Скачать 73.45 Kb.
|
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них Предварительная подготовка к уроку В качестве предварительной подготовки к уроку ученикам предлагается повторить теоретические сведения, посвященные сложноподчиненным предложениям, а также выполнить несколько упражнений на закрепление материала. Цели:
Оборудование: учебник, схемы строения предложений. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока I. Организационный момент
В качестве проверки домашнего задания ученикам предлагается следующее упражнение. Упражнение 1 Рассмотрите схему, перенесите ее в тетрадь. К каждой группе подберите по одному предложению в порядке примера.
Учитель объявляет тему урока. Учитель: Однако, помимо уже изученных нами групп и видов сложноподчиненных предложений, характеризующихся одним придаточным предложением, существует также отдельный класс сложноподчиненных предложений с двумя придаточными предложениями и более. Сложное предложение
Предложения с двумя или несколькими придаточными также подразделяются на несколько видов. Рассмотрим каждый из них. 1. Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением: в этом случае первое придаточное предложение относится к главному и называется придаточным первой степени, второе — к первому придаточному (второй степени) и т. д. Например: Я обратился к этому врачу, потому что слышал, что он является самым лучшим хирургом в городе. Схематически такой тип предложений выглядит следующим образом:
Главное Придаточное 1 степени Придаточное 2 степени При таком подчинении, в случае столкновения рядом союзов если и что, что и когда, так что и хотя и т. д. необходима обязательная постановка запятой между союзами. Однако если вторая часть союза — то или так, запятая ставиться не должна. Я написал ему в письме, что, если он не хочет со мной общаться, он может написать мне правду. [глагол], (что, (если...), ...). Я написал ему в письме, что если он не хочет со мной общаться, то он может написать мне правду. [глагол], (что (если...), то...). 2. Сложноподчиненные предложения с параллельным подчинением: в этом случае придаточные предложения относятся к общему главному предложению, но являются при этом различными по значению. Когда начался ливень, мы спрятались за деревом, которое росло посреди поля. Схема такого типа предложения следующая: 3. Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением: придаточные при этом типе относятся к общему главному предложению, являясь однородными — одинаковыми по значению. Пунктуация такого типа предложений может быть несколько осложнена: если придаточные предложения распространенные и имеют собственные знаки препинания, то придаточные могут разделяться не запятой, а точкой с запятой. Утром, когда солнце еще лениво выползало из-за горизонта, когда роса еще не высохла и сверкала бриллиантами, я вышел из дома. 4. Наконец, четвертый тип — сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением. Подобная комбинация наиболее сложна для разбора и грамотной постановки знаков препинания. В воздухе, куда ни бросишь взгляд, перелетают с места на место тысячи прозрачных паутинок, так что начинает казаться, что небо тихо сияет собственным светом. Придаточное предложение Придаточное Придаточное Главное предложение Упражнение 2 Спишите предложения, вставляя необходимые знаки препинания. Составьте схему для каждого из предложений. 1. Мальчик ждал(,) что будут стрелять(,) и недоумевало в кого это хотят стрелять(,) так как на горизонте не было ни одного судна. 2. Лаврентий Ивановиче,) однако, скрыл(,) что еще вчера(,) как только задул норд-вест(,) он доложил капитану о «подлости» этого ветра и крайне осторожно выразил мнение(,) что лучше бы уходить отсюда. 3. Хотя на другой день мальчик-негр и был очень слаб(,) но настолько оправился от нервного потрясения(,) что докторе,) добродушный пожилой толстяк(,) радостно улыбаясь своею широкою улыбкою(.) потрепал мальчика по щеке и дал ему целую чашку бульона(,) наблюдая(,) с какой жадностью глотал он жидкость и как потом благодарно взглянул своими большими черными выпуклыми глазами(,) зрачки которых блестели среди белков (К. Станюкович). Упражнение 3 Составьте из трех простых предложений одно сложноподчиненное с несколькими придаточными. Составьте к нему схему. Образец: Читатель, вероятно, уже догадался. Дочь Кирилы Петровича есть героиня нашей повести. О дочери Кирилы Петровича сказали мы еще только несколько слов. — Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирилы Петровича, о которой сказали мы еще только несколько слов, есть героиня нашей повести (А. Пушкин). 1. Мы бросились к железнодорожной станции. Неприятель открыл огонь. Станция являлась очень хорошим прикрытием. (Когда неприятель открыл огонь, мы бросились к железнодорожной станции, которая являлась очень хорошим прикрытием.) 2. Раздались громкие, бурные овации. Певец завершил свою арию. Овации не прекращались, несмотря даже на опускающийся занавес. (Когда певец завершил свою арию, раздались громкие, бурные овации, которые не прекращались, несмотря даже на опускающийся занавес.) 3. Мы уже свернули на узкую тропинку. Началась ужасная гроза. Тропинка выходила к большому круглому озеру. (Когда началась ужасная гроза, мы уже свернули на узкую тропинку, которая выходила к большому круглому озеру.) IV. Подведение итогов Учитель предлагает ответить ученикам на несколько вопросов: — Сколько типов сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными вы знаете?
V. Домашнее задание Упражнение Спишите, расставляя необходимые знаки препинания. Устно попытайтесь объяснить правила постановки каждого из знаков. 1. Уже по тому(,) как их встретил дворецкий на крыльце отцовского дома(,) приятели могли догадаться(,) что они поступили неблагоразумно(,) поддавшись внезапно пришедшей им фантазии (И. Тургенев). 2. Со всеми остальными он [Басистов] был на короткой ноге(,) что не совсем нравилось хозяйке(,) как она ни толковала о том(,) что для нее предрассудков не существует (И. Тургенев). 3. Трудно было понять(,) как это могут кончиться горы(,) которых такое множество(,) что(,) казалось(,) их хватило бы на целую неделю пути(,) и почему не будет леса на ровном месте(,) хотя там(,) наверное(,) легче ему расти(,) чем на крутых каменистых склонах(,) где все время дует ветер (П. Павленко). 4. Он бегал за кипятком к железнодорожникам(,) за новостями на агитпункт(,) помещавшийся в особом вагоне(,) где иногда давали посмотреть журналы с картинками(,) узнавал(,) который час в палатке приемщиков зерна(,) брал ордера на горючее(,) опускал в почтовый ящик письма. |
Министерство образования и науки Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | Министерство образования и науки Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | ||
Конспект урока географии Тема Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | М. Е. Хватцев выделяет 5 видов: Дисграфия Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | ||
Конспект урока географии в 7 классе Тема: Рельеф и полезные ископаемые Африки Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | Программа модуля «Дизорфография у лиц с овз» Направление: 050700... Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | ||
Программа: Школа России Тип урока: Изучение нового Оборудование Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | Филиал краевого государственного казённого специального (коррекционного)... Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | ||
Программа дисциплины «Современные проблемы культурологии» для 033000.... Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | Урок по химии в 11 классе по теме «Теория электролитической диссоциации» Развитие умений объяснять свойства веществ на основе их строения. Составлять схемы диссоциации электролитов на ионы, умений работать... | ||
Урок по теме Внутренние воды и водные ресурсы Оборудование: Физическая карта России,учебник-8 класс, схемы, карточки-задания, жетоны с цифрами | 2 часа в неделю (68 часов) Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных | ||
Тема Информационные технологии Эволюция строения, взаимосвязь строения и функций организмов и их систем у животных | Мбоу «Темниковская средняя общеобразовательная школа №2» Урок «Заглавная буква Ф. Употребление заглавной буквы в словах и предложениях (повторение). Чтение слов и предложений с буквой ф.» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные понятия и положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Объяснение фактов на основе положений теории химического... | Учебник Химия 10 класс: О. С. Габриелян Углубить понятия об общности свойств гомологов, обусловленных сходством состава и строения. Рассмотреть химические свойства на примере... |