Скачать 2.02 Mb.
|
БИАТЛОНУчебная программаМБОУ ДОД «СДЮСШОР по биатлону» г.Нефтеюганска 2012 год « УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ДОД «СДЮСШОР по биатлону» _______________ Черных К.С. «____»_______________ 2012 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Учебная программа для МБОУ ДОД «СДЮСШОР по биатлону» отделения по биатлону составлена в соответствии с Законом «Об образовании». За основу взят Типовой план-конспект учебной программы для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, утвержденный приказом Государственного Комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.07.2001г. № 390. Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от учебных программ. В учебную программу заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики. Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
Основными показателями программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: - выполнение контрольных и контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке, овладение знаниями теории биатлона и практическими навыками проведения соревнований, успешное выступление в соревнованиях, выполнение спортивных юношеских и взрослых разрядов по лыжным гонкам и биатлону, званий «Кандидата в Мастера Спорта России» и «Мастера Спорта России», организация и проведение соревнований и спортивных мероприятий. Программа является основным документом при проведении занятий в спортивной школе и рассчитана на непрерывное обучение учащихся в течение 11- 12 лет. Принцип комплектности программы предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля. Принцип преемственности программы определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности. Принцип вариативности программы предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. 1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ. Программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ. Нормативная часть программы является официальным документом, в соответствии с которым планируется подготовка спортивного резерва в стране. На основании нормативной части программы в школе разрабатываются планы подготовки учебных групп и отдельных спортсменов с учетом имеющихся условий. Планы подготовки утверждаются директором школы на основании решения тренерско-педагогического совета. Результаты, показанные учащимися на приемно-переводных испытаниях оформляются протоколами. Организация и планирование учебно-спортивной работы в школе осуществляются на основании следующих документов:
Весь период обучения в школе разделен на этапы: Спортивно—оздоровительный этап (СОГ). Группы на спортивно-оздоровительном этапе формируются как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки (невыполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП, СФП, спортивного разряда, несоответствие результатов, показанных на официальных соревнованиях и другие), но желающих заниматься избранным видом спорта. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовку, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных качеств, на овладение основами техники избранного вида спорта. Этап начальной подготовки (НП). На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом, имеющие письменное разрешение врача и заявление от одного из родителей. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники лыжных гонок и стрельбы, выполнение контрольно-переводных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. Учебно-тренировочный этап (УТ). Формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемно-переводные нормативы по ОФП и СФП. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП. Этап спортивного совершенствования (СС), Высшего спортивного мастерства (ВСМ). Этап спортивного совершенствования формируется из спортсменов, выполнивших спортивный разряд 1 взрослый и к концу первого года не менее 50% от численности группы КМС. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены выполнившие норматив МС, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды: субъекта Российской Федерации, Федерального округа, России и показывающие стабильные высокие результаты во всероссийских и международных соревнованиях на уровне норматива мастера спорта России. Возраст обучающегося на этом этапе не может превышать молодежного возраста (26 лет), если спортсмен продолжает выступать за Учреждение на условиях письменного договора. При формировании групп спортивной подготовки на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства необходимо согласовывать списки обучающихся (спортсменов) с соответствующими местными и региональными органами управления физической культуры и спорта в целях оптимального вовлечения данных спортсменов в физкультурно-спортивную деятельность по месту жительства в регионе. Воспитанники Учреждения, переданные и зачисленные для повышения спортивного мастерства в школы высшего спортивного мастерства, училища олимпийского резерва, центры подготовки сборных команд, в школы-интернаты спортивного профиля не входят в численный состав школы, но могут выступать за сборную команду школы, их спортивные результаты учитываются для оплаты труда руководящим работникам и специалистам школы в течение олимпийского цикла. |