Утверждено:
Директор ГБОУ СО
«Верхотурская гимназия»
_________ С.А. Екимова
« ____» _________ 2013 год
Основная образовательная программа
начального общего образования
ГБОУ СО «Верхотурская гимназия»
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 93 от 30.08.2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№
п.п.
| Наименование
| Страница
|
| Введение
| 3
| 1.
| Целевой раздел
|
| 1.1.
| Пояснительная записка.
| 8
| 1.2.
| Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
| 11
| 1.3.
| Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
| 25
| 2.
| Содержательный раздел
|
| 2.1.
| Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
| 36
| 2.2.
| Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.
| 48
| 2.3.
| Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
| 48
| 2.4.
| Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
| 56
| 2.5.
| Программа коррекционной работы
| 61
| 3.
| Организационный раздел
|
| 3.1.
| Учебный план начального общего образования
| 70
| 3.2.
| План внеурочной деятельности
| 76
| 3.3.
| Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованием Стандарта
| 77
|
Введение.
Образовательная программа начального общего образования - это организационно-управленческий документ, наиболее полно отражающая интересы, возможности, потребности всех участников образовательного процесса.
Образовательное учреждение:
является звеном системы непрерывного образования;
предоставляет каждому ученику обучение на основе государственных стандартов, установленных для общеобразовательных учреждений;
дает расширенное образование по отдельным предметам или областям знаний с учетом интересов учащихся и уровнем их подготовки;
организует различного вида учебно-развивающую деятельность учащихся;
создает условия для реализации творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую и внеурочную деятельность;
Образовательная программа ОУ – это программа деятельности участников образовательного процесса.
Паспорт основной образовательной программы начального общего образования
ГБОУ СО «Верхотурская гимназия»
Наименование ОУ
| государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области «Верхотурская гимназия»
| Нормативное обеспечение образовательной программы образовательного учреждения
| Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273 от 29.12.2012 г.;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
Конвенция о правах ребенка;
Концепция общероссийской системы оценки качества образования;
Проект национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования рекомендована к использованию образовательными учреждениями Российской Федерации;
Структура и основное наполнение ООП (приказ МОиН РФ от 06 октября 2009 г. № 373,с изменениями от 22.09.2011 № 2357)
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г.);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 г. зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009 г., с изменениями от 22.09.2011 № 2357);
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001 г.);
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000 г.);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 г.);
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 г.);
Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003 г.);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 г.);
О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.02.2001 г.)
Устав ГБОУ СО «Верхотурская гимназия»
| Социальный заказ ОУ
| Образовательная программа начального общего образования гимназии обеспечивает предоставление образовательных услуг всем учащимся независимо от их социального статуса, национальной принадлежности, ориентированным на необходимый уровень сформированности учебных умений и навыков.
Образовательная программа предназначена удовлетворить потребности:
ученика – в освоении познавательных и ценностных основ личностного и профессионального самоопределения на основе усвоения традиций и ценностей культуры и цивилизации, в расширении возможностей для реализации интереса к тому или иному предмету;
родителей, как гарантия «наилучшего обеспечения интересов ребенка»;
учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности. Кроме того, образовательная программа предоставляет право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий;
гимназии - программа дает ей право на собственный «имидж»;
общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и цивилизации, что также соответствует статье 6 «Конвенции о правах ребенка»:
«… государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка, поскольку в этом будущее любого общества».
| Обобщенная модель выпускника
| Выпускник начальной школы:
обладает основами понятийного мышления, желанием и основами умения учиться;
владеет совместно-распределенной учебной деятельностью, высшими формами игровой деятельности;
способен к конкретизации учебных целей, поиску средств их достижения, контролю и оценки результатов своей учебной деятельности.
сформирован активный, ответственный субъект социокультурных процессов.
| Ожидаемые результаты
| Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся:
1. Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
2. Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
| Наименование реализуемых систем учебников
| Система учебников «Школа России»
Система учебников «Начальная школа XXI века»
| Способы организации образовательных процессов (реализуемые технологии обучения и воспитания)
| 1. Выращивание.
Это выращивание индивидуальности личности, основой которой является стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Процесс относится к сфере «выращивания опыта быть личностью».
2. Формирование.
Формирование личности – объективный и закономерный процесс, в ходе которго человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта.
Формирование личности – это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда – эмоционально насыщенный, часто – субъективно творческий.
3. Обучение.
Усилие индивида, направленное на усвоение того или иного материала с той или иной формой участия других людей в организации процесса учения.
Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.
В процессе обучения реализуются цели образования и воспитания.
4. Воспитание.
Процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.
| Основная образовательная программа содержит следующие разделы:
Целевой раздел, который включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел, включающий программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы.
Организационный раздел, включающий учебный план начального общего образования ГБОУ СО «Верхотурская гимназия», план внеурочной деятельности и систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
РАЗДЕЛ 1 ЦЕЛЕВОЙ.
Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СО «Верхотурская гимназия» разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Программа ориентирована на достижение главной цели общего образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» и на комплексное решение следующих задач:
формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;
развитие мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;
становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;
гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического чувства, вкуса;
воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;
укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
Комплексное решение названных задач, предусмотренное данной программой начального общего образования, обеспечивается реализацией системно-деятельностного, гуманно-личностного, культурологического и здоровьесберегающего подходов.
Основу организации образовательного процесса составляют принципы:
личностно-ориентированное обучение, которое предполагает сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.
организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная);
развития учащихся, который в рамках каждого учебного предмета за счёт особой организации деятельности детей предполагает целенаправленное совершенствование различных сторон личности;
культуросообразности, согласно которому освоение предметного содержания осуществляется на более широком фоне знакомства учащихся (в определённых пределах) с миром культуры, с элементами социально-исторического опыта людей;
целостности содержания, в соответствии с которым обеспечивается органичное слияние изученного и вновь изучаемого материала, постепенное расширение уже имеющегося у учащихся личного опыта, установление в сознании детей связей между различными курсами;
Образовательная программа начального общего образования ГБОУ СО «Верхотурская гимназия» ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения систем учебников «Начальная школа XXI века», «Школа России», в которых указанные подходы к организации освоения содержания учебных предметов и принципы находят последовательное воплощение. Ведущие целевые установки систем учебников «Начальная школа XXI века», и «Школа России».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафиксирован в Стандарта в качестве портрета выпускника.
Каким же должен быть ребенок, оканчивающий начальную школу? Это:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий своё и чужое мнение;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.
Достижение новых результатов образования в значительной степени обеспечивается эффективными системами учебников, такими как «Начальная школа XXI века» (издательство «Ветана-Граф») и «Школа России» (издательство «Просвещение»).
Информационно-образовательная среда этих систем учебников представлена не только учебниками, рабочими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, различными методическими пособиями по всем предметным областям учебного плана ФГОС, но и высококачественными комплектами демонстрационных таблиц, современными электронными пособиями, интернет поддержкой. Все компоненты комплекса интегрированы в единую методическую систему, помогающую учителю решать задачи современного образования.
Принципами построения систем учебников, используемых в начальной школе в ГБОУ СО «Верхотурская гимназия» являются приоритет воспитания в образовательном процессе, личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения. Эти принципы реализуются в учебниках по всем предметам.
Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться. В состав комплектов входят учебники по следующим дисциплинам:
«Школа России» - обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, художественный труд, иностранные языки.
«Начальная школа XXI века» - обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, художественный труд, иностранные языки.
Важнейшими положениями Стандарта является ориентация содержания образования на:
формирование предметных и универсальных учебных действий, основ умения учиться;
формирование национальных базовых семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа;
Эти задачи решаются средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач.
Особенность учебников, входящих в комплект — многофункциональный методический аппарат, что обеспечивает возможность:
создавать познавательную мотивацию,
направлять деятельность учителя,
управлять деятельностью учащихся.
Общность структуры, методической системы и методического аппарата учебников для 1-4 классов придает им характер целостной педагогической системы.
Среди средств управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, представленных в учебниках, значительное место занимают аналитические планы. Аналитические планы — это система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание.
Методическая система учебников ориентирована на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формирует интерес к узнаванию.
При этом учитываются возрастные особенности детей, и соблюдается принцип постепенного перехода от преобладания совместной деятельности учителя и ученика (1-2 классы) к деятельности детей в парах (небольших группах) и к усилению самостоятельной деятельности учащихся в процессе постановки учебных задач и определения видов учебной деятельности при их решении.
В Стандарте очень большое внимание уделяется работе учащихся с информацией, как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в системах учебников «Школа России» и «Начальная школа XXI века» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри комплекта, а также выходить за рамки комплекта в поисках других источников информации.
Существенной особенностью используемых систем учебников является направленность на овладение младшими школьниками приёмами сравнения, анализа, классификации, обобщения и т.д., на формирование у учащихся универсальных учебных действий как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. А это принципиально важные аспекты образования в начальной школе, зафиксированные в ФГОС начального общего образования
Стандарт позволяет строить процесс обучения с опорой на творческую деятельность ребенка и по-новому представлять его результат. К результатам обучения по комплектам «Школа России» и «Начальная школа XXI века» относятся не только сформированная система знаний и способов действий, но и результаты, выраженные в предметно-деятельностной форме.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются важнейшим механизмом реализации требований ФГОС к качеству образования в начальных классах. Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют школьники, обучающиеся в ГБОУ СО «Верхотурская гимназия» к концу начального этапа образования.
В данном разделе программы описывается состав каждой группы универсальных учебных действий, подлежащих формированию на междисциплинарном уровне, т.е. в рамках всех изучаемых предметов с учётом специфики содержания каждого из них и предметные умения, формируемые в рамках каждой учебной дисциплины, а также состав универсальных учебных действий, преломлённых через её содержание по системам учебников «Школа России» и «Начальная школа XXI века».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся: Личностные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования
|