Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края





Скачать 301.65 Kb.
НазваниеСписок современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края
страница1/2
Дата публикации06.08.2013
Размер301.65 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Военное дело > Литература
  1   2
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края.



Название технологии

Авторы технологии

Направленность технологии

Краткая характеристика

Литература

1

Технология уровневой

дифференциации

(дифференцированное обучение)

Т.К.Донская

В.В. Фирсов

И.Э.Унт

А.С.Границкая;

Развитие мотивации к учению, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне

Дифференцированное обучение-это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа). Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить каждому ученику развивать свои потенциальные способности. Целевыми ориентациями технологии являются: обучение каждого на уровне возможностей, приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. Различают понятия внутренней и внешней дифференциации. Внутренняя дифференциация-это организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности в условиях организации учебной деятельности в классе. На уроках в классе создаются группы учащихся по каким-либо признакам, в частности, по обучаемости, т.е. по легкости усвоения учебного материала. Внешняя дифференциация – организация учебного процесса, при которой учащиеся разноплановой обученности специально объединяются в учебные группы с учетом способностей (или неспособностей) проектируемой профессии, по интересам. Это могут быть классы углубленного изучения предметов, группы компенсирующего обучения предметов, факультативные занятия. Дифференцированное обучение предполагает добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения… Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам личности. Особенностью методики преподавания является блочная подача материала, работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения, наличие учебно-методического комплекса, банк заданий обязательного уровня, система дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного и повышенного уровня в задачниках.


1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий.-М.,1989;

2.ж. «Завуч» №4,2001;№2,8,2002;

3.Новые педагогические технологии в системе образования (под редакцией Е.С. Полат)-М,2000;

4.Профессиональная педагогика-М,1999;

5. Педагогика (под редакцией П.И. Пидкасистого)-М,1998;

6.Кульневич С.В,Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок.-Воронеж:Учитель,2001;

7.Рыжкова В.Н. Дифференциация обучения, как фактор развития познавательных интересов школьников//Завуч,№8,2003;

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М,1998.

9.Якиманская И.С. Дифференцированное обучение «внешние и внутренние» формы//ж.Директор школы, №3,1995;




Название технологии

Авторы технологии

Направленность технологии

Краткая характеристика

Литература

2.

Развивающее обучение

Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.

Формирование и развитие теоретического мышления, осознание учащимися процесса учения; сохранение и развитие физического и психического здоровья детей, формирование и развитие универсальных учебных действий, ключевых компетенций, решение задач профессионального и жизненного самоопределения учащихся.


Основными положениями развивающего обучения являются:

- развитие ребенка, в частности развитие интеллекта, идет вслед за обучением;

- активное участие обучаемых в процессе обучения;

- обучение на высоком уровне трудности, быстрым темпом;

- осознание обучаемым значимости изучаемого материала;

- ведущая роль отводится теоретическим знаниям;

- стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности.

Организация учебного процесса осуществляется в логике учебно-поисковой деятельности в режиме диалога. Мастерство учителя дидактической системы развивающего обучения заключается в умении создать учебную ситуацию. При которой у школьника появляется потребность в изучении этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний. Основной единицей процесса обучения является проблемная ситуация.


  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.Педагогика, 1986;

  2. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения- М.,, 1996;

  3. Занков Л.В. О начальном обучении.-М.,1963;

  4. Занков Л.В. Обучение и развитие-М, 1975;

  5. Репкин В.В, Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. – Томск,1997.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М..НО,1998.

  7. Якиманская И.С. Развивающее обучение – М,1979.



Название технологии

Авторы технологии

Направленность технологии

Краткая характеристика

Литература

3.

Технология проблемного обучения

Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В.Оконь и др.

Развитие познавательной активности, творческого мышления, способности решать проблемные ситуации.

Предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по развитию учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление и другие личные качества. При проблемном обучении преподаватель ставит перед учеником задачу, побуждает у него желание найти способ ее разрешения. Затем организует деятельность учащихся по самостоятельному освоению способа решения проблемы. Далее организует его рефлексию с целью выхода на следующую проблемную ситуацию. Таким образом, обеспечивается процесс непрерывного развития потребностей и способностей учащихся. По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.


1.Иванов Д.А. , Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.-М.: АПКиППРО, 2008.

2.Панфилова А.П. Инновационные технологии. Активное обучение.- М.: Издательский центр «Академия»,2009.



Название технологии

Авторы технологии

Направленность технологии

Краткая характеристика

Литература

4.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

М.В. Моисеева, Е.С. Полат, М.В. Бухаркина.

Развитие способов работы с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности.

Использование на уроках в школе информационных ресурсов Интернета в очной и заочной форме, в системе экстерната. Обучение в дистанционной форме, основанной на средствах информационных и коммуникационных технологий. Технология обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, а также обеспечивает каждому школьнику участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях.

Среди современных информационных средств обучения наиболее активно используемыми являются: электронная почта, чат-форумы, аудио и видео чаты, форумы, блоги, википедия.

Совокупностью технологий, одновременно использующих несколько информационных средств, является мультимедиа.

1.Захарова И.Г.Информационные технологии в образовании. - М.: Издательский центр «Академия»,2008;

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования// Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под редакцией Е.С. Полат.- - М.: Издательский центр «Академия»,2001;


5.

Мыследеятельностная педагогика (технология развития метазнаний и метаспособов деятельности)

В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко и др.

Развитие теоретического мышления, универсальных способов деятельности школьников.

Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения. Идея состоит в том, что школьники исследуют принципы построения их мышления в процессе порождения новых знаний, самоопределения в проблемной ситуации с помощью особых курсов – метапредметов. Блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. выделяет: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

На этих курсах у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале, исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала, формируется способность работать с понятиями как особой формой знания, разрешать проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчетов, осмысливать устройства процесса решения задач.

Учитывая универсальность в подходе к решению задач, можно говорить о продуктивности этой методики на уроках разных учебных дисциплин (русского языка, математики, физики, географии, и т.д).

  1. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования. В.В.Давыдова//Изв. Рос акад. образования.-2000, №2-С.36-43;

  2. .Татьянченко Д.В. , Воровщиков С.Г. Общеучебные умения: очарование очевидного.- Челябинск, ЦНТИ,1996;

  3. Технология анализа информации и составления вопросов//Школьные технологии, №1, 2004 год;

  4. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе.М.: Педагогическое общество России, 2007 год;




6

Построение логико-смысловых моделей (ЛСМ)

Г.Валькова, Ф.Зайнуллина В.Штейнберг

Научение моделированию, разложение целого на элементы (анализ) и объединение их (синтез).

Сущность модели заключается в особом способе структурировании содержания изучаемого материала, позволяющем увидеть всю тему занятия целиком и каждый ее элемент в отдельности. В модели выделяется объект конструирования, опорные узлы темы, каждый из которых состоит из информационных объектов (ключевых слов). Помимо ключевых слов модель включает в себя такой компонент как график, связывающий эти слова по смыслу и ранжирующий опорные узлы. Модели можно использовать как источник информации, как средство передачи информации другому, как средство контроля и рефлексии. Моделирование – один из способов проектной деятельности, особый исследовательский процесс, поэтому весьма ценным является использование его как дидактического навигатора.

1. Г.Валькова, Ф.Зайнуллина В.Штейнберг Логико-смысловые модели – дидактическая многомерная технология// Директор школы, №1,2009 ,с 49-54.

7

Развитие парадоксально-рефлексивного мышления

Д.С. Лихачев, А.М. Панченк, И.В. Понырко и др.

Освобождение от «зашоренности» мышления, ограниченности, надуманных стереотипов и рамок, нахождение источника творчества, развитие нестандартного, креативного мышления, саморегуляции, простраивание внутреннего и внешнего жизненного пространства, развитие толерантности.

Парадоксальное мышление – это некий процесс мыслительной деятельности человека, заключающийся в способности отражать в суждениях и представлениях (например, в словесных или художественных образах, в чертежах и схемах) не только уже известное и изученное, но и еще неизвестное, непознанное, необычное, нестандартное. Особенность технологии состоит в том, что ученикам предлагается вопрос или информация, в которой в форме умысла декламируется « заблуждение», те соотносят информацию с собственным опытом, опираясь при этом на законы объективной действительности, получают новое знание и затем используют его при решении конкретной проблемной или ментальной ситуации. Примером парадоксальной информации может служить философия знаменитого готтентота, утверждавшего, что «добро это когда он украдет много коров, а зло когда у него украдут» (Соловьев В. Соч.М.: Мысль,1990.Т.1.С.98).

Таким образом, парадоксально-рефлексивное мышление развивает способность принимать чужую точку зрения, сомневаться в своей правоте, освобождаться от косных установок, рождать оригинальные идеи, творить. Техники и методики развития парадоксального мышления в сущности, почти те же, что и методики креативного мышления: составление ментальных карт, метод антиассоциаций, анализ слов – раздражителей или техника случайно-входящих сигналов, метод ментальной провокации,
















кации, метод разворота на 360 градусов (заход сзади), перекомбинирование, дидактическая эвристика и т.п.




8.

Технология формирующей оценки образовательных результатов учащихся.

И.С. Фишман, Г.Б. Голуб и др.

Является средством управления качеством образовательного результата учащегося.

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимися содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Замена карательной функции оценки на формирующую переориентирует авторитарную систему отношений на уроке на демократическую. Суть технологии заключается в четком планировании образовательного результата, подлежащего формированию и оценке, и активном участии в организации деятельности по планированию и достижению объективно значимых образовательных результатов самих учащихся. Особенностью планирования образовательных результатов является их ранжирование в зависимости от сложности умственных операций ученика и учет требований к деятельности учащегося, в рамках уровня сформированности той или ключевой компетентности. Основой для ранжирования является таксономия целей Б.Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Для реализации технологии в учебном процессе можно использовать разработанные авторским коллективом средства управления и самоуправления деятельностью учащихся. В их составе: матрица уровней достижения учащимися образовательных результатов, требования к уровням сформированности ключевых компетентностей учащихся, образцы заданий, листы и символы обратной связи для оценки и самооценки результатов.

  1. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. – Самара, 2007 год;
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края iconСписок электронных образовательных ресурсов Список рекомендуемых сайтов
Список электронных образовательных ресурсов, доступных в библиотечно-информационном центре школы
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края iconПроект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных...
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края iconСписок условных сокращений
Аналитический доклад по вопросам реализации механизмов постоянного мониторинга рынка значимых для отрасли наноиндустрии современных...
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края iconСписок рекомендуемых электронных образовательных ресурсов
Электронный тренажер по орфографии cd (электронное приложение к газете «Рус яз в школе» Изд.«Первое сентября» №22/2010 г.)
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края iconИспользование современных образовательных технологий в деятельности...
Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края iconЗаседания
Решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края iconОб использовании современных образовательных технологий, информационно-образовательных...
Московский институт открытого образования по проведению диагностических и тренировочных работ (СтатГрад)
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края iconКраткое содержание проекта Проект «Использование современных образовательных...
Качественное современное преподавание учебных дисциплин, «закладывание» учебных компетенций на уровне требований учебных стандартов....
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края iconСодержание
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы...
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края iconСписок рекомендуемых тем рефератов для поступающих в аспирантуру...
Список рекомендуемых тем рефератов для поступающих в аспирантуру по специальности 08. 00. 13 «Математические и инструментальные методы...
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края iconСогласовано зам начальника уоп р. Р. Зиннатуллин
«Современные образовательные технологии. Реализация образовательных программ с применением современных образовательных технологий,...
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края iconЛитература ключевые понятия «технология»
В пособии представлены обобщенные материалы по содержанию и дидактическим принципам современных педагогических технологий, применяемых...
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края iconСписок рекомендуемых тем рефератов для поступающих в аспирантуру...
Список рекомендуемых тем рефератов для поступающих в аспирантуру по специальности 22. 00. 08. «Социология управления»
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края iconХарактеристика подготовки по специальности 101101 Гостиничный сервис 5
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы...
Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск