Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол»





НазваниеПрограмма «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол»
страница1/4
Дата публикации25.11.2014
Размер0.65 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Спорт > Программа
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ c:\users\дюсш\desktop\сайт дюсш\сканы программ титульный лист\программа волейбол.jpg

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА



Принято на заседании

УТВЕРЖДАЮ

Педагогического совета

Директор МКОУ ДОД ДЮСШ

протокол № 3

______________________Л.Д.Пономарева

от 28.08.2013 г.


















ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО ВИДУ СПОРТА «ВОЛЕЙБОЛ»





Возраст детей, на которых




рассчитана




программа «Волейбол»




8 – 18 лет










Срок реализации




программы «Волейбол»




9 лет










Составители:










В.А. Загорский




Старший тренер-преподаватель















г. Ирбит

2013 год


Содержание:c:\users\iwan\desktop\сайт дюсш\сканы программ титульный лист\волейбол 2 лист.jpg


1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




2.

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ













3.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ








































4.

СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ








































5.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 01 сентября 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2007 г. № 239-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта волейбол от 30 августа 2013 г. № 680, Примерной программой спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва «Волейбол» г. Москва 2005 г., нормативными документами по физической культуре и спорту. В основу учебной программы заложены основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Обучение игре в волейбол осуществляется на тренировках, в школьных спортивных секциях и секциях по месту жительства, в ДЮСШ. Важное значение при этом имеет самостоятельная подготовка школьников.

Главная направленность тренировок, построенных на материале волейбола, заключается в содействии решению задач физического воспитания школьников средствами волейбола, обучить основам техники и тактики игры, привить привычку к систематическим занятиям во внеучебное время, по месту жительства, вооружить для этого соответствующими знаниями и умениями.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. В этом процессе не маловажную роль играет физическое воспитание.

Физическое воспитание - это одно из важных средств эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, это и целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами в соревнованиях, сложный комплекс межчеловеческих отношений и популярнейшее зрелище в процессе исторического развития заняло видное место как в физической, так и духовной культуре общества, причем его общественная значимость продолжает возрастать. Физическое воспитание и спорт способствует расширению международных связей, взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами. Спорт, занятия физическими упражнениями являются исключительно действенными средствами физического воспитания молодежи, расширяют физические и духовные возможности человека, формируют его как личность, готовя подрастающее поколение к жизненной практике, приобщают к активной общественной жизни.

Физическое воспитание подрастающего поколения в нашей стране является предметом постоянной заботы государства, основные задачи которого – обеспечить воспитание, начиная с раннего детства, физически крепкого молодого поколения с горманическим развитием физических и духовных сил. Таким образом физическое воспитание подрастающего поколения обеспечивается через школьное образование, где неотъемлемой частью учебно – воспитательного процесса в школе является физическая культура, что подтверждено «Законом об образовании Российской Федерации» и отображено в федеральном компоненте государственного стандарта общего и основного образования, где установлен перечень образовательных предметов для изучения. В этот перечень предметов входит образовательная область «Физическая культура» и «Спорт», которая исходя из общей цели образования, признана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, а также воспитание личности готовой к активной, творческой самореализации общечеловеческой культуры.

Процесс обучения и освоения учебного материала обеспечивается программой по волейболу составленной на основе федерального компонента образовательного стандарта на базовом уровне и регионально (национально – регионального) компонента основного общего образования Свердловской области. В процессе освоения учебного материала обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального начала в человека, законов и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.

Место предмета в учебном плане

Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 480 часов для обязательного изучения учебного предмета «Волейбол» на этапе среднего (полного) общего образования, из расчета 12 часа в неделю в 5 и 11 классах.

Программа рассчитана на 480 учебных часов. При этом, в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 12 учебных часов (или 16,8%) предназначенный учителям образовательных учреждений для реализации собственных авторских подходов в структурировании и дополнительном наполнении учебного материала, использовании разнообразных форм организации учебного процесса, внедрении современных методов обучения и педагогических технологий.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебно - тренировачных часов по разделам курса. В программе указаны требования к уровню образованности обучающихся по составляющим результатам образования: предметно – информационной и деятельностно – коммуникативной в зависимости от специфики содержательных линий образования.

В соответствии с этим, данная программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих целей:

- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

- освоение системой знаний о занятиях волейболом, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками игры в волейбол и творческого сотрудничества в коллективных формах занятий игровыми видами и физическими упражнениями.

На основании требований Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол от30 августа 2013 г. № 680 в содержании данной программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи физического воспитания.

- содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развития устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

- обучение основам базовых видов двигательных действий;

дальнейшее развитие координационных (ориентирования в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцированного основных параметров движений) и кондиционных (скоростно – силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;

- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

- выработку представления о физической культуре, личности и приемов самоконтроля;

- формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;

- расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;

- закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;

- формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания.

- дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.

Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций занятий волейболом. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Волейбол» на этапе основного общего образования являются:

В познавательной деятельности:

- определение существенных характеристик изучаемого объекта;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- формулирование полученных результатов.

В информационно-коммуникативной деятельности:

- поиск нужной информации по заданной теме;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

В рефлексивной деятельности:

- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, конкретизирует содержание тем и дает распределение учебных часов на их изучение и предназначена для практического использования в учебно-образовательном процессе с целью сохранения единого образовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.

Программа не задает жесткого объема содержания образования, не разделяет его по годам обучения и не связывает с конкретными педагогическими направлениями, технологиями и методиками. В таком представлении своего содержания программа не сковывает творческой инициативы автора, сохраняя ему широкие возможности в реализации своих взглядов и идей на построение учебного курса, способствует выбору собственных образовательных траекторий, инновационных форм и методов образовательного процесса.


  1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Результатом реализации Программы является:
2.1. На этапе начальной подготовки:
     - формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
     - формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
     - освоение основ техники по виду спорта волейбол;
     - всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
     - укрепление здоровья спортсменов;
     - отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта волейбол.
     

2.2. На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
     - повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
     - приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта волейбол;
     - формирование спортивной мотивации;
     - укрепление здоровья спортсменов.
2.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
     - повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
     - совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;
     - стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
     - поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
     - сохранение здоровья спортсменов.


Содержательные и стержневые линии учебной дисциплины.

В данной программе для специализированного образования, двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивной деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания). В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.

Вторая содержательная линия «Спортивная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивной деятельности» приводятся сведения по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр и Волейбола, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью», приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта - волейбола, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. В третьем разделе «Способы спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий спортивной подготовкой.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.

В первом блоке представлен информационный компонент - изучение культурно-исторических основ знаний, медико-биологических, психолого-социальных основ и основ безопасности жизнедеятельности. Данный компонент способствует развитию ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетенций.

Во втором блоке представлен операциональный компонент, включающий в себя двигательные умения и навыки (освоение техники упражнений и развитие способностей) и практические умения. Этот компонент позволяет формировать у учащихся коммуникативную компетенцию и компетенцию личностного самосовершенствования.

В третьем блоке представлен мотивационный компонент, который отражает требования к учащимся (что они должны знать, уметь, демонстрировать).

Таким образом, программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических и психических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе физкультурного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и ин-тегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физической культуры.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о физической культуре и спорте будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления фактов и явлений физического развития. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики ролевых игр, спортивных игр, единоборств, соревновательных упражнений, эстафет и т. д.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями по физической культуре. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах реферата, рецензии, публичной презентации.

Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ, использовать прослушанную и прочитанную информацию в практической деятельности..

Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации знания в области физической культуры и спорта.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы

своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании тренировок. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

В результате обучения ученик должен знать, понимать:

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

  • способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

  • правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;

  • учебный материал и воспроизводить в соответствии с обязательным минимумом содержания на данной ступени образования.



уметь:

  • уметь воспроизводить основные требования физкультурно - оздоровительной и спортивной деятельности.

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы упражнений атлетической гимнастики, акробатической гимнастики;

  • выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

  • преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

  • выполнять приемы страховки и самостраховки;

  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

  • выполнять приемы и элементы волейбола, баскетбола.

  • выполнять приемы и элементы легкой атлетики (бег, прыжки, метание);

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Социокультурные основы

Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности.
Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья;

физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение.

Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.

Психолого-педагогические основы

Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.

Основы организации и проведения спортивных соревнований. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-масовых мероприятий. Способы регулирования массы тела.

ПСИХОЛОГО – СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Физическая подготовка и ее базовые основы (обучение движениям и двигательным действиям, развития физических качеств и физических способностей ); взаимосвязь обучения движениям и развития физических способностей (понятие готовности в освоении новых двигательных действий).

Двигательные действия, их внешняя форма и чувственный образ, связь с психическим физическим развитием человека, с формированием индивидуального двигательного опыта. Техника движений и ее связь с координацией (пространственные, временные и динамические характеристики движения). Понятие о двигательном навыке и двигательном умении, педагогические основы и правила их формирования: этапность, повторность, вариативность, от простого к сложному, от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному…

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


Психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической.

Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интеллектуальная насыщенность. Эмоциональное состояние волейболистов очень влияет на их игровую деятельность. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогает волейболисту сохранять точность движений, ясность тактической мысли. Высокий эмоциональный подъем и хорошая морально-волевая подготовка нередко приводят к победе над более сильным соперником. Волевые качества волейболистов проявляются в преодолении трудностей обусловленными особенностями игры.

Целеустремленность и настойчивость выражается в активном и неуклонном стремлении повысить спортивное мастерство, в трудолюбии на учебнотренировочных занятиях.

Выдержка, смелость и самообладание выражаются в преодолении отрицательных эмоциональных состояний, часто связаны с определенным риском при выполнении быстрых передвижений, прыжков, бросков при приеме мяча.

Решительность и дисциплинированность выражаются в способности принимать правильные решения, смело брать на себя ответственность в сложных игровых ситуациях, в способности волейболистов вносить в игру творчество и инициативу, в умении подчинить свои действия задачам коллектива на основе сознания необходимости выполнения своего долга. Все эти качества неразрывно связаны взаимнообусловлены.

Психологическая подготовка волейболистов определяется характером игровых действий и особенностями соревнований. Выполнение большинства приемов игры связано со стремительностью реакции, быстрым переключением с одних форм движений на другие, с правильным ориентированием на площадке. Сложность игровых действий заключается в том, что весь арсенал приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, совершенно иных по скорости и характеру. Игра волейболиста связана с выполнением ответных действий в условиях острого дефицита времени, и поэтому от него требуется максимальная быстрота реагирования, точность и своевременность восприятий и ответных движений.

Эффективность техникотактических действий в значительной степени определяется хорошим периферическим зрением волейболистов, высоким уровнем развития у них интенсивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. Волейболисту приходится одновременно воспринимать большое количество объектов, определяющих объем его внимания, мгновенно переключать и распределять его. Например, он следит за полетом мяча с подачи, затем принимает его, одновременно распределяя свое внимание — определяя расстояние к мячу и к партнерам, следит, как передвигаются свои игроки и игроки команды соперников.

Игра в нападении с первой передачи, выход игрока с задней линии к сетке для организации атак, организация различных вариантов защитных и нападающих действий — все это обусловливает высокие требования к мышлению волейболистов. Им необходимо уметь быстро и точно ориентироваться и оценивать действия партнеров и соперников в игровой обстановке, самостоятельно принимать эффективные тактические решения, разгадывать замыслы соперника и предвидеть результаты. Именно в тактических действиях волейболистов и реализуется их творческое мышление, память, представление и воображение.

Одно из важных психологических особенностей двигательной деятельности волейболистов — это умение выполнять точные и дифференцированные пространственные, временные и мышечные восприятия.

Таким образом, упражнения, связанные с психологической подготовкой юных волейболистов, должны занять одно из главных мест в учебнотренировочном процессе.

МЕДИКО - БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.

Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины возникновения и пагубное влияние на здоровье.

Биологическое созревание организма, наследственная обусловленность и ее влияние на индивидуальное физическое и психофункциональное развитие (понятие сензитивных периодов).

Основы биомеханики движения: скелет и мышцы как система тяг и рычагов; роль головного и спинного мозга в координации движений (понятие о мышцах – синергистах и мышцах – антагонистах); роль внимания, в регуляции памяти и мышления в регуляции пространственных, временных и динамических характеристик двигательных действий…

Приемы саморегуляции

Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.

Баскетбол

Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, ворпитание нравственных и волевых качеств.

Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.

Волейбол

Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координа-циионных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств.

Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.

Гимнастика с элементами акробатики.

Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение гимнастических упражнений.. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.

Легкая атлетика

Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.

ТАКТИЧЕСКАЯ РОДГОТОВКА

Характеристика тактики.

Целесообразное использование техники игры и организации действий игроков с целью достижения успеха в противоборстве с соперником. Четкая организация взаимодействия игроков команды обеспечивается подбором игроков и их расстановкой на площадке, т. е. с учетом игровых функций, позволяющих наилучшим образом использовать их индивидуальные возможности.

В содержание тактики нападения входят командные тактические действия, групповые тактические действия (тактические комбинации), а также индивидуальные тактические действия при использовании всех технических средств игры.

Индивидуальные тактические действия: выбор места для выполнения передач, подач, приема, отбивания, нападающих и атакующих ударов, приема атакующих ударов, блокирования, страховки в зависимости от ситуации; выбор способов отбивания мяча через сетку, передач, подач, приема подач, атакующих ударов, приема атакующих ударов, блокирования в зависимости от ситуации; выбор направления передач, подач, атакующих ударов, приема мяча, приема – передач, в зависимости от ситуации; чередование способов и направления действий в зависимости от ситуации и плана ведения игры; изменение способов и направления действий в зависимости от ситуации и плана ведения игры. Групповые тактические действия: взаимодействие игроков задней линии (нападающие) с игроками передней линии (связующих) при приеме подач (атакующих ударов); взаимодействия игроков передней линии (связующих) с игроками передней линии (нападающие) при передачах; взаимодействие игроков передней линии при одиночном блокировании; взаимодействие игроков задней линии при одиночном блокировании, взаимодействие игроков между линиями при одиночном блокировании, взаимодействие игроков задней линии (нападающие) с игроками задней линии, выходящих к сетке выходящих к сетке (связующие) при приеме передач (атакующих ударов); взаимодействия игроков передней линии (нападающие) с игроками, выходящими с задней линии (связующие) при передачах; взаимодействие игроков передней линии при групповом блокировании; взаимодействие игроков задней линии при групповом блокировании; взаимодействие игроков между линиями при групповом блокировании; взаимодействие игроков передней линии (связующие) с игроками задней линии (нападающие) при передачах; взаимодействие игроков задней линии (нападающие) с игроками задней линии (связующие), выходящими к сетке при передачах; взаимодействие игроков задней линии (нападающие) с игроками передней линии (нападающие) при приеме – передачах; взаимодействия игроков передней линии (нападающие) друг с другом при передачах в прыжке (откидках).

Командные тактические действия; расположение команды для приема подач при системе игры в нападении со вторых передач игроками передней линии (зоны 3, 2, 4,); взаимодействия команды в нападении со вторых передач игроками передней линии; взаимодействие команды в защите по системе «в линию» (при одиночном блокировании); взаимодействие команды в нападении при контратаке (переключение от защиты к нападению); взаимодействие команды в нападении при вторых атаках (в доигровках); расположение команды для приема подач при системе игры в нападении со вторых передач игрока выходящего с задней линии (зоны 1, 6, 5,);взаимодействие команды в нападении со вторых передач игрока, выходящего с задней линии зоны1, 6, 5,); взаимодействие команды в защите по системе уступом вперед (при групповом блокирование); взаимодействие команды в защите по системе уступом назад (при групповом блокирование); взаимодействия команды в нападении при контратаках со вторых передач игрока, выходящего с задней линии; взаимодействие команды в нападении при контратаках с приема – передач или откидок.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

- Передвижения: бегом, шагом, приставными шагами; двойным шагом; скачком; прыжками; сочетание способов передвижений с выполнением нападения и защиты.

- Передачи: двумя сверху в опоре; двумя сверху после передвижения; двумя сверху назад ( за голову) в прыжке; двумя сверху назад (за голову) в упоре; двумя сверху в прыжке; одной сверху над собой в прыжке; чередование способов передач.

- Прием: двумя с низу стоя на месте; двумя с низу с выпадом; двумя снизу после передвижения; двумя снизу назад стоя на месте; двумя снизу назад после передвижения; одной снизу в падении назад с перекатом на спину; одной снизу в падении в сторону на бедро и бок; одной снизу в падении вперед на руки с последующим скольжением на груди – животе; чередование способов приема в зависимости от направления и скорости мяча.

-Прием – передачи: мячей, летящих с медленной скоростью (двумя сверху вперед на месте; двумя сверху вперед после передвижения); мячей ускоренных и скоростных (двумя снизу вперед стоя на месте, двумя снизу вперед после передвижения).

- Подачи: нижняя прямая; верхняя прямая без вращения; верхняя боковая с вращением; верхняя боковая без вращения; верхняя прямая силовая; силовая в прыжке; чередование способов подач; подачи по зонам.

-Отбивания, нападающие и атакующие удары; отбивание (двумя сверху в опоре, двумя сверху в прыжке, двумя снизу стоя на месте, двумя снизу после передвижения); нападающие удары (одной сверху в опоре кулаком, одной сверху в опоре); атакующие удары (по ходу разбега ускоренный и скоростной, по ходу разбега медленный, с переводом, с поворотом туловища, боковой, по блоку за боковую линию, с задней линии, после имитации передачи, чередование способов атакующих ударов); блокирование (одиночное зонное с места, одиночное зонное после передвижения приставными шагами, одиночное ловящее с места, одиночное ловящее после передвижения приставными шагами, двойное зонное, двойное ловящее).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол» iconКонспект тренировки по волейболу Для обучающихся 13-14 лет Тема тренировки....
Задачи тренировки: Дальнейшее разучивание основных индивидуальных технических приемов игры в волейбол
Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол» iconКонспект урока №58 21. 02. 2011г по физической культуре для учащихся...
Совершенствование в технической и простейшей тактической подготовке в игре в волейбол
Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол» iconТематическое планирование секции спортивных игр: «волейбол» для учащихся 8-11 класса
Программа секции «волейбол» адресована: детям – подросткам, обучающимся в 8-11ом классе моу «Большетарховская осш», проживающих в...
Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол» iconДополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»...
Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,...
Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол» iconУрок №20 Тема: «Волейбол». Цель: Создание условий для развития физических...
Рабочая программа предназначена для 7 класса и составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания образования по...
Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол» iconРеспублики Марий Эл моу «Калеевская средняя (полная) общеобразовательная...
С момента своего «изобретения» игра в волейбол переживает бурное развитие. Это выражается и в растущем количестве волейболистов,...
Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол» iconОбразовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации...
Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации 8 (9) лет). – Нытва, 2011. с. 68
Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол» iconПлан конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе...
План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол"
Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол» iconПрограмма курса по бисероплетению Для детей 13 16 лет Срок реализации программы 4 года

Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол» icon«владимирский институт бизнеса»
Прикрепление соискателей для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов проводится на срок не более двух лет и для подготовки кандидатской...
Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модифицированная программа «Ансамбль» предполагает обучение обучающихся отделения народных инструментов дши и дмш, согласно учебному...
Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол» iconПрограмма кружка шахматы возраст детей 7-15 лет Срок реализации программы 3 года
Обучающий семинар «Методика организации проектной – исследовательской деятельности»
Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол» iconПрограмма «Шахматы» 7 18 лет Срок реализации программы «Шахматы»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол» iconКонспект урока физической культуры по разделу программы «Волейбол» для учащихся 7- го класса
Содействовать формированию умения в выполнении нижней прямой подачи мяча с расстояния 3-6 метров от сетки
Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол» iconУрок по физической культуре, 9-й класс раздел программы "Волейбол"
Спорт инвентарь: волейбольные мячи, свисток, секундомер, набивные мячи, теннисные мячи
Программа «Волейбол» 8 18 лет Срок реализации программы «Волейбол» iconПрограмма по волейболу (модифицированная программа) Возраст детей:...
Общее количество детей спортивной секции зависит от ставки педагога от количества групп. Занимающихся в группе зависит от размера...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск