ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
1)«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
Согласовано _____________________________
Руководитель ООП по
направлению 190700
доцент Алексеев В.А.
| Утверждаю ___________________________
Зав. кафедрой
организации перевозок и безопасности движения
доцент Алексеев В.А.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«развитие и современное состояние мировой автомобилизации» Направление подготовки: 190700 – Технология транспортных процессов
Профиль подготовки:
Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Составитель: доцент Джаншиев С.И.
Санкт-Петербург
2012
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 803 от 22.12.2009 г.
Объём дисциплины и виды учебной работы
Объём и виды учебной работы по дисциплине для разных форм обучения представлены в табл.1.
Таблица 1
Объем дисциплины и виды учебной работы
| Всего часов
| Вид учебной работы
| Форма обучения
|
| очная
| очно-заочная
| заочная
| Общая трудоемкость дисциплины
| 70
| Работа под руководством
|
|
|
| преподавателя (включая ДОТ),
| 42
| 42
| 42
| в том числе аудиторные занятия:
|
|
|
| лекции
| 24
| 12
| 8
| семинарские занятия (СЗ)
| 10
| 6
| -
| Самостоятельная работа студента (CP)
| 28
| 28
| 28
| Промежуточный контроль, количество
| 1
| 1
| 1
| В том числе: контрольная работа
| 0
| 1
| 1
|
|
|
|
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| Зачет
|
Перечень видов практических занятий и контроля
Контрольная работа.
Семинары.
Тренировочный и контрольный тесты.
Зачет.
Рабочие учебные материалы
Рабочая программа (объем дисциплины
70 часов) Введение (2 часа) Предмет изучения. Общие тенденции и проблемы развития автомобильного транспорта. Автомобиль и автомобилизация в современном понимании.
Предыстория появления автомобиля (6 часов)
[ 3 ], с. 12…23 Изобретение колеса. Сила тяги, необходимая для перемещения груза при скольжении и качении.
Предыстория экипажей, приводимых в движение мускульной силой животных и человека. Ручные и гужевые повозки древнего мира. Арба, назначение и приспособленность ее конструкции к условиям эксплуатации. Римские колесницы: многообразие устройства и назначения. Конструкция колесницы, описанной Гомером в "Илиаде". Возникновение дорожной сети. Дороги Древнего мира. Начало организации дорожного движения.
Безрельсовый транспорт Средних веков. Грузовые колымаги: введение поворотной (на шкворне) передней оси. Применение подвески кузова в XV в. и превращение колымаги в карету. Совершенствование конструкции кареты в XVI-XVII вв.: развитие экипажной части (берлины, дормезы); появление стальных рессор; применение тормозов.
Появление экипажей общего пользования (московские "волчки", парижские "кукушки", берлинские "реброломы", дилижансы для междугородных путешествий).
Превращение экипажного ремесла в промышленность (фирмы "Студебеккер" и "Икарус"), характерные методы производства и особенности устройства экипажей начала XIX в.
Роль процесса развития конных повозок в создании автомобиля. Преемственность в конструкции автомобилей каретных технических разработок, и использование сложившейся терминологии. Типы кузовов легковых автомобилей (купе, фаэтон, кабриолет, ландо, седан).
Самодвижущиеся повозки (6 часов)
[ 3 ], с. 23…35 Попытки освободиться от конной тяги: парусные повозки; конструкции Леонардо да Винчи; повозка Альбрехта Дюрера со всеми приводными колесами; "Самобеглая коляска" Леонтия Шамшуренкова со счетчиком пробега; "Самокатка" Ивана Петровича Кулибина.
Использование трансмиссии со ступенчатым изменением передаточного числа и маховика, позволяющей приспособить силовой привод к условиям движения.
"Беговая машина" Карла Фридриха Драйза.
Поиски двигателя (8 часов)
[ 3 ], с. 35…42 Паровая машина второй половины XVIII в. как транспортный двигатель. "Паровая телега" Никола-Жозефа Кюньо (1767 г.).
Развитие безрельсовых паровых повозок в XIX в.
Конкурентная борьба против паровых повозок в Англии.
Паровые автомобили Франции. "Послушная" (1875 г.) и "Новая" (1878 г.) отца и сына Болле ― принципиально новое транспортное средство своего времени: "классическая" автомобильная компоновка, повышение эксплуатационных характеристик за счет применения водогрейного котла и "автомобильных" механизмов (рулевая трапеция, дифференциал, карданная передача, независимая подвеска колес и др.).
Особенности эксплуатации и недостатки паровой силовой установки.
Создание первых транспортных поршневых ДВС.
Газовый двигатель Этьена Ленуара (1860 г.): принцип действия и основы устройства; достоинства и недостатки.
Четырехтактный газовый двигатель Николая-Августа Отто и Евгения Лангена (1876 г.). Рассмотрение четырехтактного цикла работы двигателя. Причины, воспрепятствовавшие применению двигателя Отто на автомобиле.
Двигатель Готлиба Даймлера на жидком топливе (1883 г.) ― первый автомобильный ДВС. Основные технические характеристики и особенности устройства.
Создание Рудольфом Дизелем поршневого двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.
Рождение автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) (8 часов)
[ 3 ], с. 43…68 Готлиб Даймлер и Карл Бенц ― признанные миром изобретатели автомобиля (1885 г.). Первый (трехколесный) автомобиль К. Бенца. Первый (двухколесный) и второй (четырехколесный) автомобили Г. Даймлера.
Превращение "безлошадного экипажа" в автомобиль. Совершенствование ДВС и рост его мощности как основные факторы формирования концепции автомобиля отличной от конной повозки.
Новая компоновочная схема, предложенная Эмилем Левассором (1894 г.). Дополнительные штрихи к схеме, внесенные Луи Рено в 1898 г. (карданная передача, трехвальные коробки передач (КП) и рулевое колесо).
Начальный период развития автомобиля (8 часов)
[ 3 ], с. 69…105 Три периода истории развития автомобиля (по Ф. Пикару): изобретательский (до 1918 г.), инженерный (до 40-х гг.) и дизайнерский (или стилистический).
Характерные черты автомобиля "изобретательского" периода в США и Европе ("Олдсмобил", "Де-Дион"). Применение глушителей выпуска отработанных газов, батарейного зажигания, системы запуска двигателя стартером; дальнейшее развитие механизмов: сцепление, коробка передач, тормозные системы, подвеска, шины, колеса.
Рост спроса на автомобили. Повышение технической культуры в производстве автомобилей: использование высококачественных материалов, более совершенных технологий и оборудования. Первые успехи стандартизации и взаимозаменяемости ("Кадиллак" Г. Лиленда, 1907 г.).
Начало крупносерийного и массового производства "Форд-Т" (1903 г.). Социальный, экономический, конструкторский и технологический аспекты массового производства. "Серебряный дух" (1907 г.) Чарлза Стюарта Роллса и Фредерика Генри Ройса ― пример нового подхода к задаче производства автомобилей.
Проявления взаимовлияния автомобилестроения начала XX в. и других отраслей промышленности и техники.
Расширение практической сферы применения автомобиля: появление автобусов, грузовых автомобилей, такси.
Потребность армии в автомобиле, и его роль в Первой мировой войне.
"Инженерный" период развития автомобиля (8 часов)
[ 3 ], с. 106…140 Новые производственные и материальные возможности автомобилестроения после Первой мировой войны (конверсия военного и авиационного производства). Концепция автомобиля данного периода ― хорошая транспортная машина.
Дальнейшее усовершенствование механизмов и систем: синхронизаторы КП, гипоидное зацепление в главной передаче, дисковое сцепление и др. Повышение интереса к вопросам конструктивной безопасности и системам сигнализации (электрогудок, стоп-фонарь, указатели поворота, стеклоочистители, буферы, установка тормозов на все колеса, стекло-триплекс).
Появление интереса к вопросам аэродинамики (П. Ярай, Э. Румплер). Обтекаемые автомобили "Крайслер-Эрфлоу", "Татра-77" и "Татра-87".
Привод на передние колеса ― важный момент в развитии компоновки легкового автомобиля ("ДКВ" Й. Расмуссена, "Ситроен-7СУ" Ж. Соломона).
Повышение роли научных методов решения технических проблем автомобилестроения.
Развитие грузовых автомобилей и автобусов. Грузовики с "передней" кабиной, достоинства и недостатки.
Автобусы вагонного типа: повышение вместимости, улучшение условий работы водителей. Автобусы с несущим кузовом.
Применение дизелей на грузовых автомобилях и автобусах. Особенности устройства и рабочего процесса дизеля, достоинства и недостатки.
Итоги развития автомобилестроения в "инженерный" период: создание производственной базы, конструкторских и научных коллективов, испытательных лабораторий и полигонов.
Компоновочные особенности американских и европейских автомобилей этого периода. Технические характеристики и уровень производства автомобилей к концу периода.
Развитие отечественного автомобилестроения (8 часов)
[ 3 ], с. 141…184 Первые отечественные автомобили и мотоциклы.
Автомобили Е. Яковлева, электрические и бензиновые автомобили П. Фрезе (1986 г.), Б. Луцкого и И. Пузырева, автомобили "Руссо-Балт" (1909 г.), их двигатели и конструкции. Контракты 1916 г. Главного военно-технического управления на строительство в России шести автозаводов. Бронеавтомобили Путиловского завода.
Первый советский легковой автомобиль "Промбронь" (1922 г.).
Грузовики АМО-Ф-15 (1924 г.), ЯЗ (1925 г.), НАМИ-1 (1926 г.).
Первые электромобили Романова И. В.
Организация массового производства автомобилей "АМО-3" (1931 г.), ГАЗ-АА и ГАЗ-А (1932 г.). Отечественное автомобилестроение к 1941 г.
Отечественные автомобили в Великой Отечественной войне.
Автомобили повышенной проходимости .
Послевоенный период отечественного автомобилестроения. Увеличение количества автомобильных заводов.
"Победа М-20" ― новое слово в автомобилестроении.
Достоинства конструкции автомобилей "ЗИМ ГАЗ-12" и "ЗИС-110".
Грузовые автомобили ГАЗ-51, ЗИС-150, МАЗ-200 и др.
Автобусы вагонного типа ЗИС-155, ЗИС-154 (с электротрансмиссией).
"Дизайнерский" период развития автомобиля (8 часов)
[ 3 ], с. 185…194 Особенности направлений американского и европейского автостроения в послевоенное время. Послевоенное автомобилестроение в Японии.
Характерные конструктивные отличия современного автомобиля.
Единообразие требований рынка, международные стандарты безопасности, международные экономические и технические связи и кооперация ― главные факторы выработки общей концепции мирового автомобилестроения.
Развитие компоновки и конструкции грузовых автомобилей.
Распространение прицепных и полуприцепных автопоездов. Разделение грузовых автомобилей на городские и магистральные (различия требований по грузоподъемности, скорости, типу двигателя и пр.).
Специализированный подвижной состав.
Перспективы развития автотранспортной техники (7 часов)
[ 3 ], с. 195…233 Главные проблемы, требующие решения: топливные ресурсы, воздействие на окружающую среду, безопасность движения.
Значение вопросов конструктивной безопасности автомобиля: меры активной и пассивной безопасности.
Задачи и способы снижения расхода топлива и токсичности выхлопа двигателей.
Факторы, влияющие на решение проблем: скорость движения, масса автомобиля, тип двигателя и вид используемого топлива.
Возможности снижения массы (рациональная компоновочная схема, применение пластмасс, легких сплавов и других прогрессивных материалов).
Альтернативные виды топлива: природный газ, спиртовое топливо, растительное масло, водород.
Нетрадиционные типы двигателей: роторно-поршневые, газотурбинные, паровые машины, двигатели Стирлинга.
Электромобили.
Заключение (1 час) Использование знаний, полученных при изучении дисциплины, в процессе дальнейшего обучения.
2.2. Тематические планы дисциплины
Тематические планы дисциплины для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения представлены в табл. 2 ― 4. Таблица 2
|