Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание»





Скачать 393.85 Kb.
НазваниеУчебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание»
страница1/3
Дата публикации27.09.2014
Размер393.85 Kb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
100-bal.ru > Спорт > Учебно-методическое обеспечение
  1   2   3
Муниципальное образование город Ноябрьск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Белоснежка»


«Рассмотрено»

На заседании педагогического совета

Протокол №1

От « » августа 201 г

Председатель педагогического совета:

______Кравченко Т.П.

«Согласовано»

Заместитель заведующего по ВМР

_________Каракулова О.В.
От « » августа 201 г

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ «Белоснежка»

____________Т.П.Кравченко
От « » августа 201 г


Рабочая программа кружка

спортивно-технической направленности

«Умные клеточки»

образовательная область – «Познание»
1 непосредственно - образовательная деятельность в неделю

(всего 36 НОД)

Составитель: воспитатель

Макарова Н.А.
2012 – 2013 уч.г.

Пояснительная записка

к рабочей программе кружка

спортивно-технической направленности

"Умные клеточки" образовательная область – «Познание»
Рабочая программа, по дополнительной образовательной деятельности кружка спортивно-технической направленности "Умные клеточки", составлена на основе дополнительной образовательной программы "Умные клеточки", для детей дошкольного возраста (подготовительная группа)(утверждена приказом №44 – од от 05.03.2011 года.).
Используемый учебно – методический комплект:



Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области

«Познание»

Методические пособия для педагогов

(учебное пособие, методические рекомендации, т.д.)

Пособия для детей

(рабочие тетради, учебные пособия для детей, раздаточные дидактические игры, т.д.)

Демонстрационные и раздаточные материалы

(шахматные доски и шахматные фигуры т.д.)

Учебные аудио и видео-

материалы


Рекомендуемое методическое обеспечение программы

Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области

Методические пособия для педагогов

Пособия для детей

Шахматные игрушки и игры

- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983;

- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре.- М.:ГЦОЛИФК,1984;

- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980;

- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985;

- Князева В.Уроки шахмат.-Ташкент: Укитувич,1992;

- Сухин И. Волшебные фигуры или Шахматы для детей 2-5 лет. – М.: Новая школа,1994;

- Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г.Каспарова, 1992;

- Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения;

- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.:Педагогика,1991;

- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране.- М.: Поматур, 2000;

- Сухин И. Шахматы для самых маленьких.- М.: Астрель, АСТ,2000;

- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009;

- Сухин И. Шахматы, первый год или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение,1999;

- Шахматы – школе/ сост. Б.Гершунский, А Костьев.- М.: Педагогика,1991.

Дидактические шахматные сказки:

- Сухин И. Котята-хвастунишки// Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.- М.: Новая школа,1994.- Вып.3.;

- Сухин И.Лена,Оля и Баба Яга//Сухин И.Книга-выручалочка по внеклассному чтению.- М.:Новая школа,1995.- Вып.5;

- Сухин И. От сказки – к шахматам;

- Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка// Сухин И. Книга – выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы АСТ,1993;

- Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски;

- Сухин И. Хвастуны в Паламеде;

- Сухин И. Чёрно-белая магия Ущелья Великанов// Сухин И. Книга – выручалочка по внеклассному чтению.- М.: Новая школа, 1994.-Вып.2;

- Сухин И. Шахматная сказка//Сухин И. Приключения в Шахматной стране.- М.: Педагогика, 1991.

Стихи, сказки и рассказы о шахматах и шахматистах:

- Амутин П. Королевство Восемью восемь.

- Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля// Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика,1978;

- Добрыня, посол князя Владимира (былина);

- Драгунский В. Шляпа гроссмейстера;

- Ильин Е. В стране деревянных королей.-М.: Малыш, 1982;

- Кумма А., Рунге С. Шахматный Король;

- Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик;

- Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка);

- Остер Г. Полезная девчонка;

- Пермяк Е. Вечный Король;

- Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973;

- Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде;

- Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин;

- Шаров А. Сказка о настоящих слонах;

- Берестов В. В шахматном павильоне;

-Берестов В. Игра;

- Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975;

- Ильин Е. Средневековая легенда;

- Квитко Л. Турнир;

- Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977;

- Сухин И. Волшебная игра. 

Художественная литература для детей по шахматной тематике:

-Булычев К. Сто лет тому вперед;

-Велтистов Е. Победитель невозможного;

- Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания;

- Крапивин В. Тайна пирамид;

- Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье;

- Лагин Л. Старик Хоттабыч.;

- Надь К. Заколдованная школа;

- Носов Н. Витя Малеев в школе и дома;

- Носов Н. Незнайка в Солнечном городе;

- Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль;

- Раскатов М. Пропавшая буква;

- Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки

- Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5;

- Томин Ю. Шел по городу волшебник;

- Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы;

- Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина. 

- дидактические игрушки: "Горизонталь – вертикаль", "Диагональ" (материал – плотная бумага, ватман, картон);

-шахматная матрешка;

-шахматные пирамидки;

-разрезные шахматные картинки;

- шахматное лото;- шахматное домино;

- кубики с картинками шахматных фигур;

- темные и светлые кубики;

- набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях;

- летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана ихотносительная ценность);

- шахматная доска – куб с фрагментами доски;

- набор фрагментов шахматной доски (авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).


Программа рассчитана на 36 мероприятий в год. Одно мероприятие в неделю продолжительность одного мероприятия 30 мин. Количество детей в группе 12 .

Цель программы кружка "Умные клеточки" - обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи обучения дошкольников игре в шахматы довольно широки и разнообразны:

а) образовательные:

Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.

Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий ( шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т.д.)

Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.

Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии

Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

Учить ориентироваться на пло­скости, обо­гащать детскую фантазию,

б) развивающие:

Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;

Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

Формировать мотивацию к познанию и творчеству

создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

в) воспитывающие:

Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, , волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;

Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными материалами, играми, (головоломки, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др).

Виды интеграции образовательной области «Познание»

Виды интеграции образовательной области «Познание»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

- «Коммуникация» - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми)

- «Чтение художественной литературы» - решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира

- «Здоровье» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни

- «Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире

- «Труд» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности

- «Безопасность» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы

- «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства -

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира)

«Музыка» и «Художественное творчество» использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание».


Тематический план обучения





п\п

Тема

(раздел)

Количество непосредственно образовательной деятельности

Количество часов

Шахматная доска

8

4 ч

1​ 

2​ 

Шахматные фигуры

16

8 ч

3​ 

Начальная расстановка фигур

1

30 мин

4​ 

Ходы и взятие фигур

7

3 ч 30 мин

5​ 

Контрольно – диагностические занятия

4

2 ч




Итого:

36

36



Мониторинг достижения промежуточных (итоговых) планируемых результатов проводится в форме игрового тестирования три раза в год (сентябрь, январь апрель). Периодичность мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Требования к уровню подготовки воспитанников.



Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически

развитый,

овладевший

основными

культурно-

гигиеническими

навыками

Крупная и мелкая моторика хорошо скоординированы. Освоенные действия выполняются точно, быстро.

Познание

Самостоятельно расширяет представления о сохранении здоровья. Имеет представления о занятиях спортом, правильном питании, режиме, культурно-гигиенических навыках и культуре питания. Владеет правилами поведения в быту, природе, на улице и в транспорте, раскрывающими безопасность жизнедеятельности, представлениями о действиях при возникновении ситуаций, опасных для своих жизни и здоровья.


2. Любознательный,

активный

Познавательная активность ярко проявляется как в совместной деятельности со взрослым, так в самостоятельной деятельности ребёнка. Четко прослеживаются познавательные интересы и предпочтения. Устойчивая любознательность проявляется в углублённом исследовании не только нового, но и уже известного.

Коммуникация и Познание

Задаёт вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки. Проявляет инициативу и обращается к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы: «Давайте попробуем узнать…», «Предлагаю провести опыт». В процессе совместного экспериментирования высказывает предположения, даёт советы. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому, используя вежливые формы обращения, соблюдая правила речевого этикета. Принимает заинтересованное участие в образовательном процессе, высказывая предложения к организации развивающей среды, обсуждая текущие вопросы.



3. Эмоционально

отзывчивый

Способен эмоционально откликаться на происходящее, проявлять эмоциональную отзывчивость. Регулирует проявления эмоций, соотносит их с общепринятыми способами выражения.

Познание

Активно проявляет положительные эмоции от сотрудничества в познавательно-исследовательской деятельности. Испытывает удовлетворение от достигнутых результатов в самостоятельной познавательной деятельности, умеет контролировать отрицательные проявления эмоций. Способен радоваться успехам сверстников.



4. Овладевший

средствами общения

и способами

взаимодействия со

взрослыми и

сверстниками

В общении преобладают конструктивные способы разрешения конфликта. Самостоятельно ориентируется на партнёра (без указания и просьб взрослых и детей). Проявляет большую инициативность при общении и взаимодействии как со сверстниками, так и со взрослыми.

Познание

Проявляет умение обсуждать построение поисковой или исследовательской деятельности, согласовывать способы совместного поиска и решения познавательных задач. Умеет сотрудничать на познавательном содержании. Охотно делится информацией со сверстниками и взрослыми. Расширяет собственные познавательные интересы и потребности за счёт познавательных вопросов.



5. Способный

управлять своим

поведением и

планировать свои

действия на основе

первичных

ценностных

представлений,

соблюдающий

элементарные

общепринятые

нормы и правила

поведения


Выделяет элементарные социальные нормы как правила своего поведения, в том числе в соответствии с гендерными эталонами. Замечает и негативно относится к их несоблюдению.

Познание

Проявляет умения обсуждать построение поисковой или исследовательской деятельности, согласовывать способы совместного поиска и решения познавательных задач. Умеет сотрудничать на познавательном содержании. Охотно делится информацией со сверстниками и взрослыми. Расширяет собственные познавательные интересы и потребности за счёт познавательных вопросов.


6. Способный

решать

интеллектуальные и

личностные задачи

(проблемы),

адекватные

возрасту

мира природы поведения.


Интеллектуальные задачи решает с использованием как наглядно-образных, так и элементарных словесно-логических средств. При решении личностных задач может самостоятельно ставить цели и достигать их.

Познание

Предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач. Расширяет самостоятельность в исследовательской деятельности. Выявляет и анализирует соотношение цели, процесса и результата. Решает задачи на упорядочивание объектов по какому-либо основанию. Устанавливает причинные зависимости на основе имеющихся представлений, классифицирует предметы по разным основаниям. Благодаря сформированному кругозору ставит интеллектуальные задачи по преобразованию объектов окружающего мира.


7. Имеющий

первичные

представления о

себе, семье,

обществе

(ближайшем

социуме),

государстве

(стране), мире и

природе


Познание

Кругозор представлен в других образовательных областях и отражает различные сферы жизнедеятельности человека, в том числе имеет представления о достижениях науки и техники, об изобретениях человечества, их использовании в современном мире.


8. Овладевший

универсальными

предпосылками

учебной деятельности.

Способен воспринимать и удерживать составную инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, к выбору способа её выполнения, описывать процесс выполнения задания, проводить его самоанализ, давать самооценку результатов. Умеет действовать по собственному плану.

Познание

Использует вариативные способы выполнения интеллектуальной задачи. В процессе усвоения познавательной информации широко использует способы организованной и самостоятельной познавательной деятельности. Усиливается возможность восприятия и переработки информации посредством слова.




Диагностические параметры промежуточных результатов освоения программы «Шахматы» образовательная область «Познание» для детей подготовительного к школе возраста.

Способы проверки обученности воспитанников



Ф.И. ребенка

Знает шахматные термины

Знает названия и правила хода и взятия шахматных фигур

Личный уровень

Примечание

Белое и черное поле

Горизонталь, вер

тикаль, диаго

наль,

центр

Начальное положение, партнеры

Ход, взятие

Ладья

Слон

Ферзь

Конь









Оценка уровня развития

0 баллов (крайне редко) – данная характеристика не сформирована, а её появление носит случайный характер.

1 балл (иногда) – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д.

2 балла (часто) – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д.


Ожидаемые результаты


ЗНАТЬ

УМЕТЬ

- шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем - названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь.

- правила хода и взятия перечисленных фигур.

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть шахматной фигурой (ладья, слон, ферзь, конь) в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнёрами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание» iconКонспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по...
План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание» iconОсновная образовательная программа по специальности Лечебное дело...
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ооп впо
Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (программа «Развитие», раздел...
Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание» iconКонспект организованной образовательной деятельности в направлении...
...
Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание» iconОтчет по проекту №38: Разработка рекомендаций по реализации Болонского...
Программы: Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования
Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Достижение высоких результатов начального образования по фгос невозможно без условий реализации основной образовательной программы,...
Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание» icon8. Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы 11
Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы 11
Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание» iconЮридический факультет утверждаю
Структуру и содержание дисциплины право интеллектуальной собственности, образовательные технологии, а так же учебно-методическое...
Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание» iconПрограмма по специальности
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ооп впо
Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной...
За время обучения выполнять требования образовательной программы среднего профессионального образования
Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание» iconУчебно-методическое обеспечение Организация начала урока
Взгляд на современный урок с позиции реализации индивидуальности и дифференциации обучения
Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание» iconОсновная образовательная программа по специальности «Педиатрия»
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ооп впо
Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ооп
Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание» iconФакультет экономики, менеджмента и международного туризма
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание» iconЮридический факультет утверждаю
Земельное право. Структуру и содержание дисциплины Земельное право, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение...
Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области «Познание» icon1. учебно-методическое обеспечение дисциплины 9
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 9


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск