МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет»
Филиал ТюмГУ в г. Тобольске Социально-гуманитарный факультет Кафедра иностранных языков и методик преподавания
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Стилистика»
Код и направление подготовки
050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки
Иностранный язык
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
заочная
Тобольск
2014
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
от ____.____.2014
Содержание: УМК по дисциплине (Лингвистические основы теории перевода) для студентов (050100, направления «Педагогическое образование» и профиля подготовки «Иностранный язык», очной формы обучения)
Автор(-ы): Давыдова Ирина Викторовна, Дороднева Наталья Витальевна
Объем _____стр.
Должность
| ФИО
| Дата согласования
| Результат согласования
| Примечание
| Заведующий кафедрой (иностранных языков и методик преподавания)
| Вычужанина А.Ю.
| __.__.2014
| Рекомендовано к электронному изданию
| Протокол заседания кафедры от __.__.2014
№ __
| Начальник УМО
филиала
| Боркова Е.В.
| __.__.2014
| Согласовано
|
| Директор ИБЦ
| Короткова Е.А.
| __.__.2014
| Согласовано
|
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины Цели освоения дисциплины: всестороннее и сознательное усвоение студентами материала по курсу ''Стилистика'', важнейших направлений современных стилистических исследований в отечественной и зарубежной лингвистике, основных актуальных проблем в этой области языкознания.
Задачи:
- ознакомить студентов с основными теоретическими положениями отечественной и зарубежной стилистики, общей проблематикой и основными понятиями стилистики на материале английского языка;
- сформировать представление у студентов о теоретическом инструментарии стилистики (номенклатура понятий и терминов) как совокупности диалектически взаимосвязанных явлений разных порядков, объединяемых в условно самостоятельные системы;
- осветить основные методы и приемы стилистического анализа текста;
- сформировать знания стилистических норм и их вариативности в разных сферах коммуникации;
- сформировать представление у студентов о национальной специфике использования языковых средств в английском языке, о национальном своеобразии функциональных стилей английского языка;
- систематизировать основные направления в изучении типов повествования.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Стилистика» (Б3.В.5) относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в состав базовой части ООП.
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки и способы деятельности, сформированные в ходе изучения дисциплин «Лексикология», «Практическая грамматика», «Теоретическая фонетика», «Литература». Дисциплина «Стилистика» является необходимой для изучения таких дисциплин как «Практический курс перевода», «Теория и практика речевой коммуникации», «Функциональный анализ текста». 3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Стилистика» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурными (ОК)
владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК - 10)
б) общепрофессиональными (ОПК)
владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общение (ОПК - 5).
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
- предмет стилистики, содержание ее основных понятий,
- номенклатуру экспрессивных стилистических средств, их точное терминологическое определение;
- основные методы и приемы стилистического анализа текста;
- стилистические особенности языкового строя в целом и отдельных языковых уровней.
Уметь:
- охарактеризовать текст с точки зрения его соотнесенности с той или иной коммуникативной сферой;
- определять в тексте специфические стилевые элементы, характерные для субъязыка коммуникативной сферы, к которой текст относится;
- изложить результаты стилистического анализа текста;
- применять полученные знания при изучении других лингвистических дисциплин.
Владеть:
навыками стилистической интерпретации / анализа лингвистического материала.
умением находить в тексте фонетические экспрессивные средства, тропы и фигуры речи, экспрессивные морфологические и синтаксические формы, определить их терминологически, объяснить их смысловую нагрузку в тексте;
приемами самостоятельной работы с языковым материалом с использованием научной, справочной и учебной литературы.
Приобрести опыт деятельности по стилистическому анализу текстов, содержащих национально-специфические ментально - лингвальные комплексы. 4. Содержание и структура дисциплины (модуля)
4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Раздел 1. «Введение в стилистику. Общие основы стилистики»
| Тема1: Предмет стилистики. Связь стилистики с другими гуманитарными науками.
Тема2: Стилистика автора и стилистика восприятия. Язык как система кодов.
| Р
| 2
| Раздел 2. «Функциональные стили и их классификация».
| Тема1: Взаимоотношения и функции выразительных средств языка и стилистических приемов.
Тема2: Концепция «стиля» и «субъязыка» Ю.М.Скребнева. понятие «функционального стиля» И.Р.Гальперина. Уровни фонемы, морфемы, слова и предложения.
Тема3: Понятие функциональных стилей. Основная классификация функциональных стилей. Некоторые общие закономерности функционирования языковых средств в функциональных стилях.
Тема4: Стиль языка художественной литературы (проза, поэзия, драма).
Тема5: Стиль языка официальных документов. Стиль языка деловой корреспонденции. Стиль юридических документов. Основные функции стиля. Лексические и синтаксические особенности официального стиля.
Тема6: Научный стиль. Неоднородность научного стиля. Лексические особенности научной речи.
Тема7: Публицистический стиль. Пути и средства воздействия на адресат. Публицистический стиль и его разновидности. Эссе.
Тема8: Газетный стиль. История возникновения стиля. Газетный стиль и его разновидности. Виды статей (краткое сообщение, передовица, дискуссионная статья). Синтаксические особенности газетных заголовков.
| ДЗ
| 3
| Раздел 3. «Стилистические ресурсы морфологии».
| Тема1: Имя существительное: экспрессивное словообразование. Стилистически обусловленные отклонения от норм в употреблении артикля. Стилистические функции глагольных временных форм. Понятие транспозиции.
| ДЗ
| 4
| Раздел 4. «Стилистическая лексикология».
| Тема1: Нейтральная, субнейтральная, супернейтральная лексика. Общенародная норма и диалект. Литературная речь и просторечие.
| ДЗ
| 5
| Раздел 5. «Стилистическая семасиология».
| Тема1: Стилистические функции переноса и комбинации значений. Фигуры замещения. Фигуры количества: гипербола, мейозис, литота.
Тема2: Фигуры качества: метонимия, метафора, ирония. Перифраз, антономазия, эпитет, аллегория, аллюзия. Фигуры совмещения: сравнение, каламбур, оксюморон, зевгма, антитеза, нарастание, разрядка.
| Р
| 6
| Раздел 6. «Стилистические ресурсы синтаксиса».
| Тема1: Эллиптические предложения. Апозиопезис, асиндетон.Синтаксический параллелизм, синтаксически моделированные повторы (анафора, эпифора, анадиплозис, обрамление, хиазм), их композиционные экспрессивные функции.
Тема 2: Избыточность элементов: повтор, полисиндетон, пролепс. Инверсия. Особые формы синтаксической связи между членами предложения: обособление, парантеза.
| Р
| 7
| Раздел 7. «Фонетические стилистические приемы».
| Тема1: Фонетические средства художественной организации речи. Исполнительские фонетические средства (интонация, темп, громкость, пауза). Авторские фонетические средства (аллитерация, рифма, размер).
| ДЗ
| 8
| Раздел 8. «Графические стилистические средства».
| Тема1: Взаимодействие звуковых и графических средств. Способы создания графической образности и ее стилистическое использование. Графон.
| ДЗ
| 9
| Раздел 9. «Текстовой уровень. Сверхфразовое единство».
| Тема1: Текстовой уровень. Сверхфразовое единство и абзац
| ДЗ
|
Содержание дисциплины. Основные разделы.
Введение в стилистику, общие основы стилистики. Функциональные стили и их классификация. Стилистические ресурсы морфологии. Стилистическая лексикология. Стилистическая семасиология. Стилистические ресурсы синтаксиса. Фонетические стилистические приемы. Графические стилистические средства. Текстовый уровень. Сверхфразовое единство.
4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), из них 38 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем.
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| № семестра
2
|
| Всего
| Общая трудоемкость
| 108
|
| 108
| Аудиторная работа:
| 10
|
| 10
| Лекции (Л)
| 4
|
| 4
| Практические занятия (ПЗ)
| 6
|
| 6
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
|
| -
| Самостоятельная работа:
| 94
|
| 94
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)1
| -
|
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
|
| -
| Реферат (Р)
| 4
|
| 4
| Эссе (Э)
| 4
|
| 4
| Самостоятельное изучение разделов
| 20
|
| 20
| Контрольная работа (К)2
|
|
|
| Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),
| 44
|
| 44
| Подготовка и сдача экзамена3
|
|
|
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| Зачет
|
|
|
Разделы дисциплины, изучаемые в _6_ семестре
№
раз-
дела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Введение в стилистику. Общие основы стилистики.
| 4
| 2
| 2
|
| -
| 2
| Функциональные стили и их классификация.
| 18
| 2
| 2
|
| 14
| 3
| Стилистические ресурсы морфологии.
| 10
| 2
| 2
|
| 6
| 4
| Стилистическая лексикология.
| 10
| 2
| 2
|
| 6
| 5
| Стилистическая семасиология
| 20
| 2
| 2
|
| 16
| 6
| Стилистические ресурсы синтаксиса.
| 14
| 2
| 2
|
| 10
| 7
| Фонетические стилистические приемы.
| 14
| 2
| 2
|
| 10
| 8
| Графические стилистические средства.
| 4
| 2
| 2
|
| -
| 9
| Текстовый уровень. Сверхфразовое единство.
| 14
| 2
| 2
|
| 10
|
| Итого:
| 108
| 18
| 18
|
| 72
|
4.3 Лабораторные работы
Не предусмотрены
4.5 Курсовой проект (курсовая работа)
Не предусмотрен
4.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№
раздела
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| Функциональные стили и их классификация.
| Тема4: Стиль языка художественной литературы (проза, поэзия, драма).
Тема5: Стиль языка официальных документов. Стиль языка деловой корреспонденции. Стиль юридических документов. Основные функции стиля. Лексические и синтаксические особенности официального стиля.
Тема6: Научный стиль. Неоднородность научного стиля. Лексические особенности научной речи.
Тема7: Публицистический стиль. Пути и средства воздействия на адресат. Публицистический стиль и его разновидности. Эссе.
Тема8: Газетный стиль. История возникновения стиля. Газетный стиль и его разновидности. Виды статей (краткое сообщение, передовица, дискуссионная статья). Синтаксические особенности газетных заголовков.
Оформление рекомендательных писем (представить в письменном виде).
Написание эссе на любую тему.
Реклама и объявления в средствах массовой информации (сообщение)
| 14
| 3.Стилистические ресурсы морфологии
| 1. Работа со словарями (поиск слов с аффиксами и префиксами, свидетельствующими о принадлежности этих слов к определенной коммуникативной сфере).
| 6
| 4. Стилистическая лексикология.
| 1. Работа со словарями (поиск фразеологических единиц).
| 6
| Стилистическая семасиология
| Тема2: Фигуры качества: метонимия, метафора, ирония. Перифраз, антономазия, эпитет, аллегория, аллюзия. Фигуры совмещения: сравнение, каламбур, оксюморон, зевгма, антитеза, нарастание, разрядка.
1. Обзор хрестоматийных статей («Стилистика английского языка: учебное пособие для студентов отделения заочного обучения» - Нижний Новгород, 2005):
1)Н.М.Гатаулина, Е.С.Гриценко Стилистические возможности тавтологии (с. 130-139) – сообщение.
2) И.В.Бормотова Типология эпитета (140-148) – сообщение.
3) Е.Н.Карцева Классификация перифраза (149-157) – сообщение.
2. Стилистическая интерпретация отрывка из книги Daniel Steel «Summer`s End» (письменный отчет).
| 16
| Стилистические ресурсы синтаксиса.
| Тема 2: Избыточность элементов: повтор, полисиндетон, пролепс. Инверсия. Особые формы синтаксической связи между членами предложения: обособление, парантеза.
1. Подготовка к тесту.
2. Поиск синтаксических стилистических приемов в книгах по домашнему чтению (письменный отчет).
| 10
| 7. Фонетические стилистические приемы.
| 1. Устный реферат на тему «Стилистические функции звукообразовательной лексики: звукоподражание и звукосимволизм».
2. Создание рекламы с использованием авторских экспрессивных средств и рифмы (устный доклад).
| 10
| 9. Текстовый уровень. Сверхфразовое единство.
| 1. Устный реферат на тему «План рассказчика и план персонажа».
2. Стилистический анализ отрывков из произведений английских и американских писателей (индивидуальные задания – письменный отчет).
| 10
|
5. Образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий:
- лекции (вводная лекция, лекция с элементами проблемного изложения, лекция-информация, проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-конференция и т.д.);
- практические занятия и семинары (семинар-беседа; семинар-обсуждение докладов, семинар-дискуссия. диспуты и т.д.),
- консультации,
- самостоятельная и научно-исследовательская работа,
- интерактивные технологии, проектные технологии, «круглый стол», «занятие-консультация», «занятие - практикум». 5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр
| Вид занятия
(Л, ПР, ЛР)
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Количество
часов
|
6
| Л
| Вводная лекция, лекция с элементами проблемного изложения, лекция-информация, проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-конференция
| 18
| 6
| ПР
| Беседа, обсуждение докладов, дискуссия, диспуты и т.д..
Консультации.
Самостоятельная и научно-исследовательская работа.
Интерактивные технологии, проектные технологии, «круглый стол», «занятие-консультация», «занятие - практикум».
| 18
| Итого:
| 36
|
5.2 Технологическая карта филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Тюменский государственный университет»
в г. Тобольске ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Ф.И.О. _____________________________________________________
Наименование образовательной программы, профиля: Направление "050100_62 «Педагогическое образование» профиль подготовки «Иностранный язык»
Год обучения, группа:
Наименование дисциплины: ___Стилистика___
Количество часов на дисциплину:__108___________________
Количество аудиторных часов на дисциплину: __36__________________
Ф.И.О. преподавателя: ___ к.п.н., доцент Дороднева Наталья Витальевна______________
Утверждено на заседании кафедры __ сентября 20__ г. протокол № 1.
№ п/п
| Контрольные
мероприятия
| Вид работ
| Аудиторные или
внеаудиторные
| Баллы
| Сроки
выполнения
| Отметка о выполнении
| 1
| Лекции
| 1
| Введение в стилистику, общие основы стилистики.
| Конспектирование лекции.
| аудиторные
| 2
| Согласно утвержденного расписания
|
| 2
| Функциональные стили и их классификация.
| Конспектирование лекции.
| аудиторные
| 2
| Согласно утвержденного расписания
|
| 3
| Стилистические ресурсы морфологии.
| Конспектирование лекции.
| аудиторные
| 2
| Согласно утвержденного расписания
|
| 4
| Стилистическая лексикология.
| Конспектирование лекции.
| аудиторные
| 2
| Согласно утвержденного расписания
|
| 5
| Стилистическая семасиология.
| Конспектирование лекции.
| аудиторные
| 2
| Согласно утвержденного расписания
|
| 6
| Стилистические ресурсы синтаксиса.
| Конспектирование лекции.
| аудиторные
| 2
| Согласно утвержденного расписания
|
| 7
| Фонетические стилистические приемы.
| Конспектирование лекции.
| аудиторные
| 2
| Согласно утвержденного расписания
|
| 8
| Графические стилистические средства.
| Конспектирование лекции.
| аудиторные
| 2
| Согласно утвержденного расписания
|
| 9
| Текстовый уровень. Сверхфразовое единство.
| Конспектирование лекции.
| аудиторные
| 2
| Согласно утвержденного расписания
|
| 2
| Практические занятия
| 1
| Введение в стилистику, общие основы стилистики.
| Ответ на теоретический вопрос.
| аудиторные
| 2
1
| Согласно утвержденного расписания
|
| 2
| Функциональные стили и их классификация.
| Ответ на теоретический вопрос
Дополнение к ответу.
Блиц-опрос по определениям.
| аудиторные
| 2 2
1
| Согласно утвержденного расписания
|
| 3
| Стилистические ресурсы морфологии
| Ответ на теоретический вопрос
Дополнение к ответу.
| аудиторные
| 2 2
| Согласно утвержденного расписания
|
| 4
| Нейтральная, субнейтральная, супернейтральная лексика.
| Ответ на теоретический вопрос
Дополнение к ответу
Выполнение упражнений
| аудиторные
| 2 1
1
| Согласно утвержденного расписания
|
| 5
|
Стилистическая семасиология.
| Ответ на теоретический вопрос
Дополнение к ответу
Выполнение упражнений
| аудиторные
| 2 1
2
| Согласно утвержденного расписания
|
| 6
| Стилистические ресурсы синтаксиса.
| Ответ на теоретический вопрос.
Чтение и анализ текста по выявлению стилистических ресурсов синтаксиса.
| аудиторные
| 2 2
| Согласно утвержденного расписания
|
| 7
| Фонетические стилистические приемы.
Фонетические средства речевой характеристики и авторские экспрессивные средства.
| Ответ на теоретический вопрос
Дополнение к ответу
Выполнение упражнений
| аудиторные
| 2 1
1
| Согласно утвержденного расписания
|
| 8
| Графические стилистические средства.
| Ответ на теоретический вопрос
Выполнение упражнений
| аудиторные
| 2 2
| Согласно утвержденного расписания
|
| 9
| Текстовый уровень. Сверхфразовое единство.
| Ответ на теоретический вопрос
Выполнение упражнений
| аудиторные
| 2 2
| Согласно утвержденного расписания
|
| 3
| Самостоятельная работа
| 1
| Тема4: Стиль языка художественной литературы (проза, поэзия, драма).
| Устный опрос
| внеаудиторные
| 2
| 4 неделя января
|
| 2
| Тема5: Стиль языка официальных документов. Стиль языка деловой корреспонденции. Стиль юридических документов. Основные функции стиля. Лексические и синтаксические особенности официального стиля.
| Устный опрос
| внеаудиторные
| 2
| 1 неделя февраля
|
| 3
| Тема6: Научный стиль. Неоднородность научного стиля. Лексические особенности научной речи.
| Сообщение
| внеаудиторные
| 2
| 1 неделя февраля
|
| 4
| Тема7: Публицистический стиль. Пути и средства воздействия на адресат. Публицистический стиль и его разновидности. Эссе.
| Сообщение
.
| внеаудиторные
| 2
| 2 неделя февраля
|
| 5
| Тема8: Газетный стиль. История возникновения стиля. Газетный стиль и его разновидности. Виды статей (краткое сообщение, передовица, дискуссионная статья). Синтаксические особенности газетных заголовков. Реклама и объявления в средствах массовой информации
| Реферат
| внеаудиторные
| 2
| 3 неделя февраля.
|
| 6
| Оформление рекомендательных писем Написание эссе на любую тему.
| Представить в письменном виде
| внеаудиторные
| 4
| 4 неделя февраля
|
| 7
| . Работа со словарями
| Поиск слов с аффиксами и префиксами, свидетельствующими о принадлежности этих слов к определенной коммуникативной сфере – письменный отчет
| внеаудиторные
| 2
| 1 неделя марта
|
| 8
| Работа со словарями
| Поиск фразеологических единиц – письменный отчет
| внеаудиторные
| 2
| 1 неделя марта
|
| 9
| Тема2: Фигуры качества: метонимия, метафора, ирония. Перифраз, антономазия, эпитет, аллегория, аллюзия. Фигуры совмещения: сравнение, каламбур, оксюморон, зевгма, антитеза, нарастание, разрядка.
| Конспект.
Тест.
| внеаудиторные
| 2
| 2 неделя марта
|
| 10
| Обзор хрестоматийных статей («Стилистика английского языка: учебное пособие для студентов отделения заочного обучения» - Нижний Новгород, 2005):
1)Н.М.Гатаулина, Е.С.Гриценко Стилистические возможности тавтологии (с. 130-139)
2) И.В.Бормотова Типология эпитета (140-148)
3) Е.Н.Карцева Классификация перифраза (149-157)
| Конспекты. Аннотации.
| внеаудиторные
| 6
| 3 неделя марта
|
| 11
| Стилистическая интерпретация отрывка из книги Daniel Steel «Summer`s End»
| Письменный отчет
| внеаудиторные
| 2
| 4 неделя марта
|
| 12
| Тема 2: Избыточность элементов: повтор, полисиндетон, пролепс. Инверсия. Особые формы синтаксической связи между членами предложения: обособление, парантеза.
| Ответ на вопросы
| внеаудиторные
| 2
| 1 неделя апреля
|
| 13
| Поиск синтаксических стилистических приемов в книгах по домашнему чтению
| Письменный отчет
| внеаудиторные
| 2
| 1 неделя апреля
|
| 14
| Стилистические функции звукообразовательной лексики: звукоподражание и звукосимволизм
| Реферат
| внеаудиторные
| 2
| 2 неделя апреля
|
| 15
| Создание рекламы с использованием авторских экспрессивных средств и рифмы
| Презентация.
| внеаудиторные
| 2
| 3 неделя апреля
|
| 16
| Прочитать все лекции и составить глоссарий.
| Глоссарий.
| внеаудиторные
| 2
| 4 неделя апреля
|
| 17
| План рассказчика и план персонажа
| Реферат
| внеаудиторные
| 2
| 1 неделя мая
|
| 18
| Стилистический анализ отрывков из произведений английских и американских писателей
| Индивидуальные задания – письменный отчет.
| внеаудиторные
| 4
| 2 неделя мая
|
| 29
| Нейтральная, официальная, разговорная речь.
| Заполнить таблицу синонимичных выражений для каждого из слоев речи.
| внеаудиторные
| 2
| 3 неделя мая
|
| 20
| Повтор изученного.
| Тест.
| внеаудиторные
| 2
| 4 неделя мая
|
| |