Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/8
Дата публикации10.03.2014
Размер1.09 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Спорт > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8
Тарасов: Отец русского хоккея

Книга А.В.Тарасова о хоккее.

Издана в Канаде. В России не издавалась
Предисловие

На протяжении 20 лет я вынашивал идею написания книги о развитии наших взаимоотношений с основателями хоккея, канадцами. Но, несмотря на это, мне долгое время не удавалось заставить себя начать работу. Я знал, что не владею в полной мере знаниями и объективными представлениями о североамериканских профессионалах. Ведь невозможно всецело познать их и их хоккей, находясь в роли стороннего наблюдателя. Необходимо быть своего рода режиссером, который может прочувствовать игру актеров, проникнуться духом сцены и познать всю сущность действа изнутри.

Именно поэтому в процессе написания книги за основу не бралось то, что когда-либо было услышано или прочитано, даже если это были мнения авторитетных специалистов других стран. Такое отношение к делу мне привил мой учитель и наставник Михаил Давыдович Товаровский. Люди обычно говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло. Это выражение прекрасно характеризует произошедшее со мной. На протяжении одного из годов я побывал в Канаде три раза. Весной 1987 года я работал консультантом команды НХЛ Ванкувер Кэнакс. После трех с половиной месяцев работы мне потребовалась операция на бедре, которую сделали там же, в Канаде. Последовавший реабилитационный период занял еще порядка ста дней. За все это время я смог вплотную пообщаться с тренерами и профессиональными спортсменами и лучше понять, как устроена их система тренировок и подготовки хоккеистов. Мне удалось побывать на большом количестве матчей, включая пять из семи игр финальной серии Кубка Стэнли 1987 года между Филадельфией и Эдмонтоном. И вот сейчас, находясь в преклонном возрасте, я в полной мере ощущаю право написать эту книгу. Размышляя о ее структуре, я пришел к выводу, что книга не должна состоять из двух частей – отдельно о канадском и советском хоккее. Для меня более важным видится возможность раскрытия и объяснения тех или иных сторон хоккея, посредством постановки конкретных вопросов и изложения прямых и четких ответов на них, используя для этого свои наблюдения и воспоминания о развитии двух хоккейных систем. И пусть читатель уже сам решит, чей хоккей в итоге лучше – наш русский или наших заокеанских друзей. Хочу повториться, что данная книга посвящена взаимоотношениям между школами советского и канадского хоккеев. Я говорю это к тому, чтобы читатель ненароком не подумал, что я хочу принизить значение таких хоккейных школ Европы, как чехословацкой, шведской, финской, немецкой или польской, которые также имеют свои устоявшиеся традиции и отличительные черты. Также не стоит забывать, что в хоккей играют и в США, Китае, Корее и многих других странах. Поэтому, едва ли возможно в рамках одной книги рассказать о развитии хоккея во всех уголках планеты. Пусть это останется для других тренеров, экспертов и хоккейных историков. Я же подробно остановлюсь на наших взаимоотношениях с канадским хоккеем, которые строились перед моими глазами и при моем непосредственном участии. Болельщик всегда желает наблюдать хоккейное зрелище высочайшего качества. И вполне естественно, что он задает различные вопросы, касающиеся игры. Болельщик хочет понять особенности тактики, построения внутренней логики игры, что является ключевым моментом в спортивных соревнованиях. Ему интересно узнать, в чем же заключается секрет великого мастерства его идола. Я также уверен, что болельщик заинтересован и в фигуре тренера, которого он хотел бы видеть не только на тренерском мостике, но и узнать, какими принципам следует наставник команды при подготовке к играм, каким образом осуществляет руководство в процессе матча и что делается после него. Любознательный поклонник хоккея вряд ли ограничится рассуждениями о хоккее сегодняшнего дня и не попытается заглянуть в будущее. Каким же будет хоккей в 21 веке? Будет ли жаркое и ожесточенное противостояние между российским и канадским хоккеем продолжаться еще долгое время? Чья школа окажется на вершине олимпа? Какими будут хоккейные вратари будущего, и сможет ли кто-нибудь превзойти Владислава Третьяка? Игра таких великих мастеров как Фетисов, Крутов, Грецки, Лемье – это предел человеческих возможностей? Каким он будет – хоккеист будущего? Универсалом или ярким представителем своего амплуа? Или, может, появятся какие-то новые амплуа игроков? Я уверен, что на все эти вопросы невозможно ответить без изучения истории развития нашего спорта. Более того, поклонникам хоккея интересно, а как бы все сложилось сейчас, если бы советские хоккеисты смогли одинаково успешно играть как с канадцами, так и с другими сильными европейскими сборными. Поэтому, в данной книге я попытаюсь дать ответы на эти и многие другие вопросы. Вообще, я не журналист и не писатель, я тренер – человек практики. Я ступил на этот путь в 19 лет и уже в 21, решив для себя, чему посвящу всю свою жизнь, я получил удостоверение тренера. Я горд своей профессией и высоко ценю ее. Я достаточно много читал и слышал о тренерском искусстве в других видах спорта. И в этой книге я бы хотел, как говорят крестьяне, «глубоко вспахать» область деятельности хоккейного тренера, причем затрагивая не только сегодняшний день, но также попытаться заглянуть в ближайшее будущее, насколько это вообще возможно. Полагаю, что имею право на издание подобных материалов, в виду большого собственного опыта, наличия множества коллег и друзей практически во всех странах, где серьезно играют и развивают хоккей, а также длительного стажа преподавания предмета «Тренерское искусство в хоккее» в Институте физической культуры. Говорят, что хоккейный матч – непредсказуемое зрелище и невозможно предугадать какая из двух одинаково сильных команд одержит победу по истечению шестидесяти минут и чьи игроки уйдут с площадки с гордо поднятой головой. Подобная непредсказуемость может возникнуть в случае плохо управляемой команды. Я же попробую показать как посредством старания, огромного желания и упорства, тренер может создать команду единомышленников, способную эффективно решать поставленные задачи в каждом мачте, принимая во внимание сильные стороны своих игроков и слабые своего соперника. И в конечно счете, вы должны будете согласиться, что вполне реально определить, в чем заключается ваша сила и максимально эффективно использовать ее против слабости оппонента. Уже предвкушаю ваше недоумение: ваш соперник может оказаться таким же предусмотрительным, как и вы. И кто же победит в таком случае? На этот вопрос я также попытаюсь дать ответ в этой книге. Хочу сразу предупредить читателя, что я постараюсь рассмотреть самые острые и проблемные вопросы хоккея, например, каким образом можно сделать хоккей самым динамичным, захватывающим, напряженным и в то же время самым интеллигентным видом спорта 20 века. Как развить в молодом поколении хоккеистов физическую силу, выносливость, волевой характер, моральную устойчивость и другие немаловажные черты, которые позволят им с честью пройти длинную дорогу жизни, постоянно прогрессируя в учебе, труде и стать социальной личностью, которая способна сопоставлять свои интересы с интересами общества. И пусть некоторые моменты покажутся вам спорными – это нормально. На протяжении моей долгой, не всегда спокойной, но, тем не менее, счастливой жизни, я никогда не искал «тихой гавани». Наоборот, трудности и риск привлекали меня. Я никогда не избегал встреч с сильными оппонентами и никогда не боялся, что кому-то не понравятся мои идеи или мое видение тех или иных вопросов. Истина рождается в честном споре равных – такова правда жизни. И я буду благодарен любому, кто пожелает продолжить дискуссию и выразить собственное мнение о проблемах, изложенных в данной книге.
Глава 1 - Канада

Часть 1. Канада – родина хоккея

Много было написано о хоккее. При внимательном прочтении книг и различных материалов можно обнаружить версии о том, что родиной хоккея является Англия. На рубеже 16-17 веков мужчины с камышево-образными клюшками в руках ходили на замороженные водоемы, чтобы погонять «твердый предмет». Ряд гравюр того времени изображают одетых в элегантные жакеты и причудливые головные уборы спортсменов, играющих в игру, напоминающую современный хоккей. Несмотря на это Канада заслуженно считается родиной хоккея. Именно в Канаде в 1879 году были разработаны и стандартизированы первые правила игры, там же прошли и первые матчи. За азарт, динамику и игровое разнообразие хоккей по достоинству завоевал любовь и уважение большого числа болельщиков. Уже к концу 19 века хоккей получил быстрое распространение по всей Канаде и вошел в ранг национальной игры. В 1899 году в Монреале был построен первый крытый стадион с искусственным льдом. В это же время возрастает интерес к хоккею и в Европе, следствием чего явилось создание в 1908 году Международной Хоккейной Лиги. Спустя всего два года в небольшом местечке Les Avants близ французских Альп был проведен первый Чемпионат Европы. В соревнованиях приняло участие всего 4 команды – Бельгии, Англии, Германии и Швейцарии. Триумфатором турнира стала английская команда, составленная в основном из канадских студентов, обучавшихся в британских университетах. В 1920 году впервые европейские команды встретились со своими заокеанскими коллегами на турнире в городе Антверпен (Бельгия). Соревнования прошли на олимпийском катке и в них приняли участие как представители «старого света», так и северной Америки. Канадцам не составило труда занять первое место. Вторыми были американские хоккеисты. 1924 год ознаменовался важными событиями в истории хоккея: игра была включена в состав олимпийских игр, которые прошли во французском Шамони. Сборная Канады стала первым олимпийским чемпионом. Быстрая популяризация и развитие хоккея привели к идее регулярного проведения чемпионатов мира. В 1930 году на катках Шамони и Берлина был проведен первый независимый чемпионат мира. Уникальной особенностью соревнований явилось то, что канадцы, считавшиеся сильнейшими, не сыграли с двумя другими сборными, а сразу сразились с победителем. Заокеанские гости легко расправились с немцами 6-1. Вообще до 1954 года сборная Канады редко принимала участие на мировых первенствах: обычно все ограничивалось приездом какого-либо из любительских клубов, причем далеко не всегда самого лучшего. Часто этого было вполне достаточно для общей победы, однако, случались и неудачи, как, например, в 1933 году, когда канадцы уступили американцам. Двумя годами позже, на олимпийских играх в немецком Гармиш-Партенкирхене, канадцев вновь постигла неудача, а победителем стала английская сборная. В 1949 году на турнире в Швейцарии уже сборная Чехословакии сумела одолеть канадскую команду. Однако всѐ это по большей части были случайные эпизоды, к которым сами канадцы относились довольно таки спокойно, делая вид, что их самолюбие нисколько не задето и продолжали с некоторой долей безразличия относиться к комплектованию команды, присылая на чемпионаты посредственных игроков. Несколько мировых первенств и вовсе были пропущены: 1947, 1953, 1957 гг. Впервые советские хоккеисты приняли участие на мировом первенстве в 1954 году в Швеции. До того момента всего несколько наших тренеров смогли побывать на чемпионатах в качестве наставников команд. На шведском стадионе Stockholm Royal Stadium лицом к лицу сошлись советские и канадские хоккеисты, чтобы проверить друг друга на прочность и сравнить собственные представления об игре. Советские спортсмены оказались сильнее, и пока наши игроки и тренера радостно вскидывали руки с чувством беспредельной гордости от свершенного, отцы хоккея, на удивление, не выразили каких-либо эмоций разочарования или расстройства от поражения. Они просто знали, что за их спинами находится гигантский резерв талантливейших канадских мастеров, которые обязательно возьмут свое в будущем. И Канада действительно обладала огромным числом хоккейных талантов. Хоккей, их национальная игра, была как овощная культура, выращиваемая умелым агрономом во всех уголках страны, что давало результат в виде огромного множества юношеских команд. Команды мастеров, состоящие из действительно элитных игроков и профессионалов высочайшего уровня, также были распространены по всей стране. Пока вся Европа была охвачена огнем первой мировой войны, в Канаде 22 ноября 1917 основали Национальную Хоккейную Лигу. Изначально в состав НХЛ входило два клуба из Монреаля, а также команды из Оттавы, Квебека и Торонто. Первые официальные матчи были проведены 19 декабря 1917 года. К этому времени хоккей на искусственном льду уже не был чем-то необычным для канадцев – скорее это стало обыденным. Уже более 100 лет прошло с 1893 года, когда впервые кубок Стэнли был вручен лучшей хоккейной команде. Трофей был основан генералом губернатором Канады Лордом Стэнли Престоном. До 1926 года только любительские клубы участвовали в борьбе за огромную серебряную чашу. После этого сражение за кубок повели шесть профессиональных команд, что в последствие стало самым престижным турниром в истории канадского и американского хоккеев. В каждом клубе зрители могли наблюдать за игрой великолепных мастеров. Каждая команда характеризовалась своей неповторимой тактикой, игровым рисунком и психологией. Все игры проходили в равной, напряженной борьбе, подтверждая высокий уровень как командной игры, так и индивидуального мастерства игроков. Вполне понятно, что такой узкий круг участников чемпионата не мог сохраняться долго. Интерес к хоккею быстро возрастал. В 1977 число клубов возросло до 21, а к моменту написания этой книги Лига состояла уже из 26 команд. Чемпионат НХЛ проводится по так называемой круговой системе, что дает возможность поклонникам хоккея наслаждаться игрой своих любимцев на протяжении 80 матчей в каждом сезоне. После чего в решающей стадии борьбы за трофей сходятся 16 сильнейших команд по итогам регулярного сезона. И все это не просто хоккейный матчи, в которых хоккеисты демонстрируют все свои способности и мастерство, но ожесточенная борьба за главный приз. И я уверен, что не ошибусь, сказав о решающих матчах за кубок Стэнли как о всем самом прекрасном и захватывающем, что хоккей может подарить людям.
Глава 1. Часть 2. Как все начиналось.
От Министерства по физической культуре и спорту поступила директива о необходимости развития в стране вида спорта, который в то время мы называли Канадский хоккей. Без промедлений и предупреждений приказ был доведен до нас: начать в декабре 1946 года проведение первого чемпионата СССР.

Смею заверить тебя, мой читатель, что ни тогда, ни годами позже едва ли кто-то мог сравниться с нами в стремлении и самоотдаче, с которыми мы тренировались. Будь то весной или осенью, на асфальтовых дорожках парка ЦДСА (Центральный дом советской армии), на волейбольных или теннисных кортах, в любую свободную минутку мы гоняли собственноручно сделанную пластиковую шайбу или хоккейный мяч. У нас не было какого-то специального оборудования или пособий для тренировок, за исключением нескольких потрепанных буклетов с правилами игры. На занятиях в парке мы просто выполняли очень тяжелые акробатические и гимнастические упражнения и никогда не задумывались о том, чтобы поберечь себя или свое время. Я полагаю, что большинство из того, что мы делали, казалось странным посетителям парка, наблюдавших за нами с нескрываемым чувством недоумения. Более того, даже мы – хоккеисты, не имели четкого понимания о том, правильно ли мы тренируемся и на верном ли пути мы находимся. Но мы были абсолютно уверены, что наши старания и упорство будут вознаграждены и тот сумасшедший объем выполняемой работы позволит нам чего-то достичь в хоккейном искусстве. Как только выпадал первый зимний снег, мы заливали водой теннисный корт и, не дожидаясь полного застывания, начинали ледовые тренировки с шайбой или хоккейным мячом. Такими комбинированными занятиями мы хотели, что называется, убить двух зайцев. Дело в том, что выпущенная министерством директива о необходимости развития в стране хоккея с шайбой, была направлена и в систему хоккея с мячом. Поэтому зимой 1946-47 годов нам пришлось выступать одновременно по двум фронтам – на соревнованиях по хоккею с шайбой и хоккею с мячом. Для этого с утра мы проводили ледовые занятия с мячом, а уже вечером с шайбой или наоборот. И поверьте мне, никто и никогда не жаловался на усталость или переизбыток нагрузок. Никто и никогда не задавал вопросов тренерам по физической подготовке. Если игрок получал травму, то максимум медсестры накладывали фиксирующую повязку. В начале карьеры я был играющим тренером в команде ВВС МВО (Военно-воздушные силы московского военного округа), состоявшей в основном из курсантов, обучавшихся в училище военно-воздушных сил. Оно было расположено рядом со стадионом Динамо, в том же здании, где теперь находится филиал военно-воздушной академии им. Гагарина. Коллектив был очень сплоченным, и образ нашей жизни очень сильно напоминал спартанский. Нас отличали дисциплина, стойкий характер и способность много работать и тренироваться. Когда командование училища узнало о том, что тренировки проходят по два, три раза в день, оно отдало приказ добавить в наш рацион больше жиров и углеводов. Я наслаждался, наблюдая за тем, как мои ребята уплетают за обе щеки, а тарелки после них были будто вымыты. Нам нужно было только одно – больше времени для сна. После всех тренировок ребята спали «без задних ног». И как же тяжело было в 6 утра оторваться от сна и вскочить по команде дежурного «Подъем!». Надежды хотя бы еще пару секунд понежиться под теплым одеялом перечеркивались приходом старшего сержанта, что моментально заставляло всех вскочить и с ужасом на лице бежать на построение. Мы все прекрасно знали, что даже секундное промедление карается «нарядом». Эта строгость и суровость старшего сержанта позволила нам закалить дух и еще не один раз в жизни окупалась сторицей, но тогда мы этого не понимали и не осознавали. Ко всему прочему, наша команда была в числе подразделений, несших патрульно-постовую службу, причем практически всегда с оружием. Вместе с ребятами мы решили, что во время несения караула не следует терять время даром, поэтому часовые бегали либо внутри помещения, либо, если позволяла погода, выполняли различные виды беговых упражнений на улице. Любой, кому случайно удалось бы увидеть это, был бы определенно весьма удивлен. Я призывал своих ребят трудиться и работать не только ради славы. В наши дни я сильно возмущаюсь, сталкиваясь с ленивыми спортсменами. В спорте успешны упорные и настойчивые личности, дорожащие своим временем и умеющие использовать его максимально эффективно. «Молодость дается только раз…» - как справедливо отмечается в одной известной песне. И все те, кто хотят быть хозяевами своей молодости всегда должны помнить об этой прописной истине. Я убежден, ничто серьезное не достигается без усердной работы, и даже, если хотите, фанатизма, будь то в спорте или в иной сфере деятельности. Мы все были удовлетворены результатами своего выступления на первом чемпионате страны. Нам удалось одержать ряд побед в играх с очень сильными соперниками. Например, мы взяли вверх над командой из Риги, состоявшей из очень опытных мастеров. К тому времени, хоккей в Латвии уже имел 20 летнюю историю, и латвийская сборная несколько раз выступала на предвоенных европейских первенствах. Те же игроки, что выступали за наш хоккейный клуб, также хорошо играли и в футбол. Осенью 1946 года футбольная команда ВВС, которую я также тренировал, заняла первое место в турнире второй лиги и получила право выступления на следующий год в одной лиге с сильнейшими футбольными командами страны. В середине футбольного сезона, высокопоставленную должность в системе клуба занимал генерал-майор Василий Сталин. Он был страстным поклонником спорта и часто вмешивался в наши клубные дела, требуя от команды исключительно побед. Однако победы к нашей неопытной армейской дружине не приходили так легко и часто, как хотелось бы, в том числе и потому, что я отказался приглашать в клуб именитых и закоренелых мастеров. Никто не будет спорить, что построение высококлассной команды требует не одного дня. Мои игроки были еще очень молоды и неопытны для серьезных достижений в большом спорте. Но, несмотря на это, самым приятным моментом было видеть, насколько они все целеустремленны, и с каким усердием тренируются. Я верил, что в будущем мы обязательно добьемся успеха. Каждое поражение команды очень болезненно воспринималось Сталиным. Он начинал вести себя будто тренер, настаивая на том, кого он считает нужным выпустить на поле в той или иной игре. Как-то в Москве мы играли с Тбилисским Динамо и проиграли тот матч со счетом 2-1. Сталин вызвал меня к себе, и у нас состоялся тяжелый разговор на обоюдно высоких тонах, в ходе которого я попросил его снять меня с поста главного тренера. Генерал мне отказал, продемонстрировав сильный интерес к команде и заботу о ее будущем. Но даже в спорте он любил отдавать приказы. Я же твердо придерживаюсь несколько иных принципов. Я считал, и до сих пор так считаю, что подбор игроков, составление тренировочных планов, определение стратегии и тактики на каждую конкретную игру и масса других вещей – все это прерогатива тренера. И вмешательства со стороны не допустимы. И в тот день Сталин встретил равного себе – я ушел. Я вернулся в ЦДКА (Спортивный клуб Центрального дома Красной армии), в котором состоял на офицерской должности. ЦДКА занял второе место на первом чемпионате СССР, позволив динамовцам Москвы завоевать трофей. Аркадий Чернышев в то время был играющим тренером Динамо. Тренер армейской команды, авторитетнейший Борис Андреевич Аркадьев, в футбольной команде которого я выступал на протяжении нескольких лет, рекомендовал мне занять пост наставника хоккейной команды клуба. В Главном штабе ЦДКА одобрили мою кандидатуру, и таким вот образом в 1947 году я возглавил армейский клуб. Какое это счастье быть хоккейным тренером и тренировать одну команду на протяжении долгих лет! Вы, будучи тренером, получаете еще совсем юных ребят, или, как мы их называем, полуфабрикаты, и затем словно скульптор начинаете формировать из них игроков. Ваша задача – изучить и понять особенности их характера, отличительные черты и слабые стороны. Вы должны не только учить их тому, что сами знаете, но и сами учиться от них. И вы должны знать многое: как творить, как рисковать и побеждать, как преодолевать трудности и выходить из них с достоинством, как суметь пожертвовать собой ради команды. И, несмотря на все, уметь концентрироваться, обладать выдержкой и быть готовым за доли секунды оценить ситуацию и принять единственно верное решение, быть способным оценить психологическое состояние не только своих игроков, но и игроков соперника. Каждый день вы тренируетесь вместе с командой, и каждый час тренировки дает тренеру пищу для размышлений. Тренер обязан быть подобно наблюдателю и запоминать все, что он видит, слышит или, на что обращает внимание в тренировочном процессе. И это бесценный материал, и своего рода лучший тренерский учебник. И что еще более примечательно, чем выше опыт и мастерство игроков и чем больше побед вы с ними добились, тем более интересно работать с такой командой, но одновременно и более тяжело. Константин Паустовский – замечательный русский писатель, как-то сказал, что легко написать первую книгу, а вот последующие… То же самое относится и к работе с командой: с каждым новым годом трудностей становится все больше и больше. Настоящий, профессиональный тренер должен быть всегда и во всем слегка впереди своих подопечных. В процессе ежедневного общения он должен постоянно преподносить им что-то новое и интересное. Тренер обязан знать все о своей работе и уметь поразить новизной и оригинальностью. Я быстро понял эти простые истины. Однажды, я проводил индивидуальное занятие с голкипером Николаем Пучковым, имея на руках планы занятий предыдущих дней. Как настоящий спортсмен и фанат хоккея, Николай весьма неохотно выполнял физические упражнения. Он делал их вяло и без энтузиазма, сказав мне, что не хочет делать то, что ему хорошо известно. Этот урок я запомнил на всю жизнь. Тренер всегда на виду у игроков. И ничто не останется без внимания: то, как вы одеваетесь, ваше физическое и психологическое состояние, и даже ваше настроение. Не только тренер анализирует свои поступки, но они также подвергаются оценке 25-35 контролеров – самих игроков. Вы – пример для подражания и вы должны всегда помнить об этом и вести себя соответствующим образом.

Придет время, когда игроки покинут команду и получат профессию, возможно, никак не связанную с хоккеем, но они никогда не забудут, чему их научил спорт, и всегда будут помнить тренера. Тренер в свою очередь также будет тепло вспоминать своих игроков. Но давайте вернемся назад, к истории первых шагов советского хоккея. Ко второму чемпионату страны по хоккею с шайбой мы были подготовлены куда более тщательно и скрупулезно. В тот год наша армейская дружина смогла завоевать чемпионский титул. Наш коллектив был немногочисленным – всего 11 или 12 игроков, но это были невероятно дружные, мастеровитые и что самое главное смелые ребята. Всеволод Бобров – великолепный бомбардир и лидер команды. Рядом с ним играл выдающийся мастер и замечательный спортсмен Евгений Бабич. Роль центрфорварда звена была отведена мне. Защитные ряды были представлены двумя великими мастерами – тихим и темпераментным Владимиром Никаноровым, который, кстати, был также и известным футбольным вратарем и бесстрашным Александром Виноградовым – великолепный футбольный полузащитник. Также в команде были нападающие Михаил Орехов и Виктор Давыдов, атакующий защитник Владимир Меньшиков и еще один представитель обороны – бесстрашный Владимир Веневцев. С самого начала стражем ворот стал знаменитый вратарь по хоккею с мячом Дмитрий Петров, который смог успешно влиться в новую для него роль без дополнительных тренировок.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск