МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа №2»
Урок
«Заглавная буква Ф. Употребление заглавной буквы в словах и предложениях (повторение). Чтение слов и предложений с буквой ф.»
Подготовила: учитель 1 кв. категории
Колпакова Н.А.
Тема: Заглавная буква Ф. Употребление заглавной буквы в словах и предложениях (повторение). Чтение слов и предложений с буквой ф.
Цели:
1. Познакомить с заглавной буквой Ф, с новыми словами: Фили, Феодосия, Флоренция, Франция, Афанасий Фет, Фёдор Тютчев. Повторить написание заглавной буквы в словах и предложениях. 2. Совершенствовать навыки в чтении слов и предложений с изученными буквами. 3. Воспитывать любовь к природе и интерес к происхождению своей фамилии.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация о букве Ф, Звуковички, схемы слов, рисунки детей.
Ход урока:
I. Орг. момент
Каждый день-всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко молчим.
II. Повторение пройденного.
-На прошлом уроке мы познакомились с новым звуком и новой буквой. Давайте найдём нашего Звуковичка и поставим рядом с его парой.
Игра «Одень Звуковичка».
-Почему они парные?
(Потому, что они образуют пары по звукости, глухости, один звук всегда звонкий, а другой глухой и иногда в речи они могут замещать друг друга)
-Проверка д. з
Дома вы работали по теме «Кем бы я хотел стать и почему»
-Расскажите.
А сейчас немного поиграем.
3.Игра «Угадай звук»
-Я называю предмет, а вы мне показываете сигнал о звуке ф. Если звук мягкий-зелёный, твёрдый-синий.
-Что интересного вы заметили?
(Рисунки можно отнести к флоре, раст. мир Земли и фауне, жив. миру земли)
3.Проверка о Звуковичке.
(Звук Ф согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким.)
III.Изучение темы урока
-Вчера мы познакомились со строчной буквой ф.Сегодня к нам на урок пришла заглавная буква Ф. В чем сходство, различие в написании этих букв?
1.Сравнение написания печатной заглавной буквы Ф со строчной ф. (слайд 2)
-А для чего служат заглавные буквы? (С заглавной буквы пишутся имена, отчества, фамилии людей. клички животных, географические объекты)
IY. Работа по Букварю.
Сегодня к нам в гости вместе с буквой Ф пришёл герой любимой вашей передачи «Спокойной ночи, малыши» Филя. А почему? (Его имя начинается на букву Ф) (слайд 3)
-Филя принёс нам много интересных заданий.
1. Чтение слов, имён и фамилий
-Прочитайте 1 -й столбик слов. Федя Фёдор Фрол Фролов С какой буквы записаны слова? Почему? (Имена и фамилии)
- Прочитайте первое слово. (Федя) - Мальчик вырос и «выросло» его имя. Прочитайте, как теперь его зовут. (Фёдор.)
-Федя-краткое имя, Фёдор-полное имя.
-Назовите своё полное и краткое имя.
(Лиза-Елизавета, Дима-Дмитрий, Коля –Николай, Юля-Юлия, Настя-Анастасия)
- Прочитайте слово, которое называет фамилию человека. (Фролов) - Прочитайте, от какого имени произошла фамилия. (Фрол.)
-Как произносится звук (твёрдо)
-Составьте схемы слов Федя, Фрол (индивид.)
Прочитайте 2 столбик слов. Филя Филипп Филиппов Филимон -С какой буквы записаны слова? Почему? -Какое слово здесь лишнее? (Филиппов)
-Почему? Прочитайте от какого имени она произошла?
-В чём особенность написания слов? (Двойная согласная)
2.Чтение имен, фамилий, географических названий на букву Ф и предложений, разъясняющих их. -Что обозначают эти слова? (географические объекты)
Чтение предложений.
(слайд 4. Писатели)
-Какие слова записаны с большой буквы? Почему?
(слайд 5- Фили)
В 1812 году на Россию напала французская армия. Самое крупное сражение произошло на Бородинском поле.
- В старших классах вы будете более подробно изучать историю России, узнаете о ходе этой войны, ее героях. Надеюсь, что Вы запомните Бородинскую битву как образец самоотверженности русских людей, как образец любви к своей Родине. У Лермонтова есть стихотворение, посвящённое этому сражению.
Скажи-ка, дядя….. (слайд 6 -Феодосия)
(слайд 7 -Флоренция)
(слайд 8 -Франция)
-Сколько предложений прочитали?
V. Физминутка
VI. Постановка проблемы. Работа над стихотворением.
-Чем отличаются стихи от обычной речи?
-Когда у человека появляется потребность перейти от простой речи к стихам?
-Сегодня мы познакомимся со стихотворением А.Фета
- Что на уроке узнали об этом писателе? (А. Фет писал прекрасные стихи о русской природе)
1. Работа со стихотворением А. Фета. - Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. У какого времени года такие краски? (Эти стихи о русской природе зимой.) Подтвердите свое предположение.
2. Чтение стихотворения учителем
-Закройте глаза и представьте картину, о которой я читаю.
-Согласны ли вы, что Фет как настоящий художник изобразил картину зимней ночи.
На что он обратил внимание?
-Что значит слово чудная? (красивая)
-Слово родна? (мила, близка)
-Какую интонацию выберем для чтения стихотворения А. Фета? (Спокойную, мечтательную.)
-Обратите внимание на слова, которыми рисует автор. Равнина - белая, небеса – светлые, снег -блестящий. Давайте откроем секрет красоты этого стихотворения.
-Вы тоже приготовили рисунки на тему «Зима». И их тоже можно отнести к нашему стихотворению.
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
3. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ :
(Слайд 9)
Передо мной чудесная родная картина: белая равнина, полная луна, высокие светлые небеса, блестящий снег и едущие вдалеке сани.
- В обоих текстах речь идет об одном и том же, но в одном случае картина нарисована стихами, а в другом - прозой. Какой отрывок вам нравится больше? - Почему? - Когда у человека появляется потребность говорить стихами? (Когда он по-особенному взволнован, когда он хочет поделиться впечатлениями чего-то прекрасного, удивительного.
Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)
4. Работа с текстом «Русские фамилии».
-Сегодня мы много говорили об именах и фамилиях людей. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени.
-Как быть, если у людей одинаковые имена? (Их называют тезками)
Самое распространённое имя среди девочек в начальной школе –Настя, среди мальчиков-Дима. Редкие имена –Кира, Наташа, Алексей, Вова
-Как в этом случае различать людей? (По фамилии.) Верно
Имена нам даются родителями, а фамилии передаются по наследству и характеризую нашу принадлежность к семье. Фамилия-это семейное имя! - Хотите узнать, что такое фамилия?
-Букварь дает ответ на этот вопрос.
5. Чтение текста «Русские фамилии».
Вопросы после чтения.
-Что такое фамилия?
- (Фамилия - это семейное имя, которое объединяет родственников.)
-Как происходили фамилии? (по профессии, от названия места)
Давным-давно в Новгороде жила знатная семья рыбаков и все этой семьи носили фамилию Линёвых. А их предка звали Линь. Старый Линь был человеком с юмором и своих сыновей назвал Ёрш, Окунь, Судак.
- Как вы думаете, какую фамилию носит мужичок, которого нарисовал художник? (Предположения детей.)
(слайд 10) - А теперь подумайте: у русского человека есть только - имя и фамилия? Или есть еще что-то?
-(Отчество.)
-Кого называют по имени-отчеству? (Пожилых, уважаемых людей, взрослых.)
VII. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
-Что такое ФИЛИ, ФЕОДОСИЯ, ФЛОРЕНЦИЯ, ФРАНЦИЯ?
-Кто такие Афанасий Фет, Фёдор Тютчев?
- Что понравилось больше всего?
-Что было трудным для тебя на уроке?
Х. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение А.Фета.
Узнать о происхождении своей фамилии.
|