Скачать 0.56 Mb.
|
Пояснительная записка Экологическое воспитание учащихся как качество личности должно формироваться в процессе непрерывного экологического образования и воспитания. Дополнительному образованию сегодня определяется особая роль в совершенствовании направлений деятельности образовательных систем. В Министерстве Ставропольского края была разработана концепция о непрерывном экологическом образовании, на основе которой создана Эколого-биологическая образовательная программа «Изучай свою малую Родину». Бесспорная актуальность настоящего курса заключается в том, что современное экологическое образование реализует потребности общества в решении проблемы выживания, охраны природной среды, а также ориентирует на созидание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации. Под экологическим образованием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности Программа «Изучай свою малую Родину» дает возможность ребятам среднего и старшего школьного возраста продолжить знакомство с проблемами экологии в своем регионе в рамках занятий Станции юных натуралистов и уже сейчас приступить к осуществлению природоохранной деятельности. Новизна данной программы состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая дает возможность обучающимся дополнить и углубить базовые знания общеобразовательных школ по предметам естественного цикла. Кроме того, реализация данной программы позволяет улучшить связи образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования с предметами базисного учебного плана в станции юных натуралистов. Цели программы: сформировать у ребят системное представление о территории проживания ( как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации), а так же развить представления о регионе, как сложном динамически развивающемся эколого-географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение личности. Реализация целей в данной образовательной программе опирается на несколько ключевых методологических принципов ее построения: - принцип научности, который обеспечивает познавательное отношение к окружающей среде. Он включает необходимое рассмотрение естественнонаучных, социологических, технологических концепций и теорий, их интеграцию при решении актуальных экологических проблем. Большая часть программного материала посвящена ознакомлению и анализу исторических модификаций постановки экологических проблем и вариантов их решения. Поэтому существенный объем курса связан с выявлением экологических проблем своего региона. - деятельностный принцип, который формирует познавательные и практические умения экологического плана, развивает волевые и творческие качества обучающихся; - междисциплинарный принцип, который заключается в обеспечении связи между различными внутренними разделами краеведения, а также формировании межпредметного взаимодействия во всем комплексе современных естественнонаучных дисциплин и гуманитарного знания. - принцип личностно ориентированного образования, нацелен на воспитание позитивных качеств личности, становящейся в условиях новой экологической культуры. Для достижения основной цели программы необходимо поставить и решить следующие задачи. Воспитательные: - формирование целостной личности, развивающейся в идеалах гармонии природы и цивилизации; - формирование эколого-ориентированной системы ценностей и экологической ответственности личности. Обучающие: - становление системы специальных представлений в области краеведения и охраны окружающей среды; - обучение методам практической экологической работы по мониторингу и оценке состояния окружающей среды; - обучение методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации, методологии и структурирования исследовательской деятельности. Развивающие: - развитие общих естественнонаучных представлений об окружающем мире, а также расширение понимания междисциплинарных связей науки и гуманитарного знания; - развитие социальных, коммуникативных качеств школьников - развитие навыков практической работы в природной среде. Данная программа рассчитана на 306 часов, для учащихся 7-9 классов. Программа эколого-биологической программы «Изучай свою малую Родину» рекомендуется для учащихся 7кл. (1 год обучения), 8 кл. (2 год обучения), 9 кл. (3 год обучения) классов. В программе представлены практические работы и экскурсии. Ожидаемые результаты. Реализация программы «Изучай свою малую Родину!» в полном объеме предполагает: - экологически грамотное поведение детей в окружающей среде; - наличие у детей интереса к своей малой Родине; - расширение кругозора у воспитанников; - успешная адаптация к условиям жизни в обществе. Полученные результаты призваны обеспечить преемственность географического, биологического и экологического образования на разных ступенях школы. Программа вариативна. Педагог имеет право корректировать учебно-тематические планы, находится в постоянном поиске новых сочетаний форм и методов организации работы в рамках данной программы, для чего систематически знакомится с новинками периодической печати и издательской продукции. Региональный компонент дает возможность отразить специфику природы Ставрополья. Региональное содержание программы разработано с учетом исторического прошлого, как динамичном субъекте Российской федерации. При разработке программы был использован общероссийский и региональный опыт работы по вопросам формирования экологического мирровозрения Сотниковой Н.Н., Гниловского В.Г., Румыниной Н.С., Савельевой В.В., Б.Л. Годзевича, В.А. Шальнева, Алексеева С.В. Классификационная характеристика программы: - по уровню применения – развивающая; - по философской основе – гуманистическая; - по ведущему фактору психического развития – социальная; - по характеру содержания – общеразвивающая; - по подходу к обучающему – личностно- ориентированная; - по преобладающему методу – проблемно-поисковая Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в четком соответствии поставленных задач и образовательных результатов, коррелирующих с уровнем освоения материала. Знания и практические умения, приобретенные обучающимися в ходе выполнения наблюдений, реферативных, практических, лабораторных работ, создании слайд-фильмов могут впоследствии использоваться в различных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научно-исследовательской работе. Программа дает возможность поступления в ВУЗы на факультеты экологического профиля, и, несомненно, может сыграть важную роль в деле формирования экологической культуры учащихся. Содержание эколого – биологической программы «Изучай свою малую Родину» 1-й год обучения (7-й класс) Данная программа состоит из 4 разделов: I раздел: Историко – географические особенности Ставропольского края, своей местности (9 часов). Вводное занятие. Географический адрес Ставропольского края как субъекта Российской Федерации. Особенности физико - географического расположения Труновского района, своего населенного пункта. II раздел: Эколого-географические особенности природы своей местности (66 часов). Характеристика рельефа. Горные породы, слагающие земную кору. Абсолютные и относительные высоты. Хозяйственная оценка рельефа и полезных ископаемых. Антропогенный рельеф. Климатические особенности местности. Характеристика сезонов. Элементы погоды. Описание погоды. Прогноз погоды. Синоптические карты. Экскурсия на кафедру ГИС и картографии СГУ. Встреча с профессором кафедры В.А.Александровым. Климат и человек. Неблагоприятные климатические явления. Водные ресурсы. Состав, распределение. Общая характеристика рек. Река и ее элементы на примере реки Ташла. Изучение истока, русла, устья и речной долины реки Ташла. Определение скорости течения реки, расход воды. Выявление экологических проблем рек. III раздел: Окружающая среда и здоровье человека (16 часов). Здоровье человека и среда обитания. Пути предотвращения загрязнения водных объектов. Экологический десант «День воды». Конго-крымская геморрагическая лихорадка. Экологическая акция, посвященная Дню Земли. IV раздел: Калейдоскоп проектов (11часов). Завершение работы над исследовательским проектом. Общешкольная конференция научно-исследовательских работ. Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, туристско – краеведческого движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»). Подведение итогов работы. Определение тем будущих проектов. В ходе обучения по эколого – биологической программе «Изучай свою малую Родину» на 1-м году обучения, члены кружка должны: I. НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ:
II. ОПРЕДЕЛЯТЬ И (ИЛИ) ИЗМЕРЯТЬ: 1. Географическую информацию о крае по общегеографическим и тематическим картам (строение земной коры, полезные ископаемые, почвы, климатические показатели, плотность населения и др.); 2. Расстояния в километрах и градусах от г. Ставрополя и своего населённого пункта до экватора, полюсов, до Кавказских гор и г. Эльбрус, крайние точки края и их координаты. III. ОПИСЫВАТЬ: 1. Речные системы крупных рек края и своего населённого пункта,
3. Отдельные компоненты природных комплексов, 4. Особенности быта различных этнических групп населения по выбору.
1. Размещение полезных ископаемых в зависимости от геологических структур, 2.Особенности и разнообразие компонентов природы в крае, 3. Процессы, происходящие в различных геосферах, 4. Причины экологических проблем, 5. Особенности национального состава в крае.
1. Изменения рельефа края, 2. Эрозионные процессы на территории края, 3. Изменения климата, 4. Природные богатства и природные условия как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей. Содержание эколого – биологической программы «Изучай свою малую Родину» 2-й год обучения (8-й класс) Данная программа состоит из 4 разделов: I раздел: Историко – географические особенности Ставропольского края, своей местности (11 часов). Вводное занятие «Строим город Экоград». Построение модели экологически чистого города Экограда. Определение целей и задач на новый учебный год. История исследования, освоения и заселения Ставропольского края. История появления на карте Ставропольского края своего населенного пункта. Экскурсия в музей села Безопасного. II раздел: Эколого-географические особенности природы своей местности (40 часов). Озера, их происхождение, общая характеристика. Экскурсия на озеро Соленое. Изучение химических свойств воды озера Соленое. Почвы – одно из важнейших природных богатств. Изучение механического и органического состава почв. Почвенный профиль, его особенности. Экологические проблемы почв. Экскурсия на поля с/х предприятий «Рисовые чеки» к-за им. Ворошилова. Растительный и животный мир степей. Видовой состав растительного мира. III раздел: Окружающая среда и здоровье человека (35 часов). Здоровье человека и среда обитания. Нозогеография. Качество и состав питьевой воды. Качество и состав воды родников. Основные источники воды водоемов. Экологический десант «День воды». Источники загрязнения почв (минеральные и органические удобрения, бытовой мусор). Определение нитратов в почвенных образцах. Почвы и здоровье человека (гельминты, палочка Коха и другие возбудители болезней человека). IV раздел: Калейдоскоп проектов (16часов). Завершение работы над исследовательским проектом. Общешкольная конференция научно-исследовательских работ. Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, туристско –краеведческом движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»). Подведение итогов работы. Определение тем будущих проектов. В ходе прохождения эколого – биологической программы «Изучай свою малую Родину» на 2-м году обучения, члены кружка должны: I. НАЗЫВАТЬ И (ИЛИ) ПОКАЗЫВАТЬ: 1. Основные формы рельефа края, 2. Тектонические структуры и состав горных пород края, 3. Стихийные явления, связанные с внутренними и внешними процессами в крае, 4. Тип климата, погоды на территории края и их признаки, 5. Стихийные климатические явления края, 6. Водные ресурсы края, 7. Редкие и исчезающие виды животных и растений в Ставропольском крае. II. ОПРЕДЕЛЯТЬ И (ИЛИ) ИЗМЕРЯТЬ:
III. ОПИСЫВАТЬ:
IV. ОБЪЯСНЯТЬ:
Содержание эколого – биологической программы «Изучай свою малую Родину» 3-й год обучения (9-й класс) Данная программа состоит из 4 разделов: I раздел: Историко – географические особенности Ставропольского края, своей местности (8 часов). Вводное занятие. Особенности географического положения Ставропольского края, своего населенного пункта. История исследования, освоения и заселения Ставропольского края. Этапы изучения учеными Ставропольского края. Методы исследовательской работы, источники информации. II раздел: Эколого-географические особенности природы своей местности (33 часа). Видовой состав растительного мира. Промыслово-охотничьи ресурсы. Изучение близлежащих ботанических зоологических заказников (озеро Соленое, Лесная дача). Флора и фауна водоемов (на примере реки Ташла и озера Вшивое). Изменение видового состава органического мира в результате хозяйственной деятельности человека. Типичные ландшафты своей местности. Экологические проблемы с. Безопасного. III раздел: Окружающая среда и здоровье человека (45 часов). Здоровье человека и среда обитания. Нозогеография. Источники загрязнения атмосферы. Составление диагностической карты. Загрязнение воздушного бассейна автомобильным транспортом (исследование автотрассы «Ростов-Баку») Запыленность воздуха (исследование степени запыленности школьных кабинетов). Пути решения экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы. Животные, являющиеся переносчиками заболеваний, опасных для здоровья человека. Конго-крымская геморрагическая лихорадка. Птичий грипп. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Экологическая акция, посвященная Дню Земли. Экологическая акция «Посади дерево». Экологическая акция «Чистый водоем». IV раздел: Калейдоскоп проектов (16час). Завершение работы над исследовательским проектом. Общешкольная конференция научно-исследовательских работ. Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, туристско – краеведческого движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»). Подведение итогов работы. В ходе прохождения эколого – биологической программы «Изучай свою малую Родину» на 3-м году обучения, члены кружка должны: I. НАЗЫВАТЬ И (ИЛИ) ПОКАЗЫВАТЬ:
II. ОПРЕДЕЛЯТЬ И (ИЛИ) ИЗМЕРЯТЬ:
III. ОПИСЫВАТЬ:
IV. ОБЪЯСНЯТЬ:
V. ОЦЕНИВАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ:
движение населения,
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: включение школьников в активное освоение системы олимпийский ценностей, формирование коммуникативной культуры учащихся, воспитание... | Урок кубановедения в 3 классе по теме: «Кубанский фольклор» ... | ||
План воспитательной работы мбоу сош №64 на 2013-2014 учебный год Продолжить работу над проблемой: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс литературного краеведения позволяет, с моей точки зрения, живо прикоснуться к прошлому родной земли, осознать свои корни, прочувствовать... | ||
Рабочая программа Бюрчиева Владимира Адыковича по учебному предмету... Согласно Федеральному базисному плану общего среднего образования учебный план должен включать региональный компонент, содержащий... | Любим ли мы свой музей? Ловозерском музее, проведенный заведующей Галиной Александровной Кулинченко и учителем истории и обществоведения Светланой Юрьевной... | ||
Праздник Белых Журавлей Цель: Воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину, русский народ | Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация... Ведь шукшинский юбилей – очень хороший повод привести в порядок свой двор, свой дом, свою душу» (Александр Карлин, губернатор Алтайского... | ||
Жемчужина Верхней Вычегды Помоздино / Край, где мы живем/ Черпаем мудрость из прошлого… Значит, из истории. В первую очередь – из истории своей малой родины. Настоящий патриот – не тот, кто «бряцает» оружием и кричит... | Урока: Мая малая родина Воспитание любви к родному краю; привитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину | ||
Задача: Расширять кругозор учащихся, воспитывать патриотизм и гордость... Цель: Довести до сознания детей мысль о том, что нашему государству часто приходится защищать свою землю от врагов, поэтому дело... | На какого сказочного персонажа я хотел бы быть похож? В четвертых, Иван показал себя смелым юношей, готовым на подвиги за свою Родину. Родина для человека как мама, её нужно любить и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить с историей праздника; привить чувство патриотизма и гордости за свою Родину | Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь... «Человек, лишенный святого сыновнего чувства к отчему краю, не способен по-настоящему любить свою Родину, свою Отчизну. Ведь само... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? ( Чувство торжества, гордости за свою Родину. ) | Конспект урока по русскому языку правописание приставок. Малая родина.... «Человек, лишенный святого сыновнего чувства к отчему краю, не способен по-настоящему любить свою Родину, свою Отчизну. Ведь само... |