Урок литературного чтения
Учитель: Мауринова Татьяна Валентиновна учитель МБОУ «Вожегодская средняя общеобразовательная школа№ 1»
Предмет и УМК: литературное чтение УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Образ Мороза в сказке В. Одоевского «В гостях у дедушки Мороза»
Место урока в теме: изучение произведений о зиме « Снежок порхает, кружится»(2-й урок).
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель и ожидаемый результат: выявление особенностей характера персонажа в сказке В.Одоевского для создания положительного образа героя.
Задачи урока (деятельность учителя):
1.Актуализировать известные знания учащихся о герое литературного произведения.
2. Создать проблемную ситуацию и способствовать её разрешению учащимися.
3. Учить отбирать необходимую информацию для описания положительного образа Мороза.
4. Организовать самооценивание работы учащихся на уроке.
Оборудование к уроку: учебник Л.Ефросининой «Литературное чтение» 2 класс, рабочая тетрадь, дидактический материал, аудиозапись мелодии «Снежный сон ».
Этапы урока; задачи деятельности учащихся
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| Актуализация знаний (вспомнить изученное произведение).
| Французский писатель Экзюпери сказал, что улыбка сближает. Поделитесь своей улыбкой с нашими гостями. Я желаю всем в этот зимний морозный денёк хорошего настроения.
(На фоне музыки учитель читает стихи)
- На стекле мороз начертил узор.
Серебром нанёс белый пышный бор.
Чудится ли мне? Или снится сон?
Тает на лугу розовый рассвет,
И дрожит во мгле белый дым берёз…
Сказку на стекле начертил мороз.
- Какое литературное произведение вам напомнили эти строки?
|
Волшебную авторскую сказку В. Одоевского « В гостях у дедушки Мороза»
|
Личностные (мотивация к изучению нового материала)
Коммуникативные (монологические высказывания)
Познавательные (установление аналогии)
| Целеполагание.
Определение темы, цели, задач урока.
| -Какие только сказки о морозе не придуманы. У каждого автора своё представление о нём. Поработайте в паре и скажите, как его называли в сказках?
-Почему так по-разному его называют?
Это зависит от дел Мороза и отношения к герою. -Прочитайте на доске тему урока.
- Будем не только читать сказку, а постараемся ответить на вопрос какой Мороз Иванович: добрый или нет?
- Раскрыть тему нам поможет цель. Сформулируйте цель урока.
- Какие задачи мы должны решить на уроке, чтобы достигнуть этой цели?
| Работа в паре (Морозко, дедушка Мороз, Мороз – Трескун, Мороз Иванович, Мороз – Красный нос).
Высказывание детей.
Читают тему «Образ Мороза Ивановича в сказке В.Одоевского» Ответить на вопрос какой дедушка Мороз в сказке добрый или нет? задачи:
1.Описать внешний вид Мороза.
2. Раскрыть характер героя.
3. Рассказать о Делах Мороза.
| Коммуникативные(умение сотрудничать в паре )
Познавательные (логические) Коммуникативные (монологические высказывания) Личностные(действие нравственно-этического оценивания)
Коммуникативные (монологические высказывания)
Регулятивные (принятие цели, постановка задач урока)
| Открытие новых знаний Выявить главные черты характера героя и дать оценку его дел; развивать умения обобщать, делать простейшие выводы
Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
| - Кому сказка понравилась?
-Послушаем краткий пересказ и оценим
пересказ по критериям.
-Вспомним критерии, по которым мы оцениваем краткий пересказ.
Работаем по учебнику.
-Прочитайте первый абзац и выполните задание в тетради в парах. -Объясните, как будете выполнять его.
-Проверьте себя (эталон на доске).
- Как описывает автор Мороза Ивановича?
- Каким увидел его художник на иллюстрации?
- Опишите, как вы представляете его.
-К уроку вы рисовали рисунки. Я увидела, что Мороз разный и по внешнему облику, и по настроению.
- Какой можно сделать вывод?
- Какую задачу урока решили?
Вспомните цель урока.
-- Какую задачу будем выполнять?
- Узнаем характер Мороза. Работа по карточкам. Отметьте слова, которые подходят к описанию характера нашего героя. Докажите свой выбор.
- Как нужно строить работу в группе? - Обобщите, какой по характеру наш персонаж.
-Какие слова не взяли? Почему? - Оцените работу в группе.
Вспомним критерии, по которым мы оцениваем работу группы
-Какую задачу решили на уроке?
-Образ сказочного кудесника всегда был любим народом. Не зря его уважительно называют Морозом Ивановичем.
-А теперь литературная игра.
«Узнай, из какой сказки этот отрывок, кто автор».
-
-Какой Мороз Иванович в сказке?
- Мороза любят и взрослые, и дети. В Великом Устюге живёт этот добрый кудесник и ждёт в гости своих маленьких друзей, а под Новый год приходит к нам в дом с подарками.
- Составь синквейн и вырази своё отношение к сказочному персонажу.
Вспомните правила составления синквейна.
Прочитайте тексты.
- Какую задачу мы решили?
|
Пересказ детей. Называют критерии
Дети высказывают своё мнение о прослушанном тексте.
Работа в паре.
«Прочитаю отрывок из текста и впишу пропущенные выражения».
Ответы детей.
Дают словесный портрет Мороза. Иллюстративный ряд (рисунки детей)
Мороз Иванович - седой старый человек в тёплой шубе, улыбчивый, с добрыми глазами.
Работа в группе
Работать дружно, согласованно, высказать своё мнение, выслушать товарища, прийти к согласию.
Заботливый, ласковый, старательный, внимательный, умный, добросердечный.
Сердитый, суровый. Оценка по «волшебной линеечке».
Ответы детей.
5 детей читают классу отрывки из следующих произведений:
Э. Шим «Всем вам крышка»
Русская сказка «Дети деда Мороза»
В.Одоевский «Мороз Иванович»
М.Михайлов «Два Мороза»
Русская сказка «Морозко»
Ответы детей:
Милостивый, учит людей совершать добрые дела и поступки.
Работают в паре или индивидуально (по выбору) Читают тексты.
Ответы детей.
| Регулятивные
Познавательные (личностные)
Познавательные
Коммуникативные (умение договариваться и приходить к единому мнению)
Регулятивные (работа по инструкции, самоконтроль)
Познавательные(работа с информацией, логическое-описание)
Коммуникативные. Познавательные(информационные) Познавательные(умение обобщать)
Коммуникативные (построение монологических высказываний)
Регулятивные (удерживание цели, задач урока)
Коммуникативные (сотрудничество в группе)
Познавательные (отбор нужной информации) Познавательные (обобщение)
Личностные Познавательные (логические)
Регулятивные
(способность к самооценке на основе критерия успешности)знаково-символические
Регулятивные (удержание и понимание задач) Познавательные (логические, поиск информации)
Познавательные (логические: вывод)
Коммуникативные (умение участвовать в коллективном обсуждении) Познавательные (подведение под понятие)
| Рефлексия.
Формирование умения оценивать свою работу.
| - Можно ли сказать, что все задачи урока мы выполнили?
- Решение каких задач вызвало затруднение? Почему?
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Достиг ли урок цели?
-Какое значение для вас имеет наш урок? - Оцените себя, продолжив фразы:
-я узнал…
-я научился…
-я понял…
-я чувствовал…
| Да, так можно сказать. Ответы детей. Называют цель.
Урок цели достиг. Самооценка по «методике незаконченного предложения»
|
Регулятивные (удержание цели)
Регулятивное(внесение коррективов)
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности) Регулятивные
(осознание качества и уровня усвоения)
| Выбор домашнего задания
| Составить рассказ о Морозе Ивановиче в письменной или устной форме(по выбору).
|
|
|
Самоанализ урока литературного чтения Урок литературного чтения проводится во втором классе по УМК « Начальная школа 21века».
Тема урока: Образ Мороза в сказке В.Одоевского « В гостях у дедушки Мороза».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: выявление особенностей характера персонажа сказки для создания положительного образа героя.
Данный урок является вторым по работе над литературным произведением.
На уроке работала над формированием следующих УУД.
Личностные универсальные учебные действия: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. На этапах целеполагания и открытия новых знаний осуществлялось действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные универсальные учебные действия:
На этапе целеполагания обучающиеся выводят тему урока, ставят цель и определяют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно , и того, что ещё неизвестно учащимися.
Осуществляют планирование-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата через составление плана урока и выбор способа решения учебной задачи.
Контролируют свою деятельность через сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона ( самопроверка, проверка по образцу).
При выполнении задания по выбору формируется саморегуляция- способность к волевому усилию, т.е к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий(задание по выбору).
Познавательные учебные действия:
В урок включены общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
-поиск и выделение необходимой информации,
-структурирование заданий (выводы по этапам),
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
- постановка и формулирование проблемы.
Логические:
-анализ объектов с целью выделения признаков,
-синтез, как составление целого из частей,
-построение логических цепочек рассуждения,
- обобщение.
Коммуникативные учебные действия:
В урок была включена парная и групповая формы работы. Дети учатся вырабатывать общее мнение. Дети имеют навык работы в паре и группе.
-планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками через определение цели, способов взаимодействия,
-управление поведением партнёра через контроль, коррекцию, оценку его действий,
-умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями сотрудничества,
- владение монологической и диалогической формами речи.
Критерии самоанализа практической части реферата
(конспект урока, внеурочного занятия)
Критерий
| Балл
| Самооценка
| Диагностичность цели урока,
её конкретизация в задачах,
описание ожидаемого результата
| 1 б.
1 б.
1 б.
| 1
1
1
| Четкость этапов урока,
их соответствие задачам
| 0,5 б.
0,5 б.
| 0,5
0,5
| Реализация в уроке концептуальных особенностей УМК
| 1 б.
| 1
| Конспект отражает созданные учителем учебные ситуации, соответствующие структуре учебной деятельности
| 1 б.
| 1
| Учащиеся участвуют в постановке цели урока, планировании работы на уроке
| 1 б.
| 1
| На уроке ведется работа по формированию УУД, учитель правильно называет группы формируемых УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
|
0,5 б.
0,5 б.
0,5 б.
0,5 б.
|
0,5
0,5
0,5
0.5
| Урок формирует умения работы с информацией
| 1 б.
| 1
| Урок отражает логичное использование современного оборудования, в том числе цифрового
| 1 б.
| 1
| Содержание урока опирается на задания учебника /рабочей тетради,
учитель предлагает оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам урока
| 1 б. 1 б.
| 1 1
| В конспекте отражены разнообразные формы деятельности детей, включая работу в парах, группах.
| 1 б.
| 1
| Контрольно-оценочная деятельность на уроке предполагает активность школьника,
на различных этапах урока используются приемы обучения самоконтролю и самооценке
| 1 б. 1 б.
| 1 1
|
|