Артистический талант проявится у ребёнка тем, что он: 1 - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями; 2 - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает; 3 - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; 4 - с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрителями были взрослые; 5 - с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения; 6 - пластичен и открыт всему новому; 7 - любит и понимает значение красивой или характерной одежды. У ребёнка технические способности, если он: 1 - интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; 2 - любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру; 3 - сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов; 4 - может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения; 5 - любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов; 6 - интересуется специальной, даже взрослой технической литературой. Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех семи описаниях талантов. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребёнку, ставьте ему пять баллов, если она выражена только хорошо – четыре балла, ну и так далее. (Но не ставьте оценку ниже двух баллов!) Затем суммируйте баллы внутри каждой из семи анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь). Таким образом, вы сможете установить наиболее выраженную одарённость вашего ребёнка. Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе. НАЙТИ ТОЧКУ РОСТА. Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы. ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь. ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить». В своей работе на уроке учитель может использовать:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями. Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.
«Что общего между глазом и водопроводным краном»?
Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.
Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных. Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.
Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение. Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.
Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т. д. Упражнения для развития творческого восприятия Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мо «абвгдейка» состоит из 15 человек: 9 учителей начальных классов, 4 воспитателя гпд, 1 учитель татарского языка и 1 логопед. В... | Рабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012... Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Прохорова Людмила Николаевна моу «Тюрлеминская сош» Козловский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Жук Оксаны Львовны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории на городском семинаре учителей начальных классов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Чистяковой Ольги Евгеньевны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории на городском семинаре учителей начальных... | Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год Методическое объединение учителей начальных классов состоит из семи человек (5 учителей начальных классов, 1 – логопед, 1- учитель... | ||
Анализ работы мо учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год Руководитель мо гумерова Р. Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | ||
Сколько всего детей в семье? Материалы школьных олимпиад по математике, составила руководитель мо учителей начальных классов Кондрашина А. А | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных... | ||
Конспект урока (фио) Вершинина Анна Владимировна учитель начальных классов мбоу «сош 76» Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В мо 6 учителей. Среди них 4 учителя высшей категории: Богачева О. Н., Бугаева Н. В., Коптева И. А., Солодова С. Я.; 1 учитель I... | Задания школьного тура олимпиады по экологии для 6-7 классов составила... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Познавательно-развлекательная игра «Птичьи разговоры» Подготовила: учитель начальных классов высшей категории Помазкова Светлана Александровна | Урок «Я и Украина» 1 класс Тема Сосунова Елена Дмитриевна учитель начальных классов высшей категории увк «Лицей-школа №14» г. Мариуполя |