Скачать 131.88 Kb.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ «Воспитание – это не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого и ребенка» В.А. Сухомлинский Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия "красивый" и "добрый" почти идентичны), повышает и познавательную активность и даже влияет на физическое развитие. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения и знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. В дошкольной педагогике учеными В.Н. Шацкой, Е.А. Флериной, Н.А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой, и др. разработана теория эстетического воспитания. Особое внимание авторы уделили развитию умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитанию художественного вкуса, потребности в познании прекрасного. Вопросы восприятия детьми художественных произведений рассматривались А.В.Запорожцем, Т.А.Репиной, Р.И.Жуковской, и др.; иллюстрации к книгам - В.А. Езикеевой; музыкальных произведений - К.В.Тарасовой, И.Л.Дзержинской, Е.А.Дубровской, и др. Эти исследования являются весомым вкладом в разработку проблем эстетического развития дошкольников. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Ключевая роль детского сада - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. Становление нашего опыта началось в 2009 году. Первоначально нами был проведен анализ деятельности ДОУ, выявлен ряд проблем. Работа по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. (раздел по художественно-эстетическому воспитанию) и парциальная программа Д.И. Воробьевой «Гармония развития» не в полном объеме удовлетворяла педагогический коллектив, так как отсутствовал систематизированный комплекс учебно - методических изданий и современного наглядного материала. Эффективную работу ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей осуществляет педагогический коллектив, стремящийся к росту профессионального мастерства, отличающийся личностной и познавательной рефлексией, творческим подходом к своей профессии, стремлением к инновационной деятельности. Для оценки уровня профессиональной готовности педагогов к реализации творческого потенциала детей использовалась батарея экспериментальных методик:
Исследования готовности педагогов к творческой деятельности с детьми в разнонаправленных аспектах позволили оценить оптимальный уровень теоретических знаний, овладение технологиями творческого развития, подготовленностью педагогов к эффективному осуществлению творческого процесса, высокий потенциал творческой активности. Опираясь на Закон РФ «Об образовании» (п. 5.14) и Инструктивное письмо № 89/34-16 от 02.06.1998г. «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий» перед нами встал вопрос выбора новых парциальных программ и технологий. Педагогами ДОУ были изучены различные подходы по художественно-эстетическому воспитанию, предлагаемые авторами программ «Синтез искусств», «Радуга», «Цветные ладошки». Программа «Цветные ладошки» привлекла педагогический коллектив возможностью творческого подхода к организации работы с детьми. Но для решения задач художественно-эстетического развития, предъявляемых программой «Цветные ладошки» требовалось внести ряд изменений в работу ДОУ:
Для реализации социального заказа, заинтересованности педагогического коллектива, достаточного материально-технического обеспечения ДОУ, потребностей и желания детей и родителей нами была сформирована ведущая педагогическая идея – создание воспитательно - образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, вовлечение в творческую деятельность, раскрытие потенциала каждого ребенка. Для реализации идеи служат следующие задачи:
Наряду с Программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А. Лыковой наше дошкольное учреждение осуществляет свою образовательную деятельность через реализацию современных развивающих программ и педагогических технологий, которые строятся на единых принципах целостности, системности, личностно-ориентированного взаимодействия ребенка в русле педагогики развития с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития.
Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая эстетически развивающая среда, которая строится на специфических принципах, обусловленных особенностями художественно-эстетической деятельности. Окружающая ребенка среда - это среда, в которой он живет, занимается, отдыхает. Среда в нашем дошкольном учреждении, организованная по законам красоты, воспитывает и развивает детей, вызывает чувство радости, психофизической защищенности, создает эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его.
Окружающая среда активизирует не только художественно-творческую деятельность детей, но и познавательную.
Среда не могла бы стать ребенку родной, если бы он не участвовал в её создании. Работы детей и родителей украшают групповые помещения, лестничные марши, фойе детского сада. Предметная среда групповых комнат предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности и т.д. Но просто создание благоприятных условий не достаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Необходимо создание педагогических условий:
Наша работа по художественно – эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей. Работа с педагогическими кадрами Реализации художественно-эстетического направления развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами, такие как теоретические семинары и семинары-практикумы, советы педагогов, выставки, конкурсы, работа творческих групп, открытые просмотры, неформальные встречи. Ежегодно творческой группой ДОУ составляется план педагогического образования педагогов по художественно-эстетическому воспитанию. Имеется положительный прогноз для формирования у педагогов потребности в совершенствовании технологий воспитательно-образовательного процесса за счет организации интегрированных занятий, включающих решение речевых, музыкальных и других задач, которые позволяют дошкольникам воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее многообразии. Эффективность работы по приоритетному направлению во многом определяется взаимодействием воспитателей и специалистов ДОУ: музыкального руководителя, руководителей дополнительного образования (кружковая работа) Планирование совместной деятельности педагогов ДОУ осуществляется на основе годового плана и находит свое отражение в образовательной программе ДОУ. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении воспитательно-образовательных задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности. Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, решая задачи всестороннего развития личности дошкольников. Работа с детьми Блочная организация воспитательно-образовательного процесса также способствует художественно-эстетическому развитию детей.
- «Дружная семейка» (ранний возраст) - «Волшебное тесто» (младший дошкольный возраст) - «Волшебные капельки» (средний возраст) - «Очумелые ручки» (средний возраст) - «Мода и стиль» (старший возраст) - «Руки учат говорить» (старший возраст) Взаимодействие с родителями Взаимодействие с родителями организовано по двум направлениям: Первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Педагогом посещаются семьи воспитанников, организуются индивидуальные беседы, консультации. Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу, организует через родительские собрания, выпуск информационных стендов, памяток, папок-передвижек, оформление фотовыставки, выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через анкетирование. Второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства. С этой целью проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение. Педагогами используются соответствующие формы взаимодействия: совместные праздники, развлечения, конкурсы, выставки творческих работ родителей и детей, проведение акций. Родители принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды группы: изготовление пособий, тренажеров, атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр. Реализация такой системы способствует включению родителей в единый воспитательный коллектив ДОУ. Наряду с традиционными формами организации работы с родителями используем:
Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности. Показатели уровня творческих способностей у детей возросли на несколько порядков. По мнению воспитателей и родителей, дети стали проявлять творческие способности гораздо чаще, и не только в изобразительной, но и в других видах деятельности. Данные творческие проявления наблюдаются у детей как в специально организованной деятельности, так и в самостоятельной. Достижение результатов по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе комплексного подхода с другими учреждениями образования и культуры: ЦДТ, Художественной школой, Центральной детской библиотеки, Наши воспитанники являются активными участниками и победителями конкурсов детского творчества:
В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; создана благоприятная эмоциональная атмосфера для эстетического художественного творчества. Хочу закончить свое выступление словами Л.С. Выготского: «В каждодневно окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Радуга» работает по 4 направлениям:... | Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности... Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбдоу црр детский сад №7 «Солнышко» является дошкольным образовательным учреждением – центром развития ребёнка с приоритетными направлениями:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа художественно – эстетического воспитания обучающихся Паспорт программы Программа художественно-эстетического воспитания построена в соответствии с потребностями и интересами детей и подростков, так как... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет (направленность): дошкольное образование (художественно-эстетическое развитие) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжать совершенствовать художественно-эстетическое развитие дошкольников за счёт | Организация системы художественно-эстетического образования учащихся... А №56 г. Челябинска с 1991 года в качестве приоритетного направления осуществляет программу художественно-эстетического образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Музыка в развитии ребенка», «Теория музыкального воспитания», «Теоретические основы и технологии художественно-эстетического воспитания... | 2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель Охватывает разнообразные виды творческой деятельности, которые выделены в три основных направления: декоративно-прикладное, художественно-эстетическое... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Художественно-эстетическое направление – развитие чувства прекрасного; умение найти свое место в творчестве; участие в культурных... | Рабочая программа (внеурочная деятельность, художественно-эстетическое... Младший школьный возраст время, когда закладываются основы духовности личности благодаря эмоциональности восприятия ребенком окружающего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «документационное обеспечение... Документационное обеспечение важнейшая сторона деятельности любого учреждения, организации, предприятия | В. А. Сухомлинский Современная концепция общего образования во главу... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической... | Пояснительная записка «Детское сердце чутко к призыву творить красоту…... Данная программа ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной... |