Рабочая программа дисциплины социология физической культуры





Скачать 91.64 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины социология физической культуры
Дата публикации02.04.2015
Размер91.64 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Спорт > Рабочая программа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»







Утверждаю
Руководитель программы ДПО

___________________ Н.В. Чертов

«___»__________________ 2014 г.



 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Социология физической культуры

(72 часа)

 

 
Разработчик __________________к.п.н., доцент Белавкина М.В.


1. Пояснительная записка
Цель изучения дисциплины: овладение социально значимыми компетенциями в избранном виде профессиональной деятельности.

Дисциплина предусматривает следующие задачи изучения-:

— овладение обще профессиональными компетенциями;

— овладение специальными профессиональными компетенциями (по виду спорта).

Дисциплина «Социология физической культуры» относится к базовой части программы профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт» - учебный раздел Р.1 "Нормативно-правовой".

Освоение дисциплины предполагает опыт спортивно-тренировочной деятельности и наличие высшего/среднего профессионального образования, а также определенный опыт работы по профилю специальности.

Общие требования к уровню подготовки слушателя для освоения программы:

— владеет достаточными теоретическими знаниями в общекультурной и профессиональной деятельности;

— владеет навыками воспитывающего обучения-;

  • умеет самостоятельно работать с литературой, методическими пособиями;

  • способен самостоятельно анализировать, критически оценивать и использовать получаемую научную информацию.

Перечень компетенций, формирующихся в результате освоения программы дисциплины:

- осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний;

- отбирает наиболее перспективных обучающихся, воспитанников для их дальнейшего спортивного совершенствования;

- проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

- ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе и с использованием электронных форм;

- участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям, лицам, их заменяющим.
2. Учебно-тематический план изучения дисциплины

«Социология физической культуры»



Наименование разделов/модулей

дисциплины

Всего,

час.

В том числе, часов

Форма контроля

лекции

практические занятия

Самостоят.работа

1.

Общественные отношения и социальные факторы. Теория конфликтов

24

1

10

6

Реферат/ тестирование

2.

Социологический анализ и методика проведения.

24

1

20

6

Реферат/ тестирование

3.

Социально-педагогические функции физической культуры и спорта

24

2

20

6

Реферат/ тестирование




Итого

72

4

50

18

зачет

3. Темы лекционных и практических занятий
3.1. Общественные отношения и социальные факторы. Теория конфликтов

Понятие социума. Социально-педагогическая деятельность. Общественные отношения и теория конфликтов.

Профессиональная деятельность в сфере физической культуры и спорта представляется через призму социальных отношений. Раскрывается роль и место педагога, тренера, инструктора как объекта социализации. Раскрываются особенности социализации в процессе занятий физической культурой и спортом.
3.2. Социологический анализ и методика проведения.

Дается представление о методике и методологии проведения социологического исследования как основы построения педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта. Раскрываются модели планирования педагогических траекторий в зависимости от особенностей конкретной социальной группы занимающихся.

Даются представления о характерных и типичных проблемах педагогической деятельности в социологическом контексте, а также способы и методы их устранения и компенсаторики.

Разрабатываются основы педагогического моделирования деятельности в области физической культуры и спорта в различных социальных группах.

3.3. Социально-педагогические функции физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт в системе современного социума.

В темах модуля рассматриваются современные трактовки дефиниций физическая культура и спорт. Определяются критериальные отличия и логические взаимосвязи. Рассматриваются исторические предпосылки зарождения, становления и развития указанных социологических понятий. Дается представление о ведущих и реализации общекультурных задач физической культуры и спорта в системе современных ценностей. Дается представление об основных законах функционирования и развития физической культуры и спорта как социальных институтов. Рассматривается взаимосвязь индивидуальных и личностных особенностей и социального статуса. Определяются психолого-педагогические основы и критерии проявления социальной роли и социального статуса.

Дается представление о роли и значимости физической культуры и спорта в различных социальных группах. Дается представление о социальной значимости занятий физической культуры и спорта в соотношении с возрастными особенностями, гендерностью и социально-педагогической характеристикой социальной группы.
4. Темы индивидуальных (самостоятельных) занятий
Самостоятельная работа строиться посредством выполнения следующих форм:

- составление конспектов по заданным проблемам;

- составление презентаций по выбранным темам;

- выполнение практических заданий в режиме он-лайн и оф-лайн;

- составление практической модели;

- выполнение электронного обучающего теста;

- проведение мини- и макро-социологических исследований;

- подготовка конспекта-доказательства.
5. Перечень зачетных вопросов

1.Социально-педагогические функции физической культуры и спорта
2. Проявление индивидуальных и личностных качеств при занятиях физической культурой и спортом
3. Физическая культура и спорт как социальный институт.
4. Основная и общекультурные функции физической культуры
5. Специфические функции спорта.
6. Физическая культура и спорт в образе жизни общества и стиля жизни человека.
7. Место и роль физической культуры и спорта в различных социальных институтах общества.
8. Ценностный потенциал физической культуры и спорта как основы формирования физической культуры личности.
9. Движущие силы развития физической культуры личности и общества
10. Социальные факторы, способствующие развитию физической культуры и спорта в современном обществе.
11. Социологический анализ отношения современного поколения к культурным ценностям тела и физической культуре.
12. Спорт высших достижений и социальные противоречия, возникающие в нем.
13. Развитие олимпийского движения, проблемы гуманизации спорта высших достижений.
14. Понятие и основные этапы спортивной карьеры.
15. Основные противоречия, обуславливающие кризисы спортивной карьеры.
16. Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры.
17. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности. Социализация спортсмена.
18. Физическая культура и спорт в системе труда и отдыха граждан: Социологический аспект.
19. Понятие социологического исследования. Программа и этапы исследования

20. Методы социологического исследования

21. Планирование деятельности преподавателя, тренера, инструктора в зависимости от характеристик социальной группы

22. Психолого-педагогические характеристики деятельности специалиста в соответствии с социальной характеристикой занимающихся

23. Роль и место педагога по физической культуре в становлении личности занимающихся

24. Дисфункция спорта

25. Особенности социализации и педагогической деятельности при занятиях физической культурой и спортом

26. Современные требования к педагогической деятельности тренера, преподавателя, инструктора

27. Социологический анализ, как основа планирования педагогической деятельности в области физической культуры и спорта

28. Особенности социо-педагогического влияния различных направлений спортивной деятельности

29. Гендерность в физическом воспитании

30. Социальная составляющая занятий физической культурой и спортом
6. Список рекомендуемой литературы по дисциплине
а) основная литература:

1.Визитей, Н.Н. Курс лекций по социологии спорта: учеб. пособие /
Н.Н. Визитей. – М.: Физическая культура, 2006. – 328с.

2.Жолдак В.И., Коротаева Н.В. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие. – Малаховка, 1994.

3. Лубышева Л.И. Введение в социологию физической культуры и спорта (курс лекций).- М.РГАФК,2001.-121с.

4. Лубышева Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. М.Теория и практика физической культуры, 2000.-151с.

5.Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта: учебник / В.И. Столяров. - М.: Флинта: Наука, 2004.
б) дополнительная литература:

1. Визитей Н.И. ФК и спорт как социальное явление. Кишинев, 1986.

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.
3. Захаров М.А. Социология спорта. – Смоленск, 2008

4. Как провести социологическое исследование / Под ред. Шереги – М., Политиздат, 2005

5. Кузин В.В. Спонсорство в спорте / Кузин ВВ., Кутепов МЕ. — М.: РИО РГАФК, 1994.
6. Кузин В.В. Спортивный арбитраж / Кузин В.В., Кутепов М.Е., Холоднякд.Г.—М.: ФОН, 1996.

7.Пономарев Н.А. Основы социологии физической культуры. –., 1976.

8.Пирог, А.В. Организация и методика проведения социологических исследований в спорте: учебное пособие / А.В. Пирог. – Смоленск, 1991

9. Сараф М.Я. Спорт в культуре XX века // Теория и практика физической культуры. – 1997.– №7.
10.Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / сост.: В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. - М.: Физическая культура, 2005. - Ч.1.

11.Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / сост.: В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. - М.: Физическая культура, 2005. - Ч.2.

12. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара, 1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины социология физической культуры iconУчебно-методический комплекс дисциплины социология физической культуры и спорта
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033100. 65 Физическая культура (от...
Рабочая программа дисциплины социология физической культуры iconУчебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание...
Тема Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития
Рабочая программа дисциплины социология физической культуры iconУчебная программа по курсу «Социология физической культуры и спорта» Очное отделение
«Социология физической культуры и спорта» имеет важное значение для подготовки будущих учителей физкультуры
Рабочая программа дисциплины социология физической культуры iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа дисциплины социология физической культуры iconРабочая программа дисциплины педагогика физической культуры
...
Рабочая программа дисциплины социология физической культуры iconРабочая программа дисциплины психология физической культуры
...
Рабочая программа дисциплины социология физической культуры iconРабочая программа дисциплины правовые основы физической культуры
...
Рабочая программа дисциплины социология физической культуры iconСреднее специальное учебное заведение «Минусинский педагогический...
Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном...
Рабочая программа дисциплины социология физической культуры iconРабочая программа дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю
Целью дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической...
Рабочая программа дисциплины социология физической культуры iconПримерной программы наименование дисциплины: Современные социологические...
«Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,...
Рабочая программа дисциплины социология физической культуры iconПрограмма дисциплины Социология культуры для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Рабочая программа дисциплины социология физической культуры icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Урока физической культуры – участника второго (очного) этапа конкурса лучших учителей физической культуры общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа дисциплины социология физической культуры iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний
Рабочая программа дисциплины социология физической культуры iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Рабочая программа дисциплины социология физической культуры iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры мпвц «01» сентября...
Название кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации
Рабочая программа дисциплины социология физической культуры iconРабочая программа дисциплины «социология коммуникаций»
«Социология». Теоретической базой для основания дисциплины являются знания студентов, полученные в результате изучения дисциплин:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск