Скачать 78.38 Kb.
|
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края Библиотечное занятие Школа и библиотека на Руси для 4-5 класса Земляк Н.И., библиотекарь 2007 Цель: Расширение познавательных интересов младших школьников Задачи: Познакомить с историей школы и библиотеки Подвести к осознанию необходимости получения знаний Содержание: Беседа с просмотром и обсуждением презентации 1. Обучение в древней Руси 2. Школы XVII - XVIII в. 3. Гимназии и народные училища 4. Высшая ступень школ 5. Современная школа ХХ в. 1. Обучение в древней Руси На Руси грамотность распространялась из монастырей. Монахи были самыми образованными людьми. Они ведали грамоту, умели писать. Монахи –летописцы вручную переписывали церковные книги. В XII в. на Руси учились по священным книгам, которые назывались – учительные. Образованными были не только князья и духовенство, но и крестьяне, ремесленники, торговцы, воины. Грамотные встречались и среди женщин. Монастыри и церкви имели библиотеки с церковными книгами. Были библиотеки у богатых князей и царя. Библиотеками ведали церковные служители. Библиотека изначально рассматривалась как одновременно и учебное заведение. Самые ранние исторические свидетельства гласят, что ещё в 988г. князь Владимир собрал в Киеве детей знатных лиц и отдал их «на учение книжное». Куда отдал? В библиотеку, ибо книги имелись только там. Никаких учебников в ту пору не было и детей учили по священным книгам. Старославянская азбука была очень трудна для обучения. Поэтому её учили с помощью зубрёжки, постоянного повторения и порки розгой. (тонкий прут). Три года изучали ученики азбуку, сложение и вычитание. Ограниченное число подростков обучалось в монастырях. В XII в. Ефросинья Полоцкая, княжеская дочь, основала первую учебную библиотеку при монастыре. Созданные святой Ефросинией библиотеки были одновременно и школами, а сама она была и настоятельницей двух монастырей, и библиотекарем, и учителем в одном лице. Библиотеку в Древней Руси называли книгохранилица, книжная палата, книжная клеть. Иногда священники открывали школы у себя на дому. Но в далёкую старину дети получали знания в основном дома. Грамотные родители чаще всего учили своих детей чтению, письму и счёту. Девочки даже в семьях знатных людей оставались неграмотными. 2. Школы XVII - XVIII в. В XVIII век на Руси стали организовываться школы и специальные учебные заведения за казённый счёт.
В 1714г. по указу Петра I начали открываться цифирные школы. Это были государственные начальные школы. В цифирных школах (1714 – 1744гг.) обучались мальчики всех сословий, кроме крестьян. Обучались дети с 10 до 15 лет с целью подготовки к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах и верфях. Изучаемые школьные предметы: Азбука Арифметика (цыфирь) Грамматика Начала геометрии Закон божий Позже цифирные школы были преобразованы в гарнизонные, архиерейские и горнозаводские школы. Так в середине XVIII века появились:
1698 - открытие первой гарнизонной школы (артиллерийская школа Преображенского полка) для обучения детей солдат и матросов. В ней обучались грамоте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу. В 1701г. в Москве открылась государственная артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Школа делилась на две ступени: нижняя и высшая. Изучаемые предметы низшей школы: Письмо Чтение Счет
В 1706г. в Новгороде была открыта архиерейская школа. Школа готовила служителей церкви.
В 1716г. в Карелии была открыта первая горнозаводская школа для подготовки квалифицированных рабочих и мастеров. В школе первоначально обучались 20 детей из бедных дворянских семей. Здесь же обучались горному делу юноши, уже работающие на заводе.
3. Гимназия (от гимнасий) Ещё в конце XVII века в Москве начали открываться «гимнасионы». При них по ходатайству жителей были открыты учебные библиотеки. Общее число школ и библиотек светского характера в те времена было невелико. По своему назначению это была средняя общеобразовательная школа. Первая в России академическая гимназия была основана в Санкт-Петербурге в 1726г. С 1804 мужские гимназии открываются в каждом губернском городе (срок обучения с 1871 — 8 лет). С 1862 появились женские гимназии (срок обучения 7 лет, 8-й класс — педагогический). В 1863-1882 общее среднее образование давали военные гимназии (срок обучения с 1873 — 7 лет). В 1917 все гимназии были реорганизованы в общеобразовательные школы. В Российской Федерации с 1989 название «гимназия» принимают некоторые средние общеобразовательные школы с углубленным изучением ряда предметов. Народные училища При Екатерине II (1782-1786) в городах открывались бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек (малые и главные народные училища). Преподавание в них вели гражданские учителя. Утверждена классно-урочная система. Малые училища были рассчитаны на два года. В них обучали грамоте, счету, основам православия правилам поведения. Смольный институт благородных девиц - первое в России женское привилегированное среднее общеобразовательное учебно-воспитательное заведение закрытого типа для дочерей дворян (1764-1917, Санкт-Петербург). Учрежден в 1764 указом императрицы Екатерины II при Воскресенском Новодевичьем (Смольном) женском монастыре под названием Воспитательное общество благородных девиц. До этого в России не существовало образовательных учреждений для девочек — девочки-дворянки учились дома, девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. Первоначально срок обучения составлял 12 лет — девочки начинали учиться в возрасте 6 лет, заканчивали в возрасте 18; затем был сокращен до 9 лет (с 9-летнего возраста). Воспитанницы делились на 3 возрастные группы, различавшиеся цветом платьев: самые маленькие носили коричневые платья с белыми передниками и назывались «кофейными», представительницы средней группы носили голубые платья и назывались «голубые», старших девочки называли «белыми», хотя на уроки они приходили в зеленых платьях, а белыми были их бальные платья. Девочек поднимали в 6 утра, затем следовало 6 или 8 уроков. Время для игр было строго ограничено. Жили девочки в дортуарах по 9 человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще классная дама, которая следила за поведением на уроках. Школьные предметы: Чтение Правописание, Физика, Химия, География, Математика, История, Французский, немецкий, итальянский языки, Этикет, Музыка. Рукоделие, Домоводство, Рисование, Закон Божий, Риторика Бальные танцы, В 1765 в Смольном институте было открыто мещанское отделение для девочек недворянского происхождения. с 1842 это Александровское училище, с 1891 Александровский институт. В 1848 был открыт 2-годичный педагогический класс для подготовки учительниц. Смольный институт был закрыт в 1917г. 4. Высшая ступень школ
В 1701г. в Москве открылась школа математических и навигационных наук. Возраст учащихся от 12 до 20 лет. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали «кормовые» деньги. За прогулы учащимся грозил немалый штраф, а за побег из школы - смертная казнь.
В 1701г. в Москве была открыта государственная артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Учителей для школы готовили на месте из наиболее способных учеников. Школа делилась на две ступени: нижняя и верхняя.
В 1707г. в Москве была открыта хирургическая школа при военном госпитале для подготовки врачей. В содержание обучения входили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале.
Изучаемые предметы верхней школы: Алгебра и геометрия Черчение Астрономия (о небесных светилах) География (наука о Земле) Иностранные языки Правила поведения, этикет Закон божий Специальные предметы: по навигации по военному делу по горному делу по строительству…. 1. Занятия продолжались весь день 2. Строгая дисциплина 3. За непосещение уроков накладывался большой денежный штраф, и следовало наказание палками При гимназиях, кадетских корпусах, реальных училищах, средних и низших учебных заведениях, церковно-приходских школах и других учебных заведениях создавались и библиотеки. Светские библиотеки принесли с собой большие новшества в обучение. При Петре I (XVIII в.) школа выделилась из библиотеки и стала существовать самостоятельно. Однако от низких и средних до высших учебных заведений долгое время было традиционным соединение должности библиотекаря и учителя. Учитель – происходит от слова учить, учительная книга. 5. Современная школа ХХ в. В 1918г. в России все типы школ заменила единая трудовая школа. Обучение в ней велось двумя ступенями. I ступень– 8 -13лет, пятилетний курс. II ступень - 13-17 лет, четырехлетний курс. Для детей 6-8 лет организовался детсад. Обучение стало бесплатным и совместным для мальчиков и девочек. Были запрещены религиозные предметы. Единая трудовая школа была призвана ввести учащихся в мир труда, природы и общества, приблизить к жизни. В годы войны в крупных городах обучение девочек велось отдельно от мальчиков в связи с необходимостью подготовки по военному делу. А в 1954г. совместное обучение мальчиков и девочек было восстановлено. Школьная форма разных лет обучения (просмотр презентации). Литература: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2008. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий. Большая Рос. Энцикл., 2008. – 2 электрон. опт. диск (CD-ROM) История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособ. / Под ред. А. И. Пискунова. - М. , 2001. Немировский Е.П. Путешествие к истокам русского книгопечатания.- М.: Просвещение, 1991. Столяров Ю.Н. Первые древнерусские школьные библиотеки. // ШБ. – 2001. - №8. – с. 3 - 5. Столяров Ю.Н. Библиотекарь, он же учитель. // ШБ. – 2008. - №1. – с.40 - 43. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 г. Амурска Амурского муниципального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 г. Амурска амурского муниципального... | ||
Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 4 класса, обучающихся... Село Троицкое” Нанайского муниципального района Хабаровского края. Рабочая программа составлена на основе | Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 8 9 класса 2013-2014 учебный год Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №5 пос. Цэс городского поселения «Рабочий... | ||
Рабочая программа по математике для обучающихся 2 общеобразовательного... Рабочая программа по математике для обучающихся 2 общеобразовательного класса мбоу сош №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского... | Постановление от 05 мая 2012 г. N 146-пр об утверждении государственной... Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", распоряжением Правительства... | ||
Программа факультативного курса для 8 класса. «Трудная задача. Начнем по порядку» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села имени Полины Осипенко муниципального... | Викторина к районной игре «Гой гой купин», посвященная 50 летию образования... В библейских описаниях не однократно упоминается об апокалипсисе, как о неминуемом событии, настигнувшем человечество в момент его... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: моу сош с. Осиновая Речка Хабаровского муниципального района Хабаровского края | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: моу сош с. Осиновая Речка Хабаровского муниципального района Хабаровского края | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... | Л. В. Бакланова рабочая программа по окружающему миру для умк «Школа 2100 …» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский... | ||
Согласовано: «утверждаю» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села бичевая муниципального района имени лазо хабаровского... | Определение ионов железа (III) в яблоках с помощью бумажной хроматографии Антонова Ольга Викторовна, учитель химии и биологии моу сош №9 г. Амурска, Хабаровского края | ||
Рабочая программа По физической культуре Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Дормидонтовка Вяземского муниципального... | Постановление от 07 июня 2012 г. N 186-пр об утверждении государственной... Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", распоряжением Правительства... |