Учебник, схемы строения предло­жений





Скачать 73.45 Kb.
НазваниеУчебник, схемы строения предло­жений
Дата публикации23.08.2014
Размер73.45 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Астрономия > Учебник
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

Предварительная подготовка к уроку

В качестве предварительной подготовки к уроку ученикам предлагается повторить теоретические све­дения, посвященные сложноподчиненным предложе­ниям, а также выполнить несколько упражнений на закрепление материала.

Цели:

  1. повторить теоретический материал, посвящен­ный строению, синтаксису и пунктуации сложнопод­чиненных предложений;

  2. развивать у учащихся способность грамотно ис­пользовать свои знания на практике;

  3. воспитывать стремление совершенствовать свою письменную и устную речь.

Оборудование: учебник, схемы строения предло­жений.

Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент

  1. Проверка домашнего задания

В качестве проверки домашнего задания ученикам предлагается следующее упражнение.

Упражнение 1

Рассмотрите схему, перенесите ее в тетрадь. К каждой группе подберите по одному предложению в порядке примера.

  1. Работа над новым материалом

Учитель объявляет тему урока.

Учитель: Однако, помимо уже изученных нами групп и видов сложноподчиненных предложений, характери­зующихся одним придаточным предложением, существует также отдельный класс сложноподчиненных предложе­ний с двумя придаточными предложениями и более.
Сложное предложение





Союзное

Бессоюзное







Сложносочиненное

Сложноподчиненное






С придаточным определительным

С придаточным С придаточным изъяснительным обстоятельственным




Образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия

Предложения с двумя или несколькими придаточ­ными также подразделяются на несколько видов. Рас­смотрим каждый из них.

1. Сложноподчиненные предложения с последова­тельным подчинением: в этом случае первое придаточ­ное предложение относится к главному и называется придаточным первой степени, второе — к первому при­даточному (второй степени) и т. д. Например: Я обратил­ся к этому врачу, потому что слышал, что он являет­ся самым лучшим хирургом в городе.

Схематически такой тип предложений выглядит следующим образом:





Придаточное

Придаточное


Главное Придаточное 1 степени Придаточное 2 степени

При таком подчинении, в случае столкновения ря­дом союзов если и что, что и когда, так что и хотя и т. д. необходима обязательная постановка запятой между союзами. Однако если вторая часть союза — то или так, запятая ставиться не должна.

Я написал ему в письме, что, если он не хочет со мной общаться, он может написать мне правду.

[глагол], (что, (если...), ...).

Я написал ему в письме, что если он не хочет со мной общаться, то он может написать мне правду.

[глагол], (что (если...), то...).

2. Сложноподчиненные предложения с параллель­ным подчинением: в этом случае придаточные пред­ложения относятся к общему главному предложению, но являются при этом различными по значению.

Когда начался ливень, мы спрятались за деревом, которое росло посреди поля.

Схема такого типа предложения следующая:




3. Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением: придаточные при этом типе относятся к общему главному предложению, являясь однородны­ми — одинаковыми по значению.

Пунктуация такого типа предложений может быть несколько осложнена: если придаточные предложения распространенные и имеют собственные знаки препи­нания, то придаточные могут разделяться не запятой, а точкой с запятой.

Утром, когда солнце еще лениво выползало из-за горизонта, когда роса еще не высохла и сверкала брил­лиантами, я вышел из дома.

4. Наконец, четвертый тип — сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным под­чинением. Подобная комбинация наиболее сложна для разбора и грамотной постановки знаков препинания.





В воздухе, куда ни бросишь взгляд, перелетают с места на место тысячи прозрачных паутинок, так что начинает казаться, что небо тихо сияет соб­ственным светом.





Придаточное

предложение

Придаточное

Придаточное


Главное предложение
Упражнение 2

Спишите предложения, вставляя необходимые зна­ки препинания. Составьте схему для каждого из пред­ложений.

1. Мальчик ждал(,) что будут стрелять(,) и недо­умевало в кого это хотят стрелять(,) так как на го­ризонте не было ни одного судна. 2. Лаврентий Ива­новиче,) однако, скрыл(,) что еще вчера(,) как толь­ко задул норд-вест(,) он доложил капитану о «подло­сти» этого ветра и крайне осторожно выразил мнение(,) что лучше бы уходить отсюда. 3. Хотя на дру­гой день мальчик-негр и был очень слаб(,) но на­столько оправился от нервного потрясения(,) что док­торе,) добродушный пожилой толстяк(,) радостно улы­баясь своею широкою улыбкою(.) потрепал мальчика по щеке и дал ему целую чашку бульона(,) наблюдая(,) с какой жадностью глотал он жидкость и как потом благодарно взглянул своими большими чер­ными выпуклыми глазами(,) зрачки которых блес­тели среди белков (К. Станюкович).
Упражнение 3

Составьте из трех простых предложений одно слож­ноподчиненное с несколькими придаточными. Составь­те к нему схему.

Образец: Читатель, вероятно, уже догадался. Дочь Кирилы Петровича есть героиня нашей повести. О до­чери Кирилы Петровича сказали мы еще только не­сколько слов. — Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирилы Петровича, о которой сказали мы еще только несколько слов, есть героиня нашей пове­сти (А. Пушкин).

1. Мы бросились к железнодорожной станции. Не­приятель открыл огонь. Станция являлась очень хо­рошим прикрытием. (Когда неприятель открыл огонь, мы бросились к железнодорожной станции, ко­торая являлась очень хорошим прикрытием.) 2. Раз­дались громкие, бурные овации. Певец завершил свою арию. Овации не прекращались, несмотря даже на опускающийся занавес. (Когда певец завершил свою арию, раздались громкие, бурные овации, которые не прекращались, несмотря даже на опускающийся за­навес.) 3. Мы уже свернули на узкую тропинку. На­чалась ужасная гроза. Тропинка выходила к большо­му круглому озеру. (Когда началась ужасная гроза, мы уже свернули на узкую тропинку, которая выхо­дила к большому круглому озеру.)
IV. Подведение итогов

Учитель предлагает ответить ученикам на несколь­ко вопросов:

— Сколько типов сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

  • Опишите их особенности в зависимости от отно­шений между придаточными предложениями.

  • Подберите устно примеры для каждого типа предложений.


V. Домашнее задание

Упражнение

Спишите, расставляя необходимые знаки препина­ния. Устно попытайтесь объяснить правила постанов­ки каждого из знаков.

1. Уже по тому(,) как их встретил дворецкий на крыльце отцовского дома(,) приятели могли догадаться(,) что они поступили неблагоразумно(,) поддавшись внезапно пришедшей им фантазии (И. Тургенев). 2. Со всеми остальными он [Басистов] был на короткой ноге(,) что не совсем нравилось хозяйке(,) как она ни толковала о том(,) что для нее предрассудков не существует (И. Тургенев). 3. Трудно было понять(,) как это могут кончиться горы(,) которых такое множество(,) что(,) казалось(,) их хватило бы на целую неделю пути(,) и почему не будет леса на ровном месте(,) хотя там(,) наверное(,) легче ему расти(,) чем на крутых каменис­тых склонах(,) где все время дует ветер (П. Павлен­ко). 4. Он бегал за кипятком к железнодорожникам(,) за новостями на агитпункт(,) помещавшийся в особом вагоне(,) где иногда давали посмотреть журналы с картинками(,) узнавал(,) который час в палатке прием­щиков зерна(,) брал ордера на горючее(,) опускал в почтовый ящик письма.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник, схемы строения предло­жений iconМинистерство образования и науки
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Учебник, схемы строения предло­жений iconМинистерство образования и науки
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Учебник, схемы строения предло­жений iconКонспект урока географии Тема
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Учебник, схемы строения предло­жений iconМ. Е. Хватцев выделяет 5 видов: Дисграфия
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Учебник, схемы строения предло­жений iconКонспект урока географии в 7 классе Тема: Рельеф и полезные ископаемые Африки
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Учебник, схемы строения предло­жений iconПрограмма модуля «Дизорфография у лиц с овз» Направление: 050700...
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Учебник, схемы строения предло­жений iconПрограмма: Школа России Тип урока: Изучение нового Оборудование
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Учебник, схемы строения предло­жений iconФилиал краевого государственного казённого специального (коррекционного)...
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Учебник, схемы строения предло­жений iconПрограмма дисциплины «Современные проблемы культурологии» для 033000....
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Учебник, схемы строения предло­жений iconУрок по химии в 11 классе по теме «Теория электролитической диссоциации»
Развитие умений объяснять свойства веществ на основе их строения. Составлять схемы диссоциации электролитов на ионы, умений работать...
Учебник, схемы строения предло­жений iconУрок по теме Внутренние воды и водные ресурсы
Оборудование: Физическая карта России,учебник-8 класс, схемы, карточки-задания, жетоны с цифрами
Учебник, схемы строения предло­жений icon2 часа в неделю (68 часов)
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных
Учебник, схемы строения предло­жений iconТема Информационные технологии
Эволюция строения, взаимосвязь строения и функций организмов и их систем у животных
Учебник, схемы строения предло­жений iconМбоу «Темниковская средняя общеобразовательная школа №2» Урок
«Заглавная буква Ф. Употребление заглавной буквы в словах и предложениях (повторение). Чтение слов и предложений с буквой ф.»
Учебник, схемы строения предло­жений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные понятия и положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Объяснение фактов на основе положений теории химического...
Учебник, схемы строения предло­жений iconУчебник Химия 10 класс: О. С. Габриелян
Углубить понятия об общности свойств гомологов, обусловленных сходством состава и строения. Рассмотреть химические свойства на примере...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск