СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ №1577
«Утверждаю»
Директор ГБОУ гимназии №1577
_____________ Л.Ю. Корнеева
«30» августа 2013 г.
Программа по дополнительному образованию. Направление физкультурно-спортивное « Шахматы »
Срок реализации программы 3 года
Возраст детей 6 - 16 лет
Учитель
ГБОУ гимназии №1577
Фомичев А.М.
Москва
2013
Пояснительная записка.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности имеют Шахматы.
Цель данной программы – подготовка юного шахматиста-практика. Курс рассчитан на три года.
В первый год обучения идёт знакомство с шахматной доской, ходами фигур, рассматриваются проблемы процесса самой игры. Некоторые занятия направлены на расширение кругозора изучающих шахматы. Ученики знакомятся с историей становления шахматного мастерства, постигают основные приёмы игры, оттачивают своё мастерство на школьных турнирах. Широко используются компьютерные шахматные обучающе-игровые программы, рассчитанные на шахматистов младших классов.
Во второй год обучения программа неразрывно по своей направленности связаны с первым. Её главный лозунг – хорошая подготовка определяет успех в соревновании. Поэтому юные шахматисты учатся играть дебют, знакомятся с принципами игры в дебюте, с конкретными дебютными схемами. Позже происходит знакомство с гамбитами и отрабатываются различные варианты гамбитов. Очень важным моментом является разбор сыгранных учениками на турнирах партий, а также разборы и видео обзоры партий гроссмейстеров.
На третий год обучения работа ведётся как индивидуально, так и путём проведения тренировочных партий и сеансов одновременной игры с тренером. Ещё большее значение уделяется практике, т.е. совместным выездам на турниры, как командные, так и индивидуальные, укреплению командного духа. Анализируется каждая сыгранная партия с серьёзным контролем времени. Разбираются нестандартные ситуации, коих в современной игре великое множество. Применяются игровые и обучающие шахматные компьютерные программы, с их помощью глубже изучается эндшпиль, дебюты и Стратегия игры в середине партии(миттельшпиль)
Главной идеей предлагаемой программы является прежде всего популяризация шахмат, обучение игре не умеющих играть и подготовка шахматистов, увлечённых шахматами и желающих достичь определённых высот.
Учебно-тематический план по программе «Шахматы» по годам обучения.
№
| Тема
| 1 год
| 2 год
| 3 год
|
| История шахмат.
|
|
|
|
| Правила игры, ходы фигур, правила судейства.
|
|
|
|
| Дебюты.
|
|
|
|
| Миттельшпиль
|
|
|
|
| Тактика.
|
|
|
|
| Стратегия.
|
|
|
|
| Эндшпиль.
|
|
|
|
| Практика, участие в турнирах.
|
|
|
|
| Итого
| 72
| 72
| 72
|
Программа шахматного кружка первого года обучения (не умеющие играть).
№
| Тема
| Кол-во часов
|
| Шахматная доска, ходы фигур.
| 2
|
| История шахмат. Чемпионы мира
| 2
|
| Шах, мат, пат, ничья.
| 4
|
| Рокировка, случаи, когда она невозможна.
| 2
|
| Сравнительная сила фигур
| 2
|
| Мат тяжёлыми фигурами.
| 4
|
| Мат лёгкими фигурами
| 4
|
| Решение задач (одноходовки).
| 3
|
| Запись шахматной партии
| 2
|
| Проведение пешки в ферзи. Оппозиция.
| 2
|
| Правило квадрата
| 2
|
| Шахматные поля в центре и на фланге, их особенности
| 2
|
| Понятие о комбинации, тактике.
| 2
|
| Понятие о плане шахматной партии, стратегия.
| 4
|
| Дебют. Открытые, закрытые, полуоткрытые начала.
| 4
|
| Тактические приёмы: вилка, двойной удар, вскрытый шах
| 4
|
| Пешечные окончания.
| 4
|
| Ферзь против пешки
| 4
|
| Ладейные окончания.
| 4
|
| Конкурс решения задач
| 2
|
| Чемпионы мира: Каспаров и Карпов.
| 1
|
| Тренировочные партии, участие в турнирах.
| 12
|
| ИТОГО
| 72
| Второй год обучения.
№
| Тема
| Кол-во часов
|
| Как научиться играть дебют. Представление о принципах игры в дебюте.
| 2
|
| Дебюты. Представление о конкретных дебютных схемах, открытые дебюты. Итальянская партия, защита двух коней.
| 2
|
| Гамбиты. Жертва пешки в дебюте за атаку. Королевский гамбит, шотландский гамбит, гамбит Эванса.
| 2
|
| Тактический приём двойной удар.
| 2
|
| Тактический приём связка.
| 2
|
| Защита от связки.
| 2
|
| Слабость последней горизонтали (первой или восьмой линии).
| 2
|
| Предпоследняя горизонталь. Знакомство с атакой по предпоследней горизонтали. «Мельница». «Обжорный ряд».
| 2
|
| Атака поля f 7 (f 2) в дебюте.
| 2
|
| Свойства пешек. Пешки против королей.
Король против пешек в окончаниях
| 2
|
| Пешечное наступление на позиции короля.
| 2
|
| Путешествие королей в конце партии.
| 2
|
| Отталкивание короля, обход, треугольник
Поля соответствия и поля вторжения.
| 2
|
| Борьба отдалённых проходных пешек против короля.
Правило квадрата. Блуждающий квадрат.
| 2
|
| Борьба короля против пешек. Цугцванг. Вредные пешки и пешки недотроги.
| 2
|
| Борьба пешек против пешек. Пешечный прорыв.
| 2
|
| Переход в пешечные окончания. Понятие оценки позиции при переходе в пешечный эндшпиль.
| 2
|
| Переход в пешечные окончания с отдалённой проходной пешкой.
| 1
|
| Проходная пешка. Отдалённая и защищённая проходная пешка.
| 1
|
| Необычное превращение пешек (не только в ферзя, но и в коня, слона и ладью)
| 2
|
| Борьба пешек против слона
| 2
|
| Борьба пешек против коня. Борьба проходной пешки против коня, борьба центральной пешки против коня
| 2
|
| Борьба пешек против ферзя, блокирование, отталкивание короля «плечом», «лесенка», цугцванг, патовые возможности, борьба ферзя против нескольких пешек, ферзь против пешек на второй (седьмой) горизонтали.
| 2
|
| Борьба пешек против ладьи, борьба разрозненных пешек против ладьи, борьба связанных пешек против ладьи, борьба ладьи с большим количеством пешек
| 4
|
| Борьба слона и пешки против слона
| 2
|
| Борьба коня и пешки против коня
| 2
|
| Бессильные лишние фигуры. Способ защиты в окончаниях при перевесе противника.
| 2
|
| Ладейные окончания. Построение «моста», позиция Филидора.
| 2
|
| Ладейные окончания. Борьба в ситуациях: ладья и две пешки против ладьи, «бешеная» ладья
| 1
|
| Ладейные окончания. Многопешечные ладейные окончания.
Активность ладьи – залог успеха.
| 2
|
| Как поставить мат слоном и конём. Составление плана действий
| 2
|
| Разбор партий гроссмейстеров: Каспарова, Карпова.
Творчество Ботвинника, Таля
| 2
|
| Участие в турнирах.
| 9
|
| ИТОГО
| 72
| Третий год обучения.
№
| Тема
| Кол-во часов
|
| История шахмат и шахматных соревнований.
| 1
|
| Типы шахматных соревнований. Судейство.
Правила игры в быстрые шахматы.
| 2
|
| Повторение. Как играть дебют? Идеи дебюта, план игры.
| 2
|
| Шахматы и математика. Шахматные соревнования по круговой системе
| 2
|
| Теория шахмат. Виды преимущества.
Реализация материального перевеса.
| 2
|
| Теория тактики. Жертва. Старинные задачи на жертву
| 2
|
| Теория тактики. Приёмы нападения. Одиночные нападения: шах, связка, линейный удар. Двойные нападения: двойной удар и рентгеновский удар.
Комбинационные нападения. Вскрытый и двойной шах, контрудар, линейный удар
| 2
|
| Приём нападения – связка.
| 2
|
| Методы избавления от связки.
| 2
|
| Теория тактики. Двойной удар.
| 2
|
| Теория тактики. Рентгеновский удар. Открытое нападение
| 2
|
| Теория тактики. Вскрытый и двойной шах.
Как решать шахматные задачи.
| 2
|
| Шахматная композиция. Задачи и этюды
| 2
|
| Контрудар и промежуточный ход. Церковь и шахматы.
| 2
|
| Классификация комбинаций. Простые комбинации.
| 2
|
| Комбинационные удары: уничтожение и отвлечение защитника.
Шахматы на Руси.
| 2
|
| Комбинационные удары: завлечение и перекрытие
| 2
|
| Освобождение пространства и блокировка.
| 2
|
| Комбинационные удары: вскрытие линий и захват поля
| 2
|
| Игра на очки. Угадай ход мастера.
| 3
|
| Теория тактики. Тематические комбинации
| 1
|
| Пешечные комбинации. Пешечный таран и тычки
| 2
|
| Пешечный клин.
| 2
|
| Атака по крайней вертикали.
| 2
|
| Тематические комбинации. Приём разрушения прикрытия короля.
| 2
|
| Конь и его свойства
| 2
|
| Виды ничьих.
| 2
|
| Классификация приёмов защиты. Крепость и запирание.
| 2
|
| Ладейные приёмы и комбинации.
| 2
|
| Изучение творчества Каспарова, Карпова.
| 2
|
| Теория дебютов. Французская защита. Вариант Мак - Кетчона.
| 2
|
| Сицилианская защита. Вариант дракона. Шевенингенский, Созина
| 3
|
| Участие в турнирах
| 8
|
| ИТОГО
| 72
| ЛИТЕРАТУРА
1. В.И. Мульдияров. Шахматы. Уроки мудрой игры. «Феникс», 2005
2. История матчей за звание чемпиона мира по шахматам. Автор-составитель В.Н. Пак. М., АСТ.
3. Н. Калиниченко. Не ошибись в дебюте. Олимпия-пресс. Москва, 2005
4. М.В. Блох. Комбинационные мотивы. Москва, 200
5. А. Завьялов. Дебютные ловушки. Москва, 2005
6. В. Костров «В какую силу я играю?» Литера-СПБ, 2003
7. В.Костров, П.Рожков «1000 шахматных задач» Литера-СПБ, 2006
8. Г.Чепукайтис «Спринт на шахматной доске. Как победить в блице?» Russian Chess House,2010
9. Учебник Эндшпиля Марка Дворецкого. Харьков: Факт, 2006 -------------------------------------------------------------------------------- Игровые Обучающие Программы:
1. Динозавры учат Шахматам ООО ДАЙВ, 2012 Chesassistant
2. Большое Шахматное Путешествие в 2-х частях МедиаХауз, 2005 Terzio
3. Шахматная Тактика для начинающих в двух частях + Стратегия ООО Дайв, 2005 4. Шахматные Дебюты. Теория и Практика. ООО ДАЙВ, 2010 5. Энциклопедия шахматных окончаний. ООО ДАЙВ, 1999-2008 6. Шахматы в сказках ООО ДАЙВ 2005 |