«Экология»





Название«Экология»
страница1/6
Дата публикации20.01.2015
Размер0.82 Mb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > Туризм > Курсовая
  1   2   3   4   5   6
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра зоологии и экологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Экология»

Петрозаводский государственный университет

Кафедра зоологии и экологии
УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой туризма

Э.Н.Павлова

__________________________

«___» __________________2009 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине ЭКОЛОГИЯ
для специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм

квалификация «Специалист по сервису и туризму»
ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"  рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.
Форма обучения - очная
курс 1
семестр 2
лекции 38 (час.) Экзамен в 2 семестре
Практические (семинарские)
занятия 19 (час.) Зачет в - семестре
Лабораторные занятия - (час.)
Курсовая работа (проект по дисциплине) нет
Количество контрольных работ
Всего часов 57 Самостоятельная работа 43 (час.)
Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС 100 час.

2009 г.

Рабочая учебная программа составлена на основании ГОС ВПО специальности «Социально-культурный сервис и туризм» рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.

Рабочая учебная программа является авторской.

Разработчик: д.б.н., профессор __________ Э.В. Ивантер

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры зоологии и экологии « __» ____________________2009 г. протокол №____

Зав. кафедрой зоологии и экологии д.б.н., профессор ________ Э.В. Ивантер

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры туризма

« __» ____________________2009 г. протокол №____

Зав. кафедрой туризма к.п.н., доцент ____________ Э.Н.Павлова

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Цель дисциплины

Цель преподавания дисциплины - дать основные понятия об экологии и экологических факторах, о здоровье человека и состоянии окружающей среды.

Задачи дисциплины

  • изучить классификацию экологических факторов;

  • изучить факторы риска, их влияние на окружающую среду и здоровье населения;

  • изучить основы экологического законодательства;

  • ознакомить студентов с правовыми основами экономики природопользования;

  • изучить формы и методы предупреждения загрязнения окружающей среды;

  • способствовать формированию у студентов экологического менталитета;

  • показать глобальный характер экологических проблем;

  • показать необходимость участия каждого специалиста в реализации программ экологического воспитания населения;

  • показать студентам эффективность международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды.

Место дисциплины в системе подготовки специалистов

Основной задачей при подготовке специалистов по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» дисциплина «Экология» тесно связана с изучением туристских ресурсов и рационального природопользования. Развитие экологического туризма определено тенденцией Всемирной Туристической Организации (ВТО). Дисциплина рассчитана на подготовку специалистов в области сервиса и туризма.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании курса студент должен знать:

  • определение экологии и классификацию экологических факторов;

  • факторы риска, их влияние на окружающую среду и здоровье населения;

  • основы экологического законодательства;

  • правовыми основами экономики природопользования;

  • формы и методы предупреждения загрязнения окружающей среды.


По окончании курса студент должен уметь:

  • проводить изучение конкретной региональной экологической ситуации и определять пути разрешения наиболее важных экологических проблем;

  • проводить экологическое прогнозирование деятельности человека;

  • организовывать экологическое воспитание и обучение населения

По окончании курса студент должен обладать навыками:

  • определения экологических рисков;

  • определения экономических механизмах охраны окружающей природной среды и природопользования.

Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 230500 (100103) «Социально-культурный сервис и туризм», по дисциплине ЕН.Ф.03 Экология:

ЕН.Ф.03

Экология

Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

100



Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины


Наименование дисциплины

Наименование разделов тем

1. Философия

Материальность мира; основные законы диалектики (единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания, переход количества в качество

2. Культурология

Культура как основа бережного отношения к окружающей среде и природопользованию.

3. Отечественная история

История развития общества в единстве с окружающей природой и использованием природных ресурсов.

4. Правоведение

Конституция и основы Российского законодательства.

7. Математика и информатика

Основы статистики и математической обработки фактического материала.


содержание дисциплины
Тематический план


Номера и названия разделов и тем

Общее количество часов

Очная форма обучения

количество часов аудиторных занятий

количество часов самостоятельной работы

всего аудиторных часов

лекции

практические

1

2

3

4

5

6

Введение. Системные представления об экологии. Фундаментальные свойства живого. Задачи экологии и методы их решения.

4

    2

    2

    -

    2

    Раздел 1. Биосфера и человек












    Тема 1.1. Взаимоотношения организма и среды. Среда обитания, экологические факторы, зона оптимума и пределы выносливость, ограничивающий фактор.

16

    10

    6

    4

    6

Тема 1.2. Популяция, генофонд; возрастная и половая структура; местообитание и экологическая ниша; рождаемость, смертность, репродуктивный потенциал, плотность; сопротивление и емкость среды.


16

    10

    6

    4

    6

Тема 1.3. Экосистема: биотоп, биоценоз, биогеоценоз; трофические уровни; цепи питания, экологические пирамиды, пищевые сети; первичная и вторичная сукцессии; естественные и искусственные экосистемы.

14

    8

    6

    2

    6

Тема 1.4. Основы учения о биосфере (В.И.Вернадский). Возникновение и эволюция биосферы. Баланс энергии. Круговорот вещества в природе. Воздействие человека на биосферу. Ноосфера – сфера разума.

16

    8

    6

    2

    8

Раздел 2. Основы рационального природопользования и экологическое право












Тема 2.1. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

11

    6

    4

    2

    5

Тема 2.2. Основы экономики природопользования. Защитная техника и технологии.

12

    6

    4

    2

    6

Тема 2.3. Основы экологического права. Профессиональная ответственность. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

11

7

4

3

4

ИТОГО

100

48

38

19

43


Содержание лекций

Введение. Системные представления об экологии. Фундаментальные свойства живого. Задачи экологии и методы их решения.

Раздел 1. Биосфера и человек

    1. Взаимоотношения организма и среды. Среда обитания, экологические факторы, зона оптимума и пределы выносливость, ограничивающий фактор.

    2. Популяция, генофонд; возрастная и половая структура; местообитание и экологическая ниша; рождаемость, смертность, репродуктивный потенциал, плотность; сопротивление и емкость среды.

    3. Экосистема: биотоп, биоценоз, биогеоценоз; трофические уровни; цепи питания, экологические пирамиды, пищевые сети; первичная и вторичная сукцессии; естественные и искусственные экосистемы.

    4. Основы учения о биосфере (В.И.Вернадский). Возникновение и эволюция биосферы. Баланс энергии. Круговорот вещества в природе. Воздействие человека на биосферу. Ноосфера – сфера разума.

Раздел 2. Основы рационального природопользования и экологическое право

2.1. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

2.2. Основы экономики природопользования.

2.3. Защитная техника и технологии

2.4. Основы экологического права. Профессиональная ответственность. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Экология» являются лекции и практические занятия. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины практические занятия. Они служат для контроля преподавателем подготовленности студента; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, приобретения опыта устных, публичных выступлений.

Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студент может готовить рефераты по отдельным темам дисциплины.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов является низким, а, главное недолговечным.

Самостоятельную работу по изучению экологии целесообразно начинать с изучения Программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучаемых, ознакомления с разделами и темами в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему, представленную в учебнике, придерживаясь рекомендаций преподавателя, данных в ходе установочных занятий по методике работы над учебным материалом.
Содержание семинарских и практических занятий


  1. Экологические факторы:

  • абиотические (солнечная радиация, влажность, температура, и др.),

  • биотические (внутривидовая и межвидовая конкуренция, нейтрализм, хищничества, симбиоз, комменсализм, мутуализм и др.)

  • антропогенные.

  1. Закономерности взаимоотношений различных групп организмов (популяции, видов и др.) с факторами внешней среды.

  2. Виды сообществ, их влияние на среду обитания.

  3. Баланс энергии. Круговорот вещества в природе.

  4. Нормативная база природопользования.

  5. Экономические методы управления природопользованием в РФ.

  6. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и документы о международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды.


Темы рефератов, докладов, выступлений

  1. Экологические проблемы России.

  2. Экологические аспекты питания населения.

  3. Экологические проблемы загрязнения атмосферного воздуха.

  4. Экологические проблемы загрязнения почвы.

  5. Экологические аспекты природопользования.

  6. Экологические проблемы современного города. Основные законы экологии.

  7. Мероприятия по охране гидросферы от загрязнений.

  8. Свинец как экологический фактор.

  9. Ртуть как экологический фактор.

  10. Асбест как экологический фактор.

  11. Автомобильный транспорт как источник загрязнения окружающей среды.

  12. Экология жилых и общественных зданий.

  13. Экологические аспекты применения пестицидов.

  14. Экологическая характеристика нитритов, нитратов и нитрозосоединений в окружающей среде.

  15. Шум и электромагнитные излучения. Влияние на здоровье населения.

  16. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС.

  17. Транспортный комплекс.

  18. Экосистема города.

  19. Экологические, демографические и экономические проблемы городов.

  20. Экологические аспекты загрязнения окружающей среды радионуклидами.

  21. Воздействие отраслей обрабатывающей промышленности на окружающую среду.

  22. Рациональная утилизация отходов производства. Примеры.

  23. Влияние физических факторов на здоровье населения.

  24. Озоновый экран Земли. Кислотные дожди.

  25. Эволюция биосферы. Концепция ноосферы.

  26. Общая характеристика биосферы.

  27. Живое вещество биосферы.

  28. Баланс энергии и круговорот вещества в природе.

  29. Распределение живых веществ в Мировом океане.

  30. Распределение живых организмов на материках.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Экология» iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
«Экология» iconЧеловек. Экология. Здоровье
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
«Экология» iconЭкология и природопользование
В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета...
«Экология» iconТема: Экология как наука о взаимодействии организмов друг с другом
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
«Экология» iconРабочая программа по учебному предмету «Экология животных»
«Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология....
«Экология» icon«Экология»
По дисциплине «Экология» Для специальности 270102. 65 «Промышленное и гражданское строительство» Форма подготовки очная/заочная
«Экология» iconРабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая...
Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»...
«Экология» iconПрограмма курса "глобальная экология" для студентов, обучающихся...
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
«Экология» icon2 Естественные науки (естествознание) 20. 1 Человек и окружающая...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
«Экология» iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
«Экология» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология...
«Экология» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"...
«Экология» iconРабочая программа Дисциплины «Экология человека»
Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
«Экология» iconБезопасность жизнедеятельности
«Экология», 011600 «Биология», 013500 «Биоэкология», 012300 «Биохимия», направлений 511100 «Экология и природопользование», 510600...
«Экология» icon’’экология’’
В более общем смысле экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания (в...
«Экология» iconЗоопланктон наливного водохранилища-охладителя харанорской грэс (забайкалье):...
Использование в отчётном году акционерным обществом видов энергетических ресурсов 20


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск