Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области»





Скачать 301.28 Kb.
НазваниеМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области»
Дата публикации09.10.2013
Размер301.28 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Военное дело > Конспект
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества

Валуйского района Белгородской области»


Конспект занятия творческого объединения

«Вокальный ансамбль» (3 г/о)



Разработала:

педагог

дополнительного образования

Тронза Н.И.
Тема занятия: Гармония.

Задачи:

  1. Обеспечить усвоение учащимися понятия гармонии на примере различных сфер деятельности человека;

  2. развивать познавательную активность учащихся, создать образ родного края через гармонию архитектурных стилей, музыки и поэзии;

  3. развивать музыкальные и творческие способности учащихся;

  4. способствовать формированию духовной культуры и социально-активной личности ребёнка.


Оборудование: видеозапись «Храм Иоанна Предтечи»; иллюстрации картин о Великой Отечественной войне; гимн поселка Уразово; сборник стихотворений Валуйских авторов; наборы карточек для определения типа гармонии для каждого учащегося.

* * *
Музыкальный материал:

1. Ж. Массне. Увертюра из оперы «Таис».

2.Прелюдия (до мажор) И.С. Баха из I тома Хорошо
темперированного клавира.

  1. Реквием В.А. Моцарта: «Лакримоза» (фрагмент).

  2. Гимн «Уразово» сл. В. Варнавского, муз. Н. Стрижакова


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент

II. Ознакомление с новым материалом

На партах у учащихся находятся тексты стихотворений, о которых пойдёт речь на занятии.

Педагог читает на фоне музыки Ж. Массне:

В размеры стройные стекались

Мои послушные слова

И звонкой рифмой замыкались.

В гармонии соперник мой

Был шум лесов, иль вихорь буйный,

Иль иволги напев живой,

Иль ночью моря гул глухой,

Иль шепот речки тихоструйной.

Всё в ней гармония, всё диво, Всё выше мира и страстей...
... Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию.
- Я прочитала вам строки из разных стихотворений одного и того же поэта, не догадались, какого? (А.С. Пушкина)

  • Какое слово присутствовало во всех отрывках? (слово «гармония»)

  • Что, на ваш взгляд оно обозначает?

- Но в этих отрывках слово «гармония» употребляется с разными оттенками значений.

-Давайте поразмышляем, в каком значении употребляется это еловое каждом из отрывков, для этого вы поработаете «в парах».

Работа «в парах»: соединить стрелками стихи и значения слова «гар­мония», в котором оно употребляется в этих стихах. Проверка:

- Итак, в смысле стройности, соразмерности, красоты, в каком отрывке употребил слово «гармония» поэт? (во 2-м; стихотворение «Красавица»)

- А где под гармонией подразумевается поэзия, как «искусство в стройных, соразмеренных формах выражать владеющие поэтом мысли и чувства»? (в 1-м; стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Оно было впервые опубликовано в виде предисловия к первой главе «Евгения Онегина»)

~ Близко к этому значение и третьего отрывка (это слова Сальери из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери»). Недаром поэт далее произ­носит тост:

...за искренний союз,

Связующий Моцарта и Сальери,

Двух сыновей гармонии.

- Только речь тут идёт уже не о поэзии, а о музыке.

- Послушайте, как говорит Сальери: «Поверил я алгеброй гармонию...». В этой фразе заключен, благодаря слову «алгебра», ещё один смысл: научного, исследовательского подхода к искусству. И тогда возникает ещё одно значение гармонии — как науки об аккордах и музыкальных созвучиях. Но, прежде всего, гармония в музыке - - это выразительное средство.

Сообщение темы занятия:

- Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о гармонии не только в музыке, но и в искусстве, и в окружающей нас жизни. Эпиграфом к уроку будут слова известного древнего мыслителя Птолемея:

«Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?»

Рассказ педагога:

- Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: люди из­давна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла − в архитектурном ли сооружении, состоянии души или

человеческой фигуре. Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений. И это же слово — такое богатое смыслами, такое многозначное из множества других было избрано для выражения глубинного смысла музыки, того главнейшего, что отличает её от других видов искусства. Поэтому не случайно слово «гармония», включающее в себя все эти значения, в музыке относится к выражению её коренного и основного свойства — благозвучия. Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований - это и есть музыкальная гармония: не универсальная «гармония мира», а гармония как искусство музыкальной красоты. Гармонию в музыке можно определить словами: светлая, нежная, резкая, изысканная, красочная и т.д. Слушая музыкальное ведение, нужно обращать внимание на аккорды и их сочетание темное, резкое.

Задание:

Я буду исполнять небольшие фрагменты произведений, а вы покажите карточкой (наборы карточек находятся на партах учащихся), какая гармония в этих фрагментах. Педагог исполняет фрагменты на инструменте, а дети показывают соответствующие карточки.

III. Закрепление

Послушайте музыкальное произведение, определите, какая в нем гармония.

Слушание Прелюдии до мажор И.-С. Баха

из I тома Хорошо темперированного клавира
- Что вы почувствовали в этом произведении?

- Музыка этого произведения такая светлая, умиротворённая, отрешенная от всего мелкого, суетного. Это произведение И.-С. Баха Прелюдия до мажор из I тома Хорошо темперированного клавира.

  • Какой была здесь гармония? Покажите нужную карточку (с изысканная).

  • Гармония в этом произведении бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными созвучиями, то чуть омрачаясь неустойчивыми аккордами.

В гармонии музыкальной скрыты те же процессы, которые происходят в окружающем нас мире: это противоположность светлого и темного, зыбкого и твердого, печального и радостного.

Повторное слушание.

- Послушайте ещё раз это произведение, на его фоне вы увидите видеосюжет. Гармонично ли, на ваш взгляд, сочетание увиденного и услышанного?

Повторное слушание прелюдии И.С. Баха с просмотром

видеосюжета о храме Иоанна Предтечи.

  • Знакомо ли вам это архитектурное сооружение? (Ответы учащихся)

  • Гармонично ли сочетание?

  • Действительно, этот храм находится в нашем поселке (учитель обращается к карте Белгородской области, на которой выделен поселок Уразово).

  • Храм Иона Предтечи самая молодая церковь в поселке, построенная в конце 19 начале 20 столетия. Построена она была жителями слободы братьями Кирьяновыми. Известно, что один из них Александр более 36 лет работал старостой Знаменской церкви. Старшее поколение уразовцев помнет, что кладбище, рядом с которым была построена церковь долгое время на могиле одного из братьев Кирьяновых стоял памятник - фигура усопшего во весь рост, но затем этот надгробный памятник был кем-то разрушен. Эту церковь в Уразово называют кладбищенской, так как она стоит на краю Уразовского центрального кладбища.

Во время коллективизации церковь была закрыта, были сброшены кресты и колокола, разрушен иконостас, однако, саму церковь не разрушали, местный колхоз все время использовал ее под склад для хранения зерна.

Но вот в середине 60-х годов в период, когда прокатывалась новая волна уничтожений оставшихся церквей, из нее было вывезено и зерно, и она осталась бесхозной. За короткое время с нее была снята кровля, двери, окна, полы, нависла угроза полного ее разрушения. И, вдруг, с чьей-то легкой руки явились мастера и в одно лето восстановили храм, и встал он над поселком в своей прежней красе. Однако храм не передали владельцу. В нем был открыт районный краеведческий музей. Сейчас храм восстановлен, и в настоящее время является действующим.

Немного из истории: этот храм был воздвигнут Святого порока, предтичи и крестителя Иоанна (7.01. - 20.01) Во дни Ирода, царя Иудейского, жили праведные священник Захария и его жена Елизавета. Долгое время у них не было детей. Однажды Захарии явился в храме архангел Гавриил и сказал, что жена родит сына, великого пред Господом, и нарекут его Иоан. В положенное время так и произошло. Он рос и укреплялся духом. Жил долго в пустыне, вознесшись над всеми нуждами природы, удалившись от людской суеты, проводил время в песнопениях и молитвах.

- Храм, который вы сейчас увидели (на доске вывешивается изображение храма Архистратига Михаила и карточка с именем Святого), назван в честь Архистратига Небесной рати Михаила.

- А кто такой архистратиг? (полководец Небесной рати, призванный Богом низвергнуть с неба в ад сатанинскую силу).

- Свою любовь к предводителю Небесной рати, русский народ издавна выражает тем, что особо торжественно отмечает его праздник 21 ноября (День Архистратига Божия Михаила).

- В этот день ему исполняют в храме величания.
IV. Творческая работа

  • Есть такое старинное выражение «как звать-величать». Звать — значит обращаться к человеку по имени, звать-величать — восхвалять, славить, чествовать.

  • В величании нет спешки, поэтому слова произносятся спокойно, на распев. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями.

  • Может быть, вы вспомните былину или русскую сказку, где героя величали (педагог приводит свой пример).

- Перед вами текст величания Архистратига Божия Михаила:
На доске: Величаем вас, Архангелы и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящия Господа.

- Произнесём хором, выразительно текст этого величания.

Творческое задание:

- Попробуйте распеть эти слова на свою мелодию, не забывая о том, как исполняются величания (исполняют 3-4 человека, лучший вариант повторяем всем классом, затем учитель приводит свой вариант исполнения).

- А каких ещё русских святых особо почитают в нашем поселке?

  • Теперь вы можете узнать, какими словами в церкви его величают и когда.

  • Русский народ выражает свою любовь к Архистратигу Божиему Михаилу также и тем, что любит называть детей своих этим возвышенным именем — МИХАИЛ, что в переводе с древне-арамейского языка означает «кто, как Бог», т.е. «подобный Богу».

  • Михаилом был и наш первый царь из рода Романовых, первый великий ученый Михаил Ломоносов, великий полководец М.И. Кутузов...

  • Продолжите этот ряд.

  • Как вы уже успели убедиться, гармоничных сочетаний в окружающем нас мире очень много.

- Сейчас вы послушаете музыкальный фрагмент, выразите одним словом, что вы чувствуете.

Слушание фрагмента «дисгармонии».

Ответы детей.

  • Можно ли назвать гармоничным сочетание этих звуков?

  • А как бы вы назвали? (дисгармония)

  • Что оно обозначает?

- Действительно, дисгармония — это неблагозвучное сочетание звуков, нарушение гармонии, а также отсутствие согласия, соответствия, разлад.

- Какие вы можете назвать дисгармоничные явления в окружающем нас мире? (война)

  • На территории нашего края проходили боевые действия во время Великой отечественной войны, в первых рядах на его защиту встали жители нашего поселка и близлежащих сел. Самым храбрым воинам присвоено высокое звание героя Советского Союза. Это -Евтушенко А.С, житель села Знаменка.

  • Педагог продолжает, рассказ на фоне видеофрагмента (Мемориал «Вечный огонь», расположенный рядом с храмом).

Звучит «Лакримоза» из «Реквиема» В А.. Моцарта

- В память о погибших был зажжен Вечный огонь. Это исторический памятник в поселке, посвященный погибшим воинам при освобождении п. Уразово. Мемориал был построен к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1970 году архитектором Бавыкиным Е.Ф. . Захоронено 124 солдата, в том числе и герой Советского Союза майор Петров Петр Михайлович. На монументальных плитах мемориала высечено более одной тысячи двухсот фамилий погибших воинов.

Видеофрагмент «Вечный огонь», в ракурсе храм Иоанна Предтечи.

- Какое гармоничное явление вы увидели в этом фрагменте? (соседство храма и мемориала «Вечный огонь»)

- А музыкальное произведение? Вы узнали его?

  • Какая гармония была в этом произведении? (темная)

  • Гармонично ли сочетание музыки и архитектурных сооружений? Почему?

  • Если условно мы назовем Храм Иоанна Предтечи Храмом ДУШИ (педагог вывешивает соответствующую табличку), то памятный комплекс как бы вы назвали? Храм ... (чего?) ПАМЯТИ (учитель выве­шивает соответствующую табличку).

  • Автором слов гимна поселка Уразово являются наш местный поэт В. Варнавский, а автором музыки - руководитель вокальной группы п.Уразово «Альбом плюс» Николай Стрижаков. Давайте послушаем гимн нашего поселка в исполнении выпускников Дома детского творчества, ансамбля «Ровесники»

( исполняектся гимн на фоне видеозаписи с фрагментами памятных мест и уголков родного края).

- Как, по-вашему, гармонично ли сочетается музыка гимна с обликом нашего поселка?

- Вы обратили внимание, кто исполнял гимн?

( Наши выпускники)

  • Действительно, они являются постоянными участниками праздников нашего учреждения.

  • Что вы можете рассказать о Доме детского творчества нашего поселка?

- Чему сопутствуют ребятам занятия в различных творческих объединениях?

( - раскрытию творческих способностей, а иногда и дальнейшему выбору профессии)

- Как можно условно назвать Дом детского творчества? Храм чего? (- ХРАМ ИСКУССТВА)

П
Храм души

Храм искусства

Храм памяти
о ходу урока на доске выстраиваются таблички:



  • Всё это (педагог указывает на таблички) создано руками чело века.

  • Как можно это назвать одним словом? (КУЛЬТУРА).

  • И не просто культура, а целое культурное пространство одной области города, села, в данном случае - поселка Уразово.


V. Итог занятия

  • К каким же явлениям окружающей нас жизни можно отнести слово «гармония»?

  • К каким явлениям искусства и градостроения можно отнести слово «гармония »?

  • Действительно, когда мы видим безобразные улицы, дома или пред меты, то, наверное, правы, если связываем их ущербный облик с дисгармонией. И, наоборот, когда что-то радует наш глаз, мы с благодарностью храним в памяти имена создателей этой красоты. Мы и сами становимся лучше, когда мир вокруг нас прекрасен и гармоничен.

Уразово... Какие слова найти, чтобы рассказать о тебе, мой родной край? У каждого свой нрав, свой характер, своя судьба. Различные селения испытывают взлёты и падения, переживают счастливые и трагические времена. Жизнь некоторых спокойна и размеренна, другим суждено претерпеть немало. Они живут общей жизнью со страной, судьба каждого уникальна и неповторима.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области Муниципальное...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полное название образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» iconДоклад о деятельности Муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» iconПрограмма детского объединения «роспись по дереву»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Рассказовского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» iconДоклад муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного...
«Дом детского творчества с. Ракитное». Сегодня это муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Солигаличского муниципального...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» icon«Горномарийский дом детского творчества»
Полное наименование: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Горномарийский дом детского...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» iconЦель проекта и основные задачи
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Ирбейского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» iconРабочая программа учебного курса «Занимательная математика»
...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» iconСценарий «Выпускного» в школе раннего развития «Колокольчик»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Краснослободского...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей "В мире...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» iconХарактеристика сети учреждений дополнительного образования детей...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества «Новатор»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» iconПояснительная записка Актуальность
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» iconРабота концертмейстера на уроках хореографии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» iconДетей дом детского творчества «на 9-ой линии» василеостровского района...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск