МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
| Утверждаю Руководитель программы ДПО
___________________ Н.В. Чертов
«___»__________________ 2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Социология физической культуры
(72 часа)
Разработчик __________________к.п.н., доцент Белавкина М.В.
1. Пояснительная записка Цель изучения дисциплины: овладение социально значимыми компетенциями в избранном виде профессиональной деятельности.
Дисциплина предусматривает следующие задачи изучения-:
— овладение обще профессиональными компетенциями;
— овладение специальными профессиональными компетенциями (по виду спорта).
Дисциплина «Социология физической культуры» относится к базовой части программы профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт» - учебный раздел Р.1 "Нормативно-правовой".
Освоение дисциплины предполагает опыт спортивно-тренировочной деятельности и наличие высшего/среднего профессионального образования, а также определенный опыт работы по профилю специальности.
Общие требования к уровню подготовки слушателя для освоения программы:
— владеет достаточными теоретическими знаниями в общекультурной и профессиональной деятельности;
— владеет навыками воспитывающего обучения-;
умеет самостоятельно работать с литературой, методическими пособиями;
способен самостоятельно анализировать, критически оценивать и использовать получаемую научную информацию.
Перечень компетенций, формирующихся в результате освоения программы дисциплины:
- осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний;
- отбирает наиболее перспективных обучающихся, воспитанников для их дальнейшего спортивного совершенствования;
- проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
- ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе и с использованием электронных форм;
- участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям, лицам, их заменяющим. 2. Учебно-тематический план изучения дисциплины
«Социология физической культуры» №
| Наименование разделов/модулей
дисциплины
| Всего,
час.
| В том числе, часов
| Форма контроля
| лекции
| практические занятия
| Самостоят.работа
| 1.
| Общественные отношения и социальные факторы. Теория конфликтов
| 24
| 1
| 10
| 6
| Реферат/ тестирование
| 2.
| Социологический анализ и методика проведения.
| 24
| 1
| 20
| 6
| Реферат/ тестирование
| 3.
| Социально-педагогические функции физической культуры и спорта
| 24
| 2
| 20
| 6
| Реферат/ тестирование
|
| Итого
| 72
| 4
| 50
| 18
| зачет
| 3. Темы лекционных и практических занятий 3.1. Общественные отношения и социальные факторы. Теория конфликтов
Понятие социума. Социально-педагогическая деятельность. Общественные отношения и теория конфликтов.
Профессиональная деятельность в сфере физической культуры и спорта представляется через призму социальных отношений. Раскрывается роль и место педагога, тренера, инструктора как объекта социализации. Раскрываются особенности социализации в процессе занятий физической культурой и спортом. 3.2. Социологический анализ и методика проведения.
Дается представление о методике и методологии проведения социологического исследования как основы построения педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта. Раскрываются модели планирования педагогических траекторий в зависимости от особенностей конкретной социальной группы занимающихся.
Даются представления о характерных и типичных проблемах педагогической деятельности в социологическом контексте, а также способы и методы их устранения и компенсаторики.
Разрабатываются основы педагогического моделирования деятельности в области физической культуры и спорта в различных социальных группах.
3.3. Социально-педагогические функции физической культуры и спорта
Физическая культура и спорт в системе современного социума.
В темах модуля рассматриваются современные трактовки дефиниций физическая культура и спорт. Определяются критериальные отличия и логические взаимосвязи. Рассматриваются исторические предпосылки зарождения, становления и развития указанных социологических понятий. Дается представление о ведущих и реализации общекультурных задач физической культуры и спорта в системе современных ценностей. Дается представление об основных законах функционирования и развития физической культуры и спорта как социальных институтов. Рассматривается взаимосвязь индивидуальных и личностных особенностей и социального статуса. Определяются психолого-педагогические основы и критерии проявления социальной роли и социального статуса.
Дается представление о роли и значимости физической культуры и спорта в различных социальных группах. Дается представление о социальной значимости занятий физической культуры и спорта в соотношении с возрастными особенностями, гендерностью и социально-педагогической характеристикой социальной группы. 4. Темы индивидуальных (самостоятельных) занятий Самостоятельная работа строиться посредством выполнения следующих форм:
- составление конспектов по заданным проблемам;
- составление презентаций по выбранным темам;
- выполнение практических заданий в режиме он-лайн и оф-лайн;
- составление практической модели;
- выполнение электронного обучающего теста;
- проведение мини- и макро-социологических исследований;
- подготовка конспекта-доказательства. 5. Перечень зачетных вопросов
1.Социально-педагогические функции физической культуры и спорта 2. Проявление индивидуальных и личностных качеств при занятиях физической культурой и спортом 3. Физическая культура и спорт как социальный институт. 4. Основная и общекультурные функции физической культуры 5. Специфические функции спорта. 6. Физическая культура и спорт в образе жизни общества и стиля жизни человека. 7. Место и роль физической культуры и спорта в различных социальных институтах общества. 8. Ценностный потенциал физической культуры и спорта как основы формирования физической культуры личности. 9. Движущие силы развития физической культуры личности и общества 10. Социальные факторы, способствующие развитию физической культуры и спорта в современном обществе. 11. Социологический анализ отношения современного поколения к культурным ценностям тела и физической культуре. 12. Спорт высших достижений и социальные противоречия, возникающие в нем. 13. Развитие олимпийского движения, проблемы гуманизации спорта высших достижений. 14. Понятие и основные этапы спортивной карьеры. 15. Основные противоречия, обуславливающие кризисы спортивной карьеры. 16. Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры. 17. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности. Социализация спортсмена. 18. Физическая культура и спорт в системе труда и отдыха граждан: Социологический аспект. 19. Понятие социологического исследования. Программа и этапы исследования
20. Методы социологического исследования
21. Планирование деятельности преподавателя, тренера, инструктора в зависимости от характеристик социальной группы
22. Психолого-педагогические характеристики деятельности специалиста в соответствии с социальной характеристикой занимающихся
23. Роль и место педагога по физической культуре в становлении личности занимающихся
24. Дисфункция спорта
25. Особенности социализации и педагогической деятельности при занятиях физической культурой и спортом
26. Современные требования к педагогической деятельности тренера, преподавателя, инструктора
27. Социологический анализ, как основа планирования педагогической деятельности в области физической культуры и спорта
28. Особенности социо-педагогического влияния различных направлений спортивной деятельности
29. Гендерность в физическом воспитании
30. Социальная составляющая занятий физической культурой и спортом 6. Список рекомендуемой литературы по дисциплине а) основная литература:
1.Визитей, Н.Н. Курс лекций по социологии спорта: учеб. пособие / Н.Н. Визитей. – М.: Физическая культура, 2006. – 328с.
2.Жолдак В.И., Коротаева Н.В. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие. – Малаховка, 1994.
3. Лубышева Л.И. Введение в социологию физической культуры и спорта (курс лекций).- М.РГАФК,2001.-121с.
4. Лубышева Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. М.Теория и практика физической культуры, 2000.-151с.
5.Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта: учебник / В.И. Столяров. - М.: Флинта: Наука, 2004. б) дополнительная литература:
1. Визитей Н.И. ФК и спорт как социальное явление. Кишинев, 1986.
2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988. 3. Захаров М.А. Социология спорта. – Смоленск, 2008
4. Как провести социологическое исследование / Под ред. Шереги – М., Политиздат, 2005
5. Кузин В.В. Спонсорство в спорте / Кузин ВВ., Кутепов МЕ. — М.: РИО РГАФК, 1994. 6. Кузин В.В. Спортивный арбитраж / Кузин В.В., Кутепов М.Е., Холоднякд.Г.—М.: ФОН, 1996.
7.Пономарев Н.А. Основы социологии физической культуры. –., 1976.
8.Пирог, А.В. Организация и методика проведения социологических исследований в спорте: учебное пособие / А.В. Пирог. – Смоленск, 1991
9. Сараф М.Я. Спорт в культуре XX века // Теория и практика физической культуры. – 1997.– №7. 10.Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / сост.: В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. - М.: Физическая культура, 2005. - Ч.1.
11.Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / сост.: В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. - М.: Физическая культура, 2005. - Ч.2.
12. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара, 1995. |