Этап
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
1.Актуализация знаний обучающих
ся
| Урок светской этики я хочу начать с пословицы.
Попробуем вместе понять ее мудрость и значимость.
Посей поступок – пожнёшь привычку;
Посей привычку –пожнёшь характер;
Посей характер – пожнёшь судьбу.
Вывод: От поступков, которые совершает человек в своей жизни, зависит его судьба.
|
Ответы детей
От поступков зависит судьба человека.
Поступок – привычка – характер - судьба
|
Личностные
(действие нравственно-этического оценивания)
|
2. Целеполагание
|
- Что объединяет все эти сюжеты?
- Разделите на группы. Сколько групп получится? Почему?
Что объединяет сюжеты 1-й группы? 2-? - Каких поступков больше совершается в нашей жизни? Почему?
- Как можно назвать хороший поступок с точки зрения этики?
- Как вы думаете, какой поступок человека можно назвать нравственным?
- Вспомним, что же такое НРАВСТВЕННОСТЬ?
- Какое слово является синонимом?
- Где мы можем найти более точное определение слова «нравственность»?
- Зачитайте определение в толковом словаре и учебном пособии.
| Выданы иллюстрации с тематическим изображением сюжетных картинок поступков хороших и плохих
Изображены поступки людей 2 группы
(хорошие и плохие) хороших
Ответы детей Нравственный
Ответы детей
Правила поведения, нравы,
мораль
Толковый словарь, учебник
Учебное пособие (стр. 6-7): Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Всё вместе это можно назвать словом «нравы». От которого произошло слово «нравственность». Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.
Словарь:
а) Совокупность норм, определяющих поведение человека.
б) Поведение человека, основывающееся на таких нормах.
2) Моральные качества.
| Личностные
(действие нравственно-этического оценивания).
Коммуникативные (монологические высказывания)
Познавательные
(поиск информации с использованием словаря, учебника)
|
| - Как бы вы обозначили тему урока? - Какую ЦЕЛЬ поставим на урок?
Цель: раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок»;
- Каждый ли поступок будет нравствственным?
- Какие ЗАДАЧИ помогут добиться поставленной цели?
| Тема: Нравственный поступок.
Ответы детей
Задачи:
1. Дать понятие нравственного поступка.
2. Определить особенности нравственного поступка, узнать из каких частей состоит нравственный поступок.
3. Проанализировать поступки героев мультфильмов.
(можно заранее подготовить задачи и раздать на каждый стол)
| Регулятивные
(принятие цели, постановка учебных задач,
планирование деятельности)
|
3. Открытие новых знаний
| Поступки мы совершаем каждый день. По нашим поступкам люди судят о нас как о личности. Как вы понимаете слово поступок?
Прочитайте определение поступка в учебнике.
Мы должны понять с вами, что не каждое действие человека- это поступок, а только определённое.
Прочитайте определение нравственного поступка.
Прочитайте 1-ю задачу. Выполнили её?
|
Мнения детей
Читают определение поступка на
стр. 40
Дали определение слову «ПОСТУПОК» и «Нравствственный поступок»
| Познавательные
(поиск информации с использованиемучебника)
|
| - Какую задачу мы должны решить сейчас? Зачитайте.
Прочитайте статью в пособии.
Заполните схему нравственного поступка (его пяти компонентов). Схема у каждой пары.
Проверка
- Любые ли средства хороши для достижения цели?
Средства достижения цели могут быть нравственными или безнравственными.
Только добровольный поступок говорит о его нравственности. Если человек захотел сделать его сам, значит это нравственный поступок.
- Какую задачу выполнили?
| Определить особенности нравственного поступка, узнать из каких частей состоит нравственный поступок. Самостоятельная работа в парах
Мотив (Почему захотелось совершить поступок? Зачем совершаем поступок)
Цель (для чего?) ( Для чего будем совершать поступок?)
Средства достижения цели (какими средствами?)
Само действие (где? когда? каким образом действует человек?)
Результат (К чему привёл поступок?)
2. Определили особенности нравственного поступка, узнали из каких частей состоит нравственный поступок.
| Регулятивные
(отслеживание плана действий). Познавательные
(поиск информации с использованием учебника)
Регулятивные
(отслеживание плана действий).
|
4. Формирование первичных умений на основе самоконтро
ля
| - Какая следующая задача?
Любой ли поступок может соответствовать данной схеме?
На этот вопрос вам помогут ответить сюжеты из мультфильмов.
Посмотрите два мультфильма «Гномик Вася» и «Маша и варенье».
1. Работая в группах, выберете для анализа тот мультфильм, в котором чётко прослеживаются все компоненты «нравственного поступка». 2. Пользуясь схемой, выделите в поступке главного героя пять признаков нравственного поступка.
- Можно сказать, что заметили поступки Гномика.
- Чему учит этот мультфильм?
| 3. Проанализируем поступки героев мультфильмов.
нет
РАБОТА В ГРУППАХ Проверка (мультфильм «Гномик Вася»)
Мотив (Никто не замечал гномика)
Цель (Спасти поросят)
Средства достижения цели (следит за волком, включает вентилятор)
Само действие (по собственному желанию спасает поросят)
Результат (Спас трёх поросят, Красную шапочку, семерых козлят)
Мнения детей
| Личностные
(действие нравственно-этического оценивания). Коммуникативные
(планирование учебного сотрудничества,
контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическое высказывание, диалог, умение анализировать ответ).
Личностные
|
| Оказывается все поступки, которые совершают люди, делятся ещё на три группы.
Прочитайте. Как вы понимаете?
Группы поступков:
- Импульсивные, т.е.непроизвольные. Такие действия совершаются без особого напряжения, без ясной постановки цели и плохо контролируются сознанием, продумывания того, какими могут быть последствия, т.е.результат.
-Привычные – не требуют особых усилий.
- Волевые – имеют чёткую цель, на пути к цели преодолеваются внешние и внутренние трудности.
Как вы думаете, к какой группе можно отнести поступок Маши?
- А к какой группе можно отнести поступки гномика Васи?
ВЫВОД: прочитайте 3 задачу. Выполнили ли мы её?
| Ответы детей
Непроизвольный (импульсивный)
Ей просто захотелось варенья. Она просто решила попробовать ложечку, а затем другую.
Волевые Третья задача- Проанализировать поступки героев мультфильмов.
|
Познавательные
Личностные
Регулятивные
(отслеживание плана действий).
|
| Запишите в тетрадь словосочетание «НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК».
- Подумайте, какие добродетели притягивает это слово?
В помощь для вас я приготовила слова-добродетели. Выберите, кто затрудняется.
| Доброта, бескорыстность, честность, отвага, правда, честь, совесть, помощь, щедрость …. .
| Личностные
|
5. Домашнее задание
| Составить личный календарь нравственных поступков
|
|
|
6. Рефлексия
| Читает притчу.
Продолжите, работая в группах
«Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями…..
- Как бы вы закончили притчу?
«Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошел к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: "Наконец-то я достал его!". Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
-КТО ЧЕМ БОГАТ, ТОТ ТЕМ И ДЕЛИТСЯ!»
|
РАБОТА В ГРУППАХ
Дети предлагают свои варианты окончания притчи.
| Коммуникативные
(планирование учебного сотрудничества,
контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическое высказывание, диалог, умение анализировать ответ).
|
| Какую цель мы ставили в начале урока?
Как вы считаете, достиг ли наш урок этой цели?
- Все ли учебные задачи решены?
- Решение каких задач вызвали у вас затруднения?
Как вы думаете, какое значение для вас имеет наш урок?
- Считаете ли вы наш урок важным и значимым для вас и почему?
Оцените свою работу на волшебных линеечках. На первой – поняли ли вы что такое нравственный поступок и почему нужно совершать нравственные поступки в жизни?
На второй – комфортно ли было вам на уроке? Получилась ли у вас работа в парах и группах?
| Воспроизводят цель.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
| Регулятивные.
Личностные (смыслообразование;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Регулятивные: (удержание цели и задач урока; внесение корректив в действие, оценка процесса и результатов деятельности)
|