Тема урока
| Основные вопросы
| Понятия
| Меж-пред-метные связи
| Оборудова-ние
| Домашнее задание
| Деятельность учащихся
| Тип урока
| Национ.-регионал. компонент
| сроки
|
3.Социаль-но-эконо-мическое развитие России в конце XIX – начале ХХ в.
| 1.Поздняя отмена крепостничества. Начало капиталисти ческого развития. 2.Основные тенден-ции в развитии экономики 3. Особенности соци-ально-экономичес-ких отношений. 4.С.Ю.Витте. 5.Аграрная реформа Столыпина.
| Модернизация, монополис-тический капитализм, монополия, концентра-ция произ-водства, конкуренция финансовая олигархия
| Эконо-мика, геогра-фия
| Карта «Российская империя в Х!Х –начале ХХв.», схемы
| п.1-2, задания в тетради
| Индивидуальная: участие в обсуждении вопросов, подготовка сообщения о Столыпине П.А. Групповая: анализ документов.
| Комбини-рованный
| Социально-экономическое развитие края.
|
|
4.Внешняя политика. Русско- японская война
| 1.Формирование двух военных бло-ков. Гонка вооруже-ний. 2.Основные направ-ления внешней по-литики 3.Дальний Восток 4.Русско-японская война 5.Итоги и последств
| Геополитика стратегические интересы, раздел сфер влияния, гонка вооружений
| Геогра-фия, обще-ство-знание
| Карта «Российская империя Х1Х- начале ХХв», документ «Портсмут-ский мир»
| П.4, работа с картой
| Индивидуальная: участие в обсужде-нии вопросов урока, в дискуссии (по вопросам о целеобразности «маленькой победоносной войны»)
| Комбини-рованный Проблем-ное изло-жение материа-ла. Дис-куссия
|
|
|
5.Революция 1905- 1907 гг. Становление российского парламента-ризма.
| 1.Начало и развитие революции. Задачи. 2.Высший подъем революции. Мани-фест 17 октября. 3.Декабрьское воо-руженное восстание в Москве. Спад ре-волюции. 4.Развитие парламен таризма в России.
| Революции-онная ситуа-ция, причины, задачи, движущие силы, характер революции
| Эконо-мика, обще-ство-знание, геогра-фия
| Карта «Пер-вая русская революция 1905-1907 гг», документ «Петиция», учебник
| П.3, записи в тетради читать, заполнить таблицу
| Индивидуальная: участие в обсуждении вопросов урока
| Комбини-рованный Проблем-ное обучение, задачный подход
| Общественно-политическая жизнь.
|
|
6. Первая мировая война (интегрированный с курсом Всеобщей истории)
| 1.Причины и повод. Начало войны 2.Отношение партий к войне 3.Ход военных Дей-ствий. Наступление русской армии в Вост. Пруссии. Успехи в Галиции 4.Поражение 1915 г. Изменение внутри-политической об-становки. 5.Брусиловский про-рыв.
| «революции-онное пора-женчество», патриотичес-кая тревога, Брусиловский прорыв
| Гегра-фия, обще-ство-знание
| Карты, карточки, контурные карты, хрестоматия
| 5, работа с картой
| Индивидуальная: заплнение хроно-логической таблицы «Первая мировая война», подготовка сообщения по теме. Групповая: разработка мини-проектов по теме
| Зачет. Изучение нового материа-ла
|
|
|
7. Революция 1917. Временное правительст-во и советы.
| 1.Причины револю-ции. 2.Восстание в Пет-рограде. Падение самодержавия. 3.Установление двоевластия. 4.Политика Времен-ного правительства. 5.Корниловский мятеж.
| Двоевластие, альтернатива развития, кризис власти, военная диктатура,
| Геогра-фия, обще-ство-знание, право
| Документы, учебник, иллюстрации
| 7,8, читать
| Индивидуальная: составление конспекта лекции, участие в беседе. Анализ документов
| Проблем-ная лек-ция. Беседа по ключе-вым проб-лемам урока.
| Край в февральской революции
|
|
8.Провозглашение и утверждение советской власти.
| 1.Октябрьское вос-стание в Петрограде. 2.II Всероссийский съезд Советов и его декреты. 3.Создание прави-тельства во главе с В.И.Лениным. 4.Установление со-ветской власти в стране. 5.Создание Совет-ского государства.
| Революция, переворот, характер революции, диктатура пролетариа-та, декрет, сепаратный мир, ультиматум
| Обще-ство-знание, право
| Учебник, иллюстрации Документ «Апрельские тезисы», карта
| П.9, сооб-щение об установле-нии Совет-ской влас-ти в нашем крае
| Индивидуальная: участие в обсужде-нии воросов урока. Групповая: анализ документов
| Комбини-рованный Проблем-ное изло-жение материа-ла
| Казанский Октябрь
|
|
9. Граждан-ская война и иностранная интервенция 1918-1922 гг.
| 1.Определение, при-чины, участники, этапы гражданской войны и интервен-ции. 2. «Красный и белый » террор.
| Гражданская война, интервенция
| Геогра-фия, обще-ство-знание, эконо-мика
| Карта «Граж-данская вой-на и интер-венция…», иллюстрации
| П.10, составить хронологи-ческую таблицу.
| Индивидуальная: участвовать в обсуждении вопросов семинара, анализировать документы
| семинар
| В пламени Гражданской войны
|
|
10.Политика военного коммунизма. НЭП.
| 1.Политика военно-го коммунизма, 2.Причины победы большевиков. 3. Итоги и последст-вия войны. 4.Российская эмиграция. 5.НЭП.
| «военный коммунизм», продразверстка, комбеды, Нэп, продналог, аренда, хозрасчет, концессия
| Эконо-мика обществознание
| Карта, документы, учебник
| 12,читать, сравнить
| Работа с документами, текстом учебника, участие в беседе, выводы
| Комбини-рованный
|
|
|
11.Образова-ние СССР. Внутрипар-тийная борьба, ее этапы.
| 1.Проекты Нацио-нально-государст-венного устройства, позиции лидеров. 2.Образование СССР. Конституция 1924 г. 3.Внутрипартийная борьба. Сталин. Репрессии. Культ личности 4.Внешняя политика СССР в 20-е гг.
| Национальный вопрос, право наций на самоопределе-ние, автономизация, федерация, конфедерация, массовые репрессии, ГУЛАГ, культ личности, тоталитаризм
| Геогра-фия, право,
| Учебник, документ, илл., карта «»
| П.11, записи в тетради выучить
| Индивидуальная: участие в обсуждении вопросов урока, актуализация ранее изученного материала
| Комбини-рованный Проблем-ная лек-ция. Бесе-да по клю чевым пробле-мам урока
|
|
|
12. Достиже-ния и потери русской куль туры в 20-е г
| Политика в области культуры: достиже-ния, трудности, противоречия.
|
| МХК, обще-ство-знание
| Учебник, илл., презентации
| П.15, дополни-тельный материал п
| Групповая: разработка и презентация проектов по теме
| Проблем-ное обучение
|
|
|
13.Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.
| 1.Кризис конца 20-х годов. 2.Экстенсивное восстановление на-родного хозяйства. 3.Социалистическая индустриализация. 4.Коллективизация. Раскулачивание.
| Экстенсивное развитие, совет ская модель модернизации, индустриали-зация, коллек-тивизация, пятилетка
| Эконо-мика, обще-ство-знание
| Учебник, документы
| П.13,14 ответить на вопросы учебника
| Индивидуальная: составление конспекта лекции, участие в беседе. Анализ документов
| Проблем-ное обуче-ние. Задачный подход
| Индустриализация республики: годы в первых пятилеток.
|
|
14.Внешняя политика СССР в 1938-1941 гг
| 1.Обострение воен-ной опасности. Антикомминтеров-ский пакт. 2.Расширение гра-ниц СССР. 3.Подготовка к вой-не. Советская военная доктрина. 4.Курс Германии на передел мира. 5.Пакт Молотова-Риббентропа и его последствия. 6.Советско-финская война.
| Пакт, антикоммин-терновский пакт, военная доктрина, репрессии
| Геогра-фия, обще-ство-знание
| Учебник, илл. Документ «пакт о нена-падении…», карта « Накануне Великой Отечественной войны…»,
| п.16, ответить на вопро-сы, контур-ная карта
| Групповая: анализ документов и дополнительной литературы
| Лабораторное занятие
|
|
|
15. Боевые действия на фронтах.
| 1.Нападение Герма-нии. Соотношение сил. 2.Просчеты совет-ского руководства. 3.Катастрофическое начало войны. Мобилизация. 4.Оборонительные сражения Летом и осенью 1941 5.Оборона Москвы. Разгром немцев под Москвой. .. 6.Боевые действия 1942 г.
| Блицкриг, мобилизация, партизанское движение, фронт, тыл, стратегия, тактика, театр военных Дей-ствий, эвакуация.
| Геогра-фия, обще-ство-знание, право
| Карта «Вели-кая Отечест-венная война в 1941-1945 гг», илл., документы, схема
| П.17, за-полнение таблицы. Работа с контурной картой.
| Индивидуальная; участие в дискуссии, Групповая: анализ документов. Участие в разработке проекта
| Проблем-ное обуче-ние
| Республика в годы Великой Отечественной войне.
|
|
16.Коренной перелом в ходе войне. Сталинградская битва.
| 1.Победа под Сталинградом 2.Партизанское движение. 3.Битва на Курской дуге.
| 10 сталинских ударов
| Геогра-фия, обще-ство-знание
| Карта «ВОВ» , «Сталинградская битва», схема, портреты
| 18, ответить на вопросы, заполнение таблицы
| Групповая: анализ документов, учас-тие в разработке проекта. Индивидуальная: участие в дискуссии
| Проблем-ное обучение
| За свободу и независимость Родины.
|
|
17.Борьба за линией фронта.
| Мобилизация страны на войну. Партизанское движение.
|
| Геогра-фия, литература
| Карта, илл., энциклопе-дия
| 19,Подгото-виться - сообщения
| Фронтальная: изучение нового материала
| Комбини-рованный
|
|
|
18.Тыл в годы войны.
| Перевод экономики на военные рельсы. Идеология и культура
| Оккупацион-ный режим, эвакуация, слаженное военное хозяйство
| Общество-знание
| Воспоминания, допол. Материал, илл.
| 21,читать
| Индивидуальная: поиск и подбор материала, участие в обсуждении
| семинар
| Всенародная помощь армии и флоту. Культура.
|
|
19.СССР и союзники.
| СССР в антигитлеровской коалиции. Конференция союзников в Тегеране, Ялте, Потсдаме. И их решения
| Берлинская операция, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция
| Геогр-фия, обще-ство-знание
| Карта «», илл., схема, документы, презентация «Ветераны района»
| 20, ответить на вопросы,
| Индивидуальная: участие в обсуждении вопросов
| Проблем-ное изло-жение
|
|
|
20.Итоги Великой Отечественной войны.
| Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопосов послевоенного переустройства мира.
|
| Геогра-фия обществознание
| Карта, презентации, илл.
| 22, выводы
| Индивидуальная: работа с дополнительной литературой и поиск исторического материала по заданию учителя.
|
|
|
|
21.Внешняя политика СССР. Начало «холодной войны»
| 1.Итоги второй мир. Войны. Изменения соотношения сил в мире. 2.Образование НАТО.. 3.Создание социали-стического лагеря. СЭВ.
| Доктрина «сдер живания и отбрасывания ма», план Маршалла, экспансия, «холодная вой-на», блоковая стратегия.
| Геогра-фия, обще-ство-знание
| Карта «», документ, учебник, илл.,
|
П.23, ответить на вопро-сы, контур-ная карта
| Индивидуальная: участие в дискуссии. Подготовка сообщений. Групповая: анализ документов
| Комбини-рованный
|
|
|
22.Восстано-вление и развитие народного хозяйства.
| 1.Восстановление народного хозяйст-ва. 4-5-я пятилетки. 2.Отмена карточной системы. Денежная реформа. 3.Общественно-поли -тическая жизнь страны в 1945- 1953 гг. Продолжение репрессий.
| «Ленинград-ское дело», «Дело врачей».
| Обще-ство-знание, эконо-мика, право, МХК
| Учебник, илл. документы
| П.24 читать, работа с документами
| Индивидуальная: составление конспекта лекции, участие в беседе, анализ документов
| Комбини-рованный
| Республика в послевоенный период.
|
|
23.Первые попытки реформирования советской системы. ХХ съезд КПСС
| 1.Смерть Сталина и борьба за власть. 2.ХХ съезд и осуж-дение культа лич-ности. 3.Десталинизация. «Либерализация» режима. 3.Свертывание реп-рессий и реаби-литация. Противоре-чивость перемен. 4.XXII съезд Новая программа КПСС. Политика «волюнта-ризма». Смещение Н.С. Хрущева. 5.Экономика.
| Эволюция политической системы, оппозиция, антипартий-ная система, реабилитация, тенденция, десталиниза-ция, либерализа-ция ,волюнта-ризм
| Обще-ство-знание,
| Учебник, таблица, илл.
| П.25, 26, записи в тетради, биографии
| Групповая: анализ документов
| Комбини-рованный
| Изменения в политической и духовной жизни.
|
|
24.Духовная жизнь СССР в послевоен-ные годы.
| 1. Послевоенная культура. 2.Культура в период Хрущева. 3.Сравнить методы контроля за духовной культурой в периоды деятельности Сталина и Хрущева
| Оттепель, Хрущев Н.С., Брежнев Л.И.
| Лите-ратура, искус-ство, геогра-фия, биоло-гия
| Учебник, илл. , литература, документы
| 27, конспект по лекции, тезисы читать
| Групповая: разработка презентаций проектов по теме
| Проблем-ное обучение
|
|
|
25.СССР в 1964-1985. Политика и экономика от реформ к застою.
| 1.Общественно по-литическое развитие и духовная жизнь. А)Нарастание кризисных явлений в обществе. Б).Конституция развитого социализ-ма. В).Феномен «шестидесятников». Правозащитники. Диссидентское дви-жение. 2.Экономика Рефор-ма 1965 г. и ее неэффективность. Стагнация.
| Развитой социализм, «ползучая реасталини-зация», феномен «шестидесят-ников», правозащит-ники, дисси-дентское движение, стагнация, «Доктрина» Л.И.Брежнева, Сахаров,
| Право, обще-ство-знание, эконо-мика
| Учебник, илл., документы, конституция
|
п.28, ответить на вопросы, задания в тетради
| Индивидуальная: составление конспекта лекции, участие в беседе, анализ документов
| Комбини-рованный
|
|
|
26. Внешняя политика СССР в 1960-1980-е гг.
| 1.Внешняя полити-ка. А) «Доктрина Л. И.Брежнева » Б) «Пражская вес-на». Ввод войск в Чехословакию. В)Обострение советско-китайских отношений.
| военный паритет, разрядка напряженнос-ти, «Пражская весна», ограничение стратегичес-ких вооружений
| Геогра-фия, обще-ство-знание
| Учебник, карта, илл., документы
| 29, работа с картой , документами
| Групповая: анализ документов
| Комбини-рованный
|
|
|
27.Культура 1960-1980 гг. Эпоха развитого социализма.
| Основные достижения культуры.
|
| Лите-ратура, биоло-гия, геогра
| Учебник, илл., фрагменты документов , литературы
| 30,Таблица, сообщения
| Групповая: разработка и презентация проектов по теме
| лабораторная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28.Переход к политике перестройки. М.С.Горба-чев.
| 1.Причины, потреб-ность в преобразо-ваниях. 2.Экономика: рефор-мирование без ре-форм. Рост забасто-вочного движения.
| «перестройка», «ускорение», демократиза-ция, гласность, плюрализм,
| Эконо-мика, геога-фия, бще-ство-знание,
| Иллюстра-ции, документы, учебник
| П.31, записи в тетради, работа с документа-ми
| Групповая: анализ документов Индивидуальная: записи в тетради
| Комбини-рованный
| На этапе перестройки.
|
|
29.Демократизация поли-тической жизни. Становление президенской республики.
| 1.Реформы в облас-ти идеологии. Поли-тика гласности. Но-вое политическое мышление. Плюра-лизм. 2.Политическое раз-витие. XXVII съезд КПСС. XIX конфе-ренция. 1 съезд народных депутатов СССР. Отмена 6-й статьи Конституции СССР. ГКЧП. Ради-кальные изменения в расстановке политических сил.
| новое политическое мышление, регулируемая рыночная экономика, кооператив, хозрасчет, суверенизация республик, референдум.
| Право общество-знание
| Учебник, илл., документы,
| 32, вопросы и задания с.260.
| Работа с материалом, анализ, выводы. Ведение записей по лекции ,обсужде-ние
| комбинированный
|
|
|
30.Распад СССР.
| 1.Национальный вопрос. 2.Распад СССР. Беловежские согла-шения. Образование СНГ.
|
СНГ
| Геогр-фия, обще-ство-знание
| Учебник, карта, илл., документы
| 33, работа с документом с.265.
| Групповая: документы Индивидуальный: работа с тетрадью, учебником,
| Комбини-рованный
|
|
|
31.«Новое мышление» в международ-ных отношениях.
| 3.Отказ от борьбы с капитализмом. 4.Делийская декла-рация. 5.Вывод войск из Афганистана. 6.Либерализация отношений с социа-листическими государствами. 7.Распад СССР и его последствия для всемирной истории.
| Новое политичес-кое мышление, Парижская хартия, Делийская декларация, окон-чание «холодной войны», геополити -ческая ситуация, биполярная систе-ма, однополюсный мир
| География обществознание филология
| Учебник, илл, документы
| 33, пересказ, записи в тетради выделить главное
|
подбор дополнительного материала
| комбинированный
|
|
|
32.Провозглашение суверенитета Российской Федерации.
| Становление рос-сийской государст-венности. «Парад суверенитетов». Федеративный до-говор 1992 г. Проти-востояние 1993 г. Расстрел «Белого дома.» Выборы 12 декабря 1993г. Рефе-рендум по проекту Конституции. Пре-зидентские выборы 1996 г.
| Парад сувере-нитетов,
правовое государство
| Геогра-фия, эконо-мика, обще-ство-знание
| Учебник, карта «Российская Федерация», документы, воспомина-ния
| П.34, вопросы
| Индивидуальная: составление конспекта лекции, участие в беседе. Анализ документов
| Комбини-рованный
| Татарстан на рубеже веков. Суверенитет.
|
|
33.Переход к рыночной экономике.
| Попытки модернизации советской экономики. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства.
| пере-дел собствен-ности, макроэконо-мическая стабилизация, «шоковая терапия», приватизация, корректировка реформ, правовое государство
| Экономика обществознание
| Учебник, словари, документы, воспоминания
| 35, ответить на вопросы
| Работа с документами, с материалом учебника,
| комбинированный
|
|
|
34.Восстановление позиций России во внешней политике.
| СССР в глобальных конфликтах. Новое политическое мышление. Участие России в формировании международно-правовой системы. РФ в составе СНГ
| СНГ, новое политическое мышление, биполярный мир, ближнее зарубежье
| География обществознание
| Илл., материал из газет, учебник
| 36, понятия выучить, подбор материала
| Подбор материала, анализ источников
| практический
|
|
|
36.Современ-ная Россия.
| Экономика. Социальные проблемы. Демографические проблемы. Российский народ как единая нация.
|
| Экономика право
| Илл., учебник, портреты,
| 39, читать
| /Анализ документов, работа с учебником, записями в тетради.
| комбинированный
|
|
|
35.Новый курс России.
| 1.Предпосылки не-избежности коррек-тировки реформ. 2.Меры по обеспече-нию гражданского единства и согласия. 3.Укрепление российской государственности. 4.Значение нового курса. Для возрождения России. 5.Реформы: налоговая, судебная… 6.Экономика: нацпроекты…
| Федеративная реформа, еди-ное законодате-льное простран ство, местное самоуправле-ние,, единый социальный налог, суверен-ная демокра-тия, коррупция национальные проекты, мате-ринский капи-тал, Б.Н.Ельцин, В.В.Путин, Д.А.Медведев
| Экономика, право, обще-ство-знание,
| Карта «РФ», учебник, илл, документы,
| 38, читать, дополнить лекцию
| Индивидуальная: составление конспекта, групповая: работа с документами
| семинар
| Татарстан в начале ХХ1 века.
|
|
|