Скачать 133.99 Kb.
|
Ловягин С.А. Методические рекомендации Уроки физики в школе с использованием малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли “Космос-М2” Москва 2008 г. Оглавление Пояснительная записка…………………………………………….3 Методические рекомендации по проведению уроков: Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности …………………………………………..………4 Искусственные спутники Земли …………………………………….8 Тепловые явления ……………………………………………………11 Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения ………………………………………...………..13 Пояснительная записка Представленные методические рекомендации по применению космических технологий — использование малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли «Космос-М2» рекомендуются в качестве пособия для учителей, ведущих курс в средней общеобразовательной школе (базовый уровень). В качестве примеров использования комплекса приведены отдельные уроки из различных разделов физики. Содержание уроков опирается на государственный образовательный стандарт. Всего в работе представлено 4 темы (4 урока) основной и старшей (базовой) школы. Целью данной разработки является внедрение малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема спутниковых изображений Земли «Космос-М2» в образовательный процесс школы, который расширяет спектр практических знаний, умений и навыков учащихся. Кроме этого, данная методика обеспечивает формирование необходимых навыков использования его для исследовательской деятельности учащихся, стимулирует познавательный процесс, прогнозирование и оценку возможных результатов. Предусматривается интеграция информационных технологий в урок физики, для чего рекомендуется наличие компьютера у каждого учащегося. Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2».Цели урока:
План урока:
Нажать J-Track 3D слева в меню. На компьютере должна быть установлена бесплатная JAVA-машина для того, чтобы заработала анимация, отображающая движение спутников. Ctrl + клик мышью — отдалить. Shift + клик мышью — приблизить. Зажав мышь можно вращать модель Земли. Меню Satellite – Select — можно выбрать конкретный спутник. Options – Update Rate — интервал обновления картинки, надо поставить самый маленький. Options – Timing — выбор Real-time или ускорения просмотра. Учащимся предлагается сперва освоиться в работе с программой, затем посмотреть на орбиты различных спутников, и только после этого приступают к выполнению задания.
Скорость движения по орбите можно найти, воспользовавшись формулой для расчета величины центростремительного ускорения (V–скорость движения по орбите, R–радиус орбиты): Поскольку центростремительное ускорение вызывается в данном случае притяжением Земли, согласно второму закону Ньютона его величина равна (F–величина силы земного тяготения, m – масса спутника): С огласно закону всемирного тяготения (Mз – масса Земли): Подставив последнее выражение во второй закон Ньютона, после сокращения массы спутника получим формулу для расчета ускорения спутника на орбите радиуса R: В ыразим скорость из первой формулы: П одставим в полученное выражение величину ускорения и сократим, получится следующее: После вывода этой формулы уместно спросить учащихся проанализировать полученный результат: от чего зависит скорость движения спутника по орбите и почему, к примеру, спутник не может двигаться по той же орбите с другой скоростью. После такого разбора можно приступать к выполнению заданий.
Для учителя: подробная информация о спутниках погоды размещается на сайте компании Сканэкс http://www.scanex.ru/ru/stations/default.asp?submenu=liana&id=noaa
Сценарий урока по физике в 9 (10) классе на тему «Искусственные спутники Земли» с использованием программно-технического комплекса «Космос М2»Цели урока:
План урока: 1. Актуализация имеющихся знаний по теме в форме «интеллектуальной разминки»: учитель задает учащимся три вопроса (на доске или экране), на которые они по очереди отвечают (5 минут). Вопросы для разминки:
2. Учитель дает классу обзор различных видов искусственных спутников Земли (10 минут). В форме презентации материалов с сайтов Интернета. 3. После этого учащиеся пишут тест, состоящий из тех же вопросов, что были заданы в начале урока (3 минуты). 4. Учитель включает звук приемника и демонстрирует классу прием сигналов спутника погоды в реальном времени. Поскольку получение изображения длится около 20 минут, нужно начать процесс приема заранее (например, пока учащиеся пишут тест, а после завершения этого на экран выводится изображение и включается звук. 5 минут). 5. Уже во время просмотра можно сформулировать вопросы:
6. Каждый из этих вопросов становится темой обсуждения в группе (10 минут). Для этого учитель разбивает класс на несколько групп (по 3-5 человек в каждой) и распределяет вопросы. Оптимальное число участников в группе: 3–6 человек. Длительность групповой работы: 10 – 15 минут. Основные оргмоменты: цель, время, итоги. Цель должна быть ясно сформулирована (желательно применение заданий различным группам в печатном виде). Время сжато. Процедура подведения итогов (сообщения от групп) должна быть заранее ясна участникам. Также и длительность выступления от каждой группы должна быть заранее объявлена. Оптимальная длительность одного выступления – 2 минуты; в этом случае возможно последующее общее обсуждение презентаций. Такая краткость реальна только при заданном плане выступления (например, в виде фиксированных на доске вопросов, на которые во время выступления должна ответить каждая группа). В идеале дополнить это еще одним моментом – межгрупповым диалогом – обсуждением результатов групп и общим подведением итога работы. Порядок организации самостоятельной групповой работы:
С хема взаимодействия учителя и учащихся во время групповой работы: Чего нельзя делать учителю во время групповой работы:
Что должен делать учитель во время обсуждения:
7. Подведение итогов групповой работы (10 минут). Каждая группа кратко отвечает на поставленный вопрос. Ответы не обсуждаются, вместо этого после всех сообщений учитель подводит краткий итог урока, резюмируя сказанное о спутниках погоды (краткая информационная справка, чтобы учащиеся могли сравнить результаты своих микроисследований с точными данными. Сценарий повторительно-обобщающего урока по физике в 8 классе на тему «Тепловые явления» с использованием программно-технического комплекса «Космос М2»
http://www.youtube.com/watch?v=n9yF09DMrrI&feature=related
Вопросы к учащимся: О чем этот видеоролик?
Полезно кратко фиксировать ответы учащихся на доске. Это позволит учителю актуализировать имеющиеся у учащихся знания по теме. Скорее всего, учащиеся упомянут при этом только простые приборы для изменения направления и скорости ветра: флюгер и анемометр. К этому учитель может добавить информацию о современных способах получения данных о погоде и рассказать о роли спутников погоды.
Параметры фиксируются на доске или в компьютере:
Сценарий урока по физике в 11 классе на тему «Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения» с использованием программно-технического комплекса «Космос М2»Цели урока:
План урока:
Свойства электромагнитных волн:
Базовая схема показана на рисунке: спутник должен получить информацию о земной поверхности и атмосфере и затем передать ее на Землю и, кроме того, постоянно обеспечивать себя электроэнергией. При этом учащиеся должны обеспечить выполнение условий: получение следующих параметров: распределение и вид облачности, температура; малый расход энергии на передачу сигналов на Землю и независимость передачи от погодных условий; выработка электроэнергии непосредственно на спутнике. Для выполнения задания учащихся разбивают на группы, каждая из которых решает свою задачу:
|
Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды... Интернет-ресурсом, в реальном времени отображающим положение и перемещение космических спутников Земли | О проведении VIII районного методического фестиваля «Уроки физики... Чувашской Республики в целях распространения передового педагогического опыта в преподавании физики и математики в районе. Для выявления... | ||
Уроки математики, физики и информатики в современной школе Районный методический фестиваль "Уроки математики, физики и информатики в современной школе" является массовой формой повышения квалификации... | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ««Автоматизация бухгалтерского учета с использованием программного... | ||
«Основные направления построения системы радиомониторинга за использованием... Позвольте представить Вашему вниманию совместный доклад, посвященный отдельным результатам работы над «Концепцией совершенствования... | Районный фестиваль «Уроки физики в современной школе» Учителя физики сначала познакомились кабинетом физики в новом здании. Нам остаётся порадоваться вместе заведующим м кабинетом Футляровым... | ||
Урока по информатике и геометрии по теме "Алгоритмы создания изображений.... ... | Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Обработка изображений... Под «компьютерным художником» можно понимать любого, кто занимается созданием или редактированием изображений с помощью ЭВМ | ||
Методические рекомендации Бузулук, 2012 Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования | Дипломная работа посвящена программной реализации и экспериментальному... Дипломный проект посвящен разработке программного комплекса для оптимизации размещения устройств регулирования напряжения в электроэнергетике... | ||
Организация работы учащихся в мобильном компьютерном классе с использованием... Приведены особенности проведения урока в мобильном компьютерном классе с использованием программного комплекса NetOp и системы интерактивного... | География. Билет №1 Форма, размеры, движения Земли и их географические следствия. Форма Земли Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)... | ||
Методические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной... Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях | Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | ||
Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов... В методических рекомендациях раскрывается значение туристко-краеведческой работы в школе, приводится примерное распределение программного... | Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной... Пм 01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем |