Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое





Скачать 478.3 Kb.
НазваниеПрограмма по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое
страница1/4
Дата публикации27.06.2014
Размер478.3 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ГИМНАЗИЯ №1577

«Утверждаю»

Директор ГБОУ гимназии №1577

_____________ Л.Ю. Корнеева

«30» августа 2013 г.

Программа по дополнительному образованию

Направление: художественно - эстетическое

Литературный клуб

«Как хорошо уметь читать»

Срок реализации программы 4 года

Возраст детей 6 - 11 лет

Учитель

ГБОУ гимназии №1577

Петриченко Т.М.

Волынцева О.Е.

Москва

2013

Пояснительная записка.

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

        • изменение характера чтения;

        • преобладание «делового» чтения над «свободным»;

        • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

        • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Программа нацелена на решение следующих задач: 

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации занятий:

  • занятие-диспут,

  • занятие-спектакль,

  • занятие-праздник,

  • занятие-интервью,

  • интегрированное занятие,

  • конференция,

  • устный журнал,

  • конкурсы,

  • литературные встречи,

  • литературная гостиная,

  • литературный ринг и т. д.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, мы разработали свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения».
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможностидетей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх,приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплениюсоциально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательскойсамостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными

понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе,о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров(загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления обизобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописаниисловом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальностистихотворной речи).

Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Ведущие принципы программы литературного клуба

«Как хорошо уметь читать…».

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методикуобучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведенийдля чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не простопознавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которыераскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений,рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют вребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное

установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обученияреализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им каксредство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает своимысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватносопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,

драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принципнацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культурыучащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главнымиз которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается винтенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевойформы чтения до чтения про себя.

Условия реализации программы

Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособийи таблиц, Интернет, электронных презентаций.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов ипедагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным ипсихологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущейдеятельностью является общение в процессе обучения.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).

Ученик должен «уметь»:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться:

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

Тематическое планирование занятий

по программе литературного клуба«Как хорошо уметь читать…»

1 класс

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей,составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества,стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболееважные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.



Тема внеклассного чтения

Предлагаемая к использованию литература

Основное содержание работы

Индивидуальная работа с детской книгой

Групповая работа с детской книгой

1

Литературные сказки

В.Берестов «Мастер птица»

Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.

Чтение-рассматривание книги, пересказ сюжете по вопросам учителя.

Инсценирование одного эпизода по выбору:

  1. Птицы посылают аиста и соловья учиться пению,

  2. Аист у мудреца,

  3. Соловей у мудреца.

2

Из серии «Мои первые книжки»

С.Маршак «Усатый полосатый»,

«У солнышка в гостях». Словацкая сказка.

Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов.

Хоровое проговаривание,

работа с иллюстрациями, оглавлением.

Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок.

3

«Ни окошек, ни дверей». Загадки

Народные и литературные загадки в стихах и прозе.

Учимся разгадывать загадки различной тематики.

Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование.

Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей»

4

«Ребятам о зверятах». Книги о животных.

Е.Чарушин «Волчишко»

С. Маршак «Детки в клетке»

Слушание, чтение и рассматривание книги

Пересказ по вопросам, составление характеристики героя.

Выставка книг о животных. Выставка рисунков «Мой четвероногий друг»

5

«О хороших людях»

С.Сахарнов « Самый лучший параход».

Р.Сеф. «Необычный пешеход»

А. Барто «Мы с Тамарой»

Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.

Выделение фамилии автора в оглавлении, беседа с элементами рассуждения, иллюстрирование знаменитого корабля «Аврора».

Найти книги, стихи, песни, журналы про «Аврору».

Конкурс стихов «О хороших людях»

6

Русские народные игры.

Игра «Вася – гусёночек»

Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам.

Выбор для себя роли: ведущий, Вася, гусёночек.

Инсценировка с элементами хоровой декламации.Оформление выставки «Народные игры, считалки.

7-8

«Зарубежные писатели детям»

Ш.Перро «Красная шапочка»

Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание.

Восстановление диалога по памяти.

Замена характеристики главного героя (волк – положительный герой; Красная шапочка – отрицательный герой.

Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

9

«Лес не школа, а всему учит»

Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи». М. Пришвин «Ёж».

Чтение, рассматривание книги.

Выразительное чтение (интонация: радость, чувство облегчения, удивления, неудовольствия, усталости).

Составление выставки книг «Лес не школа, а всему учит».

10

Сказки о животных

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»

Чтение и рассматривание книги

Рисование петушка, воспроизведение сюжета сказки по вопросам учителя.

Утренник «Наши сказки»

11

Угадайка. Стихи и загадки «Подскажи словечко»

Стихи и загадки Е. Серова

Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма».

Отыскание новых загадок в детских книгах, журналах, Интернете.

Изготовление книжки – самоделки.

Конкурс «Загадай загадку».

12

Друзья детства

К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце»

Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин».

Разучивание хвастливой и жалостливой песен Танечки и Ванечки.

Инсценировка сказки, оформление выставки книг К. И. Чуковского.

13

Из серии «Мои первые книжки»

К.Чуковский «Доктор Айболит»

Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.

Запись на карточках героев. Самостоятельное чтение надписей-заглавий предугадывание продолжения содержания.

Литературный эксперимент: сравнение сказки в стихотворной форме (по ГьюЛофтингу) и прозе.

14

«Ступеньки мастерства»

А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка»

Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки».

Изготовление игрушки из бумаги, пластилина по страницам книг.

Игра-драматизация.

1516

О наших сверстниках

Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец»

Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям.

Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.

Разучить игры по сюжетам известных песен и сказок.

А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота»

17

Сказки разных народов.

Русские народные сказки и др. народов.

Рассматривание книги, чтение сказок.

Составление характеристики героев, выборочное чтение.

Составление выставки книг.

18

Сказки разных народов.

Русские народные сказки и др.народов.

Чтение-рассматривание сборника сказок. Работа с содержанием.

Иллюстрирование выбранного эпизода.

Литературная викторина «Мы любим сказки».

19

Стихи о родном крае

И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу».

Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение.

Заучивание стихотворения наизусть.

Устный журнал «Родной край»

20

О героях

А.Митяев «Богатыри»

Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина»

Нарисовать иллюстрацию к былине, научиться правильно называть предметы вооружения русских воинов.

Составление книжной выставки «О богатырях и о подвигах».

21

О доброте

В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья»

Чтение и рассматривание книги.

Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка.

Беседа-дискуссия с элементами инсценировки.

22

«Поговорим о наших мамах»

Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др..

Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение

Заучивание одного стихотворения наизусть.

Конкурс стихотворений о маме.

23

«В стране Вообразилии»

Б.Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».

Рассматривание сборника Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения.

Разучивание повторяющихся четверостиший.

Парад домашних творческих достижений «В стране Вообразилии»

24

Знакомые незнакомцы

Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».

Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям.

Нарисовать каким ты себе представил медвежонка, зайчонка.

Словесное рисование портрета главного героя. Оформление выставки книг «О животных».

25

Книги о животных

Е. Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают».В.Бианки «Хвосты».


Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение.

Пересказ по серии картинок, выбрать самый радостный эпизод, самый грустный. Выделение научно-познавательных сведений. Нарисуй рисунок к произведению.

Составление правил обращения с домашними животными «Братья наши меньшие» Воспроизведение диалогов по памяти. Загадывание друг другу загадок о животных.

26

О любимых игрушках

Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки»

Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений.

Вспомнить стихи про зайку, мишку и т.д Осмысление содержания в форме разгадывания загадок.

Выставка рисунков к знакомым стихам А. Барто по выбору. Составление книжной выставки «Стихи Барто».

27

О чем я мечтаю

В.Катаев « Цветик – семицветик»

Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.

Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика-семицветика. Соотнесение эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка.

Драматизация с правильным интонированием реплик.

28

Про школу.

С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело»

Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение.

Воспроизведение содержания по вопросам учителя.

Беседа-дискуссия с элементами инсценировки.

29

Экскурсия в школьную библиотеку

Выставка

« Книги для летнего чтения»

Знакомство с хранилищем книг

Работа с выставкой книг.

Составление памятки «Правила чтения и сохранности книг и журналов».

30

Первичное диагностирование читательского кругозора

Тестирование




Составление индивидуального списка летнего чтения по итогам тестирования.




В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:

  • Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.

  • Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.

  • Отвечать на вопросы по содержанию текста.

  • Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.

  • Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.

  • Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений,соответствующих им.

  • Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,

  • Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесныхкартин.

  • Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.

  • Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое iconРабочая программа по дополнительному образованию (Художественно-эстетическое направление)
Программа предназначена для формирования практических умений и навыков у учащихся по уходу за комнатными и цветочно-декоративными...
Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое iconПрограмма по дополнительному образованию. Направление физкультурно-спортивное
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности имеют Шахматы
Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое iconОбразовательная программа для детей с ограниченными возможностями...
Постоянный состав группы – 1 человек, имеющие инвалидность, хронические заболевания, задержку психического развития
Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Художественно-эстетическое направление – развитие чувства прекрасного; умение найти свое место в творчестве; участие в культурных...
Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое iconРеферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности...
Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной...
Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое iconРабочая программа (внеурочная деятельность, художественно-эстетическое...
Младший школьный возраст время, когда закладываются основы духовности личности благодаря эмоциональности восприятия ребенком окружающего...
Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа курса «Город Мастеров» разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности «Начальное общее образование»...
Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое iconПлан программа кружка ручного труда «весёлые петельки» Составила...
Целью, которого, является подготовка детей к школе через ведение кружковой работы. Эта цель решается через следующие задачи
Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое iconРабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество»
Программа курса Художественное творчество разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование)...
Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое iconПpостые пpавила поведения в пpиpоде (29 часов). 20
Диплом II степени Всероссийского конкурса авторских программ по дополнительному образованию детей Москва, 1997 год
Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое icon"Художественная лепка из соленого теста " Тип программы: модифицированная...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества" п. Морки
Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие различных форм сотрудничества с родителями. Повышение интереса родителей к дополнительному образованию детей
Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое iconОрганизация системы художественно-эстетического образования учащихся...
А №56 г. Челябинска с 1991 года в качестве приоритетного направления осуществляет программу художественно-эстетического образования...
Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое iconОбразовательная программа по дополнительному образованию детей секция «Баскетбол»
Программа составлена на основе комплексной программы физического воспитания для учащихся 5-9 классов авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич,...
Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое iconВ. А. Сухомлинский Художественно-эстетическое развитие важнейшая сторона воспитания ребенка
Программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений
Программа по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет (направленность): дошкольное образование (художественно-эстетическое развитие)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск