Скачать 198.2 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2 Утверждена Рассмотрена на заседании МО Методическим Советом школы начальных классов «____»_____________2013г. Протокол №_________ Директор школы от «____»____________2013г. _______________(Перемитин С.В.) ____________________ Руководитель МО: (Сухоребрик О.В.) «Шахматы» рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для 1 -4 х классов (Срок реализации 4 года, 33 часа) Составила: Кандыба Г. М. учитель начальных классов. Каргасок 2013г. Программа кружка «Шахматы» Пояснительная записка В XXI веке человечеству придется решать ряд сложнейших проблем, вплоть до cохранения жизни на планете. Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального потенциала человечества, ведь недаром хх1 век объявлен ЮНЕСКО веком образования. В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры отмечали философы политические деятели, шахматисты и другие представители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов. Общая характеристика кружка Кружок «Шахматы» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Главная цель внеурочного курса – развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях – от нагляднообразного мышления до комбинаторного, тактического и творческого. Установлено, что наиболее благоприятным для развития мышления ребенка является возрастной период от 7 до 12 лет поэтому наибольший эффект можно получить от преподавания шахмат в начальной школе. Это обстоятельство подчеркивал известный советский педагог В.А. Сухомлинский: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы». Достоинство шахмат как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра. Очень интересную мысль о сути игры высказал И.Рыбин: «Все разнообразие изобретенных человечеством игр – это, в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма игр выполняет ту же функцию, что и все остальное, предназначенное для поощрения к жизненно необходимому поведению». Цель программы: развитие общих интеллектуальных способностей обучающихся через шахматную игру. Задачи программы:
Место в учебном плане Содержание программы разбито на четыре модуля по 34 часа, (33 часа в первый год обучения), из которых можно скомпоновать курс, рассчитанный на преподавание шахмат в течение четырех лет с периодичностью один раз в неделю. Продолжительность занятия – 35 минут в первый год обучения и по 40 минут во второй, третий год обучения, 45 минут в четвертый год обучения. Учителю дается право перераспределять количество часов, отведенное на изучение конкретных тем, а также варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта, подготовленности учащихся, а также от условий работы в данном классе. В программе представлены основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец обучения по каждому модулю. Ценностные ориентиры содержания кружка Шахматы способствуют улучшению вниманию школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребенка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства. Важной задачей для современной начальной школы является развитие наглядно-образного мышления; курс А.З. Зака по развитию наглядно-образного мышления фактически почти целиком построен на материале, практически идентичном шахматам. На шахматном материале очень удобно формировать у младшего школьника рефлексию и определять ее глубину. Обучение младших школьников шахматам дает положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счет комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Установлено, что шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале. Например, обычное поле шахматной доски может рассматриваться как единица шахматного пространства (философский аспект), как элемент множества полей, образующих линию, или как множество, являющееся пересечением других множеств- вертикали, горизонтали и диагонали (теория множеств), как элемент кодирования (информатика) или как точка в системе координат (математика). Это позволяет достичь эффекта, о котором писал еще Д. Максвелл: «Нет лучше способа сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах». Наиболее близкими к шахматам предметом является математика, и в частности геометрия, геометрическая составляющая шахмат особенно сильна. Например, правило квадрата и прием «Треугольник» в пешечном эндшпиле расширяют представления школьника об особенностях использования геометрических фигур в шахматной борьбе. Уже в начале курса сведения об именах линий и полей при изучении темы «Шахматная доска» являются материалом по теме «Кодирование информации» - одной из важнейших в школьном курсе информатики. Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так, как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход – это аргумент в споре двух конфликтующих структур. Шахматы являются также удобным материалом для моделирования различных процессов. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка. Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются: - развитие любознательности и сообразительности; - развитие целеустремленности, внимательности, умения контролировать Свои действия; - развитие навыков сотрудничество со сверстниками; - развитие наглядно-образного мышления и логики. Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь». Содержание программы Модуль I Шахматная доска и фигуры Шахматная доска Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения. Ходы и взятия фигур. Ходы и взятия ладьи, слона ,ферзя, короля и пешки. Ударность И подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра. Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. Запись шахматных ходов Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные Обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант. Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости От ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальнеый перевес, качество. Общие принципы разыгрывания дебюта Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки. Раннее развитие ферзя Дебютные ловушки. К концу изучения модуля I учащиеся должны знать: - шахматную доску и ее структуру; - обозначение полей линий; - ходы и взятия всех фигур, рокировку; - основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, Ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза. Нападение, защита, Три стадии шахматной партии. Развитие и др.); Уметь: - играть партию от начала до конца по шахматным правилам; - записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи; - находить мат в один ход в любых задачах такого типа; - оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса; - планировать, контролировать и оценивать действия соперников; - определять общую цель и пути ее достижения; - решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале. Модуль II Повторение Ходы взятия фигур. Понятие шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий. Защита Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака. Реализация большого материального перевеса Матование одинокого короля ферзем и ладьей, двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция. Эндшпиль Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. - Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв. - Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша. Практическая игра Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок. К концу изучения модуля II учащиеся должны знать: - выигрышные стратегии матования одинокого короля; Уметь: - ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции; - понимать причины своего выигрыша и проигрыша; - сравнивать и анализировать действия других игроков; - разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили. Модуль III Повторение Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндшпили. Тактика в шахматах Тактические приемы и комбинации. Определение комбинации Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое Нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, Завлечение, блокировка. Освобождение пространства, перекрытие «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля – основные идеи комбинации. Комбинации на сочетание идей. Практическая игра К концу изучения модуля III учащиеся должны знать: - основные идеи комбинаций различных типов; Уметь: - осуществлять простейшие комбинации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата. Модуль IV Атака в шахматной партии Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках. Оценка позиции Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное Соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции. Игра в середине партии Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге. Практическая игра К концу изучения модуля IV учащиеся должны знать: - понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии; - слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек в центре, централизацию блокады; уметь: -занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали; - блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур; - использовать базовые понятия. Тематическое планирование Модуль I
Модуль II Повторение (6 ч) Ходы и взятие фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий. Защита (6 ч) Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры. Уход из-под удара, перекрытие линии атаки, Защита атакованной фигуры своей фигурой, контр- атака. Реализация большого материального перевеса (10 ч) Матование одинокого короля ферзем и ладьей, двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ферзем, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция. Эндшпиль (9 ч) Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. Пешечные и ладейные эндшпили. Практическая игра Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок. Модуль III Повторение (3ч ) Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндшпили. Тактика в шахматах и определение комбинации (29 ч) Тактические приемы и комбинации. Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля – основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей. Практическая игра (2ч) Модуль IV Атака в шахматной партии (3 ч) Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках. Оценка позиции (3ч) Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, Развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции. Игра в середине партии (22 ч) Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада, Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге. Практическая игра (6 ч) |
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Библиотечный клуб» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» | Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук» Л. В. Арлашева, Почетный работник общего образования, директор школы, учитель химии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального... | Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления... | ||
Программа внеурочной деятельности Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Данный курс направлен на организацию... | Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» составлена на основе программы, разработанной Павленко Еленой... | ||
Приказ №331-о от «29» августа 2013г. План внеурочной деятельности... План внеурочной деятельности мбоу «Лицей №34» 5-ых классов разработан на основе нормативных документов | Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать... | ||
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки» Программа разработана для занятий с учащимися 2-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями фгос начального... | Программа рассчитана на 66 часов, предполагает равномерное распределение... Программа предназначена для организации внеурочной деятельности общекультурного направления обучающихся 5-6 классов. Предусмотренные... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист» Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,... | «Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности».... Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол... | ||
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Юный эколог» Протокол №1 от «10» августа2014 г. «15» августа 2014 г. Приказ №73/1 от «1» сентября 2014 г | Программа внеурочной деятельности обучающихся по информатике «Творческая... Программа кружка «Творческая мастерская «Создание видеофильма» разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся 5,... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс) Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на... | Программа курса по внеурочной деятельности Азбука содержания животных... Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей... |