Программа «Изучай свою малую Родину»





НазваниеПрограмма «Изучай свою малую Родину»
страница1/4
Дата публикации26.04.2015
Размер0.56 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4


Пояснительная записка
Экологическое воспитание учащихся как качество личности должно формироваться в процессе непрерывного экологического образования и воспитания. Дополнительному образованию сегодня определяется особая роль в совершенствовании направлений деятельности образовательных систем.

В Министерстве Ставропольского края была разработана концепция о непрерывном экологическом образовании, на основе которой создана Эколого-биологическая образовательная программа «Изучай свою малую Родину».

Бесспорная актуальность настоящего курса заключается в том, что современное экологическое образование реализует потребности общества в решении проблемы выживания, охраны природной среды, а также ориентирует на созидание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации. Под экологическим образованием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности

Программа «Изучай свою малую Родину» дает возможность ребятам среднего и старшего школьного возраста продолжить знакомство с проблемами экологии в своем регионе в рамках занятий Станции юных натуралистов и уже сейчас приступить к осуществлению природоохранной деятельности.

Новизна данной программы состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая дает возможность обучающимся дополнить и углубить базовые знания общеобразовательных школ по предметам естественного цикла. Кроме того, реализация данной программы позволяет улучшить связи образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования с предметами базисного учебного плана в станции юных натуралистов.

Цели программы: сформировать у ребят системное представление о территории проживания ( как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации), а так же развить представления о регионе, как сложном динамически развивающемся эколого-географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение личности.

Реализация целей в данной образовательной программе опирается на несколько ключевых методологических принципов ее построения:

- принцип научности, который обеспечивает познавательное отношение к окружающей среде. Он включает необходимое рассмотрение естественнонаучных, социологических, технологических концепций и теорий, их интеграцию при решении актуальных экологических проблем. Большая часть программного материала посвящена ознакомлению и анализу исторических модификаций постановки экологических проблем и вариантов их решения. Поэтому существенный объем курса связан с выявлением экологических проблем своего региона.

- деятельностный принцип, который формирует познавательные и практические умения экологического плана, развивает волевые и творческие качества обучающихся;

- междисциплинарный принцип, который заключается в обеспечении связи между различными внутренними разделами краеведения, а также формировании межпредметного взаимодействия во всем комплексе современных естественнонаучных дисциплин и гуманитарного знания.

- принцип личностно ориентированного образования, нацелен на воспитание позитивных качеств личности, становящейся в условиях новой экологической культуры.

Для достижения основной цели программы необходимо поставить и решить следующие задачи.
Воспитательные:

- формирование целостной личности, развивающейся в идеалах гармонии природы и цивилизации;

- формирование эколого-ориентированной системы ценностей и экологической ответственности личности.

Обучающие:

- становление системы специальных представлений в области краеведения и охраны окружающей среды;

- обучение методам практической экологической работы по мониторингу и оценке состояния окружающей среды;

- обучение методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации, методологии и структурирования исследовательской деятельности.

Развивающие:

- развитие общих естественнонаучных представлений об окружающем мире, а также расширение понимания междисциплинарных связей науки и гуманитарного знания;

- развитие социальных, коммуникативных качеств школьников

- развитие навыков практической работы в природной среде.

Данная программа рассчитана на 306 часов, для учащихся 7-9 классов. Программа эколого-биологической программы «Изучай свою малую Родину» рекомендуется для учащихся 7кл. (1 год обучения), 8 кл. (2 год обучения), 9 кл. (3 год обучения) классов. В программе представлены практические работы и экскурсии.

Ожидаемые результаты.
Реализация программы «Изучай свою малую Родину!» в полном объеме предполагает:

- экологически грамотное поведение детей в окружающей среде;

- наличие у детей интереса к своей малой Родине;

- расширение кругозора у воспитанников;

- успешная адаптация к условиям жизни в обществе.

Полученные результаты призваны обеспечить преемственность географического, биологического и экологического образования на разных ступенях школы.

Программа вариативна. Педагог имеет право корректировать учебно-тематические планы, находится в постоянном поиске новых сочетаний форм и методов организации работы в рамках данной программы, для чего систематически знакомится с новинками периодической печати и издательской продукции.

Региональный компонент дает возможность отразить специфику природы Ставрополья. Региональное содержание программы разработано с учетом исторического прошлого, как динамичном субъекте Российской федерации.

При разработке программы был использован общероссийский и региональный опыт работы по вопросам формирования экологического мирровозрения Сотниковой Н.Н., Гниловского В.Г., Румыниной Н.С., Савельевой В.В., Б.Л. Годзевича, В.А. Шальнева, Алексеева С.В.

Классификационная характеристика программы:

- по уровню применения – развивающая;

- по философской основе – гуманистическая;

- по ведущему фактору психического развития – социальная;

- по характеру содержания – общеразвивающая;

- по подходу к обучающему – личностно- ориентированная;

- по преобладающему методу – проблемно-поисковая

Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в четком соответствии поставленных задач и образовательных результатов, коррелирующих с уровнем освоения материала.

Знания и практические умения, приобретенные обучающимися в ходе выполнения наблюдений, реферативных, практических, лабораторных работ, создании слайд-фильмов могут впоследствии использоваться в различных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научно-исследовательской работе. Программа дает возможность поступления в ВУЗы на факультеты экологического профиля, и, несомненно, может сыграть важную роль в деле формирования экологической культуры учащихся.
Содержание эколого – биологической программы

«Изучай свою малую Родину» 1-й год обучения (7-й класс)
Данная программа состоит из 4 разделов:
I раздел: Историко – географические особенности Ставропольского края, своей местности (9 часов).

Вводное занятие. Географический адрес Ставропольского края как субъекта Российской Федерации. Особенности физико - географического расположения Труновского района, своего населенного пункта.
II раздел: Эколого-географические особенности природы своей местности

(66 часов).

Характеристика рельефа. Горные породы, слагающие земную кору. Абсолютные и относительные высоты. Хозяйственная оценка рельефа и полезных ископаемых. Антропогенный рельеф. Климатические особенности местности. Характеристика сезонов. Элементы погоды. Описание погоды. Прогноз погоды. Синоптические карты. Экскурсия на кафедру ГИС и картографии СГУ. Встреча с профессором кафедры В.А.Александровым. Климат и человек. Неблагоприятные климатические явления. Водные ресурсы. Состав, распределение. Общая характеристика рек. Река и ее элементы на примере реки Ташла. Изучение истока, русла, устья и речной долины реки Ташла. Определение скорости течения реки, расход воды. Выявление экологических проблем рек.
III раздел: Окружающая среда и здоровье человека (16 часов).

Здоровье человека и среда обитания. Пути предотвращения загрязнения водных объектов. Экологический десант «День воды». Конго-крымская геморрагическая лихорадка. Экологическая акция, посвященная Дню Земли.
IV раздел: Калейдоскоп проектов (11часов).

Завершение работы над исследовательским проектом. Общешкольная конференция научно-исследовательских работ. Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, туристско – краеведческого движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»). Подведение итогов работы. Определение тем будущих проектов.
В ходе обучения по эколого – биологической программе «Изучай свою малую Родину» на 1-м году обучения, члены кружка должны:

I. НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ:

  1. Ставропольский край на мировых картах, глобусе,

  2. Тип земной коры в основании Ставропольского края,

  3. Сейсмически опасные территории, крупные формы рельефа края,

  4. Полезные ископаемые Ставрополья,

  5. Климатический пояс и область,

  6. Факторы формирования климата,

  7. Крупные реки края,

  8. Природные ресурсы,

  9. Крупные города,

  10. Этнические группы населения,

  11. Названия сельских национальных поселений,

  12. Экологические проблемы края.


II. ОПРЕДЕЛЯТЬ И (ИЛИ) ИЗМЕРЯТЬ:

1. Географическую информацию о крае по общегеографическим и тематическим картам (строение земной коры, полезные ископаемые, почвы, климатические показатели, плотность населения и др.);

2. Расстояния в километрах и градусах от г. Ставрополя и своего населённого пункта до экватора, полюсов, до Кавказских гор и г. Эльбрус, крайние точки края и их координаты.
III. ОПИСЫВАТЬ:

1. Речные системы крупных рек края и своего населённого пункта,

  1. Природные комплексы края по выбору, не менее двух,

3. Отдельные компоненты природных комплексов,

4. Особенности быта различных этнических групп населения по выбору.


  1. ОБЪЯСНЯТЬ:

1. Размещение полезных ископаемых в зависимости от геологи­ческих структур,

2.Особенности и разнообразие компонентов природы в крае,

3. Процессы, происходящие в различных геосферах,

4. Причины экологических проблем,

5. Особенности национального состава в крае.


  1. ОЦЕНИВАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ:

1. Изменения рельефа края,

2. Эрозионные процессы на территории края,

3. Изменения климата,

4. Природные богатства и природные условия как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей.


Содержание эколого – биологической программы

«Изучай свою малую Родину» 2-й год обучения (8-й класс)

Данная программа состоит из 4 разделов:
I раздел: Историко – географические особенности Ставропольского края, своей местности (11 часов).

Вводное занятие «Строим город Экоград». Построение модели экологически чистого города Экограда. Определение целей и задач на новый учебный год. История исследования, освоения и заселения Ставропольского края. История появления на карте Ставропольского края своего населенного пункта. Экскурсия в музей села Безопасного.
II раздел: Эколого-географические особенности природы своей местности

(40 часов).

Озера, их происхождение, общая характеристика. Экскурсия на озеро Соленое. Изучение химических свойств воды озера Соленое. Почвы – одно из важнейших природных богатств. Изучение механического и органического состава почв. Почвенный профиль, его особенности. Экологические проблемы почв. Экскурсия на поля с/х предприятий «Рисовые чеки» к-за им. Ворошилова. Растительный и животный мир степей. Видовой состав растительного мира.
III раздел: Окружающая среда и здоровье человека (35 часов).

Здоровье человека и среда обитания. Нозогеография. Качество и состав питьевой воды. Качество и состав воды родников. Основные источники воды водоемов. Экологический десант «День воды». Источники загрязнения почв (минеральные и органические удобрения, бытовой мусор). Определение нитратов в почвенных образцах. Почвы и здоровье человека (гельминты, палочка Коха и другие возбудители болезней человека).
IV раздел: Калейдоскоп проектов (16часов).

Завершение работы над исследовательским проектом. Общешкольная конференция научно-исследовательских работ. Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, туристско –краеведческом движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»). Подведение итогов работы. Определение тем будущих проектов.
В ходе прохождения эколого – биологической программы «Изучай свою малую Родину» на 2-м году обучения, члены кружка должны:
I. НАЗЫВАТЬ И (ИЛИ) ПОКАЗЫВАТЬ:

1. Основные формы рельефа края,

2. Тектонические структуры и состав горных пород края,

3. Стихийные явления, связанные с внутренними и внешними про­цессами в крае,

4. Тип климата, погоды на территории края и их признаки,

5. Стихийные климатические явления края,

6. Водные ресурсы края,

7. Редкие и исчезающие виды животных и растений в Ставрополь­ском крае.
II. ОПРЕДЕЛЯТЬ И (ИЛИ) ИЗМЕРЯТЬ:

  1. Расстояния по картам Ставропольского края по масштабу и градусной сетке,

  2. Коэффициент увлажнения,

  3. Суммарную солнечную радиацию в разных частях края,

  4. Поясное время,

  5. Расход воды в реках своего населённого пункта и её качествен­ный состав,

  6. По приборам в своей местности атмосферное давление, темпе­ратуру, количество осадков, направления по картам Ставропольского края и компасу.

III. ОПИСЫВАТЬ:

  1. Погоду своей местности,

  2. Геологическое обнажение своей местности,

  3. Особенности быта и традиции народов, проживающих на тер­ритории края,

  4. Ландшафты своего населённого пункта, края (по репродукциям картин, фотографиям).


IV. ОБЪЯСНЯТЬ:

  1. Связь между тектоническим строением края и его рельефом,

  2. Особенности климата в крае,

  3. Зависимость речной сети от климата в крае,

  4. Закономерности в изменении почв,

  5. Наличие в крае зональных и азональных типов почв.




  1. ОЦЕНИВАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ:

    1. Развитие эрозионных процессов,

    2. Тенденцию изменения плодородия почв в крае,

    3. Изменение видового состава растительности и животного мира в крае,

    4. Состояние и использование водных, минеральных, биологичес­ких ресурсов края.



Содержание эколого – биологической программы

«Изучай свою малую Родину» 3-й год обучения (9-й класс)
Данная программа состоит из 4 разделов:
I раздел: Историко – географические особенности Ставропольского края, своей местности (8 часов).

Вводное занятие. Особенности географического положения Ставропольского края, своего населенного пункта. История исследования, освоения и заселения Ставропольского края. Этапы изучения учеными Ставропольского края. Методы исследовательской работы, источники информации.
II раздел: Эколого-географические особенности природы своей местности

(33 часа).

Видовой состав растительного мира. Промыслово-охотничьи ресурсы. Изучение близлежащих ботанических зоологических заказников (озеро Соленое, Лесная дача). Флора и фауна водоемов (на примере реки Ташла и озера Вшивое). Изменение видового состава органического мира в результате хозяйственной деятельности человека. Типичные ландшафты своей местности. Экологические проблемы с. Безопасного.
III раздел: Окружающая среда и здоровье человека (45 часов).

Здоровье человека и среда обитания. Нозогеография. Источники загрязнения атмосферы. Составление диагностической карты. Загрязнение воздушного бассейна автомобильным транспортом (исследование автотрассы «Ростов-Баку») Запыленность воздуха (исследование степени запыленности школьных кабинетов). Пути решения экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы. Животные, являющиеся переносчиками заболеваний, опасных для здоровья человека. Конго-крымская геморрагическая лихорадка. Птичий грипп. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Экологическая акция, посвященная Дню Земли. Экологическая акция «Посади дерево». Экологическая акция «Чистый водоем».
IV раздел: Калейдоскоп проектов (16час).

Завершение работы над исследовательским проектом. Общешкольная конференция научно-исследовательских работ. Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, туристско – краеведческого движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»). Подведение итогов работы.
В ходе прохождения эколого – биологической программы «Изучай свою малую Родину» на 3-м году обучения, члены кружка должны:
I. НАЗЫВАТЬ И (ИЛИ) ПОКАЗЫВАТЬ:

  1. Положение края на административной карте России, Северо-Кавказский (южный) федеральный округ,

  2. Экономико-географические районы края,

  3. Отрасли хозяйства,

  4. Административные районы Ставропольского края и их центры, города: крупные, большие, средние, малые, народы Ставрополья и ареалы их расселения, религии народов края,

  5. Районы края с повышенной плотностью населения, территории взаимопроникновения и взаимообогащения культур,

  6. Промышленные и транспортные центры в крае, примеры рационального и нерационального размещения произ­водства в крае,

  7. Соседние административные регионы: Ростовская обл., Красно­дарский край, Калмыкия, Дагестан. Чеченская республика, Карача­ево-Черкесская республика, Северная Осетия, Кабардино-Балкария.

II. ОПРЕДЕЛЯТЬ И (ИЛИ) ИЗМЕРЯТЬ:

  1. Динамику рождаемости, смертности, численности населения, естественный и механический прирост населения края,

  2. Отрасли специализации края, своего района, города, общие тенденции развития хозяйства края, района, своего на­селённого пункта,

  3. Условия возникновения и развития рекреационных зон в крае,

  4. Функции городов на Ставрополье,

  5. Обеспеченность экономики края природными ресурсами.

III. ОПИСЫВАТЬ:

  1. Экономико-географическое положение края,

  2. Промышленные, сельскохозяйственные предприятия, транспор­тный узел,

  3. Рекреационный район по плану комплексной характери­стики предприятия,

  4. Один из промышленных центров Ставропольского края,

  5. Технологический процесс предприятия по выбору учащегося.

IV. ОБЪЯСНЯТЬ:

  1. Причины изменения экономико-географического положения края,

  2. Специализацию хозяйства Ставропольского края,

  3. Причины изменения показателей естественного и механическо­го движения населения в крае,

  4. Зависимость состава и структуры трудовых ресурсов от миг­рации населения, специализацию экономико-географических и административных районов в крае,

  5. Причины образования и развития разных типов поселений,

  6. Изменение пропорций между производственной и непроизвод­ственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью в структуре хозяйства края.

V. ОЦЕНИВАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ:

  1. Динамику численности населения края, миграции и естественное

движение населения,

  1. Особенности занятости населения, миграционные процессы в крае,

  2. Перспективы развития зон отдыха и туризма в Ставропольском крае,

  3. Изменения экологической ситуации в крае.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Изучай свою малую Родину» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: включение школьников в активное освоение системы олимпийский ценностей, формирование коммуникативной культуры учащихся, воспитание...
Программа «Изучай свою малую Родину» iconУрок кубановедения в 3 классе по теме: «Кубанский фольклор»
...
Программа «Изучай свою малую Родину» iconПлан воспитательной работы мбоу сош №64 на 2013-2014 учебный год
Продолжить работу над проблемой: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными...
Программа «Изучай свою малую Родину» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс литературного краеведения позволяет, с моей точки зрения, живо прикоснуться к прошлому родной земли, осознать свои корни, прочувствовать...
Программа «Изучай свою малую Родину» iconРабочая программа Бюрчиева Владимира Адыковича по учебному предмету...
Согласно Федеральному базисному плану общего среднего образования учебный план должен включать региональный компонент, содержащий...
Программа «Изучай свою малую Родину» iconЛюбим ли мы свой музей?
Ловозерском музее, проведенный заведующей Галиной Александровной Кулинченко и учителем истории и обществоведения Светланой Юрьевной...
Программа «Изучай свою малую Родину» iconПраздник Белых Журавлей
Цель: Воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину, русский народ
Программа «Изучай свою малую Родину» iconКонкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация...
Ведь шукшинский юбилей – очень хороший повод привести в порядок свой двор, свой дом, свою душу» (Александр Карлин, губернатор Алтайского...
Программа «Изучай свою малую Родину» iconЖемчужина Верхней Вычегды Помоздино / Край, где мы живем/ Черпаем мудрость из прошлого…
Значит, из истории. В первую очередь – из истории своей малой родины. Настоящий патриот – не тот, кто «бряцает» оружием и кричит...
Программа «Изучай свою малую Родину» iconУрока: Мая малая родина
Воспитание любви к родному краю; привитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину
Программа «Изучай свою малую Родину» iconЗадача: Расширять кругозор учащихся, воспитывать патриотизм и гордость...
Цель: Довести до сознания детей мысль о том, что нашему государству часто приходится защищать свою землю от врагов, поэтому дело...
Программа «Изучай свою малую Родину» iconНа какого сказочного персонажа я хотел бы быть похож?
В четвертых, Иван показал себя смелым юношей, готовым на подвиги за свою Родину. Родина для человека как мама, её нужно любить и...
Программа «Изучай свою малую Родину» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить с историей праздника; привить чувство патриотизма и гордости за свою Родину
Программа «Изучай свою малую Родину» iconТема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь...
«Человек, лишен­ный святого сыновнего чувства к отчему краю, не способен по-настоящему любить свою Родину, свою Отчизну. Ведь само...
Программа «Изучай свою малую Родину» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? ( Чувство торжества, гордости за свою Родину. )
Программа «Изучай свою малую Родину» iconКонспект урока по русскому языку правописание приставок. Малая родина....
«Человек, лишен­ный святого сыновнего чувства к отчему краю, не способен по-настоящему любить свою Родину, свою Отчизну. Ведь само...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск