Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Прикладной политологии
Отделение Интегрированных коммуникаций Программа дисциплины
Политические коммуникации: политические акторы, медиа, общественность
для направления 030200.68 Реклама и связи с общественностью подготовки магистра для магистерской программы Интегрированные коммуникации
Автор программы:
Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г
Зав. кафедрой Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г
Председатель Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.
Ученый секретарь ________________________
Москва, 201_
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
I. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.68 «Реклама и связи с общественностью» подготовки магистра, изучающих дисциплину «Политические коммуникации: политические акторы, медиа, общественность».
Программа разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета по направлению 030200.68 «Реклама и связи с общественностью» подготовки магистра, утвержденным в 2013 г. II. Цель освоения дисциплины Основная цель курса «Интегрированные коммуникации в политике» – обеспечить изучение возможностей практических исследований на основе известных концепций политической коммуникации. III. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: - Знать основные концепции политической коммуникации, терминологический аппарат и актуальные академические дискуссии. Знания, получаемые в процессе обучения, распространяются, прежде всего, на основные парадигмы политической коммуникации в границах двух основных дискуссий: модернизация политической коммуникации, паттерны влияния и паттерны формирования предпочтений в политической коммуникации. Данные теоретические инструменты необходимы для практического изучения актуальных проблем политической коммуникации в России. - Уметь применять данные теоретические концепции в практических исследованиях в форме качественного и количественного анализа. Процесс индивидуализации и плюрализации жизненных стилей сопровождается трансформацией политической сферы, означающей как утрату традиционной значимости идеологий, так и утрату прочности связей между социальными группами и политическими партиями. Поэтому изучение трансформации политической коммуникации её интегрированный характер невозможно без умения определять меняющийся модус взаимодействия политики и медиа: масс-медиа становятся основным посредником политической коммуникации, подчиняя логику структурирования политических месседжей логике новостного менеджмента. Уметь максимально дифференцированно объяснять поведение и мотивацию (не)информированных и (не)мобильных акторов гражданского общества в условиях конкурентной борьбы за их внимание со стороны акторов политической системы. На основе полученных знаний необходимо уметь анализировать интегрированный характер политической коммуникации в современной России. Анализ российских масс-медиа должен ответить на вопрос о качестве выполнения ими интермедиарной функции как посредника политической коммуникации. Соответственно, исследование состояния публичной сферы в России поможет определить характер межличностных коммуникаций в контексте формирования политических преференций. - Владеть основными методологическими навыками для успешной реализации исследований.
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные при-знаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формиро-ванию и развитию компе-тенции
| способен рефлексировать, оценивать и перерабатывать освоенные научные методы и способы деятельности
| СК-1
| Понимание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать значимые социальные и экономические проблемы и процессы.
| Междисциплинарный анализ и подготовка презентаций и эссе по проблемам политических коммуникаций
| способен предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности
| СК-2
| Владеет основным концепциями и моделями политической коммуникации.
| Изучение основных моделей и концепций политической коммуникации на основе международной академической дискуссии.
| способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности
| СК-3
| Понимание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать значимые социальные и экономические проблемы и процессы.
| Междисциплинарный анализ и подготовка презентаций и эссе по проблемам политических коммуникаций.
| способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры
| СК-4
| Демонстрирует навыки самостоятельного анализа и способности к совершенствованию и применению профессиональных навыков
| Лекционные занятия. Семинарские занятия с разбором кейсов, деловых игр, просмотром и анализом образовательного видео. Самостоятельная работа по изучению литературы и источников.
| способен к разработке концептуальных моделей, рабочих планов и программ проведения научных исследований в области рекламы и связей с общественностью
| ПК-13
| Владеет теоретическими знаниями и практическими навыками для сбора и оценки данных по изучению общественного мнения
| Подготовка и обсуждение студентами презентаций в группах. Сравнение особенностей процесса политических коммуникаций в различных странах.
| способен к проведению исследований общественной среды и общественного мнения, анализу полученных данных и формулированию предложений по оптимизации рекламной деятельности и связей с общественностью фирмы
| ПК-23
| Владеет теоретическими знаниями и практическими навыками для сбора и оценки данных по изучению общественного мнения
| Лекционные занятия. Семинарские занятия с разбором кейсов и деловых игр. Самостоятельная работа по изучению литературы и источников.
| способен к проведению исследований и практических консультаций в области формирования предпочтений и мотивов в сфере политики, а также закономерностей в процессе формирования массовых политических настроений и принципов поведения
| ПК-25
| Владеет теоретическими знаниями и практическими навыками для оказания консультационной помощи в области политических коммуникаций
| Лекционные занятия. Семинарские занятия с разбором кейсов и деловых игр. Самостоятельная работа по изучению литературы и источников.
|
IV. Место дисциплины в структуре образовательной программы Для специализаций направления 030200.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки магистра настоящая дисциплина является дисциплиной выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Теория и методология современной коммуникативистики
Интегрированные коммуникации
Медиа-менеджмент и медиа-маркетинг
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1);
способность ясно, логически верно и аргументировано строить письменную и устную речь и использовать ее в профессиональной деятельности; владение навыками публичной и научной речи (ОК-2);
способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-9);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, владением навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-10).
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Интегрированные коммуникации
Взаимодействие бизнеса и власти
PR и реклама в различных областях
WEB 2.0 в политике/Digital Political Strategy
PR и маркетинг НКО
V. Тематический план учебной дисциплины
№
| Название темы
| Всего часов по дисциплине
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары и практические занятия
| 1
| Концептуальные рамки политической коммуникации. Основные фазы развития системы политических коммуникаций
| 28
| 2
| 6
| 20
| 2
| Децентрализация: новые формы политического участия и политическая коммуникация
| 26
| 2
| 4
| 20
| 3
| Модернизация политической коммуникации: медиатизация политики
| 42
| 6
| 6
| 30
| 4
| Новые медиа и политические коммуникации
| 28
| 4
| 4
| 20
| 5
| Проблема формирования политических предпочтений: политика влияния и паттерны восприятия в процессе формирования индивидуального/общественного мнения
| 40
| 4
| 6
| 30
| 6
| Политическая коммуникация в России
| 16
| 2
| 6
| 8
|
| Итого
| 180
| 20
| 32
| 128
| VI. Формы контроля
Тип контроля
| Форма контроля
| 3
| 4
| Параметры
| Реферат
|
| *
| письменно
| Контрольная работа
|
| *
| письменно
| Итоговый
| Зачёт
|
| *
| устный
|
Критерии оценки знаний, навыков
Текущий контроль – посещение лекций, заслушивание, обсуждение и оценка устных докладов на семинарских занятиях, защита реферата и написание контрольной работы.
Итоговый контроль – устный экзамен.
Итоговая оценка по аудиторной успеваемости складывается из следующих элементов:
Посещаемость лекций (вес 0,3)
Работа на семинарских занятиях (участие в дискуссиях) (вес 0,7)
Итоговая оценка по самостоятельной работе складывается из следующих элементов:
Реферат (вес 0,5)
Контрольная работа (вес 0,5)
VII. Содержание программы
Концептуальные рамки политической коммуникации. Основные фазы развития системы политических коммуникаций
Функциональная связь медиа и политической системы. Политические институты в контексте коммуникаций, медиа-институты в политическом контексте, взаимосвязь общественности, политической коммуникации и политической културы. Основные фазы развития системы политической коммуникации (Jay G. Blumler and Dennis Kavanagh): доминирование партийных и групповых лояльностей в коммуникационной системе, стабильность политических институтов и политических преференций; дифференциация стратегий политического выбора и автономизация фактора телевизионных новостей, возникновение профессионального моделирования политических кампаний; профессионализация политического лоббирования, рост значимости публичности и публичной сферы, рост конкуренции за гражданина и «инфонтейнмент», рефеодализация публичной сферы и “talk-show democracy”, центрифугальная диверсификация и диверсификация форм политической коммуникации. Количество часов аудиторной работы: 8.
Предусмотрено проведение дискуссий на семинарском занятии.
Самостоятельная работа (общий объем – 20 часов): подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашней работы.
|