Скачать 63.66 Kb.
|
Урок – обобщение по теме «Декартовая система координат» Цель:
Задачи:
(Устная контрольная работа).
Краткий план урока:
Подробное описание хода урока: Встали, подравнялись. Садитесь! Сегодня мы с вами ещё раз займёмся темой «Декартовая система координат». Повторим и обобщим изученное в ходе фронтального опроса и доказательства теорем. Проведем устную контрольную работу. А в завершении доказательства того. Что координатный метод занимает значительное место среди различных методов решения геометрических задач, я вам покажу решение нового типа задач по этой теме. Итак, мы с вами изучили довольно-таки большой раздел геометрии «Декартовая система координат». Ввели понятие «Декартовая система координат», а затем научились двум вещам:
Давайте вспомним, что такое декартовая система координат? (спросить ученика). А теперь хотелось бы посмотреть, насколько вы хорошо научились применять алгебру к геометрии и наоборот, геометрию к алгебре. Итак, какие же фигуры мы научились задавать алгебраически? (спросить ученика). (ОТВЕТ: окружность, прямоугольник, серединный перпендикуляр). А что касается прямой, то её мы научились задавать несколькими способами. И в зависимости от этого уравнения прямой имеют различный вид. (На доске написать уравнения:)
(-12;3);
Ребята, посмотрите все внимательно на доску и скажите: уравнение каких геометрических фигур написаны на доске? (Спрашивать учеников. Фиксировать ответы). Хорошо, а теперь давайте посмотрим, насколько вы научились доказывать теоремы этого раздела, ведь вам предстоит ещё сдать экзамены. На доске приготовлены рисунки к известным вам теоремам к некоторым свойствам. Ваша задача – установить, иллюстрацией к какой теореме является каждый рисунок, а также заметить, каких элементов (фигур) на каждом из них недостаёт (например, точка, отрезок и т.д.). Необходимо полностью сформулировать эту теорему или свойство. (На доске нарисовать рисунки):
ТЕОРЕМА: Любая прямая h в декартовых координатах Х,У имеет уравнение вида (1): (1) Для того, чтобы доказать эту теорему, необходимо доказать два утверждения:
ТЕОРЕМА: Если две прямые h1 : y = k1x + q1 и h2 : y = k2x + q2 перпендикулярны, то k1∙k2 = - 1. ТЕОРЕМА: Уравнение прямой, походящей через две заданные очки, имеет вид: , где и . ТЕОРЕМА: Если задана прямая уравнением: y = kx + q , то угловой коэффициент k с точностью до знака равен тангенсу острого угла, который образует прямая с осью ОХ. (спрашивать учеников). - Хорошо, а теперь напишем проверочную работу. (заранее ребятам раздать листы). Подпишите листочки и расставьте номер своего варианта. Каждый из вас должен будет написать план доказательства двух теорем. Причем теоремы необходимо сначала сформулировать. Ребята! Писать будем где-то 7-8 минут, поэтому рассчитывайте время. Рисунки перерисовывать не надо. Итак, 1-ый вариант – теоремы к рисункам 2 и 3; 2-ой вариант – теоремы к рисункам 1 и 4. (дети пишут 7-8 минут). - Соберите листочки. Ваши самостоятельные работы к концу урока будут проверены, и я и вы сами сразу увидим: насколько вы на данный момент готовы к предстоящим экзаменам. (Проверяют помощники с/р). - А теперь я хочу с вами рассмотреть еще несколько задач нового типа по данной теме. № 1. Составить уравнение прямой, отстоящей от заданной прямой на расстоянии 3 единицы, где : . Дано: ХОУ, : и отстоят от на расстоянии 3. Найти: уравнения и . Решение: Пусть - произвольная точка искомой прямой . То расстояние от до прямой равно: . Или . Отсюда, : - искомые прямые. № 2. Найти уравнение окружности, концентрической к окружности касающейся прямой : (вызвать ученика). Дано: ХОУ, окружность : : окружность касается . Найти: уравнение окружности. Решение: 1) т. - центр окружности. Найдем : 2) Так как окружность касается прямой , то и ; 3) Найдем расстояние от до : , то . 4) Уравнение окружности имеет вид: . № 3. Составить уравнение геометрического места точек, равноудаленных от двух данных прямых (параллельных) l и m, где l: 2х-5у+6=0, m: 2х-5у-8=0 Дано: ХОУ, l: 2х-5у+6=0, m: 2х-5у-8=0 Найти: ГМТ, равноудаленных от l и m. Решение: 1) Искомое ГМТ – прямая h, параллельная l и m и делящая пространство между m и n пополам. Пусть n – искомое место точек. 2) М (х;у) Є h – любая точка прямой n. 3) М (х;у) равноудалена от l и m, то МА=МВ, где МА l и МВ m. 4) 4х-10у-2=0 5) Отсюда n : 4х-10у-2=0. Хорошо, ну а теперь - небольшой сюрприз. Я попросила ученицу ... подготовить небольшое сообщение о выдающемся французском ученым – Рене Декарте. А почему мы выбрали именно этого математика. Думаю вам всем понятно: ведь именно Декарт был одним из создателей аналитической геометрии. (Ученица делает доклад). А со своей стороны я хочу добавить6 «То что любят и знают, то находят повсюду». И было бы странно не встретиться с математикой в художественной литературе. Я хочу зачитать вам некоторые отрывки из стихотворений и поэм, где говорится о координатном методе, и вообще о координатах. Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: ...идите по лесу Против столба тринадцатого Прямёхонько версту6 Придите на поляночку, Стоят на той поляночке Две старые сосны. («13-го» и «версту» - координаты поляночки) Константин Симонов «Сын артиллериста» - отрывок: ...Третий сигнал по радио, «Немцы вокруг меня, Бейте четыре – десять, Не жалейте огня!» Майор побледнел, услышав, Четыре – десять – как раз То место, где его Лёнька Должен сидеть сейчас...» Я думаю, вам было интересно. Итак, наш урок подходит к концу. Сегодня за урок я хочу поставить следующие оценки: (с учетом фронтального опроса и решения задач называю оценки). А теперь хочу объявить вам оценки за самостоятельную работу. В целом молодцы, неплохо разобрались в доказательстве теорем. И если еще немного подучить, повторить, позаниматься, то вопросы по этой теме не вызовут у вас на экзамене затруднений. Правда, меня огорчили ... (перечислить у кого 2 и 3). Им придется до экзамена дополнительно сдать доказательства теорем устно. А теперь давайте запишем домашнее задание: 1. Еще раз повторить билетные вопросы по теме «Декартовая система координат». |
Урок геометрии по теме «Цилиндр», 11 кл Основная цель: ввести понятие Прямоугольной системы координат, научить строить точку, зная ее координаты, и определять координаты... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Какой системой координат мы умеем пользоваться? (декартова прямоугольная система координат пск) | ||
Урок литературного чтения Образовательная: повторить понятие системы координат на плоскости, осей координат, способствовать выработке навыков и умений в построении... | Реферат по теме «глобальная навигационная спутниковая система (глонасс и gps)» В данном реферате рассматривается глонасс – Глобальная навигационная система, ее состав и принцип действия. А так же история развития... | ||
Урока: урок-обобщение Цели урока Обобщение знаний по теме «Синтаксические единицы речи» (слово, словосочетание, предложение) | Урок по учебнику «Spotlight» Тип урока: Урок – взаимообучение, обобщение и систематизация знаний по теме 4 «Responsibility», интегрированный урок (английский... | ||
Урок по теме «Система счисления» Цель урока: подготовить учащихся к егэ по информатике по теме «Система счисления» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок русского языка по теме «Обобщение по теме «Причастие» (учитель – Кириллова С. Л.). Урок русской литературы по теме «И. С. Тургенев.... | ||
Урок по теме «Экология Якутска» Урок-обобщение пройденного материала раздела №2-«Наш хрупкий мир» с элементами проектной деятельности | Урок математики в 6 классе по теме «Координатная плоскость» Цели урока: выработать навыки в нахождении координат точек и решении обратной задачи; развитие самостоятельности мышления; воспитание... | ||
Урока: «Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения» Цель урока: 1 обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочиненное предложение» | Урок по теме «Механические колебания» Цель урока : Обобщение навыков и систематизации умений решения задач по теме колебания | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать: представление о прямоугольной системе координат, понятие координат вектора уравнение прямой и плоскости. Знать и выводить... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок-обобщение по теме «Местоимение». Тематический эпизод по теме недели «Ради жизни на Земле» | ||
Памятка для командира. Карточка с координатами точек, с помощью которых будут построены фигуры Образовательная: повторить понятие системы координат на плоскости, осей координат, способствовать выработке навыков и умений в построении... | Урок обобщение (посвящён 65-летию Победы в Великой Отечественной войне) Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» |