МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МАЙКОПСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ университет»
Политехнический колледж Предметная (цикловая) комиссия гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Директор политехнического колледжа
_______________ Х.И. Борс
«______» _____________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ___Русский язык и культура речи___________________________
по программе базовой подготовки
специальности 111801 Ветеринария Квалификация
выпускника ветеринарный фельдшер Форма обучения ______________________очная____________________________________
Майкоп-2011 Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО и учебного плана МГТУ по специальности
111801 Ветеринария
преподаватель высшей категории _______________ Мурсалова О.П.
(подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии
гуманитарных дисциплин
Председатель предметной (цикловой) комиссии
«_____» ________ 20___ г. ______________ Мурсалова О.П.
(подпись)
Одобрено методическим советом
политехнического колледжа «_____» __________20__ г.
Председатель
методического
совета политехнического колледжа ______________ Борс Х.И._____
(подпись)
Зам.директора по учебной работе
«___» ____________ 20__ г. ______________ Куприенко В.М.
(подпись)
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«____» __________ 20___ г. ______________ Бушманова Н.В.
(подпись)
Председатель выпускающей предметной
(цикловой) комиссии ______________ Цикажуков Б.Д.
(подпись)
Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются:
- освоение знаний о русском языке как функциональной языковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности готовности к речевому взаимодействию социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности; навыков самореализации и саморазвития; информационных умений и навыков;
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- совершенствовать речевую культуру, воспитать культурно-ценностного отношения к русской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладении речевыми навыками и умениями;
- совершенствовать знания студентов о языковой единице разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционирование в речи;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
2. Место дисциплины в структуре ООП базового уровня.
Дисциплина входит в перечень курсов вариативной части общеобразовательных дисциплин. Она имеет предшествующие логические и содержательно-методические связи с дисциплиной «Русский язык»
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплин.
В результате освоения дисциплины студент должен: ЗНАТЬ:
- общие сведения о языке в соответствии с обязательным минимум содержания полного среднего образования по русскому языку;
- функциональные стили русского языка, иметь представление о социально стилистическом расслоении современного русского языка;
- основные компоненты культуры речи (владение языковой литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента);
- особенности русского ударения и произношения;
- лексические и фразеологические единицы языка;
- способы словообразования;
- самостоятельные и служебные части речи;
- синтаксический строй предложений (ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-8).
УМЕТЬ:
- создавать тексты в устной и письменной форме;
- различать элементы нормированной и ненормированной речи;
- различать тексты по их принадлежностям к стилям;
- анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
- уметь пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных средствах;
- употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;
- различать предложения простые и сложные, обособленные обороты, прямую речь и слова автора; пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов разных стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов (ОК-2, ОК-4, ОК-5).
ВЛАДЕТЬ:
- литературными нормами, находить и исправлять лексические, грамматические и другие ошибки в чужом и своем тексте;
- фонетическими, лексическими, художественно-выразительными средствами речевой выразительности (ОК-2, ОК-3).
В то же время дисциплина обладает своими профессиональными компетенциями:
- языковая – осведомленность студентов в системе русского языка, его устройстве, основных единицах (звуке, морфеме, слове, словосочетании, предложении, тексте), знание их характеристик;
- коммуникативная - осведомленность в особенностях функционирования русского языка в устной и письменной форме требует прочных орфографических умений и навыков, владения нормами литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи, умения связно излагать мысли в устной и письменной форме;
- лингвистическая – знания студентов о самой науке «Русский язык», разделах и их взаимосвязи, элементарные сведения о методах и умение использовать их в практической деятельности.
4. Объем дисциплины и виды учебной деятельности.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 66 часов
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр 3
| Аудиторные занятия (всего)
| 48
| 48
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 38
| 38
| Практические занятия (ПЗ)
| 10
| 10
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) всего
| 18
| 18
| В том числе:
|
|
| Рефераты
| 8
| 8
| Составление плана-конспекта
| 4
| 4
| Конструирование текста
| 2
| 2
| Форма итоговой аттестации: зачет по текущей успеваемости
|
|
| Общая трудоемкость
| 66
| 66
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины
№ п/п
|
Раздел дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость
(в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости. Форма итоговой аттестации
|
Л
|
ПЗ
|
СРС
|
| Введение
| 2
|
|
| Фронтальный опрос
|
| Язык и речь. Функциональные стили речи. Речевая ситуация
| 6
| 2
| 3
| Обсуждение рефератов; конструирование текста; проверка плана-конспекта
|
| Лексика и фразеология
| 6
| 2
| 3
| Обсуждение реферата; тестирование; выполнение упражнений.
|
| Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
| 6
|
| 2
| Обсуждение реферата; индивидуальный письменный опрос; задание ЕГЭ
|
| Морфемика, словообразование
| 4
| 2
| 2
| Письменный опрос; Обсуждение реферата; тестирование.
|
| Морфология и орфография.
| 10
| 2
| 4
| Обсуждение рефератов; письменный опрос; тестирование; выполнение упражнений, заданий ЕГЭ
|
| Служебные части речи
| 4
|
|
| Обсуждение реферата; устный и письменный опросы; конструирование текстов; выполнение упражнений, заданий ЕГЭ
|
| Синтаксис и пунктуация
| 10
| 2
| 4
| Обсуждение рефератов; письменный опрос; тестирование; выполнение упражнений, заданий ЕГЭ; конструирование предложений
|
| Итоговая аттестация
| зачет
|
|
|
|
| ИТОГО:
| 48
| 10
| 18
|
|
5.2 Содержание разделов дисциплины «Русский язык и культура речи», образовательные технологии.
№
п/п
|
Наименование темы
дисциплины
|
Трудоемкость (часы)
| Содержание
|
Формируемые компетенции
|
Результаты освоение (знать, уметь, владеть)
|
Образовательные технологии
| Обязат. аудиторная нагрузка
|
СРС
|
| Введение
| 2
|
| Язык как система. Язык в современном мире. Язык и культура.
|
ОК-2
ОК-4
| Знать: сведения о языке как системы, место его в современном мире.
Уметь: организовывать самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: навыками сбора и анализа информации
|
Лекция
|
| Тема 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. Речевая ситуация.
| 2 2
2
2
|
3
| Устная речь. Основные требования к речи.
Стилевое многообразие. Особенности построения текстов разных стилей.
Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) Практическая работа 1. Функциональные стили речи Самостоятельная работа:
- изучение материала темы «Информационная обработка текста (план, тезисы, реферат, аннотация)»; - написание рефератов «Словари русского языка и сфера их использования», «Виды речевой деятельности. Их взаимосвязь друг с другом», «Вклад Ломоносова (или других) в развитии русского языка»;
- конструирование текстов;
- выполнение заданий ЕГЭ.
| ОК-2
ОК-3
ОК-4
ОК-5
ОК-8
| Знать: основные требования. Особенности стилей русского языка, функционально-смысловые типы речи.
Уметь: создавать тексты в устной форме, анализировать речь с точки зрения нормативности, уместности, различать тексты по их принадлежности к стилям языка и типам речи, создавать тексты. Владеть: навыками устной монологической и диалогической речи.
| Лекция с элементами беседы.
Комбинированный
Комбинированный
урок
|
| Тема 2. Лексика и фразеология.
|
2
2
2 2
|
3
| Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слов. Лексика с точки зрения употребления. Активный и пассивный словарный запас.
Особенности русского речевого этикета. Использование фразеологизмов в речи. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц, их исправление.
Практическая работа 2. Лексика и фразеология. Самостоятельная работа:
- изучение теории по теме: «Многозначность слова»;
- реферат на тему «Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка»;
- выполнение задания ЕГЭ.
| ОК-2
ОК-4
ОК-8
| Знать: лексическое и грамматическое значение слов, основные компоненты речевого этикета, лексические и фразеологические единицы языка.
Уметь: пользоваться лексическими нормами, находить лексические ошибки и ошибки в употреблении фразеологизмов, исправлять их в своем и чужом тексте.
Владеть: лексическими нормами
| Лекция с элементами беседы, с решением проблем вопросов
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
|
| Тема 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
| 2
2
2
|
2
| Фонетические единицы. Звук и фонема. Ударение словесное и логическое.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение согласных и гласных звуков, заимствованных слов. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс и аллитерация.
Самостоятельная работа
- изучение теории по теме: «Интонационное богатство русской речи»;
- реферат на тему «Функционирование звуков речи в тексте: звукопись, анафора, аллитерация»;
- выполнение заданий ЕГЭ.
| ОК-2
ОК-3
| Знать: фонетический строй языка, особенности словесного и логического ударения, нормы произношения.
Уметь: правильно произносить слова, пользоваться орфоэпическими словарями, различать фонетические средства выразительности
Владеть: орфоэпическими нормами, фонематическими средствами выразительности
| Урок сообщения новых знаний Комбинированный
урок
Комбинированный урок
|
| Тема 4. Морфемика, словообразование
| 2
2
2
|
2
| Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфологический разбор.
Особенности словообразования. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Практическая работа 3. Орфоэпические нормы. Словообразование. Самостоятельная работа:
- изучение теории по теме: «Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи»;
- реферат по теме «Строение русского слова»;
-выполнение заданий ЕГЭ.
| ОК-2
ОК-4
ОК-5
| Знать: морфемы слова, их синонимия и антонимия, способы и особенности словообразования.
Уметь: определить морфемы слова, производить морфемный анализ , разбор слов, видеть речевые ошибки
Владеть: навыками морфемного анализа, образование новых слов
| Урок сообщения новых знаний
Комбинированный урок
|
| Тема 5. Морфология и орфография.
| 2
2 2
2
2
2
|
4
| Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Нормативное употребление существительных в речи. Нормативное употребление прилагательных и числительных в речи. Употребление форм глаголов, причастий и деепричастий в речи. Синонимия глагольных форм в художественном тексте; употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий и деепричастий.
Употребление местоимений и наречий в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Практическая работа 4. Нормы в морфологии. Самостоятельная работа:
- реферат на тему «Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи»;
- изучение теории по теме: «Группы слов категории состояния. Их функции в речи»;
-выполнение задания ЕГЭ.
|
ОК-2
ОК-4
ОК-5
| Знать: грамматические признаки самостоятельных и служебных частей речи, грамматические признаки слов, выразительные возможности морфологии, нормы морфологии.
Уметь: определять части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных.
Владеть: нормами морфологии, словарями, навыками устной речи
| Лекция с решением практических упражнений Комбинированный урок Комбинированный
урок
Комбинированный
урок Комбинированный
урок
|
| Тема 6. Служебные части речи.
| 1 1 2
|
| Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно, по и др.
Союзы как средство связи предложений в тексте.
Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц и междометий в речи.
| ОК-2
ОК-3
ОК-4
| Знать: особенности употребления отдельных предлогов, союзов, частиц и междометий в речи
Уметь: отличать служебные части речи от самостоятельных.
Владеть: навыками устной речи, нормами в морфологии.
| Лекция с решением проблемных вопросов Лекция-беседа
|
| Тема 7. Синтаксис и пунктуация.
| 2 2
2
2 2
2
|
4
| Построение простого предложения. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Главные и второстепенные члены предложения. Синонимия составных сказуемых. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельство времени и места как средство связи предложений в тексте. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы: использование их в разных типах и стилях речи. Употребление осложненных простых предложений в речи. Употребление сложных предложений в разных типах и стилях речи. Синонимистика простых и сложных предложений.
Практическая работа 5. Синтаксис и пунктуация. Самостоятельная работа:
- рефераты на темы: «Роль словосочетаний в построении предложений», «Синонимия простых предложений», «Синонимия сложных предложений», «Использование сложных предложений в речи»; - подбор текстов по изученным темам;
- изучение теории по темам: «Значение словосочетаний в построении предложений. Синонимия словосочетаний», «Основные выразительные средства и возможности синтаксиса»;
- конструирование текстов;
-выполнение заданий ЕГЭ.
|
ОК-2
ОК-4
ОК-5
ОК-8
| Знать: особенности построения словосочетаний, предложений простых и сложных, главных и второстепенных членов предложения.
Уметь: отличать, строить простые и сложные предложения, употреблять их в разных типах и стилях речи, строить устную и письменную речь.
Владеть: навыками устной речи, нормами синтаксиса
| Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок Комбинированный урок Комбинированный
урок
|
| Итого
| 66
| 18
|
|
|
|
|
| В том числе:
теоретические
ПЗ
|
48
10
|
|
|
5.3. Практические занятия, их наименование, содержание и объем в часах
№ п/п
| Наименование
практических занятий
| № раздела
дисциплины
| Объем в часах
|
| Функциональные стили речи
| Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили языка.
| 2
|
| Лексика и фразеология
| Раздел 2. Лексика и фразеология.
| 2
|
| Орфоэпические нормы. Словообразование.
| Раздел 4. Морфемика, словообразование.
| 2
|
| Нормы в морфологии
| Раздел 5. Морфология и орфография.
| 2
|
| Нормы синтаксиса
| Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.
| 2
| ИТОГО
|
| 10
|
5.4. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах.
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.
5.5. Примерная тематика курсовых проектов (работ).
Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрена.
5.6. Самостоятельная работа студентов.
Содержание и объем самостоятельной работы студентов
№
п/п
| Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения.
| Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения
| Сроки выполне-ния
| Объем
в часах
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| Информационная переработка теста (план, тезисы, реферат, аннотация).
Словари русского языка;
Виды речевой деятельности;
Реформаторы русского языка.
|
Составление плана-конспекта;
написание рефератов;
конструирование текстов
|
|
3
|
| Многозначность слова.
Слово как единица языка.
Слово в разных уровнях языка.
| Составление схемы-опоры;
Написание рефератов
|
|
3
|
| Интонационное богатство русской речи.
Функционирование звуков речи в тексте: звукопись, анафора, аллитерация, ассонанс
|
Составление конспекта; ведение словаря; написание реферата
|
|
2
|
| Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи.
Строение русского слова
| Составление плана-конспекта;
написание реферата.
|
|
2
|
| Группы слов категории состояния. Их функция в речи.
Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.
|
Составление таблицы;
написание реферата; схемы-опоры.
|
|
4
|
| Роль словосочетаний в построении предложений. Синонимия простых предложений и сложных. Использование сложных предложений в речи.
Основные выразительные средства и возможности языка.
|
Написание реферата; подборка текстов; составление плана-конспекта; ведение словаря.
|
|
4
| ИТОГО
|
| 18
|
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения.
6.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля
Как взаимосвязаны язык и культура?
Каково место языка в современном мире?
Стилевое многообразие русского языка. Каковы особенности построения текстов разных стилей?
Каковы признаки текста? Отличительные особенности разных типов речи (повествование, описание, рассуждение). Подобрать тексты.
Что такое лексическое и грамматическое значение слова?
Что отличает активный и пассивный словарные запасы?
Каковы особенности речевого этикета?
Каковы причины лексических ошибок?
Классификация звуков.
Чем отличается звук от фонемы?
Орфоэпические нормы русского языка.
Понятие «благозвучие речи». Как используется звукопись в качестве выразительно-изобразительного средства?
Что такое ассонанс? Привести примеры.
Что такое аллитерация? Привести примеры.
Многозначность морфем.
Перечислите способы словообразования. Привести примеры.
Грамматическое значение, грамматическая морфема и синтаксическая функция – грамматические признаки слова.
Перечислите основные выразительные средства морфологии. Привести примеры.
Каковы нормы в употреблении имени существительного в речи?
Каковы нормы в употреблении имени прилагательного, числительного в речи?
Каковы нормы в употреблении форм глаголов, причастии, деепричастий в речи?
Каковы особенности употребления глагольных форм в художественном тексте, в текстах других стилей?
Каковы нормы употребления местоимений и наречий в речи?
Каковы особенности употребления некоторых предлогов?
Употребление союзов как средство связи в предложении.
Употребление частиц и междометий в речи.
Каковы особенности построения простого предложения?
Что такое прямой и обратный порядок слов? Как называется обратный порядок слов?
Каковы стилистические функции и роль порядка слов в предложении?
Какие члены предложения являются главными?
Какие члены предложения являются второстепенными?
Какие предложения являются односоставными? Двусоставными?
Односоставные предложения с одним сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные). Привести примеры.
Употребление простых осложненных и сложных предложений в разных типах и стилях речи.
Каковы основные выразительные средства и возможности синтаксиса? Привести примеры.
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации.
Семестровый экзамен по дисциплине учебным планом не предусмотрен.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основные источники
ЭБС «Znanium.com» Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Кузнецова. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2009. - 368 с. - Режим доступа: http//znanium.com/
ЭБС «Znanium.com» Самойлова, Е.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Е.А. Самойлова. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с. - Режим доступа: http//znanium.com/
Дополнительные источники
Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник для СПО. - М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2008
Сборник упражнений и текстовых заданий по культуре речи: учеб. пособие/ под ред. В.Д. Черняк. - Спб.; М.: САГА: ФОРУМ, 2008
Русский язык и культура речи: учебник для СПО/ под ред. В.Д. Черняк. - Спб.; М.: САГА:ФОРУМ, 2008
г) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1. http://www.garant.ru Справочно-правовая система «ГАРАНТ» 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Материально-техническое обеспечение дисциплины включает:
библиотечный фонд ФГБОУ ВПО «МГТУ»;
мультимедийное оборудование для демонстрации наглядного материала во время проведения занятий.
16
|