Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2”





Скачать 133.99 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2”
Дата публикации05.07.2014
Размер133.99 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Астрономия > Методические рекомендации


Ловягин С.А.

Методические рекомендации

Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса

приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2”


Москва 2008 г.

Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………….3
Методические рекомендации по проведению уроков:
Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности …………………………………………..………4
Искусственные спутники Земли …………………………………….8
Тепловые явления ……………………………………………………11
Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения ………………………………………...………..13
Пояснительная записка
Представленные методические рекомендации по применению космических технологий — использование малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли «Космос-М2» рекомендуются в качестве пособия для учителей, ведущих курс в средней общеобразовательной школе (базовый уровень). В качестве примеров использования комплекса приведены отдельные уроки из различных разделов физики. Содержание уроков опирается на государственный образовательный стандарт.

Всего в работе представлено 4 темы (4 урока) основной и старшей (базовой) школы.

Целью данной разработки является внедрение малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли «Космос-М2» в образовательный процесс школы, который расширяет спектр практических знаний, умений и навыков учащихся.

Кроме этого, данная методика обеспечивает формирование необходимых навыков использования его для исследовательской деятельности учащихся, стимулирует познавательный процесс, прогнозирование и оценку возможных результатов.

Предусматривается интеграция информационных технологий в урок физики, для чего рекомендуется наличие компьютера у каждого учащегося.

Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2».




Цели урока:

  • познакомить учащихся с Интернет-ресурсом, в реальном времени отображающим положение и перемещение космических спутников Земли

  • изучить параметры орбит спутников погоды NOAA при помощи программно-технического комплекса «Космос М2»

  • научиться решать задачи на кинематику движения по окружности


План урока:

    1. На этапе мотивации используем программу Аэрокосмического агентства США (NASA) http://science.nasa.gov/Realtime/jtrack/3d/JTrack3D.html . Она понадобится также и при решении задачи на движение.



Нажать J-Track 3D слева в меню. На компьютере должна быть установлена бесплатная JAVA-машина для того, чтобы заработала анимация, отображающая движение спутников.
Ctrl + клик мышью — отдалить.

Shift + клик мышью — приблизить.

Зажав мышь можно вращать модель Земли.

Меню Satellite – Select — можно выбрать конкретный спутник.

Options – Update Rate — интервал обновления картинки, надо поставить самый маленький.

Options – Timing — выбор Real-time или ускорения просмотра.

Учащимся предлагается сперва освоиться в работе с программой, затем посмотреть на орбиты различных спутников, и только после этого приступают к выполнению задания.

    1. Перед началом выполнения заданий, учитель кратко вводит (напоминает, обобщает) теоретический материал (зависимость скорости орбитального движения от геометрических параметров орбиты и массы планеты). Форма подачи материала зависит от того, в какой момент вводится предлагаемый материал. В классах углубленного изучения вывод приводимой ниже формулы для расчета скорости учащиеся могут проделать самостоятельно.


Скорость движения по орбите можно найти, воспользовавшись формулой для расчета величины центростремительного ускорения (V–скорость движения по орбите, R–радиус орбиты):





Поскольку центростремительное ускорение вызывается в данном случае притяжением Земли, согласно второму закону Ньютона его величина равна (F–величина силы земного тяготения, m – масса спутника):




С
огласно закону всемирного тяготения (Mз – масса Земли):

Подставив последнее выражение во второй закон Ньютона, после сокращения массы спутника получим формулу для расчета ускорения спутника на орбите радиуса R:




В
ыразим скорость из первой формулы:
П
одставим в полученное выражение величину ускорения и сократим, получится следующее:

После вывода этой формулы уместно спросить учащихся проанализировать полученный результат: от чего зависит скорость движения спутника по орбите и почему, к примеру, спутник не может двигаться по той же орбите с другой скоростью. После такого разбора можно приступать к выполнению заданий.

    1. Задание 1: выберите поочередно четыре спутника погоды NOAA и постарайтесь описать форму орбиты и оценить ее размеры, сравнивая их с радиусом Земли. Кратко опишите, каким способом вам удалось это сделать.

    2. Задание 2: Используя полученную оценку радиуса орбиты спутников погоды, рассчитайте другие параметры этих орбит: период, частоту обращения (вырази ее в количестве оборотов за сутки).

    3. Задание 3: Рассчитай скорость движения спутников на основании полученных оценок.

    4. Задание 4: Найди в Интернете параметры движения рассматриваемых спутников погоды и сравни со своей оценкой и расчетами. Рассчитай величину ошибки в процентах.

Для учителя: подробная информация о спутниках погоды размещается на сайте компании Сканэкс http://www.scanex.ru/ru/stations/default.asp?submenu=liana&id=noaa

    1. В заключение учитель может продемонстрировать работу программно-технического комплекса «Космос М2» по регистрации и обработке сигналов спутников погоды NOAA в режиме реального времени.



Сценарий урока по физике в 9 (10) классе на тему «Искусственные спутники Земли» с использованием программно-технического комплекса «Космос М2»




Цели урока:

  • познакомить учащихся с обзором различных видов ИСЗ

  • найти информацию о первом искусственном спутнике Земли с использованием возможностей Интернета

  • изучить параметры и практическое приложение спутников погоды NOAA при помощи программно-технического комплекса «Космос М2»


План урока:

1. Актуализация имеющихся знаний по теме в форме «интеллектуальной разминки»: учитель задает учащимся три вопроса (на доске или экране), на которые они по очереди отвечают (5 минут).

Вопросы для разминки:

  • Что означает аббревиатура ИСЗ?

  • Какая страна запустила первый спутник?

  • Когда был запущен первый спутник?

  • Для чего используются спутники?

  • Как должен двигаться спутник (по какой орбите и с каким периодом), чтобы все время висеть над одной и той же точкой Земли (геостационарная орбита)?

  • Как должен двигаться спутник (по какой орбите и с каким периодом), чтобы за сутки «просканировать» всю земную поверхность (полярная орбита)?


2. Учитель дает классу обзор различных видов искусственных спутников Земли (10 минут). В форме презентации материалов с сайтов Интернета.

3. После этого учащиеся пишут тест, состоящий из тех же вопросов, что были заданы в начале урока (3 минуты).

4. Учитель включает звук приемника и демонстрирует классу прием сигналов спутника погоды в реальном времени. Поскольку получение изображения длится около 20 минут, нужно начать процесс приема заранее (например, пока учащиеся пишут тест, а после завершения этого на экран выводится изображение и включается звук. 5 минут).

5. Уже во время просмотра можно сформулировать вопросы:

  • В каком направлении летит спутник и каков примерно период его обращения?

  • Какова (примерно) ширина зоны видимости спутника?

  • На сколько высоко спутник должен находится над поверхностью Земли, чтобы иметь зону охвата в 3 000 км (в сравнении с земным радиусом)


6. Каждый из этих вопросов становится темой обсуждения в группе (10 минут). Для этого учитель разбивает класс на несколько групп (по 3-5 человек в каждой) и распределяет вопросы.

Оптимальное число участников в группе: 3–6 человек.

Длительность групповой работы: 10 – 15 минут.

Основные оргмоменты: цель, время, итоги. Цель должна быть ясно сформулирована (желательно применение заданий различным группам в печатном виде). Время сжато. Процедура подведения итогов (сообщения от групп) должна быть заранее ясна участникам. Также и длительность выступления от каждой группы должна быть заранее объявлена. Оптимальная длительность одного выступления – 2 минуты; в этом случае возможно последующее общее обсуждение презентаций. Такая краткость реальна только при заданном плане выступления (например, в виде фиксированных на доске вопросов, на которые во время выступления должна ответить каждая группа).

В идеале дополнить это еще одним моментом – межгрупповым диалогом – обсуждением результатов групп и общим подведением итога работы.

Порядок организации самостоятельной групповой работы:

  • Введение в тему: описание конкретного случая или новостей; демонстрация видео- или аудиофрагмента или же объекта (например, эксперимент); стимулирующие вопросы; ролевая игра или инсценировка. Важная задача – мотивирование к предстоящей работе.

  • Постановка проблемы.

  • Актуализация сведений по теме обсуждения, введение новой информации.

  • Разбивка на группы (оперативно, например, путем простой жеребьевки: все тянут карточки, в которых указаны номера групп и роли) и распределение ролей (если надо) и правил работы в группе (доказательность суждений; все могут высказаться; все высказывания внимательно рассматриваются; нельзя переходить на личности и оскорблять; организованность выступлений: последовательность, слушание…). Варианты организации групповой работы: с ведущим и без, на основе самоорганизации и самоопределения в группе. Возможное распределение ролей в группе :

    • ведущий – организует обсуждение в группе,

    • «генератор идей» – высказывает предложения, направленные на решение поставленной задачи,

    • оппонент – критикует высказывания, предлагает альтернативы,

    • аналитик – обобщает результаты обсуждения и подводит итоги,

    • протоколист – ведет запись высказываний членов группы,

    • наблюдатель – оценивает участие каждого в групповой работе,

    • «презентатор» – выступает с сообщением об итогах работы в группе).

  • Обсуждение проблемы в группах.

  • Представление результатов перед всем классом (презентация); желательно, чтобы от каждой группы был всего один выступающий.

  • Общее обсуждение сообщений от групп и подведение итога.

С
хема взаимодействия учителя и учащихся
во время групповой работы:
Чего нельзя делать учителю во время групповой работы:

  • Давать директивные указания во время обсуждения в группе

  • Высказывать собственное суждение

  • Читать лекцию

  • Высказывать одобрение или порицание (даже в скрытой форме, даже при ошибке учащихся)

  • Проявлять нетерпение


Что должен делать учитель во время обсуждения:

  • Создавать позитивную атмосферу

  • Ставить вопросы

  • Держать паузу (давать время на обдумывание ответа, хотя бы 5 секунд)

  • Обращать внимание на каждый ответ

  • Прояснять высказывания детей

  • Удерживать обсуждение в рамках заданной темы

  • Побуждать к обоснованию суждений

  • Кратко фиксировать ключевые моменты общего обсуждения на доске


7. Подведение итогов групповой работы (10 минут). Каждая группа кратко отвечает на поставленный вопрос. Ответы не обсуждаются, вместо этого после всех сообщений учитель подводит краткий итог урока, резюмируя сказанное о спутниках погоды (краткая информационная справка, чтобы учащиеся могли сравнить результаты своих микроисследований с точными данными.

Сценарий повторительно-обобщающего урока по физике в 8 классе на тему «Тепловые явления» с использованием программно-технического комплекса «Космос М2»




  1. Демонстрация видеоролика «Посадка самолета при боковом ветре»:

http://www.youtube.com/watch?v=n9yF09DMrrI&feature=related


  1. Обсуждение и анализ просмотренного видеофрагмента. Учитель задает вопрос (вопрос остается все время на экране), а учащиеся по очереди дают свои версии ответов. Учитель не комментирует ответы; можно лишь задавать уточняющие вопросы учащемуся, если он невнятно излагает свои мысли. Следующий вопрос из списка учитель задает только после того, как несколько детей ответили на предыдущий.


Вопросы к учащимся:

О чем этот видеоролик?

  • Что вы заметили интересного?

  • Почему самолет садился боком?

  • Откуда дул ветер?

  • Почему пилот повернул самолет при посадке в носом в сторону ветра?

  • Что должен знать пилот о ветре, чтобы правильно посадить самолет?

  • Откуда пилот получил информацию о ветре?

  • Какие приборы меряют направление и скорость ветра?


Полезно кратко фиксировать ответы учащихся на доске. Это позволит учителю актуализировать имеющиеся у учащихся знания по теме. Скорее всего, учащиеся упомянут при этом только простые приборы для изменения направления и скорости ветра: флюгер и анемометр. К этому учитель может добавить информацию о современных способах получения данных о погоде и рассказать о роли спутников погоды.


  1. Дополнительно учитель просит учащихся найти в Интернете сводку погоды и перечислить основные параметры погоды.



Параметры фиксируются на доске или в компьютере:

  • Температура

  • Давление

  • Влажность

  • Облачность

  • Направление ветра

  • Скорость ветра

  • Количество осадков




  1. Учитель объявляет классу тему (цель) урока: научиться определять основные физические параметры погоды при помощи программно технического комплекса «Космос М2».




  1. Краткий рассказ учителя о комплексе и работе с программой (с демонстрацией готовой фотографии и ее анализом в программе APT Viewer) с пояснением измеряемых прибором величин:

  • Облачность

  • Температура

  • Направление ветра

  • Скорость ветра

  • Количество осадков




  1. Самостоятельная работа учащихся по анализу изображений программы APT Viewer. Работа может идти в группах на основе раздаточных листков или компьютерных изображений.

Сценарий урока по физике в 11 классе на тему «Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения» с использованием программно-технического комплекса «Космос М2»




Цели урока:

  • Повторение основных свойств различных диапазонов шкалы электромагнитных волн при помощи программно-технического комплекса «Космос М2»


План урока:

  1. Актуализация знаний по шкале электромагнитных волн происходит в форме ответов учащихся на вопросы (на экране воспроизводится шкала электромагнитных волн с указанием длин волн):




  • Каков диапазон длин волн видимого света?

  • Где находится инфракрасная часть спектра электромагнитных волн и каков диапазон длин волн этой части спектра?

  • Где на шкале электромагнитных волн находятся радиоволны? Каковы их длины волн?

  • Каковы длины волн FM (например, 106,2 МГц – частота радиостанции «Европа Плюс» 106.2 FM)?




  1. После этого учитель приводит краткую сводку сведений о диапазонах и свойствах электромагнитных волн, актуальных для выполнения задания.


Свойства электромагнитных волн:


Наименование

Длина, м

Частота, Гц

Сверхдлинные

106-104

3*102- 3*104

Длинные (радиоволны)

104-103

3*104- 3*105

Средние(радиоволны)

103 -102

3*105- 3*106

Короткие(радиоволны)

102-101

3*106- 3*107

Ультракороткие

101-10-1

3*107- 3*109

Телевидение (СВЧ)

10-1-10-2

3*109- 3*1010

Радиолокация (СВЧ)

10-2-10-3

3*1010- 3*1011

Инфракрасное излучение

10-3-10-6

3*1011- 3*1014

Видимый свет

10-6-10-7

3*1014- 3*1015

Ультрафиолетовое излучение

10-7-10-9

3*1015- 3*1017

Рентгеновское излучение(мягкое)

10-9-10-12

3*1017- 3*1020

Гамма-излучение (жесткое)

10-12-10-14

3*1020- 3*1022

Космические лучи

 ≤10-14

≤3*1022



  1. Отработка знаний свойств электромагнитных волн происходит в форме выполнения проектно-конструкторского задания в группах учащихся. Цель: предложить оптимальные диапазоны шкалы электромагнитных волн для решения задач составления метеопрогнозов и жизнеобеспечения спутника.


Базовая схема показана на рисунке: спутник должен получить информацию о земной поверхности и атмосфере и затем передать ее на Землю и, кроме того, постоянно обеспечивать себя электроэнергией. При этом учащиеся должны обеспечить выполнение условий: получение следующих параметров: распределение и вид облачности, температура; малый расход энергии на передачу сигналов на Землю и независимость передачи от погодных условий; выработка электроэнергии непосредственно на спутнике.
Для выполнения задания учащихся разбивают на группы, каждая из которых решает свою задачу:

  • Получение информации о распределении и виде облачности

  • Получение информации о температуре

  • Обеспечение спутника электроэнергией

  • Передача информации на Землю




  1. После выполнения задания группы учащихся кратко сообщают свои предложения и обосновывают свой выбор, опираясь на свойства различных диапазонов электромагнитных волн.

  2. После этого учащимся демонстрируют основные технические элементы и данные приемника (антенну на крыше школы) и передатчика на спутнике, а также установленных на спутниках радиометров и получаемых с их помощью изображений (демонстрируется работа приемника и получение изображения со спутника в реальном времени, а затем это изображение рассматривается и анализируется при помощи программы APT-Viewer). И сообщают информацию о реально используемых диапазонах электромагнитных волн, давая возможность учащимся проверить свои предложения. После чего подводится итог урока.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” iconСценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды...
Интернет-ресурсом, в реальном времени отображающим положение и перемещение космических спутников Земли
Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” iconО проведении VIII районного методического фестиваля «Уроки физики...
Чувашской Республики в целях распространения передового педагогического опыта в преподавании физики и математики в районе. Для выявления...
Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” iconУроки математики, физики и информатики в современной школе
Районный методический фестиваль "Уроки математики, физики и информатики в современной школе" является массовой формой повышения квалификации...
Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ««Автоматизация бухгалтерского учета с использованием программного...
Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” icon«Основные направления построения системы радиомониторинга за использованием...
Позвольте представить Вашему вниманию совместный доклад, посвященный отдельным результатам работы над «Концепцией совершенствования...
Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” iconРайонный фестиваль «Уроки физики в современной школе»
Учителя физики сначала познакомились кабинетом физики в новом здании. Нам остаётся порадоваться вместе заведующим м кабинетом Футляровым...
Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” iconУрока по информатике и геометрии по теме "Алгоритмы создания изображений....
...
Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” iconПрограмма элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений...
Под «компьютерным художником» можно понимать любого, кто занимается созданием или редактированием изображений с помощью ЭВМ
Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” iconМетодические рекомендации Бузулук, 2012
Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования
Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” iconДипломная работа посвящена программной реализации и экспериментальному...
Дипломный проект посвящен разработке программного комплекса для оптимизации размещения устройств регулирования напряжения в электроэнергетике...
Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” iconОрганизация работы учащихся в мобильном компьютерном классе с использованием...
Приведены особенности проведения урока в мобильном компьютерном классе с использованием программного комплекса NetOp и системы интерактивного...
Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” iconГеография. Билет №1 Форма, размеры, движения Земли и их географические следствия. Форма Земли
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” iconМетодические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” iconМетодические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов...
В методических рекомендациях раскрывается значение туристко-краеведческой работы в школе, приводится примерное распределение программного...
Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Пм 01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск