Город: Магнитогорск
ОУ: МОУ СОШ № 62
Учитель: Боркина Юлия Владимировна
Класс: 4 «Б»
Предмет: русский язык
Тема учебного занятия: Обобщение по теме: «Местоимение»
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: урок-путешествие
Цели:
Обобщить и систематизировать знания детей о части речи – местоимении.
Развивать умение правильно употреблять и писать личные местоимения с предлогами, логическое мышление, каллиграфические навыки, орфографическую зоркость.
Пополнить словарный запас. Воспитывать интерес и любовь к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник, тетради, школьная доска. Ход учебного занятия:
Организация начала урока _2_мин.
Цель этапа: организация учебного процесса, настрой на работу.
Компетенции
| методы
| формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| умения
| Организация внимания, внутренняя готовность
к восприятию.
| Способность сосредоточиться
| словесный
| фронтальная
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять –
И внимательно писать.
Садитесь.
| Дети стоя приветствуют учителя.
|
Подготовка учащихся к работе на основном этапе. 8 мин.
Цель этапа: сообщение темы и целей урока, каллиграфическая минутка, повторить словарные слова.
Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| Умения
| Правила грамматики
словарные слова,
определение местоимения
| Каллиграфия, анализ, делать вывод на основе изученного материала.
| Репродуктивный
иллюстративный
| Фронтальная.
индивидуальная.
| Слайд
№3-5
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Сегодня у нас урок-путешествие в страну Местоимений. Мы вспомним все, что знаем о ее жителях. Дорогу нам будет указывать волшебный паровозик. Но любая дорога скучна и опасна, если рядом с тобой нет надежного друга. А у вас есть друзья? Какие они?
- На уроке мы учимся быть внимательными, активными, работаем быстро, пишем красиво.
Вспомним 5 золотых правил грамматики.
- Запишем сегодняшнюю дату в тетрадь.
Станция Каллиграфическая.
Отгадайте, какую букву будем сегодня прописывать?
Я, Ф, … А, М, И, И, А, С, О, Н, Д
Как догадались?
мМм мМм
машина месяц Мария Москва
Ма-ма-ма – я сделала сама.
Запишем так же красиво, как на доске. - А теперь мы все остановимся на станции Словарная. Что вы можете сказать про эти слова: багаж, вокзал, электровоз, вагон, пассажир, шофер, корабль, автомобиль, тепловоз, до свидания?
- Что общего в этих словах? Что лишнее?
- Чтобы продолжить свой путь, нужно составить с этими словами предложения или написать маленький рассказ, используя как можно больше слов.
| СЛАЙД №3
- Умные, верные, веселые, находчивые, трудолюбивые, честные, добрые.
СЛАЙД №4
Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
Начало предложения пишу с большой буквы. Если предложение повествовательное ставлю в конце точку.
Помню о красной строке при записи заданий и частей текста.
Использую перенос слов с одной строки на другую.
При письме проговариваю слова по слогам.
Дежурные говорят дату, день недели.
Первые буквы – название месяцев года, пропущен март.
Дети пишут в тетради, подчеркивают орфограммы.
СЛАЙД №5 - Это словарные слова. В них нужно запомнить написание безударных гласных.
- Все они существительные мужского рода, кроме слова до свидания, которое является существительным среднего рода. Они неодушевленные, нарицательные, в начальной форме. А слово до свидания – в родительном падеже.
Дети пишут мини- сочинения.
Несколько человек зачитывают свои работы.
|
Обобщение и систематизация знаний о местоимении 14 мин.
Цель этапа: проверить сформированность знаний и умений учащихся о местоимении.
Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| знания
| умения
| Части речи, личные местоимения
| Умение склонять местоимения
| Словесный, объяснительно-
иллюстративн.
Проблемный.
| Фронтальная, индивидуальная
| Слайд
№6-11
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| - Паровозик остановился возле указателя дорог.
- Что общего в надписях на указателе?
- Что лишнее? - Чем местоимение отличается от других частей речи? - Посмотрите вас встречают жители этой страны. Как их зовут?
-На какие группы можно разделить все личные местоимения? - Проверьте, правильно ли сгруппированы личные местоимения.
-Наш паровозик привел нас на Тропинку изменений.
- Как изменяются личные местоимения? - Поставьте личные местоимения в нужном падеже и запишите их в тетрадях.
Продолжим работу. Я буду диктовать местоимение в косвенном падеже, а вы запишите его в именительном падеже, т.е. снимаете с местоимения маску.
Учитель диктует: У меня,. за ним, к ним, у тебя, с вами, у нас, к ней, с ним, о ней, с тобой, к нему, на него, о вас, у них.
- Составьте пословицы из частей, записанных на доске.
-Какой темой объединены пословицы?
- Выпишите те пословицы, в которых есть личные местоимения. Подчеркните их.
| СЛАЙД №6 - Здесь даны названия частей речи.
- Приставка – часть слова. Остальные –части речи. - Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их.
СЛАЙД №7 -Личные местоимения.
-На три группы по лицам и на две группы по числам.
Один ученик идет к доске, группирует местоимения по лицам и по числам, заполняет таблицу. СЛАЙД №8
| 1 лицо
| 2 лицо
| 3 лицо
| Ед. ч.
|
|
|
| Мн. ч.
|
|
|
|
СЛАЙД №9
- По падежам. При склонении личных местоимений меняются их основы, слова прячутся под масками. А местоимения третьего лица изменяются по родам и по числам.
СЛАЙД №10
Дети пишут в тетрадях: Меня, нас, тебе, им. Дети записывают: я, он, они, ты, вы, мы, она, он, она, ты, он, он, вы, они. СЛАЙД №11
- Темой дружбы.
Дети выполняют задание.
|
Физкультминутка
Цель этапа: снять усталость, повысить общий тонус и сконцентрировать внимание.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Обобщение и систематизация знаний о местоимении 8 мин.
Цель этапа: отработка умений употреблять местоимения с предлогами
Компетенции
| методы
| формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| Умения
| Написание предлогов со словами
| Умение писать предлоги с местоимениями
| Словесный(беседа)
| Фронтальная
| Слайд
№12-15
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| - Перед нами разлилось огромное озеро Предлогов. Что вы можете сказать о написании предлогов с местоимениями по подсказке, данной на доске? - Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже.
- Сравните написание местоимений.
- Запишите следующие местоимения с предлогами.
- Какую букву вы добавили к предлогу?
| СЛАЙД №12 - Местоимения с предлогами пишутся отдельно. Местоимения 3 лица после предлогов имеют в начале н.
СЛАЙД № 13
Дети пишут в тетрадях.
СЛАЙД №14
СЛАЙД №15
Дети выполняют задание.
- Букву о.
|
Физкультминутка.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть все дано,
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
Закрепление изученных ранее знаний 10 мин.
Цель этапа: проверка и контроль изученных ранее знаний.
Компетенции
| методы
| формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| Умения
| Характеристика предложения
| Умение применять полученные ранее знания
| проблемный, творческий
| Фронтальная, индивидуальная
творческая работа
| Слайд
№16-18
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Учитель открывает на доске изображение Незнайки и запись текста рядом с ним.
Он обиделся на их.
Мы с ним давно дружили.
Я горжусь ним.
Они ждали него.
- Невозможно без улыбки смотреть на Незнайкины ошибки. Чего не знает наш Незнайка? Ну-ка быстро отвечай-ка.
-Запишите последнее предложение правильно. Дайте характеристику предложению.
- Разберите его по членам предложения и частям речи.
- Наш паровозик остановился на Тропинке наблюдений и поиска закономерностей. Найдите лишнее. -Путешествие подходит к концу. Мы смогли проделать такой долгий путь по стране Местоимение благодаря тому, что рядом с нами были верные друзья. Скажем несколько слов о своих друзьях. Напишем мини-сочинение на тему «Мой друг». В этом вам помогут вопросы, записанные на доске. В тексте используйте местоимения.
|
СЛАЙД №16
Дети объясняют, в чем состоят Незнайкины ошибки, и как нужно было написать правильно.
- Предложение по цели высказывания повествовательное. По интонации невосклицательное.
- Подлежащее выражено местоимением, сказуемое – глаголом.
СЛАЙД №17
-Мы – местоимение множественного числа, 1-го лица. Они – множественное число или ты – местоимение 2-го лица.
СЛАЙД №18 Дети пишут мини-сочинения о своих друзьях, затем зачитываются 2-3 работы. Исправляются ошибки.
|
Этап подведения итогов занятия. 3 мин.
Цель этапа: подведение итогов урока, оценка деятельности.
Компетенции
| методы
| формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| Умения
| Определение местоимения
| Анализировать, подводить итог, систематизировать полученные знания
| Репродуктивный
| Фронтальная
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| - Поднимите руку те, кому понравилось в стране Местоимений.
- Что такое местоимение?
- Что вам понравилось?
- Когда было трудно?
|
Выслушиваются ответы детей, выставляются оценки.
|
Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение о своем четвероногом друге. В тексте используйте местоимения. |