Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный университет путей сообщений» Институт управления автоматизации и телекоммуникаций УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
______________Каликина Т.Н.
«____» ________________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «История техники»
для специальности 190401.65 Эксплуатация железных дорог (квалификация (степень) "специалист")
специализации «Магистральный транспорт», «Грузовая и коммерческая работа», «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта», «Транспортный бизнес и логистика»
Составитель доцент Кологривая и.Е. Обсуждена на заседании кафедры
«Управление эксплуатационной работой»
«_30___» _мая______________ 2012 г., протокол № ___9__ Одобрена на заседании методической комиссии
Института управления автоматизации и телекоммуникаций
«____» _______________ 2012 г., протокол № _____ 2012 г.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные понятия о транспорте, транспортной технике; технические средства для развития различных видов транспорта и всех его направлений и хозяйств , их основные характеристики. Научные изобретения, способствующие развитию транспорта . Опыт российских дорог и мировой опыт в истории создания железных дорог
ВИДЫ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения курса «История техники» студенты готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
производственно-технологической;
научно-исследовательской.
Специалист по направлению подготовки (специальности) 190401 «Эксплуатация железных дорог» при изучении курса «История техники» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
производственно-технологическая деятельность:
разработка и внедрение с учетом требований рыночной конъюнктуры и современных достижений науки и техники мер по совершенствованию систем управления на транспорт
научно-исследовательская деятельность:
сбор научной информации, подготовка обзоров, составление рефератов и отчетов; анализ информации по объектам исследования; выступление с докладами и сообщениями по тематике
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «История техники» входит в вариативную часть обязательных дисциплин гуманитарного цикла.
КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОК-1: знанием базовых ценностей мировой культуры, готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии, владением культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбору пути достижения
ОК-4: способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уметь анализировать и оценивать исторические события и процессы
ПРОЕКТИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, ВЛАДЕНИЯ)
В результате изучения дисциплины «История техники» студент должен:
Знать:
основные понятия о транспорте,
этапы исторического развития технических средств транспорта,
исторические термины и понятия;
Уметь:
правильно соотносить исторические факты;
ориентироваться в мировом техническом процессе
применять полученные знания в профессиональной деятельности
СВЯЗЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
Цель дисциплины – изучение комплекса устройств, технического оснащения, основ строительства и эксплуатации железных дорог и взаимодействия их с другими видами транспорта.
Задачи дисциплины. Студенты должны получить цельное представление о транспорте и железнодорожном транспорте в целом, взаимосвязи всех его отраслей, представление о тяговом и нетяговом подвижном составе, устройстве пути, систем СЦБ с начального этапа их появления и развития
Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина входит в вариативную часть обязательных дисциплин гуманитарного цикла цикла.
Дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин: «Автоматика, телемеханика и связь на ж.д. транспорте», «Железнодорожные станции и узлы», «Пути сообщения», «Техническая эксплуатация ж.д.транспорта и безопасность движения», «Технические средства обеспечения безопасности на ж.д. транспорте», «Тяга поездов», «Управление грузовой и коммерческой работой», «Управление эксплуатационной работой», «Основы проектирования железных дорог», «Организация пассажирских перевозок».
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЁ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ВИДАМ РАБОТ
Дисциплина «История техники» при очной форме обучения изучается в 1 семестре и включает в себя аудиторные занятия: лекционные и практические занятия.
Самостоятельные занятия включают: подготовка к практическим занятиям в форме семинаров , работа с литературой, подготовка зачету.
Согласно учебному плану специальности 190401.65 «Эксплуатация железных дорог» для студентов очной формы обучения предусмотрены следующие формы семестровой отчетности: зачет. Таблица 1
Трудоемкость дисциплины «История техники» и её распределение по видам работ (для очной формы обучения)
Вид учебной работы
| Всего
| З.Е.
| часы
| Общая трудоемкость дисциплины
| 2,0
| 72
| 1. Аудиторные занятия
| 2,0
| 36
| 1.1. Лекции
| 0,5
| 16
| 1.2. Практические занятия
| 0,5
| 16
| 1.3. КСР
|
| 4
| 2. Самостоятельная работа РГР
| 0,5
| 36
| 3. Зачет
| 0,5
|
|
Таблица 2
Трудоемкость дисциплины «Истории техники» и её распределение по видам работ (для заочной формы обучения)
Вид учебной работы
| Всего
| З.Е.
| часы
| Общая трудоемкость дисциплины
| 2,0
| 72
| 1. Аудиторные занятия
| 0,25
| 16
| 1.1. Лекции
|
| 4
| 1.2. Практические занятия
|
| 4
| 2. Самостоятельная работа (КР)
| 1,25
| 56
| 3. Зачет
| 0,5
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
При преподавании курса дисциплины «История техники» используются как классические образовательные технологии (чтение лекций, закрепление материала через проведение практических занятий, преподаватель задает образовательную траекторию), так и инновационные образовательные технологии (использование мультимедийных технологий при проведении всех форм занятий). ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Номер занятия
| Содержание занятия
| Образовательные технологии, в том числе активные (А) и интерактивные (ИА) методы обучения
| Кол-во часов
| Номера разделов основных учебников
| Отметка о чтении лекций студентам, обучающимся по заочной форме/кол. часов
|
| Лекции
|
|
| Л1.1
| История транспорта и научные исследования, способствующие его развитию
| А
| 2
| гл.1
4 гл.1
| Да/0,5
|
| Л1.2
| Гужевой транспорт, постройка Царскосельской дороги
| А
| 2
|
3 гл.2
4 гл.1
|
|
| Л1.3
| Развитие паровозостроения
| А
| 2
| 1 гл. 2
3 гл. 3
4 гл. 1 разд. 1.5
| Да/0,5
|
| Л1.4
| Внедрение тепловозной техники
| А
| 2
| 1 гл.2 разд.2.2
2 гл. 14
3 гл. 3
4 гл.1 разд.1.6
|
|
| Л1.5
| Энергоснабжение железных дорог и развитие электро тяги
| А
| 2
| 1 гл.2 разд3
2 гл. 11
3 гл. 3 разд. 3.2
4 гл.1 разд. 1.7
| Да/0,5
|
| Л1.6
| Развитие локомотивного хозяйства и вагонного хозяйства. Виды вагонов
| А
| 2
| 1 гл. 3
2 гл.18
3 гл.4
4 гл.1 разд. 1.9
| Да/0,5
|
| Л1.7
| Путевое хозяйство и хозяйство перевозок. История строительства сортировочных станций.
| А
| 2
| 1 гл. 4
2 гл 10
3 гл. 6
4 гл.1 разд.1.11
| Да/ 0,5
|
| Л1.8
| Приборы, необходимые для работы устройств автоматики и телемеханике. История сигнализации
| А
| 2
| 1 гл. 6
2 гл.20
3 гл.10
4 гл.1 разд. 1.13
| Да/0,5
|
| Практические занятия
|
|
| П2.1
| История создания железнодорожного транспорта и научные исследования в этой области
| А
| 2
| гл.1
4 гл.1
| Да/ 0.5
|
| П2.2
| Постройка в России Царскосельской дороги
| А
| 2
|
3 гл.2
4 гл.1
| Да/0.5
|
| П2.3
| Детальный разбор развития паровозостроения в мире
| А
| 2
| 1 гл. 2
3 гл. 3
4 гл. 1 разд. 1.5
| Да/ 0.5
|
| П2.4
| Двигатель внутреннего сгорания приходит на транспорт
| А
| 2
| 1 гл.2 разд.2.2
2 гл. 14
3 гл. 3
4 гл.1 разд.1.6
| Да/ 0.5
|
| П2.5
| Просмотр тематических фильмов «Стальные Колеса», скоростные дороги
|
| 2
|
|
|
| П2.6
| Прогрессивные виды тяги и история локомотивного хозяйства
| А
| 2
| 1 гл. 3
2 гл.18
3 гл.4
4 гл.1 разд. 1.9
| Да/ 0.5
|
| П2.7
| Технические средства путевого хозяйства и перевозок
| А
| 2
| 1 гл. 4
2 гл 10
3 гл. 6
4 гл.1 разд.1.11
| Да/ 0.5
|
| П2.8
| Технические средства АТС. Транссиб и ДВЖД, завершаюшая дорога
| А
| 2
| 1 гл. 6
2 гл.20
3 гл.10
4 гл.1 разд. 1.13
| Да/ 1
|
|
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ИХ СОСТАВ
Виды самостоятельной работы студентов:
изучение теоретического материала по лекциям, учебной и учебно-методической литературе;
написание самостоятельных работ по определенной тематике;
подготовка к зачету
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Целью контроля качества усвоения учебного материала является повышение эффективности изучения курса дисциплины «История техники», преподаваемого путем чтения лекций, проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время. Так же целями контроля являются активация и повышение планомерности работы студентов, создание обратной связи студента с преподавателем для оперативной корректировки форм и методов обучения. Основные формы контроля знаний студентов:
проверка ведения студентом конспекта лекций;
устный выборочный опрос студентов на занятии по изученному материалу;
устный общий опрос студентов на практическом занятии по изученному материалу;
индивидуальная защита выполненных студентом самостоятельных заданий;
зачет
ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИсТОРИЯ ТЕХНИКИ»
1. Опишите виды транспорта до возникновения железных дорог
2. С чего начался век паровых машин.
3. В каких отраслях промышленности возникли первые элементы железнодорожного транспорта.
4. Благодаря чему удалось увеличить мощность паровозов.
5. С чем связано имя Д.Стефенсона.
6. К чему привело изобретение двигателя внутреннего сгорания.
7. Устройства, необходимые для работы локомотивного хозяйства
8. Недостатки первых грузовых вагонов.
9. Недостатки первых пассажирских вагонов .
10. Расскажите последовательность попадания тока на электровоз.
11. Почему 4-осные вагоны завоевали большую популярность.
12. В чем преимущества специализированных вагонов.
13. Какие типы вагонов существовали за историю создания железных дорог.
14. Какими были первые сцепные приборы у вагонов.
15. Из чего состоит путевое развитие станции
16. Что обеспечивает надежность регулирования скоростей движения.
17. С помощью чего происходит информационное обслуживание пассажиров в вокзалах.
18. Для чего нужны технические станции.
19. Этапы развития и строительства сортировочных станций.
20. Для чего нужна сигнализация.
21. Какой аппарат надолго стал средством связи.
22. Какой стране принадлежит изобретение семафора.
23. Когда был создан ручной тормозной башмак.
24. Какой была первая железнодорожная сигнализация.
25. Заслуга какого ученого в изобретении сигнализации
25. Когда и в какой стране была построена первая сортировочная горка.
26. Классификация и основные типы вагонов.
27. Железнодорожный путь и особенности его устройства.
28. Первые виды связи на станциях.
29. Расскажите о внедрении новых систем связи на железных дорогах.
ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ»
Институт/факультет
| Институт УАиТ
| направление подготовки/ специальность
| 190401.65 Эксплуатация железных дорог
| Курс
| 1
| Группа (ы)
| 211,212,213,214
|
|
|
|
|
|
|
|
| КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
|
|
|
|
|
|
|
|
| занятий по дисциплине
| История техники
|
|
|
|
|
| полное наименование дисциплины
|
| в 01 семестре 20__/20__ учебного года
|
|
|
|
|
|
|
|
| Число часов лекций
|
| 16
|
|
| Число часов практических занятий
|
| 16
|
|
| Число часов лабораторных занятий
|
|
|
|
| КСР
|
| 4
|
|
| Всего аудиторных занятий
|
| 36
|
|
| Число часов самостоятельной работы
|
| 72
|
|
| Форма отчетности
|
| зачет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лектор
|
|
|
|
|
|
| должность, Ф.И.О.
|
|
| Руководители групповых занятий
|
|
|
|
|
|
| должность, Ф.И.О.
|
|
| 1. План лекций, практических и лабораторных занятий
| Недели
| Количество часов
| Тема и структура лекций
| Формы проведения. Использование ТСО, ЭВМ
| Количество часов
| Тема и содержание практических и лабораторных занятий
| Формы проведения. Использование ТСО, ЭВМ
| Контроль качества усвоения материала
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1
| 2
| История транспорта и научные исследования, способствующие его развитию
| ММ
| 2
| История зарождения транспорта в России и других странах
|
| отчет
| 2
| 2
| Первый вид транспорта- гужевой. Постройка Царскосельской дороги.
| ММ
| 2
| Самостоятельные работы студентов по предложенной теме (в форме докладов)
| мм, пк
| отчет
| 3
| 2
| Развитие паровозостроения
| ММ
| 2
| Самостоятельные работы студентов по предложенной теме (в форме докладов)
| ПК, МК
| отчет
| 4
| 2
| Двигатель внутреннего сгорания приходит на транспорт
| ММ
| 2
| Доклады по самостоятельной работе студентов по предложенной теме
|
| отчет
| 5
| 2
| Электроснабжение транспорта и прогрессивные виды тяги
| ММ
| 2
| Доклады студентов по самостоятельной работе на предложенную тему
| ПК, МК
| отчет
| 6
| 2
| Развитие локомотивного и вагонного хозяйств. Виды вагонов. Как вагоны менялись исторически
| ММ
| 2
| Доклады студентов по самостоятельной работе на предложенную тему
| ПК, МК
| отчет
| 7
| 2
| Развитие путевого хозяйства и перевозок. Технические средства на службе у путейцев. История строительства сортировочных станций
| ММ
| 2
| Доклады студентов по самостоятельной работе на предложенную тему
| ПК
| отчет
| 8
| 2
| Приборы, необходимые для работы устройств АТС. История сигнализации. Транссибирская магистраль и ДВЖД
| ММ
| 2
| Доклады студентов по предложенной теме. Подготовка в зачету
|
| отчет
|
Выполнение плана самостоятельной работы
Наименование
вида работы
(подготовка к аудиторным занятиям, РГР, КП, КР и т.д.)
| Часы самост. работы
| Срок выдачи
| Срок сдачи
| Рейтинговые баллы
по неделям и видам работ
| Рейтинг по
виду работ
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
|
|
| Лекции
| 4
|
|
| 2
|
| 2
|
| 2
|
| 2
|
| 2
|
| 2
|
| 2
|
| 2
|
|
|
| 16
| Подготовка к практическим занятия
| 24
|
|
|
| 7
|
| 7
|
| 7
|
| 7
|
| 7
|
| 7
|
| 7
|
| 5
|
|
| 54
| РГР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| зачет
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 30
|
| 30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рейтинг за неделю
|
|
|
| 2
| 7
| 2
| 7
| 2
| 7
| 2
| 7
| 2
| 7
| 2
| 7
| 2
| 7
| 2
| 5
|
|
| 70
| Рейтинг с нарастанием
|
|
|
| 2
| 9
| 11
| 18
| 20
| 27
| 29
| 36
| 38
| 45
| 47
| 54
| 56
| 63
| 65
| 70
| 30
|
| 100
| Итого часов самостоятельной работы
| 36
|
| рейтинговый балл устанавливается преподавателем суммарно по всем видам занятий
заполнение граф плана обязательно, кроме граф «Срок выдачи», «Срок сдачи» ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1.Железные дороги мира . Из 20 в 21 век / Е.А. Сотников- М.: Транспорт, 1993г.- 199 с.
2. Железные дороги: общий курс: учеб. для вузов/ М.М. Уздин, Ю.И. Ефименко, В.И. Ковалев [и др.]; под ред М.М. Уздина. – 5-е изд.-СПб: Информ. Центр «Выбор», 2002. – 368 с.
3. Кологривая И.Е. История развития железнодорожного транспорта. Учебно-методическое пособие- Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007.- 95 с.
4. Кологривая И.Е. История развития транспортной науки, Учебное пособие, 2007.- 80 с. ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ - 2001 год.
2. Возникновение железных дорог в России. Виргинский В.С., М. Желдориздат 1949 г.
3. Выдающиеся инженеры и ученые транспорта. Зензинов Н.А. Рыжак -М.Транспорт,1978г
4. Вагонное хозяйство : учеб.для вузов ж.-д. транспорта ; под ред. П.А. Устича. – М. : Маршрут, 2003. – 560 с.
5. Локомотивное хозяйство : учеб.для вузов ж.-д. трансп. / С.Я. Айзинбуд [и др.] ; под ред. С.Я. Айзинбуда. – М. : Транспорт, 1986. – 263
6. Высокоскоростной подвижной состав //Ж.д.анспорт 1993 № 12
7. Кузьмин В.Д. Локомотивы. Основные этапы развития.- М.,1988 |