Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 108 общеразвивающего вида»
города Магнитогорска
Согласовано
Начальник отдела организации
дошкольного образования
_______________ Н.В.Дорогина
|
| Утверждаю
Заведующий МДОУ
«Детский сад № 108 о.в.» города Магнитогорска
________ Т.Н. Cолодовникова
|
Основная
общеобразовательная программа
дошкольного образования
МДОУ «Детский сад № 108 общеразвивающего вида»
города Магнитогорска
Принято на заседании
педагогического совета
от 26.08.2013 года
Протокол № 1
|
2013 год
Оглавление
1. Пояснительная записка
| 3
| Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся
в дошкольном учреждении
| 3
| 1.2. Приоритетные направления деятельности дошкольного учреждения
| 4
| 1.3. Цели и задачи деятельности дошкольного учреждения
| 4
| 1.4. Особенности осуществления образовательного процесса
| 5
| 1.5. Принципы и подходы к формированию Программы
| 6
| 2.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
| 7
| 2.1. Режим дня
| 7
| 2.2. Регламент непосредственно образовательной деятельности
| 11
| 2.3. Календарно-тематический план образовательной деятельности
| 13
| 3.Содержание психолого-педагогической работы в образовательном учреждении
| 32
| 3.1. Программно – методическое обеспечение образовательного процесса
| 32
| 3.2. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей
| 47
| Задачи психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей по возрастам
| 50
| 4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
| 96
| 4.1. Промежуточные и итоговые результаты развития интегративных качеств
| 96
| 4.2. Промежуточные и итоговые результаты освоения ООПДО по возрастам в разных образовательных областях
| 104
| 5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
| 117
| 5.1. Мониторинг образовательного процесса
| 118
| 5.2. Мониторинг детского развития
| 122
| 5.3. Сравнительный анализ промежуточных и итоговых результатов мониторинга
| 127
| 6. Вариативная часть
| 128
| 6.1. Направления, выбранные педагогическим коллективом с учетом особенностей вида учреждения
| 128
| 6.2. Система работы с родителями воспитанников
| 132
| 6.3. Взаимодействие с социальными партнёрами
| 135
|
Пояснительная записка
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 108 общеразвивающего вида» города Магнитогорска (МДОУ «Д/с № 108 о.в.» города Магнитогорска) разработана в соответствии с пунктом 5 статьи 14 ст. Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно» (п. 5 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ).
МДОУ «Детский сад № 108 о.в.» города Магнитогорска осуществляет свою образовательную деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 13.01.1996 г №12-ФЗ «Об образовании»; Законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N 655); Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Министерства образовании и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562 Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении); Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.2660-10).
Структура и соотношение частей Программы определены в соответствии с нормами и положениями, установленными Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в речевом и психическом развитии детей.
Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Д/с № 108 о. в.» города Магнитогорска» включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Общее количество детей 144.
Количество групп 7.
Направленность групп - общеразвивающие. Общеразвивающие группы сформированы по одновозрастному принципу, что соответствует современным психолого-педагогическим рекомендациям комплектования.
Характеристика групп по однородности возрастного состава на 2012-2013 учебный год:
в Учреждении 2 группы – ранний возраст от 2 до 3 лет,
1 группа – младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет,
1 группа – средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет,
1 группа – старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет,
1 группа – подготовительный к школе от 6 до 7 лет, Характеристика состава семей воспитанников учреждения количество детей в семье
| особенности профессиональной деятельности родителей
| 1 ребёнок
| 2 ребёнка
| 3 и более детей
| рабочие
| служащие
| прочие
| 42 %
| 50 %
| 8 %
| 29 %
| 40 %
| 31 %
| культурно-языковая характеристика
| характеристика семьи
| русский язык
| двуязычие
| не все члены семьи владеют русским языком
| полная
| не полная - воспитывает один родитель
| опекунство
| 87%
| 8%
| 5%
| 83%
| 16%
| 1%
|
Особенности индивидуальной работы прописываются в планах работы педагогов.
Приоритетные направления деятельности МДОУ «Детский сад № 108 о.в.» города Магнитогорска по реализации Программы
В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Министерства образовании и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562 Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении) определено:
в группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
В соответствии с видом дошкольного учреждения приоритетными направлениями развития МДОУ «Детский сад № 108 о.в.» города Магнитогорска являются: физическое, художественно-эстетическое.
Цели и задачи деятельности МДОУ «Детский сад № 108 о. в.» города Магнитогорска по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Цель Программы:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Основными задачами деятельности учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
творческая организация (креативность) образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;
развитие умственных и художественных способностей ребенка, в процессе специфических дошкольных видов деятельности.
Особенности осуществления образовательного процесса
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Примерной основной общеобразовательной программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.
В содержание образовательного процесса также включена дополнительная программа «Развитие» Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко – М.: Изд-во «Гном и Д», 1999.
С целью развития индивидуальных склонностей и способностей детей в МДОУ реализуются образовательные услуги различной направленности:
направление «художественно-эстетическое развитие»: театрально – игровой кружок «Ладушки», театрально – музыкальная студия «Золотой ключик», кружок вышивания «Марья – искусница», изостудия «Радуга», кружок «Очумелые ручки»;
направление «Физическое развитие»– кружок: «Здоровейка»;
направление «Познавательно-речевое развитие»: кружок «Риторика», кружок «Букварик»
В вариативной части предусмотрено содержание образования, отражающее специфику Уральского региона и города Магнитогорска, в котором расположено МДОУ «Детский сад № 108 о.в.»:
Уральский регион характеризуется континентальным климатом со сравнительно тёплыми летними месяцами и долгими прохладными зимами, с большими амплитудами температур и их резкими изменениями при переходе от одного сезона к другому. По данным исследований ученых Института Блэксмита (США) в октябре 2006 года Магнитогорск был назван одним из самых загрязненных городов мира и внесен в соответствующий список. Город относится к территории чрезвычайной экологической ситуации. Природно-климатические и экологические характеристики определили особое внимание в образовательном процессе организации физкультурной и двигательной деятельности, работе по оздоровлению детей.
Магнитогорск характеризуется сложной многонациональной структурой, в которой преобладают: русские — 81,5 %; башкиры — 10 %; татары — 4,4 %; украинцы — 4,3 %. Всего насчитывалось 92 национальности, из них 40 имеют численность 10 человек и менее. В последние годы наблюдается приток населения из Азербайджана, Армении, Средней Азии (Узбекистана, Таджикистана и др.). Учитывая особенности культурно-языковых характеристик состава воспитанников, в образовательном процессе усилена работа по адаптации и социализации детей (из семей, в которых не общаются на русском языке) в русскоязычной среде (области «Коммуникация», «Социализация»).
Национально-культурные и этнокультурные характеристики имеют и другие особенности. Город расположен у подножия горы Магнитной, с одной стороны, на территории исторического Башкортостана, а с другой, здесь в 1743 году была построена казачья крепость Магнитная - один из опорных пунктов Оренбургской пограничной линии. Здесь издревле сложились большие этнические группы. Региональный компонент реализуется как в форме непосредственной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей:
Социокультурные особенности города Магнитогорска, не могут не сказаться на содержании психолого-педагогической работы в учреждении. Ведущие отрасли промышленности (металлургия, металлообработка, добыча полезных ископаемых) обусловливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых. Образовательные области «Социализация», «Познание», направление работы по взаимодействию с семьями воспитанников обогащены ознакомлением с профессиями родителей, работающих на различных промышленных производствах и организациях города.
Культурно-образовательное пространство достаточно разнообразно и включает: высшие учебные заведения (МаГУ, МГТУ, консерватория); театры (драматический, кукол); музеи (краеведческий, техники Магнитогорского металлургического комбината, Магнитогорского государственного технического университета, музей-квартира поэта Б.А. Ручьёва); две картинные галереи; спортивные школы; библиотеки. Социальное взаимодействие детского сада с образовательными, культурными, спортивными учреждениями и сооружениями обеспечивает обогащение образовательной работы с детьми по всем направлениям их развития.
|