Скачать 374.73 Kb.
|
План-конспект урока 11 класс. Тема: «Об альтернативной гражданской службе» - Цели урока: 1. Ознакомить учащихся с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе». 2. Сравнить основные положения законов «О воинской обязанности и военной службе» и «Об альтернативной гражданской службе». Вопросы урока: 1. Альтернативная гражданская служба - определение, правовая основа. 2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу. 3. Порядок и сроки прохождения альтернативной гражданской службы. Учебно-методическое сопровождение урока: 1. Статьи Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе». 2. Конспект урока. 3. Дидактический материал для графопроектора (кодоскопа): • «Конституция Российской Федерации»; «Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»; • «На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола» (схема 1); • «Направление граждан на альтернативную гражданскую службу» (схема 2); • «Прохождение гражданами альтернативной гражданской службы» (схема 3); • «Сроки альтернативной гражданской службы» (схемы 4, 5); • «Сравнительная таблица статей прохождения службы по призыву и альтернативной гражданской службы». Примечание. При отсутствии графопроектора (кодоскопа) учащимся выдаются соответствующие раздаточные материалы. Ход урока С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Прежде чем начать знакомиться с основными положениями этого закона, обратимся к математике. Вспомним о «необходимом и достаточном условии». В качестве примера рассмотрим равнобедренный треугольник. У равнобедренного треугольника углы при основании равны - это условие необходимое, но оно в то же время и достаточное. Если в треугольнике углы при основании равны, то он равнобедренный. А как в жизни? Всегда ли необходимое условие является в то же время достаточным? Обратимся к Конституции РФ п. 3 ст. 59: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». Это условие необходимое. Можно задать учащимся вопрос: «Является ли это необходимое условие достаточным для организации альтернативной гражданской службы? Если нет, то почему?» Выслушав ответы, преподаватель говорит о том, что это необходимое условие может быть достаточным. Прежде чем ответить, что для этого необходимо, нужно ответить, например, на такие вопросы: 1. Где и в каких организациях проходят альтернативную гражданскую службу? 2. Каков срок прохождения альтернативной гражданской службы? 3. Какие документы необходимо предъявить комиссии вместе с заявлением о желании проходить альтернативную гражданскую службу, когда надо подавать заявление? 4. Как будет оплачиваться труд гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу? 5. Как засчитывается время прохождения альтернативной гражданской службы в общий и непрерывный трудовой стаж? Таким образом, для реализации этого необходимого условия нужен закон. Такой закон разработан, принят и вступил в силу. Давайте рассмотрим его основные положения. Основная часть 1. Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов, вспомним значение слова «альтернатива». Выслушав предположения учащихся, преподаватель говорит о том, что альтернатива - это необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей. Затем совместно с учащимися формулируется определение военной службы: Военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, а также в других войсках. После чего преподаватель дает определение альтернативной гражданской службы: Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Затем демонстрируются видеоматериалы: «Конституция Российской Федерации» и «Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Прецеденты замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами, в истории Российского государства еще были. Однако в 60-х гг. XIX в. правительство Алек-сандра II приступило к проведению в стране буржуазных реформ. В армии проводились не менее грандиозные реформы. Они были названы «милютинскими» в честь военного министра Д.А. Лютина. 1 января 1874 г. был принят Устав о воинской повинности. Рекрутский набор был заменен обязательной всесословной воинской повинностью, формально уравнявшей обязанности по защите Отечества для всех слоев населения России. Од-нако Устав предусматривал только освобождение от призыва некоторых категорий граждан (лица духовного звания, врачи, учителя, деятели науки и искусства). Воинская повинность не распространялась на значительную часть «инородческого» населения Кавказа, Средней Азии, Крайнего Севера. Кочевые народы Сибири отбывали воинскую повинность на особых основаниях. 2. При рассмотрении вопроса, кто направляется на альтернативную гражданскую службу и каков порядок направления на нее граждан (схема!), демонстрируются пленки: • «На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола»; • «Направление граждан на альтернативную гражданскую службу». При этом учащиеся должны узнать, что подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, необходимо в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре-декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле-июне следующего года (п. 1 ст. 11). О порядке и сроках прохождения гражданами альтернативной гражданской службы учащиеся узнают, просматривая видеоматериал: • «Прохождение гражданами альтернативной гражданской службы»; • «Сроки альтернативной гражданской службы». При этом следует обратить внимание учащихся, когда начинается и когда заканчивается альтернативная гражданская служба. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата (п. 3 ст. 5). Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем, в день истечения срока его альтернативной гражданской службы (п. 4 ст. 5). Необходимо обратить внимание учащихся на то. что в срок альтернативной гражданской службы не засчитываются: • прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительной причины более четырех часов подряд в течение рабочего дня); • время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях; • время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста; • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 5 ст. 5). При необходимости преподаватель может довести до сведения учащихся следующие положения закона: 1. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную граждан-' скую службу, учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах (п. 5 ст. 4). 2. Отпуск предоставляется в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно (п. 2 ст. 17). 3. Время прохождения альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж работы по специальности (п. 2 ст. 19). 4. После окончания альтернативной гражданской службы гражданин имеет право в течение трех месяцев поступить на работу в ту же организацию и на ту же должность, которую он занимал до направления его на альтернативную гражданскую службу (п. 4 ст. 19). 5. После окончания альтернативной гражданской службы за гражданином сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот же курс, где он обучался до направления его на альтернативную гражданскую службу (п. 5 ст. 19). 6. При прохождении альтернативной гражданской службы гражданин имеет право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения (п. 6 ст. 19). 7. Оплата труда осуществляется в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда (п. 2 ст. 20). 8. Организация, где гражданин будет проходить альтернативную гражданскую службу, обеспечивает его бесплатным общежитием (п. 3 ст. 20). Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе: 1. Отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором. 2. Занимать руководящие должности. 3. Участвовать в забастовках. 4. Совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях. 5. Заниматься предпринимательской деятельностью. 6. Покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу. 7. Оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности (п. 2 ст. 21). Закрепление изученного Для закрепления изученного учащимся можно задать следующие вопросы: 1. Куда гражданин должен подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой? Ответ. Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой подается в военный комиссариат, где гражданин состоит на воинском учете (п. 1 ст. 11). 2. Может ли быть отказано гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если он нарушил срок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой? Ответ. Да, может быть отказано (п. 4 ст. 12). 3. Какое решение принимается призывной комиссией к гражданину, которому отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой? Ответ. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (п. 7 ст. 12). Выводы 1. Со вступлением в силу Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» у граж- дан Российской Федерации появилась возможность реализации Конституционного права по замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, а) если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы; б) если гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. 2. Сейчас - допризывникам, а в будущем - призывникам уместно будет: а) познакомиться с таблицей, дающей сравнение основных положений закона «О воинской обязанности и военной службе» и закона «Об альтернативной гражданской службе» (демонстрируется сравнительная таблица); б) хорошо подумать, прежде чем сделать окончательный выбор в пользу альтернативной гражданской службы. На следующем занятии можно предложить учащимся ответить на вопросы тестов. Вариант 1 1. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: а) он имеет ребенка в возрасте до 3-х лет б) он имеет двух и более детей в) несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию 2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу не в организациях Вооруженных сил: а) 42 месяца б) 40 месяцев в) 38 месяцев 3. Срок альтернативной гражданской службы для граждан из числа окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования, проходящих данную службу в организациях Вооруженных сил: а) 14 месяцев б) 16 месяцев в) 18 месяцев 4. Граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года, вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в срок до: а) / марта б) 1 апреля в) 1 мая Ответы: 1 - в; 2 - а; 3 - в; 4-6. Вариант 2 1. В каком возрасте граждане мужского пола направляются на альтернативную гражданскую службу? а) 17-25лет б) 18-27 лет в) 79-29 лет 2. Срок альтернативной гражданской службы -для граждан из числа окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования: а) 19 месяцев б) 20 месяцев в) 21 месяц 3. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных сил: а) 32 месяца б) 34 месяца в) 36 месяцев 4. Граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года, вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в срок до: а) 1 октября б) / ноября в) 1 декабря Ответы: 1 - б; 2 - в; 3 - в; 4 - а. |
Конкуренци политики Республики в Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Методики проведения конкурса на замещение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязательная подготовка граждан... | ||
Закон определяет категории граждан, которые направляются и не направляются... «Служить бы рад … альтернативно лучше!» (о Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. №113-фз) | Конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко... Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем | ||
Тема урока: «Средства индивидуальной защиты кожи (сиз).» Цель: Познакомить учащихся с требованиями по подготовке молодежи к военной службе | Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Зарождение демократии в Афинах Цели: ознакомить учащихся с понятием «демократия» и ее основоположником Солоном; формулировать несложные выводы, работать с текстом... | ||
Гражданской службы саратовской области в органах В соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации... | Конспект урока литературное чтение 4 класс Тема урока: «Фет чтение... Цель урока: развитие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того,... | ||
Республика бурятия закон о государственной гражданской службе республики бурятия Настоящим Законом регулируются отношения, связанные с государственной гражданской службой Республики Бурятия и отнесенные федеральным... | Конспект урока химии. 8 класс. Тема урока: «Кислород, его общая характеристика... Развивать умение наблюдать за протеканием химических реакций, мыслительную деятельность учащихся, практические навыки при выполнении... | ||
Методика Тодика разработана в соответствии с Федеральным законом от 27. 07. 2004 №79-фз «О государственной гражданской службе Российской Федерации»... | Конспект урока. Умк "English vi" авторы: Афанасьева О. В. Михеева... Развивающая: развитие монологической речи, обогащение и усложнение её словарного состава, развитие мышления, сенсорной сферы, расширение... | ||
Конспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема... Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям | Конспект урока 5 класс Учитель: Пономарева И. В. Тема урока: Гимнастика... Воспитывать аккуратность, артистичность, умение выполнять коллективные действия | ||
Выписка из методических указаний о порядке проверки состояния подготовки... ПК, что позволяет использовать компьютер на различных этапах урока: на этапе объяснения используются презентации, обучающие диски,... | Конспект урока по устройству автомобиля тема урока : «система пуска... Цель урока: ознакомить учащихся с устройством и работой системы пуска двигателя. Развивать логическое и творческое мышление, прививать... |