Конспект открытого урока по курсу ОРКСЭ, модуль ОСЭ. Учитель: Котова Екатерина Сергеевна
Тема: Нравственный поступок.
Цель: формирование у обучающихся представления о нравственном поступке.
Задачи:
Ознакомить учащихся с 5 компонентами нравственного поступка.
Развивать умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.
Вид урока: изучение нового материала.
Виды деятельности: лексическая работа, чтение и анализ учебного текста по парам (на карточках), работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в группе.
Основные термины и понятия: поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат. Оборудование: карточки для работы в парах, толковые словари, карточки с пословицами и притчами, заготовки «Парусника». Ход урока.
Организация деятельности учащихся. Объявление новой темы урока Сегодня я хочу начать наш урок с притчи (Чтение учителем или учащимися притчи, у каждого текст лежит на столе):
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поѐт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают еѐ соседки.
- Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.
Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поѐт, соловьѐм заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неѐ вѐдра тяжѐлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.
Беседа с учениками.
- О каком сыне идет речь?
- Почему другие – не сыновья?
- Как вы считаете, можно ли по поступкам оценивать человека?
- К какому из этих сыновей отнесете себя вы?
- В чем смысл притчи?
- Что же такое поступок? Человек подобен дереву: при солнце крона дерева освещена – человек совершает обдуманный поступок, набегает темнота – человек идет по плохому пути.
Т.е мы можем сказать, что поступки бывают…………………………….. продолжите фразу. И так, какова тема нашего урока?............................ ответы детей. Давайте подумаем, что нам интересно узнать на сегодняшнем уроке. Сегодня мы узнаем (ребята отвечают):
Что такое поступок, как его оценить, как управлять своими поступками.
Что такое нравственный поступок
Какие признаки имеет нравственный поступок.
На странице 40 учебника прочитайте, что такое поступок. Несколько человек работают со словарями. (ответы учащихся). Определяемся с понятием ПОСТУПОК . Давайте подумаем: почему не каждое действие можно назвать поступком? (рассуждения детей) Уже давным-давно человек задумывался о том, как он поступает, что делает. Для сегодняшнего урока я вас попросила нарисовать одного сказочного героя или принести раскраску.
Фронтальная работа с классом:
- из каких произведений данные герои;
- в какие группы вы могли бы их объединить;
- кто из героев совершает нравственный поступок, а кто нет;
Ребята подводят итог.
Молодцы ребята, вы правы. Вывод учителя:
Любой нравственный поступок имеет особые признаки. На ваших партах лежат листочки с предложенной схемой. Запишите признаки нравственного поступка в предложенную схему. Работа с текстом учебника. (в парах) Мотив поступка (зачем?).
Цель поступка (для чего?).
Средства достижения цели (как?).
Само действие(где? Когда? Каким образом?).
Результат поступка (к чему привел?))
Почему мы называем их особенными? (ответы детей)
Совершая нравственный поступок нужно думать о других;
Нравственный поступок опирается на моральные ценности.
- Сегодня я хочу пригласить вас на фотовыставку, посвященную нашей теме урока. Давайте вспомним правила поведения в общественном месте: как нужно себя вести, идти, слушать при посещении музеев, выставок?
При посещении выставки, мы получаем билеты. Выберете цвет билета и получите билеты.
(Дети встают из – за парт и собираются полукругом перед фотографиями, которые размещены на доске).
Учитель – экскурсовод. Предлагаю рассмотреть фотографии. На всех фотографиях изображены дети. Как вы думаете почему? Какие поступки людей иллюстрируют фотографии? (мнения учеников).
Работа с фотографиями в группах.
-Вы рассмотрели фотографии. И, наверное, вам одна понравилась больше всех. Посмотрите на свои билеты. Какого цвета вы выбрали? Станьте сейчас в группы по цвету билетов.
Выберете для своей группы одну фотографию и попробуйте выявить мотив, цель, средства и спрогнозируйте результат нравственного поступка.
(Выступления участников по группам.)
Упражнение «Незаконченное предложение» (индивидуально по карточкам)
- Вспомните свои поступки и намерения, затем допишите предложения.
Я забочусь о …………………………..когда……………………………………………………
Я защищаю………………………………..….если вижу что……………………………….….
Я могу…………………………………………………………………………………….………. Рефлексия. Упражнение «Парус»
Представьте, что человеческая жизнь – это судно. Чтобы судно шло вперед надо наполнить его паруса нравственными поступками. Вспомните и запишите на своем парусе 1-2 собственных нравственных поступка. (Раздаются каждому маленькие парусники)
Давайте подведем итог (высказываются дети)
Вывод: Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те или иные решения. Все это влияет на наш характер и на нашу жизнь. Чем больше добрых дел мы совершаем, тем счастливее будет наша жизнь.
Заключение урока
-Сегодня на уроке мы говорили о нравственных поступках человека. Вы готовы к нравственным поступкам, поэтому наполнили свои паруса добрыми делами. Но не забудьте, что поступок-это совершенное действие.
Домашнее задание.
Обсудите дома с родителями выражение: «Цель оправдывает средства». Обоснуйте свою точку зрения. В помощь вам используйте стихотворение – памятку:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
На свете живёшь ты не зря!
Спасибо за урок. |