Скачать 301.28 Kb.
|
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» Конспект занятия творческого объединения «Вокальный ансамбль» (3 г/о) Разработала: педагог дополнительного образования Тронза Н.И. Тема занятия: Гармония. Задачи:
Оборудование: видеозапись «Храм Иоанна Предтечи»; иллюстрации картин о Великой Отечественной войне; гимн поселка Уразово; сборник стихотворений Валуйских авторов; наборы карточек для определения типа гармонии для каждого учащегося. * * * Музыкальный материал: 1. Ж. Массне. Увертюра из оперы «Таис». 2.Прелюдия (до мажор) И.С. Баха из I тома Хорошо темперированного клавира.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ: I. Организационный момент II. Ознакомление с новым материалом На партах у учащихся находятся тексты стихотворений, о которых пойдёт речь на занятии. Педагог читает на фоне музыки Ж. Массне: В размеры стройные стекались Мои послушные слова И звонкой рифмой замыкались. В гармонии соперник мой Был шум лесов, иль вихорь буйный, Иль иволги напев живой, Иль ночью моря гул глухой, Иль шепот речки тихоструйной. Всё в ней гармония, всё диво, Всё выше мира и страстей... ... Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию. - Я прочитала вам строки из разных стихотворений одного и того же поэта, не догадались, какого? (А.С. Пушкина)
- Но в этих отрывках слово «гармония» употребляется с разными оттенками значений. -Давайте поразмышляем, в каком значении употребляется это еловое каждом из отрывков, для этого вы поработаете «в парах». Работа «в парах»: соединить стрелками стихи и значения слова «гармония», в котором оно употребляется в этих стихах. Проверка: - Итак, в смысле стройности, соразмерности, красоты, в каком отрывке употребил слово «гармония» поэт? (во 2-м; стихотворение «Красавица») - А где под гармонией подразумевается поэзия, как «искусство в стройных, соразмеренных формах выражать владеющие поэтом мысли и чувства»? (в 1-м; стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Оно было впервые опубликовано в виде предисловия к первой главе «Евгения Онегина») ~ Близко к этому значение и третьего отрывка (это слова Сальери из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери»). Недаром поэт далее произносит тост: ...за искренний союз, Связующий Моцарта и Сальери, Двух сыновей гармонии. - Только речь тут идёт уже не о поэзии, а о музыке. - Послушайте, как говорит Сальери: «Поверил я алгеброй гармонию...». В этой фразе заключен, благодаря слову «алгебра», ещё один смысл: научного, исследовательского подхода к искусству. И тогда возникает ещё одно значение гармонии — как науки об аккордах и музыкальных созвучиях. Но, прежде всего, гармония в музыке - - это выразительное средство. Сообщение темы занятия: - Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о гармонии не только в музыке, но и в искусстве, и в окружающей нас жизни. Эпиграфом к уроку будут слова известного древнего мыслителя Птолемея: «Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?» Рассказ педагога: - Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла − в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений. И это же слово — такое богатое смыслами, такое многозначное из множества других было избрано для выражения глубинного смысла музыки, того главнейшего, что отличает её от других видов искусства. Поэтому не случайно слово «гармония», включающее в себя все эти значения, в музыке относится к выражению её коренного и основного свойства — благозвучия. Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований - это и есть музыкальная гармония: не универсальная «гармония мира», а гармония как искусство музыкальной красоты. Гармонию в музыке можно определить словами: светлая, нежная, резкая, изысканная, красочная и т.д. Слушая музыкальное ведение, нужно обращать внимание на аккорды и их сочетание темное, резкое. Задание: Я буду исполнять небольшие фрагменты произведений, а вы покажите карточкой (наборы карточек находятся на партах учащихся), какая гармония в этих фрагментах. Педагог исполняет фрагменты на инструменте, а дети показывают соответствующие карточки. III. Закрепление Послушайте музыкальное произведение, определите, какая в нем гармония. Слушание Прелюдии до мажор И.-С. Баха из I тома Хорошо темперированного клавира - Что вы почувствовали в этом произведении? - Музыка этого произведения такая светлая, умиротворённая, отрешенная от всего мелкого, суетного. Это произведение И.-С. Баха Прелюдия до мажор из I тома Хорошо темперированного клавира.
В гармонии музыкальной скрыты те же процессы, которые происходят в окружающем нас мире: это противоположность светлого и темного, зыбкого и твердого, печального и радостного. Повторное слушание. - Послушайте ещё раз это произведение, на его фоне вы увидите видеосюжет. Гармонично ли, на ваш взгляд, сочетание увиденного и услышанного? Повторное слушание прелюдии И.С. Баха с просмотром видеосюжета о храме Иоанна Предтечи.
Во время коллективизации церковь была закрыта, были сброшены кресты и колокола, разрушен иконостас, однако, саму церковь не разрушали, местный колхоз все время использовал ее под склад для хранения зерна. Но вот в середине 60-х годов в период, когда прокатывалась новая волна уничтожений оставшихся церквей, из нее было вывезено и зерно, и она осталась бесхозной. За короткое время с нее была снята кровля, двери, окна, полы, нависла угроза полного ее разрушения. И, вдруг, с чьей-то легкой руки явились мастера и в одно лето восстановили храм, и встал он над поселком в своей прежней красе. Однако храм не передали владельцу. В нем был открыт районный краеведческий музей. Сейчас храм восстановлен, и в настоящее время является действующим. Немного из истории: этот храм был воздвигнут Святого порока, предтичи и крестителя Иоанна (7.01. - 20.01) Во дни Ирода, царя Иудейского, жили праведные священник Захария и его жена Елизавета. Долгое время у них не было детей. Однажды Захарии явился в храме архангел Гавриил и сказал, что жена родит сына, великого пред Господом, и нарекут его Иоан. В положенное время так и произошло. Он рос и укреплялся духом. Жил долго в пустыне, вознесшись над всеми нуждами природы, удалившись от людской суеты, проводил время в песнопениях и молитвах. - Храм, который вы сейчас увидели (на доске вывешивается изображение храма Архистратига Михаила и карточка с именем Святого), назван в честь Архистратига Небесной рати Михаила. - А кто такой архистратиг? (полководец Небесной рати, призванный Богом низвергнуть с неба в ад сатанинскую силу). - Свою любовь к предводителю Небесной рати, русский народ издавна выражает тем, что особо торжественно отмечает его праздник 21 ноября (День Архистратига Божия Михаила). - В этот день ему исполняют в храме величания. IV. Творческая работа
- Перед вами текст величания Архистратига Божия Михаила: На доске: Величаем вас, Архангелы и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящия Господа. - Произнесём хором, выразительно текст этого величания. Творческое задание: - Попробуйте распеть эти слова на свою мелодию, не забывая о том, как исполняются величания (исполняют 3-4 человека, лучший вариант повторяем всем классом, затем учитель приводит свой вариант исполнения). - А каких ещё русских святых особо почитают в нашем поселке?
- Сейчас вы послушаете музыкальный фрагмент, выразите одним словом, что вы чувствуете. Слушание фрагмента «дисгармонии». Ответы детей.
- Действительно, дисгармония — это неблагозвучное сочетание звуков, нарушение гармонии, а также отсутствие согласия, соответствия, разлад. - Какие вы можете назвать дисгармоничные явления в окружающем нас мире? (война)
Звучит «Лакримоза» из «Реквиема» В А.. Моцарта - В память о погибших был зажжен Вечный огонь. Это исторический памятник в поселке, посвященный погибшим воинам при освобождении п. Уразово. Мемориал был построен к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1970 году архитектором Бавыкиным Е.Ф. . Захоронено 124 солдата, в том числе и герой Советского Союза майор Петров Петр Михайлович. На монументальных плитах мемориала высечено более одной тысячи двухсот фамилий погибших воинов. Видеофрагмент «Вечный огонь», в ракурсе храм Иоанна Предтечи. - Какое гармоничное явление вы увидели в этом фрагменте? (соседство храма и мемориала «Вечный огонь») - А музыкальное произведение? Вы узнали его?
( исполняектся гимн на фоне видеозаписи с фрагментами памятных мест и уголков родного края). - Как, по-вашему, гармонично ли сочетается музыка гимна с обликом нашего поселка? - Вы обратили внимание, кто исполнял гимн? ( Наши выпускники)
- Чему сопутствуют ребятам занятия в различных творческих объединениях? ( - раскрытию творческих способностей, а иногда и дальнейшему выбору профессии) - Как можно условно назвать Дом детского творчества? Храм чего? (- ХРАМ ИСКУССТВА) П Храм души Храм искусства Храм памяти о ходу урока на доске выстраиваются таблички:
V. Итог занятия
Уразово... Какие слова найти, чтобы рассказать о тебе, мой родной край? У каждого свой нрав, свой характер, своя судьба. Различные селения испытывают взлёты и падения, переживают счастливые и трагические времена. Жизнь некоторых спокойна и размеренна, другим суждено претерпеть немало. Они живут общей жизнью со страной, судьба каждого уникальна и неповторима. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области Муниципальное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Полное название образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования... | ||
Доклад о деятельности Муниципального бюджетного образовательного... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» | Программа детского объединения «роспись по дереву» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Рассказовского района | ||
Доклад муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного... «Дом детского творчества с. Ракитное». Сегодня это муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Солигаличского муниципального... | ||
«Горномарийский дом детского творчества» Полное наименование: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Горномарийский дом детского... | Цель проекта и основные задачи Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Ирбейского района | ||
Рабочая программа учебного курса «Занимательная математика» ... | Сценарий «Выпускного» в школе раннего развития «Колокольчик» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Краснослободского... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей "В мире... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –... | Характеристика сети учреждений дополнительного образования детей... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества «Новатор» | ||
Пояснительная записка Актуальность Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» | Работа концертмейстера на уроках хореографии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» | ||
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | Детей дом детского творчества «на 9-ой линии» василеостровского района... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования |